Рабочая программа элективного курса по химии 9 класс"Химия знакомая и незнакомая"
Рабочая программа элективного курса по химии 9 класс"Химия знакомая и незнакомая"
Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.
В настоящее время программы по химии для 9–11 классов очень перегружены теоретическим материалом, абстрактными понятиями, в них недостаточно внимания уделяется развитию практических навыков решения заданий на выбор правильных ответов из предложенных и расчетных задач. Предлагаемый курс дает возможность пополнить знания о химических явлениях, закономерностях и способах решения заданий и задач.
Программа предусматривает ознакомление учащихся, как с физическими, так и с химическими особенностями соединений разных классов. Способствует выработке умений решения тестовых заданий и расчетных задач, так как решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки.
При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе. Ребята учатся логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.
Элективный курс выполняет следующие функции:
позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми знаниями, что существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения;
позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии, включиться в учебно-познавательный процесс ученикам любого уровня обученности;
позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку по предмету;
позволяет школьникам подготовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ по химии.
Курс представляет собой единое целое, но состоит из модулей, которые реализуются на конкретных этапах изучения предмета. Такая структура дает возможность подключиться к изучению курса и пополнить свои знания на любом этапе, что расширяет возможность более гибкого использования учебного материала в процессе обучения.
Программа рассчитана на 17 (для 9, 11 классов) и 18 (для 10 класса) часов.
Предлагаемый элективный курс рассчитан как на учащихся 9, 10, 11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении, так и на тех учеников, которые проявляют определенный интерес к химии.w
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по химии 9 класс"Химия знакомая и незнакомая"»
МКОУ БУТУРЛИНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
«Рассмотрено»
на заседании МО учителей химии
______ Синельникова О.И.
Протокол №__ от
«__»____________2015 года
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_________Химичева В.А.
«__»____________2015 года
«Утверждаю»
Директор школы
_________Балакирева О.С..
Приказ №__ от
«__»____________2015 года
Рабочая программа
элективного курса
«Знакомая и
незнакомая химия»
ПО ПРЕДМЕТУ:ХИМИЯ
КЛАСС:9
УЧИТЕЛЬ:ЧЁРНАЯ ТАТЬЯНА МИТРОФАНОВНА, высшая квалификационная категория
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 17
БУТУРЛИНОВКА, 2015 ГОД
Пояснительная записка
Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей. В настоящее время программы по химии для 9–11 классов очень перегружены теоретическим материалом, абстрактными понятиями, в них недостаточно внимания уделяется развитию практических навыков решения заданий на выбор правильных ответов из предложенных и расчетных задач. Предлагаемый курс дает возможность пополнить знания о химических явлениях, закономерностях и способах решения заданий и задач.
Программа предусматривает ознакомление учащихся, как с физическими, так и с химическими особенностями соединений разных классов. Способствует выработке умений решения тестовых заданий и расчетных задач, так как решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки.
При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе. Ребята учатся логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.
Элективный курс выполняет следующие функции:
позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми знаниями, что существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения;
позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии, включиться в учебно-познавательный процесс ученикам любого уровня обученности;
позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку по предмету;
позволяет школьникам подготовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ по химии. Курс представляет собой единое целое, но состоит из модулей, которые реализуются на конкретных этапах изучения предмета. Такая структура дает возможность подключиться к изучению курса и пополнить свои знания на любом этапе, что расширяет возможность более гибкого использования учебного материала в процессе обучения. Программа рассчитана на 17 (для 9, 11 классов) и 18 (для 10 класса) часов.
Предлагаемый элективный курс рассчитан как на учащихся 9, 10, 11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении, так и на тех учеников, которые проявляют определенный интерес к химии.
Цель курса: расширение и углубление знаний по предмету; создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля дальнейшего обучения; формирование умений и навыков у учащихся по решению тестовых заданий, расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.
Задачи курса:
Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии необходимых для понимания научной картины мира
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде
Развитие у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
Способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы
Создание учащимся условий в подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Теоретической базой служит курс химии основной школы.
При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в КИМы ГИА и ЕГЭ.. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их осмыслению и решению проходят либо параллельно с изучаемым на уроках материалом, либо как повторение уже полученных знаний.
Большинство задач и упражнений взято из КИМов предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.
Формы контроля за уровнем достижений учащихся – тренинги, практикумы, самостоятельные работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения элективного предмета ученик должен:
Знать/понимать
Важнейшие химические понятия:вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;
Основные законы химии:закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
Классификацию и номенклатуру:неорганических и органических соединений;
Уметь
Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); роль химии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Содержание курса (9 класс)
Введение (1 час)
Основные химические понятия и расчетные формулы
// Понятие моль и основные формулы расчета количества вещества. Определение массовых отношений элементов в соединениях и установление на их основе формул. Определение молекулярной формулы вещества по массам продуктов сгорания и другим данным. Вычисления, связанные с практическим выходом продукта реакции. Расчеты, связанные с растворами веществ//
ПР: Решение стандартных заданий и задач
Глава 1. Основные классы неорганических соединений (4 часа)
// Классификация и номенклатура неорганических веществ. Двойные оксиды. Пероксиды. Современный подход к классификации оснований и кислот. Тривиальные названия неорганических соединений. Цвета соединений//
Химические свойства неорганических соединений разных классов
// Действие на индикаторы. Взаимодействие веществ разных классов друг с другом. Термический распад. Способы восстановления оксидов до простых веществ. Генетическая связь между различными классами соединений//
Практическая работа: «Решение тестовых заданий»
//Специфика заданий части А ГИА по химии. Решение по образцу ГИА А5-А12, В3, В4//
Практическая работа: «Составление уравнений химических реакций по заданному условию (по образцу ГИА, С3)»
//Особенности решения заданий С3. Решение по образцу//
Глава 2. Металлы (5 часов)
Общая характеристика металлов. Металлы в природе. Взаимосвязь физических свойств и строения кристаллической решетки
// Металлы в природе: руды чёрных, цветных, драгоценных металлов. Характерные металлические, физические и химические свойства, внутреннее строение металлов. Понятие активных и пассивных металлов. Польза и вред металлов для человека//
Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Сплавы
// Теоретическую основу ряда активности. Механизм коррозии металлов. Классификация коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Антикоррозийные покрытия. Сплавы//
Строение атома и химические свойства металлов. Особенности химической активности металлов главной и побочной подгрупп
// Большой атомный радиус и малое число электронов на внешнем слое. Двойственные свойства химических элементов, расположенные вблизи диагонали бор – астат. Восстановительная активность металлов в химических реакциях//
ПР: Составление электронных формул атомов металлов. Составление уравнений химических реакций
Практическая работа: «Решение заданий на установление соответствия (по образцу ГИА В1, В3)»
//Особенности решения заданий В1, В3. Решение по образцу//
Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений (по образцу ГИА С1)
//Особенности решения заданий С1//
ПР: Решение цепочек превращений по образцу
Глава 3. Неметаллы (4 часа)
Общая характеристика неметаллов. Неметаллы в природе. Виды химической связи
// Строение атомов неметаллов. Строения молекул неметаллов. Физические свойства неметаллов. Состав и свойства простых веществ – неметаллов. Электронная теория химической связи. Теория валентных связей. Способ образования химической связи (ковалентной, ионной, металлической)//
ПР: Решение заданий на установление типа химической связи в соеднении
Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов
// Практическая шкала электроотрицательности атомов. Неметаллы – окислители и восстановители. Взаимодействие с простыми и сложными веществами//
ПР: Решение заданий на составление уравнений химических реакций
«Кислоты от А до Я». Особенности химической активности галогенсодержащих кислот
// Формы существования и агрегатное состояние. Сильные и слабые кислоты. Взаимодействие с веществами разных классов: нормальные и специальные условия протекания реакций//
ПР: Решение заданий на составление уравнений химических реакций
«Кислоты от А до Я». Особенности химической активности азотной и концентрированной серной кислот
//Физические и физико-химические свойства. Химические свойства, проявляемые кислотами при взаимодействии с металлами и их соединениями, а также с некоторыми неметаллами и солями//
ПР: Решение заданий на составление уравнений химических реакций
Глава 4. Вопросы общей химии (2 часа)
Гидролиз веществ (по образцу ГИА В2)
// Механизм гидролиза соединений различных классов. Степень гидролиза. Константа гидролиза. Поведение солей различных типов в растворе. Специфика решения заданий В2//
ПР: Решение заданий на установление соответствия
Взаимосвязь веществ разных классов (по образцу ГИА С1, С3)
// Генетический ряд. Генетическая связь. Генетическая связь между неорганическими и органическими соединениями//
ПР: Решение задач и осуществление цепочек превращений
Итоговое занятие «Уже знакомая химия» (1 час)
Календарно - тематический план – 9 класс
Рассчитано:
1. На 17 часов из расчета – 0,5 час в неделю
2. Форма занятий – урочная
3. В планировании темы разбиты на подтемы, в каждой из которых выделены часы на теорию и практикум.
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
В том числе
Теория
Практикум
1
Введение. Основные химические понятия и расчетные формулы
1
0,5
0,5
Глава 1. Основные классы неорганических соединений.