Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 10 класс. УМК Рудзитис. ФГОС.»
МКОУ Пуреховская СШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ХИМИИ
для 10 класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель: учитель химии
Шинина Татьяна Борисовна
С.Пурех
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи учебного курса:
Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях и фактах химической науки для понимания научной картины мира;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в общечеловеческую культуру (создание новых технологий, веществ и материалов, обусловливающих прогрессивное развитие мирового сообщества); сложных и противоречивых путей возникновения и развития идей, теорий и концепций современной химической науки;
Воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент для преобразования природы, что безопасное применение химии возможно только в обществе с устойчивыми нравственными категориями;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения химических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ
Применение полученных знаний и умений для объяснения явлений природы, свойств вещества, для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и охраны окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.
Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Закон РФ «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014г. №253 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Примерная программа курса по химии для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобразования и науки РФ.
Учебный план школы на 2014-2015 учебный год.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень). Рабочая программа составлена на основе «Программы общеобразовательных учреждений. Химия 10-11 классы. Базовый уровень» Н.Н.Гара. М.: Просвещение, 2011 год.
Программа соответствует требованиям образовательного стандарта по предмету 2004г.
Определение места и роли учебного курса
Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и в повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
В курсе 10 класса изучается органическая химия, теоретическую основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп, а также генетических связей между классами органических соединений.
В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека.
Формы организации образовательного процесса.
Традиционные уроки, уроки с использованием элементов развивающего, проблемного, интегрированного, модульного обучения,уроки сприменением ИКТ,уроки-лекции, уроки-семинары, работа с тестами, эвристическая беседа, практикум по решению задач, лабораторный практикум.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электро-отрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; основные законы химии:сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений; важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре; определятьвалентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризоватьэлементы малых периодов по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; объяснятьзависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; выполнятьхимический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, интернет-ресурсов); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни с целью: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п.п
Наименование тем
В том числе
Формы контроля
Всего
Контрольные работы
Практические работы
Лабораторные опыты
1
Тема 1. Теоретические основы органической химии
3
-
-
-
Самостоятельная работа (тест)
2
Тема 2.Предельные углеводороды
(алканы)
3
-
-
1
Самостоятельная работа (тест)
3
Тема 3. Непредельные углеводороды
4
-
1
-
Практическая работа № 1
4
Тема 4. Ароматические углеводороды
2
-
-
-
Самостоятельная работа (тест)
5
Тема 5. Природные источники углеводородов
3
1
-
-
Контрольная работа № 1
6
Тема 6. Спирты и фенолы
4
-
-
-
Самостоятельная работа (тест)
7
Тема 7. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты
4
-
1
-
Практические работы № 2
8
Тема 8. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы
4
-
1
2
Практическая работа № 3
9
Тема 9. Амины и аминокислоты
2
-
-
-
Самостоятельная работа (тест)
10
Тема 10. Белки
2
-
-
-
Самостоятельная работа (тест)
11
Тема 11. Синтетические полимеры
4
1
-
-
Контрольная работа №2
Итого
35
2
3
3
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Теоретические основы органической химии
Строение атомов. Типы химической связи. Электронная плотность и механизм ее образования. Предмет органической химии. Взаимосвязь органических и неорганических веществ. Особенности органических веществ и реакций. Основные положения теории химического строения А.М. Бутлерова. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулах. Зависимость свойств веществ от их химического строения. Изомерия. Гибридизация атомов углерода в органических веществах, ее виды. Характеристика ковалентных связей в органических веществах по способу перекрывания электронных орбиталей. Гомолитический и гетеролитический разрыв ковалентных связей.
Тема 2. Предельные углеводороды
Электронное и пространственное строение алканов на примерах метана, этана и пропана.. Sp3-гибридизация электронных орбиталей атома углерода. Гомологический ряд алканов. Номенклатура алканов нормального и разветвленного строения. Изомерия углеродного скелета.
Физические свойства алканов и их зависимость от молекулярной массы и строения. Химические свойства алканов: галогенирование, нитрование, горение, термические превращения (разложение, крекинг, дегидрирование, изомеризация, ароматизация). Конверсия метана. Механизм реакций замещения. Избирательный характер реакций замещения. Каталитическое окисление метана кислородом воздуха. Нахождение в природе, получение и применение алканов.
Тема 3. Непредельные углеводороды
Электронное и пространственное строение алкенов. Гомологический ряд, номенклатура и изомерия алкенов. Закономерности изменения физических свойств алкенов. Химические свойства: реакции присоединения, окисления, полимеризации. Механизм реакций присоединения. Правило В.В.Марковникова и отклонения от него. Промышленные и лабораторные методы получения алкенов. Реакции элиминирования (отщепления). Основные области применения алкенов.
Понятие о диеновых углеводородах. Электронное строение бутадиена-1,3. Получение и химические свойства. Натуральный и синтетический каучуки. Реакция вулканизации каучука. Резина. Применение каучука и резины.
Электронное и пространственное строение, гомологический ряд, номенклатура, изомерия алкинов. Физические и химические свойства. Особенности реакций присоединения алкинов. Кислотные свойства алкинов. Применение и получение алкинов.
Практическая работа № 1 «Получение этилена и опыты с ним»
Тема 4. Ароматические углеводороды
Циклоалканы: номенклатура, изомерия. Пространственное строение молекул циклоалканов. Физические, химические свойства, получение и нахождение в природе циклоалканов.
Понятие об ароматических углеводородах. Электронное строение бензола. Бензол и его гомологи: номенклатура, получение, свойства. Механизм реакции электрофильного замещения. Сравнение строения и свойств бензола и толуола. Токсичность аренов. Взаимосвязь предельных, непредельных, ароматических углеводородов. Генетическая связь гомологических рядов.
Тема 5. Природные источники углеводородов
Углеводороды в природе. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение как источника энергии и химического сырья. Нефть, ее состав и свойства. Продукты фракционной перегонки нефти. Крекинг и риформинг нефтепродуктов. Октановое число бензинов. Охрана окружающей среды при нефтепереработке и транспортировке нефтепродуктов. Каменный уголь. Коксование каменного угля и применение продуктов коксохимического производства.
Контрольная работа № 1 «Углеводороды»
Тема 6. Спирты и фенолы
Понятие о функциональных группах. Классификация спиртов. Номенклатура, изомерия и строение предельных одноатомных спиртов. Водородная связь между молекулами и ее влияние на физические свойства спиртов. Химические свойства спиртов: реакции замещения щелочных металлов, дегидратация, окисление, этерификация. Качественная реакция на спирты. Получение и применение спиртов. Физиологическое действие на организм человека. Простые эфиры: строение, получение, свойства.
Многоатомные спирты: этиленгликоль и глицерин: особенности химических свойств и практическое использование. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Строение фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола. Физические и химические свойства фенола. Качественная реакция на фенол. Промышленное использование фенола. Действие на живые организмы. Охрана окружающей среды от промышленных отходов, содержащих фенол. Генетическая связь углеводородов и спиртов.
Тема 7. Альдегиды, кетоны и карбоновые кислоты
Гомологический ряд, номенклатура, изомерия альдегидов. Электронное строение карбонильной группы. Физические и химические свойства: реакции присоединения, окисления, полимеризации, замещения. Получение и применение ацетальдегида и формальдегида. Качественные реакции на альдегиды. Реакции поликонденсации. Получение фенолформальдегидных пластмасс. Действие альдегидов на живые организмы.
Кетоны: номенклатура, изомерия, строение. Особенности реакции окисления. Ацетон, его получение и промышленное использование.
Карбоновые кислоты и их производные. Классификация карбоновых кислот. Электронное строение карбоксильной группы. Гомологический ряд, номенклатура, строение, получение и свойства предельных одноосновных карбоновых кислот. Природные карбоновые кислоты.
Особенности строения и свойств муравьиной кислоты. Получение и применение муравьиной и уксусной кислот. Двухосновные, непредельные и ароматические кислоты. Сравнение свойств органических и неорганических кислот.
Понятие о строении, номенклатуре, получении сложных эфиров. Реакция этерификации. Гидролиз, горение, восстановление сложных эфиров. Примеры сложных эфиров, их физические свойства. Распространение в природе и применение.
Жиры – представители сложных эфиров. Состав, строение, номенклатура. Жиры в природе, их свойства. Гидролиз и гидрирование жиров в промышленности. Превращения жиров в организме. Пищевая ценность жиров и продуктов на их основе.
Мыла – соли высших карбоновых кислот. Моющие свойства мыл. Синтетические моющие средства (СМС): состав, особенности свойств. Защита природы от загрязнения СМС.
Классификация углеводов. Строение молекулы глюкозы. Физические и химические свойства глюкозы. Реакции с участием карбонильной и гидроксильной групп. Реакции брожения, их роль в энергетическом обмене живых организмов. Природные источники и способы получения глюкозы, ее биологическая роль. Фруктоза как изомер глюкозы. Состав, строение, нахождение в природе, биологическая роль. Сахароза. Применение дисахаридов. Важнейшие природные биополимеры: крахмал, целлюлоза. Сравнительная характеристика строения, свойств, получения, нахождения в природе и биологической роли крахмала и целлюлозы. Гликоген: роль в организме человека и животных. Значение углеводов для живых организмов.
Предельные амины. Состав, номенклатура и изомерия аминов. Строение аминогруппы. Физические и химические свойства. Амины как органические основания, взаимодействие с водой и кислотами. Горение аминов. Получение и применение.
Анилин – представитель ароматических аминов. Строение молекулы, причины ослабления основных свойств в сравнении с аминами предельного ряда. Получение анилина из нитробензола (реакция Зинина), физические и химические свойства. Области его применения.
Аминокислоты. Номенклатура, изомерия, получение и физические свойства. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Синтез пептидов, их строение. Пептидная связь. Биологическое значение ά-аминокислот (заменимые и незаменимые кислоты). Области применения аминокислот.
Нуклеиновые кислоты. Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. Состав мономеров нуклеотидов (остаток молекулы пиримидинового или пуринового основания, рибозы ли дезоксирибозы, фосфорной кислоты). ДНК и РНК. Роль водородных связей в нуклеиновых кислотах. Первичная и вторичная структуры ДНК. Принцип комплементарности в построении двойной спирали ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка.
Сравнение свойств органических и неорганических оснований.
Тема 10. Белки
Белки как биополимеры. Состав и строение белков. Структура: первичная, вторичная, третичная и четвертичная. Характеристика связей, поддерживающих эти структуры. Физические и химические свойства белков, цветные реакции на белки. Синтез белков. Превращения белков в организме. Биологическая роль пищевых белков. Успехи науки в изучении строения и синтеза белков.
Тема 11. Синтетические полимеры
Высокомолекулярные соединения (полимеры). Мономер, структурное звено, полимер, степень полимеризации, средняя молекулярная масса. Линейная, разветвленная и пространственная структура полимеров. Аморфное и кристаллическое строение. Зависимость свойств полимеров от молекулярной массы, состава и структуры макромолекул. Термопластичные и термореактивные полимеры. Деструкция полимеров. Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений – полимеризация и поликонденсация. Применение полимеров. Пластические массы (композиты), их состав и свойства. Охрана окружающей среды от загрязнения синтетическими полимерами.
Волокна природные и натуральные. Понятие об искусственных волокнах: ацетатное и вискозное. Синтетические волокна. Полиамидное (капрон) и полиэфирное (лавсан) волокна, их строение, свойства, практическое использование.
Контрольная работа № 2 «Итоговая»
Календарно-тематическое планирование по химии, 10 класс (базовый уровень)
Количество часов в неделю – 1 час Количество часов в год– 35 часа
№ п/п
Тема раздела, урока
Кол-во часов
Дата
Примечания
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Тема 1. Теоретические основы органической химии (3ч.)
Урок 1
Инструктаж по технике безопасности. Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений А.М.Бутлерова
1
Урок 2
Электронная природа химических связей в органических соединениях
1
Урок 3
Классификация органических соединений
1
УГЛЕВОДОРОДЫ (12 ч.)
Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (3 ч.)
Урок 4
Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия.
Лабораторный опыт № 1Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных
1
Урок 5
Свойства алканов. Получение и применение
1
Урок 6
Решение задач на нахождение молекулярной формулы газообразного углеводорода
1
Тема 3. Непредельные углеводороды (4 ч.)
Урок 7
Алкены. Строение этилена. Гомологический ряд. Изомерия и номенклатура. Свойства алкенов и их применение
1
Урок 8
Практическая работа № 1.
Получение этилена и изучение его свойств
1
Урок 9
Алкадиены. Строение, свойства, применение. Природный каучук
1
Урок 10
Алкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Свойства ацетилена и его применение
1
Тема 4. Ароматические углеводороды (арены) (2 ч)
Урок 11
Бензол – представитель ароматических углеводородов. Строение, свойства, применение
1
Урок 12
Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов
1
Тема 5. Природные источники углеводородов (3 ч.)
Урок 13
Природный и попутный нефтяной газы, их состав и применение
1
Урок 14
Нефть и нефтепродукты. Способы переработки нефти
1
Урок 15
Итоговая контрольная работа по теме «Углеводороды»
1
КИСЛОРОДСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (12 ч.)
Тема 6. Спирты и фенолы (4 ч.)
Урок 16
Одноатомные предельный спирты. Строение, свойства, получение, применение
1
Урок 17
Многоатомные спирты. Этиленгликоль, Глицерин. Свойства, применение
1
Урок 18
Строение, свойства и применение фенола
1
Урок 19
Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами. Решение задач по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке
Альдегиды. Кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства, получение и применение формальдегида и ацетальдегида
1
Урок 21
Карбоновые кислоты. Классификация. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот
1
Урок 22
Практическая работа № 2.
Решение экспериментальных задач на распознавание органических веществ
1
Урок 23
Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Решение задач на определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного
1
Тема 8. Сложные эфиры. Жиры. Углеводы (4 ч.)
Урок 24
Сложные эфиры. Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение. Понятие о моющих средствах. Лабораторные опыты № 2, № 3.
1
Урок 25
Глюкоза и сахароза. Строение молекулы глюкозы. Свойства глюкозы и сахарозы, их применение
1
Урок 26
Крахмал и целлюлоза – представители природных полимеров. Нахождение в природе. Свойства, применение
1
Урок 27
Практическая работа № 3.
Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ
1
АЗОТСОДЕРЖАЩИЕ ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч.)
Тема 9. Амины и аминокислоты (2 ч.)
Урок 28
Амины. Строение молекул. Аминогруппа. Свойства. Анилин – представитель ароматических аминов
1
Урок 29
Аминокислоты. Изомерия, номенклатура. Свойства. применение
Тема 10. Белки (2 ч.)
Урок 30
Белки – природные полимеры. Состав, структура, свойства. Успехи в получении и синтезе белков
1
Урок 31
Химия и здоровье человека. Решение расчетных задач
1
ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (4ч.)
Тема 11. Синтетические полимеры (3 ч.)
Урок 32
Понятие о высокомолекулярных соединениях. Основные методы синтеза полимеров. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы
1
Урок 33
Синтетические каучуки и синтетические волокна. Распознавание пластмасс и волокон
1
Урок 34
Итоговая контрольная работа по темам «Кислородсодержащие органические соединения», «Азотсодержащие органические соединения»