Данная рабочая программа реализуется в учебнике для общеобразовательных учреждений
Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана «Химия. 9 класс». - М.: Просвещение 2010.
Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии обучающихся в 9 классе общеобразовательных учреждений, предназначена для реализации в классах со средним уровнем мотивации к обучению (по данным психологической службы). Она рассчитана на 70 ч/год (2 ч/нед.).
Особенности содержания обучения химии в основной школе обусловлены спецификой химии как науки и поставленными задачами. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических реакций и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли отражение основные содержательные линии:
· вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологическом действии;
· химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, способах управления химическими процессами;
· применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;
· язык химии — система важнейших понятий химии и терминов, в которых они описываются, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе и тривиальные), химические формулы и уравнения, а также правила перевода информации с естественного языка на язык химии и обратно.
Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в программе содержание представлено не по линиям, а по разделам: «Основные понятия химии (уровень атомно-молекулярных представлений)», «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение вещества», «Многообразие химических реакций», «Многообразие веществ».
Ценностные ориентиры содержания курса химии в основной школе определяются спецификой химии как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров химического образования выступают объекты, изучаемые в курсе химии, к которым у обучающихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания, а ценностные ориентации, формируемые у обучающихся в процессе изучения химии проявляются:
В качестве объектов ценностного труда и быта выступает творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни, а ценностные ориентации содержания курса химии могут рассматриваться как формирование:
Курс химии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляет процесс общения, грамотная речь, а ценностные ориентации направлены на воспитание у обучающихся:
Согласно базисному плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Химия» выделяется: в 8 классе 70 ч (2 ч в неделю, 35 учебных недель); в 9 классе 70 ч (2 ч в неделю, 35 учебных недель); в 10 классе 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недель); в 11 классе 35 ч (1 ч в неделю, 35 учебных недель).
• приготовления растворов заданной концентрации.
Тестовые материалы и тексты заданий для промежуточного, тематического, вводного, полугодового и итогового контроля за ЗУН обучающихся. Количество контролирующих материалов соответствует учебно-тематическому плану.
1. Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман. Химия. 9 класс.- М.: Просвещение, 2010.
2. Боровских Т.А. Тесты по химии. 9 класс: К учебнику Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана "Химия. 9 класс". –М.: Экзамен, 2010.
3. Н. И. Габрусева. Химия. 9 класс. Рабочая тетрадь. – М.:Просвещение, 2009 г.
Дополнительные:
1. Гара Н.Н. Химия. Уроки в 9 классе. Пособие для учителя. Москва: Просвещение, 2009 год.
2. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П. Химия в тестах, задачах, упражнениях. 8-9 кл. – М.: Дрофа, 2009.
3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Настольная книга учителя. Химия. 9 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
4. Химия. 9 кл.: Контрольные и проверочные работы «Химия. 8» / О. С. Габриелян, П. Н. Березкин, А. А. Ушакова и др. – М.: Дрофа, 2010.
5. Габриелян О. С., Рунов Н. Н., Толкунов В. И. Химический эксперимент в школе. 9 кл. – М.: Дрофа, 2010.
Химия в школе. Атом и молекула.
Химия в школе. Кислоты и основания
Химия в школе. Соли.
Химия в школе. Водные растворы
Химия в школе. Минеральные вещества
Химия в школе. Углерод и его соединения. Углеводороды
Химия в школе. Производные углеводородов
Химия в школе. Сложные химические соединения в повседневной жизни
Единый государственный экзамен.
Химия. Тестовый редактор
Уроки химии, Кирилла и Мефодия.
Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
отсутствие ответа.
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
дано полное объяснение и сделаны выводы.
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
задача не решена.
в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.
задача не решена.
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год.
Характеристика элемента по его положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации и процессов окисления-восстановления. Генетические ряды металла и неметалла.
Понятие о переходных элементах. Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей.
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы (IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ; температура, концентрация, катализаторы и ингибиторы. Обратимость химических реакций. Понятие о химическом равновесии. Факторы, влияющие на смещение равновесия: концентрация, давление и температура. Принцип Ле - Шателье.
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение и применение. Соли аммония. Оксиды азота (II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Минеральные удобрения.
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент.
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений.
Понятие о циклических углеводородах (циклоалканы, бензол).
Муравьиная и уксусная кислоты. Физические свойства. Применение.
Высшие карбоновые кислоты. Стеариновая кислота.
Жиры – продукты взаимодействия глицерина и высших карбоновых кислот. Роль жиров в процессе обмена веществ в организме. Калорийность жиров.
Глюкоза, сахароза – важнейшие представители углеводов. Нахождение в природе. Фотосинтез. Роль глюкозы в питании и укреплении здоровья.
Крахмал и целлюлоза – природные полимеры. Нахождение в природе. Применение.
Белки - биополимеры. Состав белков. Функции белков. Роль белков в питании. Понятия о ферментах и гормонах.
Полимеры – высокомолекулярные соединения. Полиэтилен. Полипропилен. Поливинилхлорид. Применение полимеров.
Качественные реакции на белок. Ознакомление с образцами изделий из полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида.
Количественный опыт выделения водорода из этилового спирта. Растворение этилового спирта в воде. Растворение глицерина в воде. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Получение и свойства уксусной кислоты. Исследование свойств жиров: растворимость в воде и органических растворителях.
Качественные реакции на глюкозу и крахмал.
№ п/п | Дата по плану/ фактич | Тема / кол-во часов на тему | Планируемые результаты | Виды деятельности | Вид, форма и метод контроля | Коррекционная работа | Творческая исследовательская и проектная деятельность | Домашнее задание |
Предметные знания | Универсальные учебные действия |
Тема 1. Повторение курса химии 8 класса, 3 часа. Ключевые компетенции. Обогащение личного опыта обучающихся. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов. Духовно – нравственное развитие и воспитание. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. |
| | Строение атома. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева | Уметь применять полученные знания, умения, навыки, в ходе выполнения тренировочных упражнений и заданий. | Качественное и количественное описание изучаемого объекта. Оперирование понятиями и суждениями. Организация самостоятельной учебной деятельности. | Характеризовать химические элементы на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения атомов. | Тематический, текущий, выборочный контроль. | Строение ПСХЭ. Строение атома. Электронное строение атома. Характеристика элемента по плану. | | Дать характеристику химических элементов по плану. |
| | Химическая связь, строение вещества. | Уметь применять полученные знания, умения, навыки, в ходе выполнения тренировочных упражнений и заданий. | Определять тип химической связи и вид кристаллической решетки в соединениях на основании химической формулы. | Тематический, текущий, выборочный и взаимоконтроль. | Строение вещества. Свойства веществ. | | Заполнить обобщающую таблицу. |
| | Основные классы неорганических соединений. | Уметь применять полученные знания, умения, навыки, в ходе выполнения тренировочных упражнений и заданий. | Качественное и количественное описание изучаемого объекта. Организация самостоятельной учебной деятельности. | Классифицировать и характеризовать изученные вещества по составу и свойствам. Записывать уравнения химических реакций. | Тематический, текущий, контрольный срез. | Номенклатура, состав и свойства оксидов, кислот, оснований и солей. | | Завершить возможные уравнения химических реакций. |
Тема 1. Электролитическая диссоциация (10 ч) Ключевые компетенции. Формирование критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Расширение химического кругозора и личного опыта обучающихся в социально-бытовой сфере деятельности. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ материалов в быту. Духовно – нравственное развитие и воспитание. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. |
| | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. | Знать определения: электролитов, неэлектролитов, ЭД, степень ЭД, сильные и слабые электролиты, кристаллогидраты. Уметь объяснять механизм ЭД веществ с ИС и КПС. | Классификация информации. Оперирование понятиями и суждениями. Работа с основными компонентами учебника. | Обобщать знания о растворах. Проводить наблюдения за поведением веществ в растворах, за химическими реакциями протекающими в растворах. Давать определения понятий электролит, неэлектролит, ЭД. Конкретизировать понятие ион, обобщать понятия катион, анион. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного или лабораторного эксперимента. | Тематический, текущий, выборочный контроль. | Классификация веществ | | §1, 3 упр. 1-4, с. 13 |
| | Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. | Знать определения: основание кислота, соль в свете ТЭД. Уметь записывать уравнения диссоциации кислот, солей, оснований, определять в водных растворах катион Н+ и анион ОН-, прогнозировать по ним свойства веществ, сравнивать по строению и свойствам ионы и атомы. | Оперирование понятиями и суждениями. Работа с основными компонентами учебника. Организация самостоятельной учебной деятельности. | Тематический, текущий, фактологический контроль. | Состав и свойства основных классов неорганических соединений. | | § 2, табл.1, с.11, упр. 7,8, с. 13 |
| | Реакции ионного обмена и условия их протекания. | Знать определение реакций ионного обмена, условия их осуществления. Уметь составлять молекулярные и ионные уравнения, необратимые реакции. | Выявление существенных признаков объекта. Организация самостоятельной учебной деятельности. | Характеризовать условия течения реакций в растворах электролитов до конца. Определять возможность протекания реакций ионного обмена. Объяснять сущность реакций ионного обмена. Составлять ионные уравнения реакций. | Тематический, текущий, промежуточный контроль. | Классификация химических реакций. Ионы. Признаки химических реакций. Составление уравнений химических реакций. | Составление алгоритма. | §4, таблица 3, с.14-15, таблица 4, с.17, упр. 1-2, с. 22 |
| | Основные положения теории электролитической диссоциации. | Уметь составлять молекулярные и ионные уравнения, необратимые реакции, объяснять их сущность в свете ТЭД. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Работа с основными компонентами учебника. | Тематический, текущий, промежуточный, выборочный контроль. | Составление уравнений химических реакций в молекулярном и ионном виде. Признаки химических реакций. | | §§3,4, таблица 3, с.14-15, таблица 4, с.17, упр. 3-4, с. 22. |
| | Окислительно-восстановительные реакции. Окисление и восстановление. | Знать определения: окислитель, восстановитель, ОВР. Уметь определять ОВР, составлять схему электронного баланса, расставлять коэффициенты используя метод электронного баланса. | Оперирование понятиями и суждениями. Работа с основными компонентами учебника. Классификация информации. | Распознавать ОВР по уравнениям реакций, определять окислитель и восстановитель, процесс окисления и восстановления. | Тематический, текущий, фактологический контроль. | Классификация химических реакций. Окислитель, восстановитель, ОВР. | Составление алгоритма. | §5, упр.6, 7,8, с.22 |
| | Химические свойства кислот и оснований и солей в свете теории электролитической диссоциации. | Знать определения: основание кислота, соль в свете ТЭД. Уметь записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. | Организация самостоятельной учебной деятельности. | Наблюдать и описывать химические реакции. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного или лабораторного эксперимента. Составлять ионные уравнения реакций и ОВР. | Тематический, текущий, промежуточный, выборочный контроль. | Составление уравнений химических реакций в молекулярном, ионном и ОВ виде. Признаки химических реакций. | | § 5, упр. 8., с. 22. |
| | Гидролиз солей. | Знать понятие гидролиз солей. Уметь записывать уравнения гидролиза солей, определять рН среды. | Выявление существенных признаков объекта. Организация самостоятельной учебной деятельности. | Давать определение понятию гидролиз солей. Описывать свойства веществ в ходе демонстрационного или лабораторного эксперимента. Составлять ионные уравнения реакций | Тематический, текущий, выборочный контроль. | Состав и классификация солей, качественные реагенты. Составление уравнений химических реакций в молекулярном и ионном виде. | Составление алгоритма. | §6, упр.9,10 Задача 1,с.22 Составить технологическую карту П.Р. №1 с.24 |
| | Практическая работа №1. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация» | Уметь применять полученные знания при решении экспериментальных задач. Уметь описывать результаты наблюдения реакций ионного обмена, определять среду раствора, записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде. | Уметь проводить наблюдения и описывать их, делать выводы, составлять технологическую карту. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Соблюдать правила техники безопасности. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента. Делать выводы из результатов проведенных химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. | Тематический, текущий, практическая работа. | Получение и хим. свойства классов неорганических веществ. | Проведение исследования с использованием технологической карты | Повторить § § 1-5, с.24, правила ТБ |
| | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Электролитическая диссоциация» | Уметь применять знания, умения, навыки, полученные при изучении темы, в ходе выполнения тренировочных упражнений и заданий. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Выявление существенных признаков объекта. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные последствия своих действий | Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Выполнять тренировочные упражнения. | Тематический, текущий, выборочный контроль. | Отработка ЗУН по теме. | | Повторить §§ 1-5, Выполнить домашнюю зачетную работу. |
| | Контрольная работа №1 по теме: «Электролитическая диссоциация» | Уметь применять знания, умения, навыки, полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении к/р. | Организация самостоятельной учебной деятельности. | | Тематический, текущий, контрольная работа. | | | Задача 2, с.22 |
Тема 2. Кислород и сера (7 ч) Ключевые компетенции. Формирование критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Расширение химического кругозора и личного опыта обучающихся в социально-бытовой сфере деятельности. Повышение интереса к предмету. Объяснения химических явлений, происходящих в природе в быту и на производстве. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Духовно – нравственное развитие и воспитание. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. |
| | Общая характеристика подгруппы кислорода. Строение простых веществ. Аллотропия. | Знать определение аллотропии и аллотропных видоизменений. Причины аллотропии. Уметь давать характеристику подгруппы кислорода по плану, сравнивать простые вещества образованные элементами подгруппы, указывать причины их сходства и отличия. | Установление причинно – следственных связей. Выявление существенных признаков объекта. Классификация информации. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. Организация самостоятельной учебной деятельности. | Анализ результатов к/р №1. Характеризовать элементы подгруппы кислорода на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств элементов подгруппы. | Тематический, текущий, выборочный и самоконтроль. | Строение атома и простого вещества. Умение использовать ПСХЭ. | | §§ 7,8, упр.1-4, с.31 |
| | Сера. Аллотропия серы. Свойства серы. Применение. | Знать физические и химические свойства серы. Области её применения. Уметь доказывать химические свойства серы, записывать уравнения реакций в молекулярном и ОВ виде. | Выявление существенных признаков объекта. Определение индивидуальных учебных задач. Составление БК. Владение формами самоконтроля. | Характеризовать аллотропию кислорода и серы как одну из причин многообразия веществ. Описывать свойства веществ. Составлять ОВР. | Тематический, текущий, выборочный и промежуточный контроль. | Характеристика простого вещества. | Краткосрочный проект «Сера» | §9,10, упр.5,6, с.31, задача 1 |
| | Соединения серы. | Знать строение и свойства соединений серы: оксида серы (IV), сернистой кислоты, сероводорода, сульфидов. Уметь доказывать химические свойства соединений серы, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном и ОВ виде. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Работа с основными компонентами учебника. | Описывать состав и свойства веществ. Записывать уравнения реакций в электронно – ионном виде. Классифицировать вещества. | Тематический, текущий, выборочный контроль. | Характеристика сложного вещества. ОВР. Реакции ионного обмена. | | §11, 12, упр.1-5, с.34 |
| | Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли | Знать строение и свойства соединений серы: оксида серы (VI), серной кислоты. Уметь доказывать химические свойства оксида серы (VI), серной кислоты, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном и ОВ виде. | Выявление существенных признаков объекта. Определение индивидуальных учебных задач. Составление БК. Владение формами самоконтроля. | Описывать состав и свойства веществ. Записывать уравнения реакций в электронно – ионном виде. Классифицировать вещества. Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. | Тематический, текущий, выборочный и промежуточный контроль. | Характеристика сложного вещества. ОВР. Реакции ионного обмена. | Краткосрочный проект «Соединения серы». | § 13, таблица 10, с.36, упр.1, 2, с.38. |
| | Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. | Уметь доказывать химические свойства серной кислоты (разбавленной и концентрированной), записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном и ОВ виде. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Работа с основными компонентами учебника. | Описывать состав и свойства веществ. Записывать уравнения реакций в электронно – ионном виде. Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. | Тематический, текущий, выборочный, само и взаимоконтроль. | ОВР, окислитель, восстановитель, электронный баланс. | Составление алгоритма. | § 13, упр.3, 4, с.38. Составить технологическую карту практической работы №2 |
| | Расчеты по уравнениям химических реакции если одно из реагирующих веществ дано в избытке | Уметь определять с помощью расчетов вещество, данное в избытке и вычислять массу (объем, количество вещества) продукта реакции по данному исходному веществу. | Определение соотношения компонентов объекта. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. Организация самостоятельной учебной деятельности. | Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. | Тематический, текущий, выборочный и промежуточный контроль. | Решение расчетных задач | | Повторить § 9-14. с.38, задачи 1,2. |
| | Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера». | Уметь применять полученные знания при решении экспериментальных задач. | Уметь проводить наблюдения и описывать их, делать выводы, составлять технологическую карту. | Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Распознавать опытным путем растворы кислот, сульфиды, сульфиты, сульфаты. Использовать приобретенные ЗУН в практической деятельности. Соблюдать правила техники безопасности. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента. Делать выводы из результатов проведенных химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. | Тематический, текущий, практическая работа. | Получение и хим. свойства классов неорганических веществ. Решение экспериментальных задач. Качественные реакции. | Проведение исследования с использованием технологической карты | Выполнить домашнюю зачетную работу. |
Тема 3. Основные закономерности химических реакций (5 часов) Ключевые компетенции. Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствии. Объяснения химических явлений, происходящих в природе в быту и на производстве. Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ материалов в быту и на производстве, решение практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Духовно – нравственное развитие и воспитание. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. |
| | Скорость химических реакций. | Раскрыть понятие скорости реакций. Гомогенные и гетерогенные процессы. Дать понятие о катализе, катализаторах, ингибиторах. | Оперирование понятиями, суждениями. | Классифицировать химические реакции. Наблюдать и описывать химические реакции. Оперировать понятием «скорость реакции». | Тематический, текущий, выборочный контроль. | Классификация химических реакций. | | § 14, упр.1, 2, с.42 |
| | Скорость химических реакций, ее зависимость от условий протекания. | Знать условия влияющие на скорость химических реакций, таких как природа реагирующих веществ, площадь соприкосновения, концентрация, температура. Уметь объяснять влияние различных условий на скорость химических реакций. | Владение компонентами доказательства. Работа с основными компонентами учебника. Организация самостоятельной учебной деятельности. | Описывать условия, влияющие на скорость химической реакции. | Тематический, текущий, выборочный и промежуточный контроль. | Скорость химических реакций. | | § 14, упр. 3, с.42 |
| | Химическое равновесие. Условия его смещения. | Знать понятие – химическое равновесие. Иметь представление о его динамическом характере. Знать условия влияющие на смещение равновесия. Уметь объяснять на примерах условия смещения равновесия в зависимости от условий химических реакций. | Выявление существенных признаков объекта. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. | Давать определение понятиям химическое равновесие, принцип Ле – Шателье. Описывать условия влияющие на смещение химического равновесия. | Тематический, текущий, выборочный контроль. | Скорость химических реакций, факторы влияющие на скорость. | | § 14, упр. 4,5, с.42 |
| | Обобщение и систематизация знаний по темам «Кислород и сера», «Основные закономерности химических реакций» | Уметь применять знания, умения, навыки, полученные при изучении темы, в ходе выполнения тренировочных упражнений и заданий. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Выявление существенных признаков объекта. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. | Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Выполнять тренировочные упражнения. | Тематический, текущий, выборочный и самоконтроль. | Отработка ЗУН по теме. | | Выполнить домашнюю зачетную работу. |
| | Контрольная работа № 2 по темам «Кислород и сера», «Основные закономерности химических реакций» | Уметь применять знания, умения, навыки, полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении к/р. | Организация самостоятельной учебной деятельности. | | Тематический, текущий, контрольная работа. | | | |
Тема 4. Азот и фосфор (10 ч) Ключевые компетенции. Формирование критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Расширение химического кругозора и личного опыта обучающихся в социально-бытовой сфере деятельности. Повышение интереса к предмету. Объяснения химических явлений, происходящих в природе в быту и на производстве. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Духовно – нравственное развитие и воспитание. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. |
| | Общая характеристика элементов главной подгруппу V группы ПС. Азот, его свойства. | Знать физические и химические свойства азота. Уметь давать характеристику подгруппы азота по плану, сравнивать простые вещества образованные элементами подгруппы, указывать причины их сходства и отличия, доказывать химические свойства азота, записывать уравнения реакций в молекулярном и ОВ виде. | Установление причинно – следственных связей. Выявление существенных признаков объекта. Классификация информации. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. Организация самостоятельной учебной деятельности. | Анализ результатов к/р. Характеризовать элементы подгруппы азота на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств элементов подгруппы. | Тематический, текущий, выборочный и самоконтроль. | Строение атома и простого вещества. Умение использовать ПСХЭ. | | § 15 – 16, упр.2-5, с.52 |
| | Аммиак. Строение, свойства, получение, применение | Знать строение молекулы аммиака его физические и химические свойства. Уметь доказывать химические свойства аммиака, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном и ОВ виде. | Выявление существенных признаков объекта. Определение индивидуальных учебных задач. Составление БК. Владение формами самоконтроля. | Описывать состав и свойства веществ. Записывать уравнения реакций в электронно – ионном виде. Классифицировать вещества. | Тематический, текущий, выборочный и промежуточный контроль. | Характеристика сложного вещества. ОВР. Реакции ионного обмена. Вычисления по химическим уравнениям, использование алгоритма. | Краткосрочный проект «Аммиак» | § 17, таблица 13, с.49, упр.6-8, с.52 |
| | Соли аммония. Решение задач на определение выхода продукта реакции от теоретически возможного. | Знать состав, свойства и области применения солей аммония. Уметь доказывать химические свойства солей аммония, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном и ОВ виде. Уметь определять массовую (объемную) долю выхода продукта реакции от теоретически возможного. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Работа с основными компонентами учебника. | Описывать состав и свойства веществ. Вычислять выход продукта реакции от теоретически возможного | Тематический, текущий, выборочный контроль. | Характеристика сложного вещества. ОВР. Реакции ионного обмена. | | § 18, таблица 14, с. 51, упр.12-13, с.52 Составить технологическую карту П.Р №3. |
| | Практическая работа №3. Получение аммиака и изучение его свойств. | Знать технологию лабораторного способа получения аммиака, изучить свойства аммиака на практике. | Уметь проводить наблюдения и описывать их, делать выводы, составлять технологическую карту. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Распознавать опытным путем аммиак. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Соблюдать правила техники безопасности. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента. Делать выводы из результатов проведенных химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. | Тематический, текущий, практическая работа. | Получение и хим. свойства веществ. Осуществлять химический эксперимент. | Проведение исследования с использованием технологической карты. | |
| | Азотная кислота, строение и получение. | Знать строение, свойства и области применения азотной кислоты. Уметь доказывать химические азотной кислоты, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном и ОВ виде. | Выявление существенных признаков объекта. Определение индивидуальных учебных задач. Составление БК. Владение формами самоконтроля. | Описывать состав и свойства веществ. Записывать уравнения реакций в электронно – ионном виде. Классифицировать вещества. Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты. | Тематический, текущий, выборочный и промежуточный контроль. | Характеристика сложного вещества. ОВР. Реакции ионного обмена. | Краткосрочный проект «Азотная кислота». | § 19, таблица 15, с.55, упр.1,3,4, с.59 |
| | Окислительные свойства азотной кислоты. Соли азотной кислоты | Знать состав, свойства и области применения солей. Уметь доказывать химические свойства азотной кислоты (разбавленной и концентрированной), записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном и ОВ виде. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Определение индивидуальных учебных задач. Владение формами самоконтроля. | Описывать состав и свойства веществ. Записывать уравнения реакций в электронно – ионном виде. Сопоставлять свойства разбавленной и концентрированной азотной кислоты. | Тематический, текущий, выборочный, само и взаимоконтроль. | ОВР, окислитель, восстановитель, электронный баланс. | | § 19, 20, упр.6,7, 8, 9 с.59 |
| | Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора. | Знать характеристику фосфора как элемента и простого вещества, физические и химические свойства фосфора. Области его применения. Уметь доказывать химические свойства фосфора, записывать уравнения реакций в молекулярном и ОВ виде. | Выявление существенных признаков объекта. Определение индивидуальных учебных задач. Составление БК. Владение формами самоконтроля. | Характеризовать аллотропию фосфора как одну из причин многообразия веществ. Описывать свойства фосфора. Составлять ОВР. | Тематический, текущий, выборочный и промежуточный контроль. | Характеристика простого вещества. | Краткосрочный проект «Фосфор» | § 21, таблица 16 упр.2,4, с.70 |
| | Соединения фосфора. Минеральные удобрения | Знать состав и свойства соединений фосфора, применение минеральных удобрений. Уметь доказывать химические свойства соединений фосфора, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном и ОВ виде. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Работа с основными компонентами учебника. | Описывать состав и свойства веществ. Записывать уравнения реакций в электронно – ионном виде. Классифицировать вещества. Составлять уравнения ступенчатой диссоциации на примере фосфорной кислоты. | Тематический, текущий, выборочный контроль. | Характеристика сложного вещества. ОВР. Реакции ионного обмена. | | § 22, 23, упр.5, 6, 9, с.70 Составить технологическую карту П.Р. № 4. |
| | Практическая работа №4. Определение минеральных удобрений | Уметь применять полученные знания при решении экспериментальных задач. | Уметь проводить наблюдения и описывать их, делать выводы, составлять технологическую карту. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Распознавать опытным путем растворы кислот, нитрат- и фосфат - ионы, ион аммония. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Соблюдать правила техники безопасности. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента. Делать выводы из результатов проведенных химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. | Тематический, текущий, практическая работа. | Решение экспериментальных задач. Качественные реакции. | Проведение исследования с использованием технологической карты. | Решить задачи 3,4, с.70 |
| | Обобщение и систематизация знаний по теме: «Азот и фосфор». | Уметь применять знания, умения, навыки, полученные при изучении темы, в ходе выполнения тренировочных упражнений и заданий. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Выявление существенных признаков объекта. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. | Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Выполнение тренировочных упражнений. | Тематический, текущий, выборочный контроль. | Отработка ЗУН по теме. | | Выполнить домашнюю зачетную работу. |
Тема 5. Углерод и кремний (7 часов) Ключевые компетенции. Формирование критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Расширение химического кругозора и личного опыта обучающихся в социально-бытовой сфере деятельности. Повышение интереса к предмету. Объяснения химических явлений, происходящих в природе в быту и на производстве. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Духовно – нравственное развитие и воспитание. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. |
| | Общая характеристика подгруппы углерода. Углерод и кремний. Аллотропные модификации углерода. | Уметь давать характеристику подгруппы углерода по плану, сравнивать простые вещества образованные элементами подгруппы, указывать причины их сходства и отличия. Знать характеристику аллотропных модификаций углерода. | Установление причинно – следственных связей. Выявление существенных признаков объекта. Классификация информации. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. Организация самостоятельной учебной деятельности. | Анализ результатов к/р. Характеризовать элементы подгруппы углерода на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения их атомов. Объяснять закономерности изменения свойств элементов подгруппы. Характеризовать аллотропию углерода как одну из причин многообразия веществ. Описывать свойства фосфора и кремния. | Тематический, текущий, выборочный и самоконтроль. | Строение атома и простого вещества. Умение использовать ПСХЭ. | | § 24, упр. 1, 2,5, с.90 |
| | Химические свойства углерода. Адсорбция | Знать понятие адсорбция, химические свойства углерода. Области его применения. Уметь доказывать химические свойства углерода, записывать уравнения реакций в молекулярном и ОВ виде. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Выявление существенных признаков объекта. Определение индивидуальных учебных задач. Составление БК. Владение формами самоконтроля. | Описывать химические свойства углерода. Записывать уравнения реакций в молекулярном и ОВ виде. | Тематический, текущий, выборочный и промежуточный контроль. | Характеристика простого вещества. | Краткосрочный проект «Углерод» | § 25, 30блица 23, упр. 8, с.90 |
| | Оксиды углерода и кремния. | Знать состав, строение и свойства оксидов углерода и кремния. Уметь доказывать химические свойства соединений серы, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном и ОВ виде. | Выявление существенных признаков объекта. Определение индивидуальных учебных задач. Составление БК. Владение формами самоконтроля. | Описывать состав и свойства веществ. Записывать уравнения реакций в электронно – ионном виде. Классифицировать вещества. | Тематический, текущий, выборочный и промежуточный контроль. | Характеристика сложного вещества. ОВР. Реакции ионного обмена. | Краткосрочный проект «Соединения углерода». | § 26, 27, 31 упр. 15-17, с. 90, упр. 4, с. 101. |
| | Угольная и кремниевая кислоты. Карбонаты. Силикаты. | Знать состав, строение, свойства и применение угольной и кремниевой кислот и их солей. Уметь доказывать химические свойства угольной и кремниевой кислот и их солей, записывать уравнения реакций в молекулярном, ионном и ОВ виде. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Определение индивидуальных учебных задач. Владение формами самоконтроля. | Описывать состав и свойства веществ. Записывать уравнения реакций в электронно – ионном виде. Классифицировать вещества. | Тематический, текущий, выборочный, само и взаимоконтроль. | ОВР, окислитель, восстановитель, электронный баланс. | | § 28, 32 упр. 18, 20, с.90. Составить технологическую карту П.Р. №5. |
| | Практическая работа №5. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. | Знать технологию лабораторного способа получения оксида углерода (IV), изучить свойства оксида углерода (IV) на практике. Уметь применять полученные знания при решении экспериментальных задач. | Уметь проводить наблюдения и описывать их, делать выводы, составлять технологическую карту. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Распознавать опытным путем углекислый газ, карбонат- и силикат - ионы. Осуществлять взаимопревращения карбонатов и гидрокарбонатов Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Соблюдать правила техники безопасности. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента. Делать выводы из результатов проведенных химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. | Тематический, текущий, практическая работа. | Получение и хим. свойства веществ. Осуществлять химический эксперимент. Решение экспериментальных задач. Качественные реакции. | Проведение исследования с использованием технологической карты. | Повторить § 27 -29. Задача 2, 3, 5, с.91 |
| | Обобщение и систематизация знаний по темам: «Азот и фосфор. Углерод и кремний». | Уметь применять знания, умения, навыки, полученные при изучении темы, в ходе выполнения тренировочных упражнений и заданий. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Выявление существенных признаков объекта. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. | Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Выполнение тренировочных упражнений. | Тематический, текущий, выборочный контроль. | Отработка ЗУН по теме. | | Повторить материал по таблицам 13,14,15,17, 19,23-26. Выполнить домашнюю зачетную работу. |
| | Контрольная работа №3 по темам: «Азот и фосфор. Углерод и кремний». | Уметь применять знания, умения, навыки, полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении к/р. | Организация самостоятельной учебной деятельности. | | Тематический, текущий, контрольная работа. | | | |
Тема 6. Металлы (13часов) Ключевые компетенции. Обогащение личного опыта обучающихся. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов. Формирование критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Повышение интереса к предмету. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Духовно – нравственное развитие и воспитание. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. |
| | Положение металлов в ПСХЭ Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические свойства металлов. | Знать понятие металлической связи и металлической кристаллической решетки, физические свойства металлов. Уметь давать общую характеристику металлов по положению в ПС и строению атома. | Установление причинно – следственных связей. Выявление существенных признаков объекта. Классификация информации. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. Организация самостоятельной учебной деятельности. | Анализ результатов к/р. Характеризовать металлы на основе их положения в ПСХЭ и особенностей строения атома. Объяснять закономерности изменения свойств металлов по периоду и в главных подгруппах. Объяснять зависимость физических свойств металлов от вида химической связи между их атомами. | Тематический, текущий, выборочный и самоконтроль. | Строение атома и простого вещества. Умение использовать ПСХЭ. | | § 34-36, упр. 1-4, 8, 9 задача 1-2, с. 112. |
| | Химические свойства металлов. Коррозия металлов. | Знать химические свойства металлов. Уметь доказывать химические свойства металлов, записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ОВ виде. | Качественное и количественное описание изучаемого объекта. Организация самостоятельной учебной деятельности. | Наблюдать и описывать химические реакции. Описывать свойства изучаемых веществ на основе наблюдений за их превращениями. Записывать уравнения реакций в молекулярном и ОВ виде. | Тематический, текущий промежуточный контроль. | Ряд напряжений металлов. Типы химических реакций. Окислитель, восстановитель, ОВР. | | § 37, упр. 11-12, задача 4, с. 112. |
| | Щелочные металлы и их соединения. | Знать области применения щелочных металлов. Уметь давать сравнительную характеристику щелочных металлов по положению в ПС и строению атома, прогнозировать и доказывать химические свойства металлов, записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ОВ виде. Уметь давать обзор важнейших соединений щелочных металлов. | Выявление существенных признаков объекта. Установление причинно – следственных связей. Определение индивидуальных и коллективных учебных задач. Организация совместной деятельности. Составление БК. Владение формами самоконтроля. | Описывать строение и свойства веществ. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в подгруппе. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Пользоваться информацией из других источников для подготовки к творческим отчетам. Готовить презентации по теме. | Тематический, текущий, взаимоконтроль и самоконтроль, творческий отчет по группам. | Общая характеристика металлов. Строение атома, строение простого и сложного вещества. Умение использовать ПСХЭ. ОВР, реакции ионного обмена. | Групповой проект «Щелочные металлы» | § 39, упр. 1-5, 7, 8 задачи 2-3, с. 119. |
| | Щелочноземельные металлы, их соединения. | Знать области применения щелочноземельных металлов. Уметь давать сравнительную характеристику щелочноземельных металлов по положению в ПС и строению атома, прогнозировать и доказывать химические свойства металлов, записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ОВ виде. Уметь давать обзор важнейших соединений щелочноземельных металлов. | Выявление существенных признаков объекта. Установление причинно – следственных связей. Определение индивидуальных и коллективных учебных задач. Организация совместной деятельности. Составление БК. Владение формами самоконтроля. | Описывать строение и свойства веществ. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в подгруппе. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Пользоваться информацией из других источников для подготовки к творческим отчетам. Готовить презентации по теме. | Тематический, текущий, взаимоконтроль и самоконтроль, творческий отчет по группам. | Общая характеристика металлов. Строение атома, строение простого и сложного вещества. Умение использовать ПСХЭ. ОВР, реакции ионного обмена. | Групповой проект «Щелочноземельные металлы». | § 40-41 (до с. 123), упр. 1, 2, 6, 7, задачи 1-2, с. 125. |
| | Жесткость воды и способы ее устранения. Решение задач на примеси. | Иметь представление о жесткости воды и способах ее устранения. Уметь производить вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей. | Формулирование проблемы и определение способов её решения. Организация самостоятельной учебной деятельности. | Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей. | Тематический, текущий промежуточный контроль. | Решение расчетных задач по уравнениям химических реакций. | | § 41, упр. 13-14, задачи 3-4, с. 125. |
| | Алюминий. Свойства алюминия, амфотерность соединений. | Знать: строение атома, физические и химические свойства, применение алюминия. Знать об амфотерных свойствах оксида и гидроксида алюминия. Уметь доказывать химические свойства алюминия и его соединений, записывать уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и ОВ виде. | Выявление существенных признаков объекта. Установление причинно – следственных связей. Определение индивидуальных и коллективных учебных задач. Организация совместной деятельности. Составление БК. Владение формами самоконтроля. | Описывать строение и свойства веществ. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в подгруппе. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Сравнивать отношение гидроксидов натрия и алюминия к растворам кислот и щелочей. Пользоваться информацией из других источников для подготовки к творческим отчетам. Готовить презентации по теме. | Тематический, текущий, взаимоконтроль и самоконтроль, творческий отчет по группам. | Общая характеристика металлов. Строение атома, строение простого и сложного вещества. Умение использовать ПСХЭ. Амфотерность. ОВР, реакции ионного обмена. | Групповой проект «Алюминий и его соединения». | § 42, упр. 1-3, 5, 18,с.130. Составить технологическую карту П.Р. № 6. |
| | Практическая работа №6. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы». | Уметь применять полученные знания при решении экспериментальных задач. | Уметь проводить наблюдения и описывать их, делать выводы, составлять технологическую карту. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Соблюдать правила техники безопасности. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента. Делать выводы из результатов проведенных химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. | Тематический, текущий, практическая работа. | Получение и хим. свойства веществ. Осуществлять химический эксперимент. Решение экспериментальных задач. Качественные реакции. | Проведение исследования с использованием технологической карты. | Задачи 1, 2, 3, с. 131. |
| | Железо. Свойства железа. | Знать: строение атома железа, физические и химические свойства, техническое назначение железа. Уметь доказывать химические свойства железа, записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ОВ виде. | Выявление существенных признаков объекта. Установление причинно – следственных связей. Определение индивидуальных и коллективных учебных задач. Организация совместной деятельности. Составление БК. Владение формами самоконтроля. | Описывать строение и свойства веществ. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств металлов в подгруппе. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Распознавать опытным путем ионы железа Fe2+ и Fe3+. Пользоваться информацией из других источников для подготовки к творческим отчетам. Готовить презентации по теме. | Тематический, текущий, взаимоконтроль и самоконтроль, творческий отчет по группам. | Общая характеристика металлов. Строение атома, строение простого вещества. Умение использовать ПСХЭ. ОВР, реакции ионного обмена. | Групповой проект «Железо». | § 43, упр. 1-3, задачи 1, 4, с. 136. |
| | Оксиды, гидроксиды и соли железа. | Знать состав и характер оксидов и гидроксидов железа, качественные реакции на ионы железа. Уметь писать уравнения реакций характеризующих свойства железа со степенью окисления +2, +3 и его соединений. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Выявление существенных признаков объекта. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. | Тематический, текущий, промежуточный контроль. | Общая характеристика металлов. Строение атома, строение сложного вещества. Амфотерность. ОВР, реакции ионного обмена. | | § 44, упр. 6-11, задача 3, с. 136. |
| | Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы. | Знать понятие металлургия, способы получения металлов, основные сплавы, их свойства и применение. Уметь характеризовать способы получения металлов, составлять уравнения реакций, указывать их тип, называть продукты реакций. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Работа с основными компонентами учебника. Владение формами самоконтроля. | Описывать способы получения металлов. Записывать уравнения реакций в молекулярном и ОВ виде. | Тематический, текущий, выборочный контроль, самоконтроль. | Типы химических реакций. ОВР, реакции ионного обмена. | | § 35, 45-47 упр. 1-4, 14, с. 147 Составить технологическую карту П.Р № 7 |
| | Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения». | Уметь применять полученные знания при решении экспериментальных задач. | Уметь проводить наблюдения и описывать их, делать выводы, составлять технологическую карту. | Исследовать свойства изучаемых веществ. Распознавать опытным путем гидроксид – ионы, ионы железа Fe2+ и Fe3+. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Соблюдать правила техники безопасности. Описывать химические реакции, наблюдаемые в ходе эксперимента. Делать выводы из результатов проведенных химических опытов. Участвовать в совместном обсуждении результатов опытов. | Тематический, текущий, практическая работа. | Хим. свойства веществ. Осуществлять химический эксперимент. Решение экспериментальных задач. Качественные реакции. | Проведение исследования с использованием технологической карты. | Повторить материал § 39 -44, 3адачи 3, 6 с. 147. |
| | Обобщение и повторение материала темы: «Металлы». | Уметь применять знания, умения, навыки, полученные при изучении темы, в ходе выполнения тренировочных упражнений и заданий. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Выявление существенных признаков объекта. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. | Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Выполнять тренировочные упражнения. | Тематический, текущий, выборочный контроль. | Отработка ЗУН по теме. | | Выполнить домашнюю зачетную работу. |
| | Контрольная работа №4 по теме: «Металлы». | Уметь применять знания, умения, навыки, полученные в ходе изучения данной темы, при выполнении к/р. | Организация самостоятельной учебной деятельности. | | Тематический, текущий, контрольная работа. | | | Задача 4, с.136 |
Тема 7. Органические соединения (15 часов) Ключевые компетенции. Обогащение личного опыта обучающихся. Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов. Формирование критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни с целью безопасного обращения с веществами и материалами и экологически грамотного поведения в окружающей среде. Повышение интереса к предмету. Духовно – нравственное развитие и воспитание. Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде. |
| | Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. | Знать определение органической химии, первоначальные сведения о строении органических веществ. Уметь доказывать принадлежность веществ к органическим веществам. | Оперирование понятиями и суждениями. Выявление существенных признаков объекта. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. Работа с основными компонентами учебника. | Доказывать принадлежность веществ к органическим веществам. Различать предметы изучения органической и неорганической химии. Называть изученные положения теории химического строения А.М.Бутлерова. | | Классификация неорганических соединений. Состав основных классов неорганических соединений. | | § 48, 49, упр. 1, 3, 4, с. 163. |
| | Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений. | Знать причины многообразия органических веществ, понятие о явлении изомерии, изомерах, структурных формулах, основные признаки классификации органических. Уметь определять изомеры, принадлежность органических веществ к определенным классам. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Оперирование понятиями и суждениями. Выявление существенных признаков объекта. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. | Определять виды изомерии. Различать понятия «изомер» и «гомолог». Доказывать принадлежность веществ по их химическим формулам к определенным классам, основываясь на упрощенной классификации. | Тематический, текущий, выборочный, фактологический контроль. | Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. | | § 49, 50 упр. 2, 5, с. 163. |
| | Предельные углеводороды, свойства, применение. | Знать формулы и особенности строения и свойств углеводородов: метана, этана. Уметь составлять структурные формулы простейших углеводородов, характеризовать их основные химические свойства, записывать простейшие уравнения химических реакций. | Выявление существенных признаков объекта. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. Оперирование понятиями и суждениями. | Определять качественный состав изучаемых веществ, составлять структурные формулы, указывать изомеры. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать состав и свойства веществ. Записывать простейшие уравнения реакций. | Тематический, текущий, выборочный контроль. | Составление структурных формул и изомеров. | | § 51 упр. 6-8, с. 163. |
| | Непредельные углеводороды, свойства, применение. | Знать формулы и особенности строения и свойств углеводородов: этилена и ацетилена. Уметь составлять структурные формулы простейших непредельных углеводородов, характеризовать их основные химические свойства, записывать простейшие уравнения химических реакций. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Выявление и сравнение существенных признаков объекта. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. Оперирование понятиями и суждениями. Установление причинно – следственных связей. | Тематический, текущий, промежуточный контроль | Номенклатура углеводородов. Составление структурных формул и изомеров. Основные свойства углеводородов. | | § 52 упр. 9-13, задача 2, с. 163 |
| | Природные источники углеводородов. | Иметь представление о природных источниках углеводородов их безопасном применении. | Работа с основными компонентами учебника. Подбор и группировка материала по теме. Выявление существенных признаков объекта. Организация самостоятельной учебной деятельности. | Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений. Выполнять тренировочные упражнения. | Тематический, текущий, выборочный контроль. | Номенклатура, состав и свойства углеводородов. | | § 54 упр. 14-17, с. 163. |
| | Одноатомные и многоатомные спирты. | Знать формулы и особенности состава и свойств спиртов (метанола, этанола, глицерина) как представителей кислородсодержащих органических соединений. Уметь составлять формулы простейших спиртов, характеризовать их основные свойства. | Выявление существенных признаков объекта. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. Оперирование понятиями и суждениями. | Определять класс вещества, составлять структурные формулы, указывать изомеры. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать состав и свойства веществ. Записывать простейшие уравнения реакций. | Тематический, текущий, промежуточный контроль. | Номенклатура органических соединений. Составление структурных формул и изомеров. | | § 55 упр. 1-3, задача 1 с. 173. |
| | Карбоновые кислоты. Жиры. | Иметь общее представление о карбоновых кислотах и жирах, как представителях кислородсодержащих соединений. Уметь характеризовать их основные свойства и значение. | Оперирование понятиями и суждениями. Качественное и количественное описание изучаемого объекта. Выявление существенных признаков объекта. Подбор и группировка материала по теме. | Определять класс вещества. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать состав и свойства веществ. Записывать простейшие уравнения реакций. | Тематический, текущий, фактологический контроль. | Изомерия, номенклатура, состав и свойства углеводородов и кислородсодержащих органических соединений. | | § 56 упр. 4-7, задача 4, с. 173. |
| | Углеводы. Нахождение в природе. Биологическая роль | Иметь общее представление об углеводах их классификации. Уметь характеризовать их основные свойства и значение. | Качественное и количественное описание изучаемого объекта. Выявление существенных признаков объекта. Определение индивидуальных и коллективных учебных задач. Организация совместной деятельности. Составление БК. | Тематический, текущий, взаимоконтроль и самоконтроль, творческий отчет по группам. | Изомерия, номенклатура, состав и свойства углеводородов и кислородсодержащих органических соединений. | Краткосрочный проект «Углеводы» | § 57 упр. 8-10, задача 5, с. 173. |
| | Аминокислоты. Белки. Состав и биологическая роль | Иметь общее представление об аминокислотах и белках. Уметь характеризовать их основные свойства и значение. | Организация самостоятельной учебной деятельности. Работа с основными компонентами учебника. Подбор и группировка материалов по теме. | Определять класс вещества. Наблюдать физические и химические превращения изучаемых веществ. Описывать состав и свойства веществ. Записывать простейшие уравнения реакций. | Тематический, текущий, промежуточный контроль. | Классификация органических соединений. Номенклатура, состав и свойства кислородсодержащих органических соединений. | | § 58 упр. 11-13, 15, с. 173. |
| | Полимеры. Обобщение и систематизация знаний за курс химии девятого класса | Иметь представление о реакции полимеризации и о полимерах на примере полиэтилена. Уметь применять полученные знания, умения, навыки, в ходе выполнения тренировочных упражнений и заданий. | Владение формами самоконтроля и самооценки. Организация самостоятельной учебной деятельности. Выявление существенных признаков объекта. Работа с основными компонентами учебника. | Выполнять тренировочные упражнения. | Тематический, текущий, самоконтроль и выборочный контроль. | Отработка ЗУН за курс химии 9 класса. | | Выполнить домашнюю зачетную работу. |
| | Итоговая контрольная работа за курс химии 9 класса. | | Организация самостоятельной учебной деятельности. | | Итоговый контроль. | | | |
67-70 | | Решение расчетных и экспериментальных задач. | Уметь решать расчетные и экспериментальные задачи комбинированного типа | Организация самостоятельной учебной деятельности. | | Тематический, текущий, самоконтроль и выборочный контроль. | Отработка ЗУН за курс химии 9 класса по решению задач. | | Выполнить домашнюю зачетную работу. |