Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Планируемый результат освоения учебного предмета в соответствии с ФГОС
Изучение химии в основной школе даёт возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:
1) формирование чувства гордости за российскую химическую науку;
2) воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;
3) понимание особенности жизни и труда в условиях информатизации общества;
4) формирование творческого отношения к проблемам;
5) подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
6) умение управлять своей познавательной деятельностью;
7) умение оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнёрами во время учебной и игровой деятельности;
8) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными
9) развитие готовности к решению творческих задач; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и др.);
10) формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры, и научного мировоззрения.
Метапредметные результатыосвоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) навык самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) планирование, контролирование и оценивание учебных действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
3) понимание проблемы, умение ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;
4) умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Всемирной сети Интернет; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
5) умение на практике пользоваться основными логическими приёмами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
6) умение воспринимать, систематизировать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах; анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;
7) умение переводить информацию из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудивизуального ряда вт6екст и др.), выбирать знаковые системы адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
8) умение свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; адекватно выражать свое мнение к фактам и явлениям окружающей действительности; к прочитанному, увиденному, услышанному;
9) умение объяснять процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
10) способность организовывать свою жизнь в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, принципах социального взаимодействия;
11) применение индуктивных и дедуктивных способов рассуждений, видение различных способов решения задач;
12) выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
13) способность оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
14) умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей;
15) умение оценивать свою познавательно-трудовую деятельность сточки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
16) овладение сведениями о сущности и способностях объектов, процессов и явлений действительности(природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
17) понимание значимости различных видов профессиональной и общественной деятельности.
В области предметных результатовобразовательное учреждение общего образования предоставляет ученику возможность научиться:
1) понимать значение научных знаний для адаптации человека в динамично изменяющемся и развивающемся мире, возможность разумного использования достижений науки и современных технологий для дальнейшего развития человеческого общества;
3) описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные химические эксперименты;
4) проводить химический эксперимент, обращаться с веществами, используемыми в экспериментальном познании химии и в повседневной жизни, в соответствии с правилами техники безопасности;
5) описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;
6) классифицировать изученные объекты и явления;
7) овладевать предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
8) делать выводы и умозаключения из наблюдений изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;
9) структурировать изученный материал и химическую информацию, полученную из др. источников;
11) анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ;
12) оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.
Содержание учебного предмета
Введение (3ч).
Химия и научно-технический прогресс. Предмет и задачи химии. Основные понятия и теории химии. Лабораторное оборудование и приёмы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Раздел 1. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения – 41 ч.
Тема 1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения (9ч.).
Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. Изменяющееся вещество как предмет изучения химии. Описание веществ.
Химические элементы: их знаки. Состав веществ. Закон постоянства состава, химические формулы. Формы существования химических элементов. Вещества простые и сложные.
Простые вещества: металлы и неметаллы. Общая характеристика металлов и неметаллов. Некоторые сведения о металлах и неметаллах, обусловливающих загрязнённость окружающей среды. Описание некоторых наиболее распространённых простых веществ.
Атомно-молекулярное учение в химии. Относительные атомные и молекулярные массы. Система химических элементов Д.И.Менделеева. Определение периода и группы. Характеристика положения химических элементов в периодической системе. Валентность. Определение валентности по положению элемента в периодической системе.
Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса.
Тема 2. Химические реакции. Законы сохранения массы и энергии (6ч.).
Сущность химических явлений в свете атомно-молекулярного учения. Признаки и условия протекания химических реакций. Причины и направления протекания химических реакций. Тепловой эффект химических реакций. Экзо- и эндотермические реакции. Законы сохранения массы и энергии, их взаимосвязь. Составление уравнений химических реакций. Расчёты по уравнениям химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена. Обобщение знаний о химических реакциях.
Тема 3. Методы химии (2 ч.)
Понятие о методе как средстве научного познания действительности. Методы, связанные с непосредственным изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, химический эксперимент. Понятие об индикаторах. Химический язык (термины и названия, знаки, формулы, уравнения), его важнейшие функции в химической науке.
Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике (6ч.)
Чистые вещества и смеси. Степень чистоты и виды загрязнения веществ. Понятие о гомогенных и гетерогенных смесях. Разделение смесей. Очистка веществ: фильтрование, дистилляция, кристаллизация. Идентификация веществ с помощью определения температур плавления и кипения.
Понятие о растворах как гомогенных физико-химических системах. Растворимость веществ. Факторы, влияющие на растворимость твёрдых веществ и газов. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля.
Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (7ч.).
Понятие о газах. Воздух – смесь газов. Относительная плотность газов.
Кислород – химический элемент и простое вещество.
Получение кислорода в промышленности и лаборатории. Химические свойства кислорода. Применение кислорода.
Тема 6. Основные классы неорганических соединений (11ч.).
Классификация неорганических соединений. Оксиды – состав, номенклатура, классификация. Понятие о гидроксидах – кислотах и основаниях. Названия и состав оснований. Гидроксогруппа. Классификация кислот, их состав, названия. Состав, названия солей, правила составления формул солей.
Химические свойства оксидов. Общие химические свойства кислот. Ряд активности металлов. Щелочи, их свойства и способы получения. Нерастворимые основания, их свойства и способы получения. Амфотерность. Оксиды и гидрооксиды, обладающие амфотерными свойствами. Химические свойства солей (взаимодействие растворов солей с растворами щелочей и металлами). Генетическая связь классов неорганических соединений.
Раздел 2. Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории (22 ч.)
Тема 7. Строение атома. (3ч.)
Строение атома. Строение ядра. Изотопы. Химический элемент – определенный вид атомов. Строение электронных оболочек атомов s-, р – элементов. Место элемента в периодической системе.
Тема 8. Периодический закон и периодическая система элементов Д.И.Менделеева (3ч.).
Свойства химических элементов и их периодические изменения. Современная трактовка периодического закона. Периодическая система в свете строения атома. Физический смысл номера периода и группы. Семейства элементов (на примерах щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д.И.Менделеева.
Тема 9. Строение вещества (4ч.).
Химическая связь. Ковалентная связь и механизм её образования. Неполярная и полярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Катионы и анионы. Степень окисления.
Кристаллическое строение веществ. Кристаллические решётки: атомная, ионная, молекулярная – и их характеристики.
Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории ( 4 ч.)
Реакции , протекающие с изменением и без изменения степеней окисления. Окислительно – восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
Тема 11. Водород – рождающий воду и энергию (3 ч.)
Получение водорода в лаборатории. Водород – химический элемент и простое вещество. Изотопы водорода. Физические и химические свойства водорода. Промышленное получение водорода. Оксид водорода- вода: состав, пространственное строение. Физические и химические свойства воды
Тема 12. Галогены - 5 ч
Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Соляная кислота и её свойства. Хлориды - соли соляной кислоты.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
Тема
Кол-во часов
1
Введение
3
Предмет и задачи химии
1
2
Методы химии
1
3
Практическая работа № 1«Приемы обращения с лабораторным оборудованием. Строение пламени».
1
4
Раздел 1. Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения
41
Тема 1. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения.
9
5
Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления.
1
6
Атомы, молекулы, химические элементы. Формы существования элементов в природе.
1
7
Состав вещества. Простые и сложные вещества. Закон постоянства состава.
1
8
Атомно-молекулярное учение в химии. Относительная атомная масса.
1
9
Относительная молекулярная масса. Массовая доля элементов в соединении.
1
10
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
1
11
Валентность химических элементов.
2
12
Количество вещества. Моль. Молярная масса. Расчеты по химическим формулам.
1
13
Тема 2. Химические реакции. Закон сохранения массы и энергии.
6
Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект химической реакции.
1
14
Закон сохранения массы и энергии. Уравнения химических реакций.
1
15
Решение задач: расчеты по химическим уравнениям
1
16
Типы химических реакций.
1
17
Обобщение знаний по темам 1,2
1
18
Контрольная работа № 1
1
19
Тема 3. Методы химии.
2
Методы, связанные с изучение веществ: наблюдение, описание, сравнение, химический эксперимент
1
20
Химический язык (термины, названия, символы, формулы, уравнения). Понятие об индикаторах.
1
21
Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и в технике.
6
Чистые вещества и смеси.
1
22
Практическая работа № 2 «Очистка веществ».
1
23
Растворы.
1
24
Практическая работа № 3 «Растворимость веществ».
1
25
Способы выражения концентрации растворов. Решение задач
1
26
Практическая работа № 4 «Приготовление растворов заданной концентрации».
1
27
Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение.
7
Законы Гей-Люссака и Авогадро. Решение задач.
1
28
Воздух – смесь газов.
1
29
Кислород – химический элемент и простое вещество. Получение кислорода.
1
30
Практическая работа № 5. Получение кислорода и изучение его свойств.
1
31
Химические свойства и применение кислорода.
1
32
Обобщение знаний по темам 4,5
1
33
Контрольная работа № 2
1
34
Тема 6. Основные классы неорганических соединений.
11
35
Оксиды и их состав, номенклатура, классификация
1
36
Основания – гидроксиды основных оксидов.
1
37
Кислоты: состав и номенклатура.
1
38
Соли: состав и номенклатура.
1
39
Химические свойства оксидов.
1
40
Химические свойства кислот.
1
41
Получение и химические свойства оснований. Амфотерные гидроксиды.
1
42
Химические свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений.
1
43
Обобщение знаний по теме 6
1
44
Практическая работа № 6. Исследование свойств оксидов, кислот, оснований.
1
45
Контрольная работа № 3.
1
46
Раздел 2. Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории.
22
Тема 7. Строение атома.
3
47
Состав и важнейшие характеристики атома.
1
48
Изотопы. Химический элемент.
1
49
Строение электронных оболочек атомов.
1
50
Тема 8. Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева.
3
Свойства химических элементов и их периодические изменения.
1
51
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете теории строения атома.
1
52
Характеристика химического элемента по положению в периодической системе.
1
53
Тема 9. Строение вещества.
4
Ковалентная связь и ее виды.
1
54
Ионная связь.
1
55
Степень окисления.
1
56
Кристаллическое состояние веществ.
1
57
Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории.
4
Реакции, протекающие с изменением и без изменения степени окисления. Окислительно-восстановительные реакции.
1
58
Расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
1
59
Обобщение знаний по темам 7–10.
1
60
Контрольная работа № 4.
1
61
Тема11. Водород, рождающий воду и энергию.
3
Водород – элемент и простое вещество. Получение водорода.
1
62
Химические свойства и применение водорода. Вода.
1
63
Практическая работа № 7 «Получение водорода и изучение его свойств».
1
64
Тема 12. Галогены.
5
Галогены – химические элементы и простые вещества.
1
65
Физические и химические свойства галогенов.
1
66
Хлороводород. Соляная кислота. Хлориды.
1
67
Практическая работа № 8. Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены».