Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 9 класс по учебнику рудзитиса»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Выжелесская основная общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом школы
Протокол №1 от 24 августа 2016 г
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР ___________/О.Е.Семочкина/
УТВЕРЖДАЮ
Директор
МБОУ Выжелесской ООШ
_________ /Панкина Л.И./
Приказ № ___ от _________
Рабочая программа
учебного курса основного общего образования
по биологии
9 класс
Составитель: Маникина А.И.
2016-2017
учебный год
Пояснительная записка
1
Нормативные правовые акты, на основании которых разработана рабочая программа
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 (ред. от 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного общего образования».
Положение о рабочей программе учебного предмета, курса (утв. на заседании педагогического совета 24.08.2016 (протокол №1), введено в действие приказом по школе №90 от 15.06.2016).
2
Сведения о программах, на основе которых разработана рабочая программа
Гара Н.Н. «Химия. Программа по учебному курсу. 8-11 классы» М.: Просвещение», 2010
3
Новизна рабочей программы
Внесены изменения в примерный учебно-тематический план.
4
Количество недельных учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
2
5
Используемый учебник/ УМК/ учебное пособие
1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. «Химия-9» Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2009
2. Гара Н.Н. «Химия -9.Уроки». Пособие для учителя. М.: «Просвещение», 2010
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Учащиеся должны уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращатьсяс химической посудой и лабораторным оборудованием;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека; критической оценки информации о веществах, используемых в быту; приготовления растворов заданной концентрации.
Содержание учебной программы
Тема 1. Электролитическая диссоциация (16 ч)
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель.Гидролиз солей.
Демонстрации. Испытание веществ на электронную проводимость Движение ионов в электрическом поле.
Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
Тема 2. Кислород и сера (7 ч)
Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (4). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства серной кислоты. Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы.
Демонстрации: Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных соединений серы.
Лабораторные опыты. Распознавание сульфат – ионов, сульфит-ионов и сульфид – ионов в растворе.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям массы (количества, объема) вещества по известной массе (количеству, объему) одного из вступивших или получающихся в результате реакции веществ.
Тема 3. Азот и фосфор (11 ч)
Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение. Соли аммония . Оксиды азота (2) и (4). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения.
Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.
Практические работы. Получение аммиака и изучение его свойств. Определение минеральных удобрений.
Тема 4. Углерод и кремний (7 ч)
Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Круговорот углерода в природе. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Кремний. Оксид кремния (4). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Демонстрации. Кристаллическая решетка угля и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с видами стекла.
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественная реакция на карбонат – и силикат – ион.
Практическая работа. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Тема 5. Общие свойства металлов (15 ч)
Положение металлов в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжения металлов. Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблемы безотходного производства в металлургии и охрана окружающей среды. Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия.Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа.Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III)
Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших соединений натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.
Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (2) и (3) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
Практические работы. Решение экспериментальных задач по теме «Элементы 1а – 3а групп периодической системы химических элементов». Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».
Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
Тема 6. Первоначальные представления об органических веществах (11ч)
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Углеводороды (4 ч)
Предельные углеводороды. Метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
Непредельные углеводороды. Этилен: физические и химические свойства.
Ацетилен. Диеновые углеводороды. Понятия о циклических углеводородах.
Природные источники углеводородов, их значимость. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.
Демонстрации. Модели молекул органических соединений. Горение метана и обнаружение продуктов горения. Горение этилена и обнаружение продуктов горения. Качественная реакция на этилен. Образцы нефти и продуктов их переработки.
Лабораторные опыты. Этилен, его получение, свойства.
Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Спирты (1 ч)
Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Физиологическое действие спиртов на организм. Применение. Многоатомные спирты. Этиленгликоль. Глицерин. Применение.
Демонстрации. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественная реакция на многоатомные спирты.
Карбоновые кислоты. Жиры (1ч)
Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение. Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота. Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
Демонстрации. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.
Углеводы (1 ч)
Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья. Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.
Демонстрации. Качественные реакции на глюкозу и крахмал.
Белки. Полимеры. Лекарства (1 ч)
Белки – биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах. Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров. Химия и здоровье. Лекарства
Поурочное (тематическое) планирование
№п/п
Тема урока
Всего часов
Тема1. Электролитическая диссоциация
16
1
Строение атома. Периодический закон, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева
1
2
Химическая связь.
1
3
Основные классы неорганических веществ.
1
4
Контрольная работа №1 по курсу химии 8 класса.
1
5
Электролитическая диссоциация. Сущность процесса электролитической диссоциации.
1
6
Диссоциация кислот, щелочей и солей.
1
7
Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации
8
Реакции ионного обмена.
1
9
Инструктаж по ТБ. Лабораторная работа №1 Распознавание хлорид-, сульфат-, карбонат- ионов.
1
10
Решение задач, если одно из реагирующих веществ, взято в избытке.
1
11
Окислительно-восстановительные реакции.
1
12
Окислительно-восстановительные реакции
1
13
Гидролиз солей
1
14
Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация
15
Практическая работа №1 «Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация»
1
16
Контрольная работа №2 по теме «Электролитическая диссоциация»
1
Тема 2. Кислород и сера
7
17
Положение кислорода и серы в ПСХЭ, строение их атомов. Строение простых веществ. Аллотропия.
1
18
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Применение серы.
1
19
Сероводород. Сульфиды.
1
20
Оксид серы (4). Сернистая кислота.
1
21
Оксид серы (6). Серная кислота.
1
22
Практическая работа №2 « Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера»
1
23
Скорость химических реакции и ее зависимость от условий протекания. Химическое равновесие.
1
Тема 3. Азот и фосфор.
11
24
Положение азота и фосфора в ПСХЭ, строение их атомов.
1
25
Азот. Физические и химические свойства азота.
26
Аммиак. Соли аммония
1
27
Практическая работа №3 «Получение аммиака и изучение его свойств»