kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа элективного курса "Основы неорганической химии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа соответствует ФГОС. Разработана для учащихся 7 класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа элективного курса "Основы неорганической химии"»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

Личностные результаты освоения программы учебного курса «Основы неорганической химии» отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

 Гражданского воспитания:

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в обществе; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).

 Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности, проявление интереса к познанию истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, технологиям, трудовым достижениям народа; уважение к историческому и природному наследию и памятникам.

 Духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

 Эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, понимание его эмоционального воздействия; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства; стремление к самовыражению в разных видах искусства.

 Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; соблюдение правил безопасности; умение принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состоянием; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.

 Трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, организации, города, края), способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

 Экологического воспитания:

ориентация на применение знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

 Воспитания ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития природы, взаимосвязях человека с природной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия (такие, как «система», «факт», «закономерность», «феномен», «анализ», «синтез») и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные).

Условия формирования межпредметных понятий — овладение обучающимися основами читательской грамотности, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности.

 Овладение универсальными учебными познавательными действиями:

1) базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев);

2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах;

3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по предложенным критериям или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию.

 Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

 Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение;

2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;

3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций;

4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

Предметные результаты

В результате изучения курса «Основы неорганической химии» выпускник научится:

давать определения изученным понятиям (физическое тело, вещество, свойства веществ, чистые вещества, однородные и неоднородные смеси, химический элемент, атом, изотопы, молекула, относительная атомная масса, относительная молекулярная масса, простое и сложное вещество, химическая формула, индекс, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объём газов, химическая реакция, уравнение химической реакции, коэффициент, молекулярное и термохимическое уравнения, тепловой эффект реакции, экзо­ и эндотермические реакции, реакции соединения, разложения, замещения, обмена, нейтрализации, оксиды, солеобразующие и несолеобразующие оксиды, основные, кислотные и амфотерные оксиды, основания, щёлочи, кислоты, кислоты­окислители, соли средние, кислые, основные, двойные, смешанные, комплексные, амфотерные гидроксиды, генетическая связь веществ, индикатор, нейтральная, кислотная и щелочная среда, электронная оболочка атома, энергетический уровень, электронная конфигурация атома, атомная орбиталь, ион, химическая связь, валентность, степень окисления, электроотрицательность, полярная и неполярная ковалентные связи, ионная связь, металлическая связь, молекулярная, ионная, атомная, металлическая кристаллические решётки, растворы, гидраты, кристаллогидраты, аллотропия, массовая доля элемента в сложном веществе и растворённого вещества в растворе, молярная концентрация вещества в растворе, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, нейтральная, кислотная и щелочная среда, водородный показатель, гидролиз солей, окисление и восстановление, окислитель и восстановитель, окислительно-восстановительные реакции, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, гомогенные и гетерогенные, обратимые и необратимые реакции, адсорбция, пиро-, гидро­, электрометаллургия, коррозия);

раскрывать смысл понятий, используя химическую символику;

формулировать законы сохранения массы веществ при химических реакциях, постоянства состава, периодический закон, закон Авогадро, основные положения атомно-молекулярного учения, теории электролитической диссоциации, раскрывать их смысл;

называть химические элементы, неорганические вещества изученных классов;

объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода Периодической системы, к которым принадлежит элемент, закономерности изменения свойств атомов элементов и их соединений в пределах малых периодов и главных подгрупп, сущность электролитической диссоциации, реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций;

моделировать строение атомов первых двадцати химических элементов, простейших молекул;

характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения атомов; способы получения, физические и химические свойства, практическое применение неметаллов, образованных элементами главных подгрупп IV–VII групп, щелочных, щёлочно­земельных металлов, магния, алюминия и железа, неорганических веществ основных классов, особые свойства концентрированной серной и азотной кислот; взаимосвязь между классами неорганических веществ;

определять по химическим формулам состав веществ и их принадлежность к определённому классу неорганических веществ, валентность и степени окисления атомов элементов в веществах, виды химических связей в веществах, типы химических реакций, возможность протекания реакций ионного обмена;

описывать свойства твёрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; физические и химические процессы, являющиеся частью круговорота веществ в природе;

составлять формулы веществ изученных классов, уравнения химических реакций, уравнения диссоциации кислот, оснований, солей, уравнения реакций ионного обмена в молекулярном и ионно­молекулярном виде, уравнения окислительно-восстановительных реакций, уравнения реакций, подтверждающих химические свойства неорганических веществ и отражающих связи между классами неорганических соединений;

указывать положение элементов, образующих простые вещества — металлы и неметаллы, в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева, признаки и условия протекания химических реакций;

классифицировать изученные объекты и явления;

структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из дополнительных источников;

разъяснять на примерах причинно-следственную зависимость между составом, строением и свойствами веществ;

объяснять результаты воздействия различных факторов на скорость химической реакции и химическое равновесие;

соблюдать правила безопасной работы с лабораторным оборудованием, химической посудой, нагревательными приборами, реактивами при выполнении опытов;

планировать и проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств кислорода, водорода, углекислого газа, аммиака; опыты, подтверждающие химические свойства неорганических веществ изученных классов, реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

готовить растворы заданной концентрации;

распознавать опытным путём кислород, водород, углекислый и сернистый газы, аммиак, воду, растворы кислот и щелочей, иод, хлорид-, бромид-, иодид­, сульфид­, сульфит­, сульфат­, нитрат-, фосфат-, карбонат-ионы, ионы аммония, алюминия, натрия, калия, кальция, железа(II) и (III), меди, цинка;

описывать демонстрационные и самостоятельно проведённые химические эксперименты;

делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

оказывать первую помощь при ожогах, порезах и других травмах, связанных с работой в химическом кабинете;

вычислять относительную молекулярную массу и молярную массу вещества по его формуле; массовую долю элемента в соединении; массовую долю растворённого вещества в растворе; молярную концентрацию вещества в растворе; массу, объём или количество вещества одного из участвующих в реакции веществ по известной массе, объёму или количеству вещества другого соединения; тепловой эффект реакции по данным об одном из участвующих в реакции веществ и количеству выделившейся (поглощённой) теплоты; массовые отношения между химическими элементами в данном веществе; массовую долю вещества в растворе, полученном при добавлении веществ в исходный раствор или удалении их из него; массу (объём, количество вещества) продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке; массу (объём, количество вещества) продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси; состав смеси, компоненты которой выборочно взаимодействуют с указанными реагентами; объёмные отношения газов при химических реакциях;

устанавливать простейшую формулу вещества по массовым долям элементов;

характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; продукцию силикатной промышленности;

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

использовать приобретённые знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде, грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни;

анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой и использованием веществ;

оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

соблюдать основные правила здорового образа жизни;

использовать приобретённые ключевые компетенции при выполнении проектов и решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

понимать смысл предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др., и необходимость их соблюдения; использовать вещества в соответствии с их предназначением и свойствами, описанными в инструкциях по применению;

использовать дополнительные источники информации для подготовки сообщений, докладов, рефератов, презентаций и т.д. об истории становления химической науки, о современных достижениях науки и техники;

объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах, критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

организовывать, проводить ученические проекты по исследованию свойств веществ, имеющих важное практическое значение.



СВЯЗЬ С РАБОЧЕЙ ПРОГРАММОЙ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЫ

Реализация воспитательного потенциала уроков элективного курса химии предусматривает:

- максимальное использование воспитательных возможностей содержания уроков для формирования у обучающихся российских традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков, заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;

- включение в содержание уроков целевых ориентиров результатов воспитания, их учет в определении воспитательных задач уроков, занятий;

- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в учебной деятельности;

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям, лицам;

- применение интерактивных форм учебной работы – интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию критического мышления;

- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со сверстниками и педагогическими работниками, соответствующие укладу школы, установление и поддержку доброжелательной атмосферы;

- организацию наставничества мотивированных и эрудированных обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

- инициирование и поддержку исследовательской деятельности обучающихся, планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной направленности.

Патриотическое воспитание

Патриотическое воспитание направлено на осознание обучающимися российской гражданской идентичности, необходимости познания истории, культуры России, своего края; проявление ценностного отношения к научным достижениям своей Родины – России, гордости за российскую науку, глубокое уважение к тем, кто своим трудом приумножил славу нашей Родины.

Методы, формы и приёмы патриотического воспитания

 Изучение в различных темах курса биографий и научных открытий российских учёных-химиков, которые внесли большой вклад в развитие российской и мировой науки: И.А. Каблукова («Электролитическая диссоциация»), Н.Д. Зелинского («Адсорбция»), Н.С. Курнакова («Сплавы») и др.

 Включение сведений историко-патриотического характера, например об изобретении первого универсального противогаза Н.Д. Зелинским в годы Первой мировой войны.


Гражданское воспитание

Гражданское воспитание направлено на формирование неприятия национализма, дискриминации по национальным и другим признакам; готовности к выполнению обязанностей гражданина, уважения прав, свобод и законных интересов других людей; способности воспринимать и давать характеристику отдельным наиболее важным общественно-политическим событиям, происходящим в стране и мире; приобретение опыта успешного межличностного общения на основе равенства, гуманизма, стремления к взаимопониманию и взаимопомощи; формирование готовности к разнообразной совместной деятельности, активному участию в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах, в решении конкретных проблем, связанных с организацией учебной работы и внеурочной деятельности, соблюдением прав и интересов обучающихся, правил учебной дисциплины, установленных в образовательной организации; готовности к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).

Методы, формы и приёмы гражданского воспитания

 Демонстрация интернационального характера науки, ознакомление учащихся с научными открытиями и вкладом в мировую науку зарубежных учёных прошлого и современности: С. Аррениуса («Электролитическая диссоциация»), А. Муассана («Галогены»), А. Лавуазье, Д. Резерфорда, Г. Кавендиша, К. Шееле («Азот»), Ю. Либиха («Минеральные удобрения»), Х. Эрстеда («Алюминий»), Г. Дэви («Магний и кальций»).

 Обсуждение ущерба, который наносят народному хозяйству коррозия металлов и использование жёсткой воды.

 Выполнение лабораторных опытов и практических работ в парах и группах.

 Выполнение исследований и разработка проектов по различным темам курса в парах и группах.

 Соблюдение дисциплины и правил поведения в кабинете химии.

 Выполнение хорошо подготовленными учащимися роли консультантов и помощников при проведении уроков, помощь товарищам, испытывающим затруднения при выполнении заданий учителя.


Формирование представлений о научной картине мира

Формирование представлений о научной картине мира подразумевает формирование основ научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; формирование готовности к саморазвитию и самообразованию, проявлению интереса к самостоятельной познавательной деятельности, расширению своих знаний о природе и обществе, совершенствованию своей языковой и читательской культуры как средства познания окружающего мира; развитие способности к успешной адаптации в окружающем мире с учётом изменяющейся природной, социальной и информационной среды.

Методы, формы и приёмы формирования представлений о научной картине мира

 Формирование основ научного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития наук о природе, осуществляется на каждом урочном и внеурочном занятии.

 Демонстрация и проведение опытов, иллюстрирующих причинно-следственную связь явлений, их познаваемость: демонстрационные опыты «Электропроводность растворов некоторых веществ», «Растворение аммиака в воде», опыты, показывающие зависимость скорости химических реакций от различных факторов, влияние различных факторов на химическое равновесие и др.

 Выполнение заданий по поиску причинно-следственной связи явлений. Например:

установите закономерности изменения характеристик и свойств атомов в зависимости от положения элементов в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева;

объясните, почему в костре щепки сгорают намного быстрее, чем целое полено;

объясните, почему азот встречается преимущественно в виде простого вещества, кислород — и в виде простого вещества, и в связанном состоянии, а фтор — исключительно в составе соединений;

объясните, почему на кислых почвах применяют фосфоритную муку и др.

 Рассмотрение круговоротов элементов в природе (азота, фосфора, углерода) как материальной основы функционирования биосферы.

 Изучение явления аллотропии как одной из причин многообразия веществ.

 Установление межпредметных связей с биологией, физикой, географией в ходе изучения материала и выполнения заданий:

раскрытие позитивных биологических функций галогенов (халькогенов) и их негативного влияния на живой организм;

изучение причин электропроводности водных растворов и расплавов электролитов;

изучение форм нахождения элементов и веществ в природе, важнейших месторождений поваренной соли, фосфоритов, апатитов, калийных солей, железных руд и др.

 Демонстрация роли математики как инструмента обработки результатов научных исследований в ходе решения расчётных задач, построения графиков и т.д.

 Обсуждение сведений о применении изучаемых веществ (кислорода, водорода, хлора, соляной, серной и азотной кислот, серы, аммиака, алюминия и др.).

 Использование заданий, при выполнении которых необходимо обращение к дополнительной литературе и интернет-ресурсам.

 Выполнение творческих заданий познавательного характера: подготовка сообщений и презентаций по разнообразным темам; составление кроссвордов.


Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное воспитание направлено на формирование неприятия любых нарушений социальных (в том числе моральных и правовых) норм; ориентации на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; оценочного отношения к своему поведению и поступкам, а также к поведению и поступкам других.

Методы, формы и приёмы духовно-нравственного воспитания

 Использование заданий, подразумевающих организацию оценочной деятельности:

составление заданий, предназначенных для проверки знаний одноклассников;

разработка эталонов для самопроверки знаний учащихся;

выполнение заданий, связанных с оценкой правильности или неправильности суждений, найденных в Интернете или высказанных воображаемыми учащимися.

 Обсуждение сведений о трагической судьбе учёных (Ж. Гей-Люссак, Г. Дэви, Л. Тенар и др.), способствующих формированию ориентации на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.


Экологическое воспитание

Экологическое воспитание направлено на овладение основами экологической культуры, неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; участие в практической деятельности экологической направленности; проведение рефлексивной оценки собственного экологического поведения и оценки последствий действий других людей для окружающей среды.

Методы, формы и приёмы экологического воспитания

 Изучение сведений о важнейших экологических проблемах современности и методах борьбы с ними (кислотные дожди, разработка альтернативных источников энергии, образование смога, вред избыточного внесения в почву азотных удобрений, парниковый эффект).

 Изучение раздела «Химия и окружающая среда», обобщающего сведения о веществах и материалах в повседневной жизни человека и о роли химии в решении экологических проблем.

 Изучение сведений о физиологическом действии веществ: хлора, фтора, брома, иода, хлороводорода, сероводорода, сернистого газа, серной кислоты, оксидов азота, аммиака, фосфора и др.

 Формирование понятия о предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ на примере сероводорода, а также при решении соответствующих расчётных задач.

 Изучение сведений о способах предотвращения вредного воздействия веществ на организм и первой помощи при отравлениях, ожогах и др.:

первая помощь при попадании на кожу кислоты или щёлочи;

способ собирания разлитой ртути (демеркуризация);

первая помощь при отравлении сероводородом, угарным газом;

правила разбавления серной кислоты водой и др.

 Использование заданий, актуализирующих необходимость основ экологических знаний:

как в домашних условиях уменьшить содержание хлора в водопроводной воде;

в какой ёмкости стирать бельё с хлорсодержащим отбеливателем;

как скажется повышенное содержание нитрат-ионов в овощах и фруктах на здоровье человека и др.

 Выполнение заданий экологического содержания: написание рефератов, подготовка сообщений по соответствующим темам.

 Организация исследований экологического содержания:

исследование влияния кислотных дождей на окружающую среду;

измерение кислотности осадков;

исследование загрязнённой воды;

коррозия и защита металлов от коррозии.


Физическое воспитание и формирование культуры здоровья

Физическое воспитание и формирование культуры здоровья направлено на развитие ответственного отношения к жизни и установки на здоровый образ жизни — правильное питание, выполнение санитарно-гигиенических правил, организация труда и отдыха; неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья; формирование навыков безопасного поведения, готовности к физическому совершенствованию, соблюдению подвижного образа жизни, к занятиям физической культурой и спортом, развитию физических качеств.

Методы, формы и приёмы физического воспитания

 Выполнение санитарно-гигиенических правил организации труда и правил безопасности при выполнении лабораторных опытов, практических работ на занятиях.

 Выполнение заданий, актуализирующих необходимость соблюдения правил безопасности, например анализ ошибок, которые допустил воображаемый ученик при проведении опыта.

 Изучение сведений о биологической роли веществ, воздействии веществ и материалов на организм человека:

значение водородного показателя в медицине;

воздействие на организм человека галогенов;

роль соляной кислоты в организме человека;

использование соединений брома при лечении нервных заболеваний;

использование аммиака в медицине;

роль фосфора, кремния, натрия, калия, магния, кальция, железа в организме и др.

 Выполнение заданий, связанных с организацией правильного питания.

 Обсуждение сведений о пагубных последствиях для организма человека вредных привычек: воздействия на организм угарного газа, содержащегося в табачном дыме.

 Формирование привычки соблюдения правил безопасности при использовании приборов и материалов во время выполнения домашних экспериментальных заданий, проектных и исследовательских работ по химии.


Трудовое воспитание

Трудовое воспитание направлено на формирование уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; стремления к осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования с учётом предполагаемой будущей профессии; проявление интереса к профориентационной деятельности; участие в социально значимом общественном труде во благо образовательной организации, родного края.

Методы, формы и приёмы трудового воспитания

 Овладение рядом умственных и практических действий, формирование познавательных интересов, рациональных приёмов умственной деятельности при решении задач и выполнении экспериментальных заданий и опытов.

 Формирование культуры умственного труда:

овладение умением целеполагания при использовании рубрики «Поставьте цели», имеющейся в начале каждого параграфа;

овладение алгоритмами выполнения определённых действий: составления уравнений диссоциации, ионно-молекулярного уравнения реакции, уравнения окислительно-восстановительной реакции методом электронного баланса и др.

 Изучение сведений о применении веществ, материалов и реакций в различных областях хозяйственной деятельности и быту:

значение водородного показателя для сельскохозяйственных культур;

применение окислительно-восстановительных процессов в промышленности, в производстве;

значение катализаторов в промышленности;

применение соединений брома в аналоговой фотографии;

минеральные удобрения и правила их использования;

виды металлургических процессов.

 Проведение исследований практико-ориентированного характера:

исследование рН некоторых растворов и соков;

получение почвенного раствора и определение его рН;

изучение растительных индикаторов.

 Использование заданий, связанных с применением веществ, материалов и реакций в различных областях хозяйственной деятельности и быту:

поиск сведений о значении водородного показателя в практической деятельности человека;

подготовка сообщений по темам «Роль окислительно-восстановительных процессов в промышленности»; «Роль катализаторов в современном производстве» и др.;

перечисление профессий, связанных с осуществлением окислительно-восстановительных реакций на практике;

приведение примеров реакций, изменение скорости которых имеет значение на производстве и др.

 Использование заданий, побуждающих учащихся в конце изучения каждой темы проанализировать, где в жизни могут пригодиться полученные знания, чем был значим для них учебный материал.

 Изучение процессов и закономерностей, лежащих в основе технологических процессов.

 Решение расчётных задач (например, по определению массовой доли примеси) и выполнение качественных заданий производственного содержания.

 Организация и проведение учебных экскурсий на предприятия, производства, в химические лаборатории, в том числе виртуальных.

 Проведение учебных и научно-практических конференций, семинаров по проблемам, связанным с использованием веществ и реакций в производственной сфере, развитием научно-технической сферы экономики.

 Организация встреч с представителями профессий, связанных с химией, ориентация обучающихся на профессии, связанные с химией: рассмотрение тем, связанных с промышленной сферой, сельским хозяйством, медициной, культурой, бытом;

обсуждение влияния химии на развитие науки и производства;

обсуждение значения межпредметных знаний и их роли в профессиональном самоопределении обучающихся.

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание направлено на формирование художественно-эстетической картины мира, понимание прекрасного и безобразного; эстетическое восприятие окружающей действительности.

Методы, формы и приёмы эстетического воспитания

 Обращение к фрагментам произведений русских и зарубежных писателей и поэтов (А.К. Дойла, А.А. Фета, А.С. Пушкина, И. Сельвинского, В.В. Маяковского и др.) с целью применения химических знаний при анализе их содержания:

 Обсуждение сведений об историко-культурных памятниках:

сведения о разрушении скульптур и архитектурных сооружений под воздействием кислотных осадков и необходимость предотвращения этого явления;

химический состав различных стёкол, хрусталя, рубинового стекла, из которого сделаны звёзды Московского Кремля;

создание М.В. Ломоносовым мозаичных картин;

состав драгоценных камней (алмаза, рубинов, сапфиров).

 Использование сведений о химических способах придания изделиям эстетического вида (использование концентрированной азотной кислоты для окрашивания ружейных лож; применение оксидов металлов для окраски стекла, гипса для изготовления лепных украшений, статуэток).




СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. ВеществА (11 ч)

Предмет химии. Тела и вещества. Развитие понятия о веществе. Свойства веществ. Исследование и описание физических свойств веществ на основе наблюдений, измерений и справочных данных. Воздействие веществ на организм. Химические свойства. Применение веществ сообразно их свойствам. Роль химии в познании природы и человеческой деятельности. Взаимосвязь химии с другими естественными науками. Химия как область производственной деятельности. Для чего нужно изучать химию. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием (посуда, лабораторный штатив, реактивы, нагревательные приборы) и основы безопасности при работе в химическом кабинете.

Чистые вещества и смеси веществ. Характеристика чистых веществ. Смеси веществ, компоненты смесей. Способы разделения смесей и их зависимость от свойств веществ: выпаривание, дистилляция (перегонка), фильтрование, отстаивание, с помощью магнита. Массовая доля примесей в смеси.

Растворы. Процесс растворения. Состав растворов: растворитель и растворённое вещество. Растворы насыщенные и ненасыщенные. Растворимость веществ. Классификация веществ по растворимости. Условия, влияющие на растворимость веществ: природа растворяемого вещества, температура, давление (для газов). Массовая доля растворённого вещества в растворе. Растворы в природе и жизни человека.

Демонстрации

1. Вещества с различными физическими свойствами.

2. Коллекция изделий из стекла и алюминия.

3. Коллекция одинаковых тел, изготовленных из разных веществ.

4. Примеры химических превращений: окраска метилоранжа в нейтральной, кислотной и щелочной средах; цветной фонтан (растворение хлороводорода или аммиака в воде).

5. Образцы чистых веществ и смесей, растворов:

а) дистиллированная вода, сахар, крахмал, растительное масло, алюминий или железо;

б) растворы сахара в воде, уксусной кислоты в воде, смеси порошка мела или крахмала с водой, растительного масла с водой; сплавы алюминия, железа или меди.

Видеоопыт

«Вулкан» — разложение дихромата аммония.

Практические работы

1. Химический кабинет. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и основы безопасности при работе в химическом кабинете.

2. Исследование и описание физических свойств веществ.

3. Распознавание веществ по их физическим свойствам.

4. Способы очистки загрязнённой воды. Количественное определение степени её загрязнения.

Лабораторные опыты

1. Вещества и тела.

2. Разделение смеси с помощью магнита.

3. Разделение смеси воды с растительным маслом.

4. Выделение поваренной соли из раствора выпариванием.

5. Очистка водопроводной воды дистилляцией.

6. Очистка жидкости от нерастворимых в ней твёрдых веществ.

7. Исследование различий между растворами и смесями.

8. Получение насыщенного раствора.

9. Влияние температуры на растворимость твёрдых веществ в воде.

10. Влияние температуры на растворимость газов.

11. Сравнение растворов с разным содержанием растворённого вещества.

Домашние эксперименты

1. Изучение строения пламени.

2. Распознавание веществ по их физическим свойствам.

3. Разделение смеси пробковой крошки и речного песка (почвы).

4. Выделение соды из раствора выпариванием.

5. Выделение твёрдого нерастворимого вещества из смеси с жидкостью.

6. Получение дистиллированной воды.

7. Сравнение растворимости сахара и поваренной соли в воде.

8. Влияние температуры на растворимость твёрдых веществ.

9. Влияние температуры на растворимость газов.

10. Определение массовой доли сахара в чае.

Расчётные задачи

1. Вычисление массовой доли примесей в смеси веществ.

2. Решение задач с использованием физической величины «массовая доля растворённого вещества»: определение массовой доли растворённого вещества в растворе; определение масс вещества и воды, необходимых для приготовления заданной массы раствора.

Примерные темы исследовательских проектов

Очистка воды от нерастворимых и растворимых веществ.

Исследование зависимости растворимости твёрдых веществ от температуры (на примере селитры и поваренной соли).

Значение растворов в природе, быту, промышленности и сельском хозяйстве.

Экскурсия

Водоочистная станция.


Тема 2. Состав и строение вещества (7 ч)

Атомы и молекулы как составная часть вещества. Развитие атомистических представлений в истории науки. Отражение состава вещества с помощью моделей. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Сравнение физических свойств веществ молекулярного и немолекулярного строения.

Химические элементы. Символы химических элементов. Понятие о коэффициентах. Первое обращение к Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Химические формулы. Качественный и количественный состав вещества. Индекс как указатель числа атомов в молекуле. Химические формулы веществ молекулярного и немолекулярного строения.

Простые и сложные вещества. Сопоставление свойств простых веществ — металлов и неметаллов, сложных веществ и смесей. Понятие о классификации веществ.

Вычисления по химическим формулам. Относительная атомная масса, относительная молекулярная масса. Массовая доля атомов химического элемента в веществе.

Демонстрации

1. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

2. Образцы веществ молекулярного и немолекулярного строения.

3. Модели молекул воды, метана, аммиака, кислорода, хлора, хлороводорода.

4. Модель кристаллической решётки поваренной соли.

5. Опыты, подтверждающие реальное существование молекул: испарение воды, духов, перемешивание двух различных веществ (воды и перманганата калия) в результате хаотического движения частиц.

6. Таблица «Названия, химические символы, произношение символов и относительные атомные массы некоторых химических элементов».

7. Диаграмма «Содержание химических элементов в земной коре».

8. Образцы простых и сложных веществ, металлов и неметаллов.

Лабораторные опыты

12. Моделирование молекул, состоящих из одинаковых и разных атомов.

13. Определение принадлежности веществ к металлам или неметаллам.

14. Определение принадлежности веществ к простым или сложным по их формулам.

Домашние эксперименты

11. Моделирование молекул.

12. Домашняя аптечка.

Расчётные задачи

1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества.

2. Вычисление массовой доли атомов химического элемента в соединении.

Примерные темы исследовательских проектов

Развитие представлений о строении атома в истории науки.

От алхимических знаков к символам Берцелиуса.



Тема 3. Сложные вещества (8 ч)

Понятие степени окисления. Определение степени окисления атома по формуле соединения. Составление химических формул бинарных соединений по степеням окисления. Определение значений высшей положительной и низшей отрицательной степеней окисления атомов элементов по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.

Бинарные соединения: состав, номенклатура (систематическая и для некоторых — исторически сложившиеся названия).

Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций. Закон сохранения атомов элементов при химических реакциях. Уравнения химических реакций. Составление уравнений химических реакций. Реакции соединения.

Демонстрации

1. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

2. Образцы бинарных соединений.

3. Получение сульфида железа(II).

Видеоопыт

Физические и химические явления: обугливание крахмала при нагревании, прокаливание поваренной соли.

Практическая работа

5. Признаки химических реакций.

Лабораторные опыты

15. Ознакомление с образцами бинарных соединений.

16. Плавление и отвердевание парафина.

17. Разложение сахара при нагревании.

18. Прокаливание медной пластинки или проволоки.

Домашние эксперименты

13. Растворение сахара и выпаривание полученного раствора.

14. Обугливание хлеба.

15. Отношение питьевой соды к воде и раствору уксусной кислоты.

Расчётные задачи

Решение задач по материалу темы.

Примерные темы исследовательских проектов

Химические явления вокруг нас.

Определение химических реакций по внешним признакам.


Тема 4. Основные классы
неорганических соединений (5 ч)

Оксиды. Определение, получение (взаимодействие простых веществ с кислородом), состав, номенклатура, классификация по агрегатному состоянию и применение. Оксиды в природе.

Основания. Определение, состав, номенклатура и классификация по растворимости в воде. Окраска индикаторов (лакмус, фенолфталеин, метилоранж) в растворах щелочей. Применение оснований.

Кислоты. Определение, состав, классификация по составу (содержание атомов кислорода, число атомов водорода) и номенклатура. Физические свойства кислот. Действие растворов кислот на индикаторы. Кислоты в природе. Применение кислот.

Соли. Определение, состав, классификация по растворимости в воде и номенклатура. Составление химических формул солей. Применение солей.

Демонстрации

1. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

2. Таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде».

3. Образцы оксидов, оснований, кислот и солей.

4. Таблица «Формулы и названия кислот и кислотных остатков».

5. Получение оксидов при горении простых веществ.

6. «Переливание» углекислого газа.

7. Действие концентрированного раствора щёлочи на шерстяную ткань.

8. Взаимодействие углекислого газа с известковой водой.

Видеоопыты

1. Горение серы в кислороде.

2. Горение магния в кислороде.

Лабораторные опыты

19. Ознакомление с образцами оксидов.

20. Ознакомление с образцами оснований.

21. Окраска индикаторов в воде и растворах щелочей.

22. Окраска индикаторов в воде и растворах кислот.

23. Ознакомление с образцами солей.

Домашние эксперименты

16. Растительные индикаторы.

17. Выращивание кристаллов соли.

Примерные темы исследовательских проектов

Растительные индикаторы.

Изучение свойств кислот на примере уксусной кислоты.

Где применяют соли?

Тема 5. ВЕЩЕСТВА ВОКРУГ НАС,
С НАМИ И ПРОТИВ НАС (2 ч)

Оксид водорода — вода. Значение воды для жизни на планете. Вода в природе. Некоторые аномальные свойства воды (уменьшение плотности и увеличение объёма при замерзании). Вода как растворитель. Применение воды. Понятие о жёсткой воде. Разрушительная сила воды.

Кислород. Значение кислорода для живых организмов. Процессы дыхания, гниения и тления. Применение кислорода.

Вещества и живой организм. Влияние на организм человека недостатка и избытка некоторых веществ. Влияние чистого кислорода на живой организм. Поваренная соль: польза и вред. Понятие о физиологических, гипотонических и гипертонических растворах. Относительность понятий «яд» и «лекарство».

Демонстрации

1. Плавание льда на поверхности воды.

2. Растворы различных веществ.

3. Таблица «Смертельные дозы некоторых веществ».

Лабораторный опыт

24. Вода как растворитель.

Домашний эксперимент

18. Увеличение объёма воды при замерзании.

Примерные темы исследовательских проектов

Самое необычное вещество (аномальные свойства воды).

Поваренная соль: польза и вред.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

1

Вещества

11

2

Состав и строение вещества

7

3

Сложные вещества

8

4

Основные классы
неорганических соединений

5

5

Вещества вокруг нас,
с нами и против нас

3

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34


ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Вводный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Предмет химии. Свойства веществ.

1

05.09.23

Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Практическая работа №1 по теме: «Химический кабинет. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и основы безопасности при работе в химическом кабинете»

1

12.09.23

Практическая работа №2 по теме: «Исследование и описание физических свойств веществ»

1

19.09.23

Практическая работа №3 по теме: «Распознавание веществ по их физическим свойствам»

1

26.09.23

Чистые вещества и смеси веществ

1

03.10.23

Массовая доля примесей в смеси

1

10.10.23

Вычисление массовой доли примесей в смеси веществ

1

17.10.23

Практическая работа №4 по теме: «Способы очистки загрязнённой воды. Количественное определение степени её загрязнения»

1

24.10.23

Растворы.

1

07.11.23

Массовая доля растворённого вещества в растворе

1

14.11.23

Решение задач с использованием физической величины «массовая доля растворённого вещества»

1

21.11.23

Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения

1

28.11.23

Химические элементы. Символы химических элементов.

1

05.12.23

Химические формулы

1

12.12.23

Простые и сложные вещества

1

19.12.23

Относительные атомные и молекулярные массы

1

26.12.23

Вычисления по химическим формулам

1

09.01.24

Вычисления по химическим формулам

1

16.01.24

Степень окисления

1

23.01.24

Определение степени окисления атома по формуле соединения

1

30.01.24

Составление химических формул бинарных соединений по степеням окисления.

1

06.02.24

Бинарные соединения: состав, номенклатура

1

13.02.24

Физические и химические явления

1

20.02.24

Практическая работа №5 по теме: «Признаки химических реакций»

1

27.02.24

Уравнения химических реакций

1

05.03.24

Уравнения химических реакций

1

12.03.24

Реакции соединения

1

19.03.24

Оксиды

1

02.04.24

Основания

1

09.04.24

Кислоты

1

16.04.24

Соли

1

23.04.24

Соли

1

30.04.24

Оксид водорода — вода. Кислород.

1

14.05.24

Вещества и живой организм

1

21.05.24



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. «Основы неорганической химии» для 7 классов под. ред. Новошинский И. И., Новошинская Н. С.

  2. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для средней школы. – М.: Новая волна, 2019.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

​‌‌​‌1. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия Методическое пособие – базовый уровень» - М.: Дрофа 2022 год.
2. О.С.Габриелян, П.В.Решетов, И.Г.Остроумова «Задачи по химии и способы их решения» - М.: «Дрофа», 2021год.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

​​http://www.chemnet.ru Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии»
http://him.1september.ru Единая коллекция ЦОР: Предметная коллекция «Химия»
http://school-collection.edu.ru/collection/chemistry Естественно-научные эксперименты: химия. Коллекция Российского общеобразовательного портала



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа элективного курса "Основы неорганической химии"

Автор: Абакумова Татьяна Николаевна

Дата: 30.10.2023

Номер свидетельства: 639014

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Рабочая программа элективного курса "Химия. История. Искусство" "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-eliektivnogho-kursa-khimiia-istoriia-iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "127679"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415361505"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «ХИМИЯ», 11 класс   ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ "
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-priedmietu-khimiia-11-klass-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "131246"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416126662"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Элективный курс Клетки и ткани 10-11 класс "
    ["seo_title"] => string(44) "eliektivnyi-kurs-klietki-i-tkani-10-11-klass"
    ["file_id"] => string(6) "132468"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416337169"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА   по учебному предмету «ХИМИЯ», 9 класс "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-programma-po-uchiebnomu-priedmietu-khimiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "131242"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1416125682"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства