Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 11 класс. УМК Рудзитис. ФГОС.»
МКОУ Пуреховская СШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ХИМИИ
для 11 класса
на 2019-2020 учебный год
Составитель: учитель химии
Шинина Татьяна Борисовна
С.Пурех
2019 год
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана на основе Примерных программ основного общего образования по химии (базовый уровень), соответствующих федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (базовый уровень). Использована авторская программа среднего общего образования по химии для базового изучения химии в XI классе по учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.
Программа рассчитана на 34 часа .
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятий, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и к окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика учебного предмета
Общая характеристика учебного предмета, его место в системе наук.
Предмет «Химия» входит в образовательную область «Естествознание».
Школьный курс химии - один из основных компонентов естественно - научного образования. Он вносит существенный вклад в решение задач общего образования, обеспечивая формирование у учащихся естественно - научной картины мира, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, привитие ценностных ориентаций, подготовку к жизни в условиях современного общества. Руководствуясь общими целями и задачами школы, изучение химии вносит свой вклад в обогащение знаний учащихся, в их умственное развитие, в политехническую подготовку к труду, выработку жизненных позиций. Химия не только познаёт законы природы и тем самым, наряду с другими науками, объясняет мир. Она вооружает человека знаниями для его производственной деятельности, позволяет в промышленных масштабах осуществлять химические процессы в целях получения нужных веществ и материалов. Без раскрытия этой второй, действенной стороны химии, не могут быть правильно восприняты основы современной науки. Уяснение роли химии как одной из производительных сил общества, как важного фактора научно – технического прогресса вносит значительный вклад в экономическую и политехническую подготовку учащихся.
Основные особенности рабочей программы.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа для 11 класса:
Для итогового повторения и успешной подготовки к экзамену по химии, организуется повторение всех тем, изученных на старшей ступени.
Применение лекционно-семинарского метода и модульного обучения позволяют учителю изложить учебный материал и высвободить тем самым время для более эффективного повторения вопросов теории и решения задач на последующих уроках в пределах отведенного учебного времени. Такая форма организации занятий позволяет усилить практическую и прикладную направленность преподавания, активнее приобщать учащихся к работе с учебником и другими учебными пособиями, обеспечив в результате более высокий уровень подготовки школьников по химии
Цели и задачи учебного курса.
Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
МЕСТО КУРСА ХИМИИ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В учебном плане на изучение химии в 11 классе отводится 1 учебный час в неделю); всего 34 учебных занятий.
Требования к уровню подготовки обучающихся на ступени среднего (полного) образования
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (4часа)
Атом. Химический элемент. Изотопы. Простые и сложные вещества.
Закон сохранения массы веществ, закон сохранения и превращения энергии при химических реакциях, закон постоянства состава. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Атомные орбитали, s-, p-, d-, f-электроны. Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов. Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов.
Валентность и валентные возможности атомов. Периодическое изменение валентности и размеров атомов.
Расчетные задачи. Вычисление массы, объема или количества вещества по известной массе, объему или количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получившихся в результате реакции веществ.
Тема 2. Строение вещества (2 часа)
Химическая связь. Виды и механизмы образования химической связи.
Типы кристаллических решеток и свойства веществ. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Демонстрации. Модели ионных, атомных, молекулярных и металлических кристаллических решеток. Эффект Тиндаля. Модели молекул изомеров, гомологов.
.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если для его получения дан раствор с определенной массовой долей исходного вещества.
Тема 3. Химические реакции (4 часа)
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Энергия активации. Катализ и катализаторы. Обратимость реакций. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип ЛеШателье. Производство серной кислоты контактным способом.
Демонстрации. Зависимость скорости реакции от концентрации и температуры. Разложение пероксида водорода в присутствии катализатора. Определение среды раствора с помощью универсального индикатора.
Лабораторные опыты. Проведение реакций ионного обмена для характеристики свойств электролитов.
Практическая работа. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
Расчетные задачи. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 4.Растворы (6 часов)
Дисперсные системы. Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная концентрация. Коллоидные растворы. Золи, гели.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Ионное произведение воды. Водородный показатель (pH) раствора.
Гидролиз органических и неорганических соединений.
Практическая работа. Приготовление раствора с заданной молярной концентрацией
Тема 5.Электрохимические реакции (3 часа)
Химические источники тока. Ряд стандартных электродных потенциалов. Электролиз растворов и расплавов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии.
Тема 6. Металлы (5часов)
Положение металлов в периодической системе химических элементов. Общие свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов.
Обзор металлов главных подгрупп (А-групп) периодической системы химических элементов.
Обзор металлов главных подгрупп (Б-групп) периодической системы химических элементов (медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина).
Сплавы металлов.
Оксиды и гидроксиды металлов.
Демонстрации. Ознакомление с образцами металлов и их соединений. Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. Взаимодействие меди с кислородом и серой. Электролиз раствора хлорида меди (II). Опыты по коррозии металлов и защите от нее.
Лабораторные опыты.Взаимодействие цинка и железа с растворами кислот и щелочей. Знакомство с образцами металлов и их рудами (работа с коллекциями).
Расчетные задачи.Расчеты по химическим уравнениям, связанные с массовой долей выхода продукта реакции от теоретически возможного
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Металл».
Тема 7. Неметаллы (5 часов)
Обзор свойств неметаллов. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Оксиды неметаллов и кислородосодержащие кислоты. Водородные соединения неметаллов.
Демонстрации.Образцы неметаллов. Образцы оксидов неметаллов и кислородсодержащих кислот. Горение серы, фосфора, железа, магния в кислороде.
Лабораторные опыты. Знакомство с образцами неметаллов и их природными соединениями (работа с коллекциями). Распознавание хлоридов, сульфатов, карбонатов.
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы».
Тема 8. Химия и жизнь. (3ч.)
Химия в промышленности. Принципы химического производства. Химико-технологические принципы промышленного получения металлов. Производство чугуна. Производство стали.
Химия в быту.Химическая промышленность и окружающая среда.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ раздела и тем
Наименование разделов и тем
Учебные часы
Контрольные работы
Практическая часть
лабораторные опыты
практические работы
Важнейшие химические понятия и законы
4
-
-
-
Строение вещества
2
-
-
-
Химические реакции
4
-
2
-
Растворы
6
1
1
-
Электрохимические реакции
3
-
Металлы
5
-
1
1
Неметаллы
5
1
2
1
Химия и жизнь
3
-
-
-
Итого:
34
2
6
2
Список литературы
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. Основы общей химии. 11 класс. – М.: Просвещение, 2016
Гара Н.Н. Химия. Программы общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
Брейгер Л.М., Баженова А.Е., Химия 8-11 классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Волгоград, Учитель, 2009
Хомченко И.Г.Сборник задач и упражнений по химии.
Тематическое планирование учебного материала по химии
для изучения предмета по УМК Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана 11 класс
(1 час в неделю - 34 часа)
№ урока
Тема урока
Элементы содержания
Требования к уровню подготовки
Оборудование
Формы и методы
Дом.
задание
сроки
Тема 1. Важнейшие химические понятия и законы (4 часа)
Атом. Химический элемент. Изотопы.
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы.
Состав атомных ядер
Знать основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, изотопы; уметь определять заряд иона
Периодическая система
Индивидуальная, фронтальная, работа, работа с учебником,
Словесный, наглядный, частично-поисковый.
Первичный контроль знаний
§1,с.6.в.2-3
Подготовиться к контр.раб.
сентябрь
Закон сохранения массы и энергии в химии
Закон сохранения массы веществ. Закон сохранения и превращения. Дефект массы
Уметь применять закон сохранения массы вещества
Периодическая система
Индивидуальная, фронтальная, работа, работа с учебником,
Словесный, наглядный, частично-поисковый.
§2,с.9.№2-4
Периодический закон. Распределение электронов в атомах элементов малых и больших периодов.
Структура П.С. главные и побочные подгруппы, малые и большие периоды. Орбиталь, s-, p-, d-орбитали, энергетические подуровни, спин, спаривание электронов
Знать основные химические понятия: переходные элементы.
Уметь определять максимальное число электронов на уровне (слое) по формуле, характеризовать порядок заполнения электронами подуровней в атомах химических элементов с №1 по №38, записывать их электронные формулы и графические схемы.
Уметь давать характеристику химических элементов по положению в периодической системе и строению атома.
Периодическая система
Индивидуальная, фронтальная, работа, работа с учебником,
Словесный, наглядный, частично-поисковый.
Первичный контроль знаний
§3-5
Валентность и валентные возможности атомов
Валентные возможности. Свободные орбитали, Изменения атомного радиуса, числа энергетических уровней, числа валентных электронов в периодах и группах ПСХЭ
Знать валентные возможности атомов элементов 2 малого периода, уметь объяснять причину их высшей валентности (IV).
Уметь определять валентность элементов при образовании хим. связи по донорно-акцепторному и обменному механизму. Уметь составлять графические схемы строения внешних электронных слоёв атомов, показывающие валентные возможности некоторых атомов хим. элементов в возбуждённом и невозбуждённом состоянии Уметь характеризовать изменение радиусов атомов хим. элементов по группам и периодам, объяснять причины этих изменений, их влияние на валентность и о-в свойства атомов.
Периодическая система
Словесный, наглядный, частично-поисковый.
Первичный контроль
§6
С.31
№4-7
Тема 2. Строение вещества (2 часа)
Основные виды химической связи.
Ковалентная связь, её
разновидности и
механизм образования
Знать определение хим. связи, виды хим. связи, механизмы их образования.
Уметь определять вид хим. связи в простых и сложных веществах, составлять схемы образования веществ с различными видами связи
Уметь объяснять механизм образования донорно-акцепторной, ковалентной связи, особенности водородной связи.
Периодическая система.
Презентация
Словесный, наглядный, частично-поисковый.
§7-8
октябрь
Строение кристаллов. Кристаллические решетки.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.. Кристаллические и аморфные вещества.
Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая). Закономерность свойств веществ от типов кристаллической решетки.
Знать различные формы молекул, определение веществ постоянного и переменного состава, различные виды кристаллических решёток.
Презентация.
Образцы веществ с различной кристаллической решеткой
§10-11,с. 48 №5
Тема 3. Химические реакции (4 часа)
Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции
ОВР.
Иметь представление о хим-ой форме движения материи.
Знать сущность хим-й реакции, закон сохранения массы и энергии, его значение.
Знать признаки классификации хим-х реакций.
Уметь классифицировать предложенные хим-е реакции или самим приводить примеры на разные типы реакций
Периодическая система
§12,с 52-55
Тепловой эффект химических реакций
Экзо- и эндотермические реакции.
§12,с 55-56 № 4,,
8-10
Скорость химических реакций Катализ
Скорость химических реакций. Активированный комплекс. Закон действующих масс.
Уметь объяснять механизмы реакций на примере орг-х и неорган-х веществ.
Уметь решать задачи на тепловой эффект.
Знать понятие скорости для гомогенной и гетерогенной реакций.
Знать факторы, влияющие на скорость реакции (природа реагирующих веществ, концентрация, площадь соприкосновения, температура)
Уметь объяснять действие каждого фактора, влияющего на скорость реакции на примерах.
Презентация
§13,тесты
ноябрь
Химическое равновесие и способы его смещения
Химическое равновесие. Принцип Ле Шателье
§15,с.73,№3,задачи
Тема 4. Растворы (6 часов)
Дисперсные системы и растворы. Способы выражения концентрации растворов. Решение задач по теме «Растворы»
Дисперсные системы.Растворы. Грубодисперсные системы. Коллоидные растворы.Аэрозоли.
Знать понятие «дисперсная система»
Уметь характеризовать свойства различных видов дисперсных систем, указывать причину коагуляции коллоидов и значение этого явления.
Уметь объяснить принцип работы гальванического элемента. Знать, как устроен стандартный водородный электрод. Уметь пользоваться рядом стандартных водородных потенциалов.
Уметь предсказать свойства сплава, зная его состав
Коллекция сплавов
§33,с.154№5-6
Оксиды и гидроксиды металлов
Оксиды.Гидроксиды.
Знать важнейшие степени окисления меди, железа, хрома в их соединениях (оксидах, гидроксидах, кислотах
Периодическая система
§34,с.160№5,§35 прочитать
март
ПР/Р №1 Решение экспериментальных задач
Реактивы согласно инструкции
Тема 7. «Неметаллы» (5 часов)
Обзор неметаллов. Свойства и применение важнейших неметаллов
Неметаллы и их физические свойства. Строение атомов неметаллов.
Уметь давать характеристику хим. элементов неметаллов по положению в периодической системе и строению атомов
Периодическая система
Индивидуальная, фронтальная, работа, работа с учебником,
Словесный, наглядный, частично-поисковый.
Первичный контроль знаний
§36-37,с.165№2
Общая характеристика оксидов неметаллов и кислородосодержащих кислот
Знать классификацию оксидов, их состав, строение, свойства, применение.
Уметь составлять формулы оксидов хим. элементов – неметаллов I—IV периодов периодической системы, определять в них тип связи, тип кристаллической решётки, предсказать исходя из этого физические и химические свойства оксидов.
Уметь записывать уравнения реакций, доказывающие хим. свойства оксидов неметаллов в молекулярном, ионном и окислительно-восстановительном виде.
Периодическая система
Индивидуальная, фронтальная, работа, работа с учебником,
Словесный, наглядный, частично-поисковый.
Первичный контроль знаний
§38,с.179№6
апрель
Окислительные свойства азотной и серной кислот. Водородные соединения неметаллов
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов химических соединений.
Уметь составлять уравнения реакций, характеризующих окислительные свойства азотной и серной кислот
Азотная и серная кислоты.
Металлы
Индивидуальная, фронтальная, работа, работа с учебником,
Словесный, наглядный, частично-поисковый.
§39,с.183№4
ПР/Р №2 Получение собирание и распознавание газов
Реактивы согласно инструкции
Генетическая связь неорганических и органических веществ.
Обобщение
Уметь доказывать взаимосвязь неорганических и органических соединений, составлять уравнения химических реакций
Индивидуальная, фронтальная, работа, работа с учебником,
Словесный, наглядный, частично-поисковый.
§41,с.189-В, тесты, параграф 42
Контрольная работа № 2
Периодическая система.
Таблица растворимости
Итоговый контроль знаний по теме, индивидуальная работа
май
Тема 8. Химия и жизнь ( 3 часа)
Химия в промышленности. Принципы промышленного производства
Химическая промышленность.Химическая технология.
Уметь объяснить научные принципы производства на примере производства серной кислоты.
Критерии оценки теоретических знаний.
Индивидуальная, фронтальная, работа, работа с учебником,
Словесный, наглядный, частично-поисковый.
§43,с.198№6,7
Химико-технологические принципы промышленного получения металлов.Производство чугуна и стали.