kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса по химии 9 класс"Химия знакомая и незнакомая"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.
В настоящее время программы по химии для 9–11 классов очень перегружены теоретическим материалом, абстрактными понятиями, в них недостаточно внимания уделяется развитию практических навыков решения заданий на выбор правильных ответов из предложенных и расчетных задач. Предлагаемый курс дает возможность пополнить знания о химических явлениях, закономерностях и способах решения заданий и задач.

Программа предусматривает ознакомление учащихся, как с физическими, так и с химическими особенностями соединений разных классов. Способствует выработке умений решения тестовых заданий и расчетных задач, так как решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки.

При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе. Ребята учатся  логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала. 

Элективный курс выполняет следующие функции:

  • позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми знаниями, что существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения;
  • позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии, включиться в учебно-познавательный процесс ученикам любого уровня обученности;
  • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку по предмету;
  • позволяет школьникам подготовиться к сдаче ГИА  и ЕГЭ по химии.
    Курс представляет собой единое целое, но состоит из модулей, которые реализуются на конкретных этапах изучения предмета. Такая структура дает возможность подключиться к изучению курса и пополнить свои знания на любом этапе, что расширяет возможность более гибкого использования учебного материала в процессе обучения. 
       Программа рассчитана на 17 (для 9, 11 классов) и 18 (для 10 класса) часов.

Предлагаемый элективный курс рассчитан как на учащихся 9, 10, 11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении, так и на тех учеников, которые  проявляют определенный интерес к химии.w

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса по химии 9 класс"Химия знакомая и незнакомая"»



МКОУ БУТУРЛИНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4



«Рассмотрено»

на заседании МО учителей химии

______ Синельникова О.И.

Протокол №__ от

«__»____________2015 года

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_________Химичева В.А.


«__»____________2015 года


«Утверждаю»

Директор школы

_________Балакирева О.С..

Приказ №__ от

«__»____________2015 года






Рабочая программа

элективного курса

«Знакомая и

незнакомая химия»

ПО ПРЕДМЕТУ: ХИМИЯ

КЛАСС: 9

УЧИТЕЛЬ: ЧЁРНАЯ ТАТЬЯНА МИТРОФАНОВНА, высшая квалификационная категория

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 17









БУТУРЛИНОВКА, 2015 ГОД




Пояснительная записка

Химическое образование занимало и занимает одно из ведущих мест в системе общего образования, что определяется безусловной практической значимостью химии, ее возможностями в познании основных методов изучения природы, фундаментальных научных теорий и закономерностей.
В настоящее время программы по химии для 9–11 классов очень перегружены теоретическим материалом, абстрактными понятиями, в них недостаточно внимания уделяется развитию практических навыков решения заданий на выбор правильных ответов из предложенных и расчетных задач. Предлагаемый курс дает возможность пополнить знания о химических явлениях, закономерностях и способах решения заданий и задач.

Программа предусматривает ознакомление учащихся, как с физическими, так и с химическими особенностями соединений разных классов. Способствует выработке умений решения тестовых заданий и расчетных задач, так как решение расчетных задач занимает важное место в изучении основ химической науки.

При решении задач происходит более глубокое и полное усвоение учебного материала, вырабатываются навыки практического применения имеющихся знаний, развиваются способности к самостоятельной работе. Ребята учатся логически мыслить, использовать приемы анализа и синтеза, находить взаимосвязь между объектами и явлениями. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются трудолюбие, самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения ими учебного материала.

Элективный курс выполняет следующие функции:

  • позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми знаниями, что существенно расширяет кругозор учащихся, повышает воспитательный потенциал обучения;

  • позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности в области химии, включиться в учебно-познавательный процесс ученикам любого уровня обученности;

  • позволяет школьникам удовлетворить свои познавательные потребности и получить дополнительную подготовку по предмету;

  • позволяет школьникам подготовиться к сдаче ГИА и ЕГЭ по химии.
    Курс представляет собой единое целое, но состоит из модулей, которые реализуются на конкретных этапах изучения предмета. Такая структура дает возможность подключиться к изучению курса и пополнить свои знания на любом этапе, что расширяет возможность более гибкого использования учебного материала в процессе обучения. 
    Программа рассчитана на 17 (для 9, 11 классов) и 18 (для 10 класса) часов.

Предлагаемый элективный курс рассчитан как на учащихся 9, 10, 11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении, так и на тех учеников, которые проявляют определенный интерес к химии.

Цель курса:  расширение и углубление знаний по предмету; создание мотивационной основы для осознанного выбора профиля дальнейшего обучения; формирование умений и навыков у учащихся по решению тестовых заданий, расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.

Задачи курса:

  • Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии необходимых для понимания научной картины мира

  • Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ

  • Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями

  • Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде

  • Развитие у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;

  • Способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе  совместной работы

  • Создание учащимся условий в подготовке к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Теоретической базой служит курс химии основной школы.

При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются совсем, но входят в КИМы ГИА и ЕГЭ.. Задачи и упражнения подобраны, так что занятия по их осмыслению и решению проходят либо параллельно с изучаемым на уроках материалом, либо как повторение уже полученных знаний.

Большинство задач и упражнений взято из КИМов предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ.

Формы контроля за уровнем достижений учащихся – тренинги, практикумы, самостоятельные работы.


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения элективного предмета ученик должен:

Знать/понимать

Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия;

Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике; 

Классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений;

Уметь

Называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре; определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений; характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); роль химии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.



















Содержание курса (9 класс)

Введение (1 час)

Основные химические понятия и расчетные формулы

// Понятие моль и основные формулы расчета количества вещества. Определение массовых отношений элементов в соединениях и установление на их основе формул. Определение молекулярной формулы вещества по массам продуктов сгорания и другим данным. Вычисления, связанные с практическим выходом продукта реакции. Расчеты, связанные с растворами веществ//

ПР: Решение стандартных заданий и задач


Глава 1. Основные классы неорганических соединений (4 часа)

Оксиды, основания, кислоты, соли. Классификация, номенклатура. «Цветовая палитра»

// Классификация и номенклатура неорганических веществ. Двойные оксиды. Пероксиды. Современный подход к классификации оснований и кислот. Тривиальные названия неорганических соединений. Цвета соединений//


Химические свойства неорганических соединений разных классов

// Действие на индикаторы. Взаимодействие веществ разных классов друг с другом. Термический распад. Способы восстановления оксидов до простых веществ. Генетическая связь между различными классами соединений//


Практическая работа: «Решение тестовых заданий»

//Специфика заданий части А ГИА по химии. Решение по образцу ГИА А5-А12, В3, В4//


Практическая работа: «Составление уравнений химических реакций по заданному условию (по образцу ГИА, С3)»

//Особенности решения заданий С3. Решение по образцу//


Глава 2. Металлы (5 часов)

Общая характеристика металлов. Металлы в природе. Взаимосвязь физических свойств и строения кристаллической решетки

// Металлы в природе: руды чёрных, цветных, драгоценных металлов. Характерные металлические, физические и химические свойства, внутреннее строение металлов. Понятие активных и пассивных металлов. Польза и вред металлов для человека//


Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Сплавы

// Теоретическую основу ряда активности. Механизм коррозии металлов. Классификация коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Антикоррозийные покрытия. Сплавы//


Строение атома и химические свойства металлов. Особенности химической активности металлов главной и побочной подгрупп

// Большой атомный радиус и малое число электронов на внешнем слое. Двойственные свойства химических элементов, расположенные вблизи диагонали бор – астат. Восстановительная активность металлов в химических реакциях//

ПР: Составление электронных формул атомов металлов. Составление уравнений химических реакций


Практическая работа: «Решение заданий на установление соответствия (по образцу ГИА В1, В3)»

//Особенности решения заданий В1, В3. Решение по образцу//


Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений (по образцу ГИА С1)

//Особенности решения заданий С1//

ПР: Решение цепочек превращений по образцу


Глава 3. Неметаллы (4 часа)

Общая характеристика неметаллов. Неметаллы в природе. Виды химической связи

// Строение атомов неметаллов. Строения молекул неметаллов. Физические свойства неметаллов. Состав и свойства простых веществ – неметаллов. Электронная теория химической связи. Теория валентных связей. Способ образования химической связи (ковалентной, ионной, металлической)//

ПР: Решение заданий на установление типа химической связи в соеднении


Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов

// Практическая шкала электроотрицательности атомов. Неметаллы – окислители и восстановители. Взаимодействие с простыми и сложными веществами//

ПР: Решение заданий на составление уравнений химических реакций


«Кислоты от А до Я». Особенности химической активности галогенсодержащих кислот

// Формы существования и агрегатное состояние. Сильные и слабые кислоты. Взаимодействие с веществами разных классов: нормальные и специальные условия протекания реакций//

ПР: Решение заданий на составление уравнений химических реакций


«Кислоты от А до Я». Особенности химической активности азотной и концентрированной серной кислот

//Физические и физико-химические свойства. Химические свойства, проявляемые кислотами при взаимодействии с металлами и их соединениями, а также с некоторыми неметаллами и солями//

ПР: Решение заданий на составление уравнений химических реакций


Глава 4. Вопросы общей химии (2 часа)

Гидролиз веществ (по образцу ГИА В2)

// Механизм гидролиза соединений различных классов. Степень гидролиза. Константа гидролиза. Поведение солей различных типов в растворе. Специфика решения заданий В2//

ПР: Решение заданий на установление соответствия


Взаимосвязь веществ разных классов (по образцу ГИА С1, С3)

// Генетический ряд. Генетическая связь. Генетическая связь между неорганическими и органическими соединениями//

ПР: Решение задач и осуществление цепочек превращений


Итоговое занятие «Уже знакомая химия» (1 час)























Календарно - тематический план – 9 класс

Рассчитано:


1. На 17 часов из расчета – 0,5 час в неделю

2. Форма занятий – урочная

3. В планировании темы разбиты на подтемы, в каждой из которых выделены часы на теорию и практикум.


п/п

Тема занятия

Количество часов

В том числе


Теория


Практикум

1

Введение. Основные химические понятия и расчетные формулы

1

0,5

0,5


Глава 1. Основные классы неорганических соединений.

4

2

2

2

Оксиды, основания, кислоты, соли. Классификация, номенклатура. «Цветовая палитра»

1

1

-

3

Химические свойства неорганических соединений разных классов

1

1

-

4

Практическая работа: «Решение тестовых заданий»

1

-

1

5

Практическая работа: «Составление уравнений химических реакций по заданному условию (по образцу ГИА, С3)»

1

-

1

Глава 2. Металлы.

5

2

3

6

Общая характеристика металлов. Металлы в природе. Взаимосвязь физических свойств и строения кристаллической решетки

1

1

-

7

Электрохимический ряд напряжений металлов. Коррозия металлов. Сплавы

1

1

-

8

Строение атома и химические свойства металлов. Особенности химической активности металлов главной и побочной подгрупп

1

-

1

9

Практическая работа: «Решение заданий на установление соответствия (по образцу ГИА В1, В3)»

1

-

1

10

Реакции ОВР с участием металлов и их соединений. Цепочки превращений (по образцу ГИА С1)

1

-

1


Глава 3. Неметаллы

4

2

2

11

Общая характеристика неметаллов. Неметаллы в природе. Виды химической связи

1

0,5

0,5

12

Ряд электроотрицательности неметаллов. Химические свойства неметаллов

1

0,5

0,5

13

«Кислоты от А до Я». Особенности химической активности галогенсодержащих кислот

1

0,5

0,5

14

«Кислоты от А до Я». Особенности химической активности азотной и концентрированной серной кислот

1

0,5

0,5

Глава 4. Вопросы общей химии

2

1

1

15

Гидролиз веществ (по образцу ГИА В2)

1

0,5

0,5

16

Взаимосвязь веществ разных классов (по образцу ГИА С1, С3)

1

0,5

0,5

17

Итоговое занятие «Уже знакомая химия»

1

-

1





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


1. О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин «Химия 10» ООО Дрофа 2000; 2005.

2. А.А.Цветков «Органическая химия 10-11» Владос 1989.

3. О.С.Габриелян И.Г.Остроумов «Настольная книга учителя химии 10 кл.» М Блик и К 2001.

4. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Химия» методическое пособие М., Дрофа, 2006.

5. Иванова Р.Г., Каверина Н.А., Корощенко А.С. «Вопросы, упражнения и задания по химии 10-11» М., Просвещение, 2004.

6. О.С.Габриелян, С.Ю.Пономарева, Карцева «Органическая химия: задачи и упражнения» М., Просвещение, 2006.

7. Р.И.Иванова, А.А.Каверина, А.С.Корощенко «Контроль знаний учащихся по химии 10-11 класса» М., Дрофа, 2006.

8. Н.С.Павлова «Дидактические карточки-задания по химии» 10 класс М., Экзамен 2006.

9. Новошинский Н.Н. «Типы химических задач и способы их решения» М. «Оникс 21 век» 2005.

10. Гаврилова Л.И. «Органическая химия 10 кл.» Саратов «Лицей», 1999.

11.В.А.Болотов, «ЕГЭ химия 2005-2009» М., Просвещение, 2009.

12.А.А.Каверина и др., «Учебно – тренировочные материалы для подготовки      к ЕГЭ» М.,  Интеллект - Центр, 2005.

13.Материалы ЕГЭ 2002 – 2010 года.

14.Р.А.Лидин, В.Б.Маргулис, Н.Н.Потапова «Химия для школьников и абитуриентов. Химические задачи с решениями» М., «Просвещение» 2004

14.А.С.Корощенко, М.Г.Снастина « Реальные варианты ЕГЭ 2008 – 2009».

М.:АСТ: Астрель, 2007. ФИПИ.


Интернет-ресурсы:

http://www.chem-astu.ru/chair/study/genchem/index.html

http://bril2002.narod.ru/chemistry.html

http://www.chemel.ru/ 

http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Uroki-himii_8kl/index.html

http://chem-inf.narod.ru/inorg/element.html

 
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа элективного курса по химии 9 класс"Химия знакомая и незнакомая"

Автор: Чёрная Татьяна Митрофановна

Дата: 04.11.2015

Номер свидетельства: 248019


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства