Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями, которые определены стандартом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8-9 кл.»
Приложение №____ к ООП ООО,
утвержденной приказом
МКОУ «Храмцовская ООШ»
от ____________ г. № ______
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Храмцовская основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________/М.А.Моисеева /
«___»августа 201__г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МКОУ «Храмцовская ООШ»
________/Н.П.Кайгородова/
Приказ № ______ от «____»августа 201__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Химия»
для 8 – 9 классов
Разработчик программы:
Мельникова Ольга Николаевна,
I квалификационная категория
с.Храмцово
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8-9 кл. составлена на основе следующих нормативных документов: 1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» (статья 47, п. 3, пп. 3; статья 47, п. 3, пп. 5; статья 48, п.1, пп 1.);
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 23.06.2015));
3. Учебного плана МКОУ «Храмцовская ООШ»;
4. Федерального переченя учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательном учреждении, реализующих программы общего образования;
5. Положения о рабочей программе МКОУ «Храмцовская ООШ»,
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, развития и воспитания учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями, которые определены стандартом.
Рабочая программа рассчитана на 136 учебных часов, из расчёта 2 часа в неделю для каждого из двух классов, в том числе на практические работы - 13 часов.
Преподавание химии в основной школе направлено на достижение следующих целей изадач:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Общая характеристика предмета
Основными проблемами химии является изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Содержание учебного курса структурировано по следующим блокам: «Методы познания веществ и химических явлений»;
«Экспериментальные основы химии»; «Вещество»; «Химическая реакция», «Элементарные основы неорганической химии»; «Первоначальные представления об органических веществах»; «Химия и жизнь».
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система.
Технологии, используемые в обучении: развивающего обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникативные, здоровьесбережения.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются: устное сообщение, устный ответ, тест, фронтальный опрос, индивидуальная работа по карточкам, ответ на проблемный вопрос, контрольная работа, самостоятельная работа, лабораторные и практические работы, заполнение таблиц, создание рисунков, оформление презентации.
Содержание курса
8класс
Первоначальные химическиепонятия
Химия как часть естествознания. Химия наука о веществах их строении, свойствах и превращениях. Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природная вода. Разделение смесей. Фильтрование. Физические и химические явления. Химические реакции. Условия и признаки химических реакций.
Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ.
Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса.
Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Химические уравнения.
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Примеры физических и химических явлений. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Разложение основного карбоната меди (II).
Практическиеработы.
Правила техники безопасности при работе в химическом кабинете. Ознакомление с лабораторным оборудованием.
Очистка загрязненной поваренной соли
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в веществе. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
2.Элементарные основы неорганической химии (неметаллы и их соединения)
Кислород
Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Оксиды. Воздух и его состав. Горение и медленное окисление. Тепловой эффект химических реакций. Классификация химических реакций по поглощенной и выделенной энергии.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия..
Лабораторный опыт. Ознакомление с образцами оксидов. Практическая работа. Получение и свойства кислорода.
Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Водород
Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Водородные соединения неметаллов.
Лабораторные опыты. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II).
Практическая работа. Получение и свойства водорода.
Растворы. Вода.
Растворы. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Насыщенный и ненасыщенный растворы. Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества. Понятие о химическом анализе и синтезе. Состав воды. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Практическая работа. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества.
Расчетные задачи. Расчет массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации.
Основные классы неорганических веществ
Основные классы неорганических соединений.
Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.
Основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.
Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства.
Электрохимический ряд металлов Н.Н. Бекетова. Получение и применение.
Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения и применение солей.
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Лабораторные опыты. Свойства растворимых и нерастворимых оснований. взаимодействие щелочей с кислотами. Разложение гидроксида меди 2 при нагревании.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений».
3.Вещество
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома
Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. Периодический закон Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды периодической системы. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Строение атома. Ядро (протоны и нейтроны) и электроны. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева. Современная формулировка периодического закона. Состояние электронов в атомах. Периодическое изменение свойств атомов в периодах и главных подгруппах.
Лабораторный опыт. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей.
Строение веществ. Химическая связь
Электроотрицательность химических элементов. Строение молекул. Химическая связь. Типы химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Металлическая связь. Понятие о валентности. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Классификация химических реакций по изменению степени окисления.
Типы кристаллических решеток (ионная, атомная, молекулярная и металлическая). Вещества в твердом жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.
Лабораторный опыт. Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химической связи.
Закон Авогадро. Молярный объем газов.
Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях.
Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
4.Элементарные основы неорганической химии (неметаллы и их соединения)
Галогены
Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Получение и применение. Хлороводород: получение и
физические свойства. Соляная кислота и ее соли. Сравнительная характеристика галогенов. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и йода. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений.
9класс
1.Химическиереакции
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Проведение химических реакций в растворах. Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель. Гидролиз солей. Определение характера среды. Индикаторы. Методы анализа веществ. Качественные реакции на ионы в растворе.
Лабораторные опыты. Реакции ионного обмена между растворами электролитов.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Электролитическая диссоциация».
2.Элементарные основы неорганической химии (неметаллы и их соединения)
Кислород и сера
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропия кислорода – озон.
Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксиды серы. Сернистый газ. Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Химическое равновесие.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений.
Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе.
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ.
Азот и фосфор
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение и применение. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
Минеральные удобрения.
Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Определение фосфорных минеральных удобрений.
Практические работы: Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств» (на примере аммиака).
Углерод и кремний
Положение углерода и кремния в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод. Алмаз. Графит. Адсорбция. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе
Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и силикаты. Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Ознакомление с видами стекла.
Практическая работа. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств.
3.Элементарные основы неорганической химии (металлы и их соединения)
Положение металлов в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
Понятие о металлургии. Способы получения металлов. Сплавы (сталь, чугун, дюралюминий, бронза). Проблема безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды.
Щелочные металлы и их соединения. Щелочноземельные металлы и их соединения.
Жесткость воды и способы ее устранения.
Алюминий. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия.
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
Железо. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (II) и железа (III). Понятие о металлургии - способа получения металлов. Проблемы безотходных производств в металлургии и охрана окружающей среды. Сплавы.
Лабораторные опыты. Рассмотрение образцов металлов. Взаимодействие металлов с растворами солей. Ознакомление с образцами солей натрия, калия и кальция. Ознакомление с природными соединениями кальция. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа (II) и железа (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.
Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».
Расчетные задачи. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества, содержащего определенную долю примесей.
4.Первоначальные представления об органических веществах
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Изомерия.
Углеводороды: метан, этан. Физические и химические свойства. Применение.
Этилен. Физические и химические свойства. Применение. Непредельные углеводороды..
Ацетилен. Диеновые углеводороды.
Спирты. Одноатомные спирты. Метанол. Этанол. Физические свойства. Применение.
Многоатомные спирты. Глицерин. Применение.
Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Представления о полимерах на примере полиэтилена.
Практическая работа. Изготовление моделей углеводородов.
Расчетная задача. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
5. Химия и жизнь
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота).
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность.
Практическиеработы:
Знакомство с образцами лекарственных препаратов.
Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены
Учебно-тематический план 8 класс
№
Тема
Количество часов
В том числе:
Практические работы
Контрольные работы
1.
Первоначальные химические понятия.
18
2
1
2.
Элементарные основы неорганической химии (неметаллы и их соединения)
23
4
2
3.
Вещество
20
-
1
4.
Элементарные основы неорганической химии (неметаллы и их соединения)
7
-
-
ИТОГО
68
6
4
Учебно-тематический план 9класс
№
Тема
Количество часов
В том числе:
Практические работы
Контрольные работы
1.
Химические реакции
10
1
1
2.
Элементарные основы неорганической химии (неметаллы и их соединения)
26
2
1
3.
Элементарные основы неорганической химии (металлы и их соединения)
14
1
1
4.
Первоначальные представления об органических веществах
12
1
1
5
Химия и жизнь
6
2
ИТОГО
68
7
4
Требования к уровню подготовкивыпускников
В результате изучения химии ученик должен
знать /понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
называть: химические элементы и соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, валентность и степени окисления элемента в соединениях;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Тематическое планирование по химии
в 8 классе
№
урока
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Практическая часть
Примечание
Тема 1 «Первоначальные химические понятия»
18 часов
1
Химия наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
1
Химия как часть естествознания.
Лабораторный опыт № 1.
«Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами».
Методы познания веществ и химическихявлений.
2
Практическая работа № 1. «Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности».
1
Пр №1
Экспериментальные основыхимии
3
Чистые вещества и смеси веществ. Разделение смесей.
1
Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
Экспериментальные основыхимии
4
Очистка вещества. Фильтрование.
1
Практическая работа № 2. «Очистка загрязненной поваренной соли».
Вещество. Экспериментальные основыхимии
5
Физические и химические явления. Химическая реакция.
1
Условия и признаки химических реакций.
Лабораторный опыт
№2. «Примеры физических и химических явлений».
Химические реакции
6
Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение.
1
Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Вещество
7
Простые и сложные вещества.
1
Качественный и количественный состав веществ.
Лабораторный опыт №3. «Ознакомление с образцами простых и сложных веществ».
Вещество
8
Язык химии. Химический элемент. Знаки химических элементов.
1
Относительная атомная масса. Атомная единица массы.
Вещество
9
Закон постоянства состава. Химические формулы.
1
Вещество
10
Относительная молекулярная масса.
1
Вычисление относительной молекулярной массы.
Вещество
11
Проведение расчетов, на основе формул, массовой доли химического элемента в веществе.
1
Методы познания веществ и химическихявлений.
12
Валентность химических элементов.
1
Составление химических формул по валентности. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.
Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ.
1
Лабораторный опыт № 4.
«Разложение основного карбоната меди (II)».
Химическаяреакция
16
Количество вещества. Моль. Молярная масса..
1
Проведение расчетов по формуле количества вещества
Вещество
17
Контрольная работа № 1 по теме
«Первоначальные химические понятия».
1
Кр №1
18
Проведение расчетов на основе уравнений реакций количества вещества, массы или объема по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
1
Метод познания веществ и
химическихявлений.
Элементарные основы неорганической химии
(неметаллы и ихсоединения 23 ч)
Кислород 6 ч
20/1
Кислород. Получение кислорода и его физические свойства.
1
Нахождение в природе.
21/2
Химические свойства кислорода. Оксиды.
1
Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе
Лабораторный опыт
№5. «Ознакомление с образцами оксидов».
22/3
Нагревательные устройства.
1
Проведение химических реакций при нагревании.
Экспериментальные основы неорганической химии
23/4
Получение газообразных веществ.
1
Экспериментальное изучение химических свойств неорганического вещества.
Практическая работа № 3. «Получение и свойства кислорода».
Экспериментальные основы неорганической химии
24/5
Воздух и его состав.
1
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
25/6
Горение и медленное окисление.
1
Тепловой эффект химических реакций. Расчеты по термохимическим уравнениям.
Классификация химических реакций по поглощению и выделениюэнергии.
Химическаяреакция
«Водород» 3 ч.
26/1
Водород. Получение водорода и его физические свойства.
1
Нахождение в природе.
27/2
Химические свойства водорода.
1
Водородные соединения неметаллов. Применение водорода
Лабораторный опыт № 6.
«Взаимодействие водорода с оксидом меди (II)».
Элементарные основы неорганической химии
28/3
Получение газообразных веществ.
1
Экспериментальное изучение химических свойств неорганического вещества.
Практическая работа №4. «Получение и свойства водорода».
Экспериментальные основы неорганической химии
«Растворы. Вода» 5 ч.
28/1
Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы.
1
Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде
29/2
Концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества.
1
Проведение расчетов на основе формулы массовой доли растворенного вещества врастворе.
Методы познания веществ и химическихявлений.
30/3
Взвешивание. Приготовление растворов.
1
Практическая работа № 5. «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества».
Экспериментальные основы неорганической химии
31/4
Вода. Физические и химические свойства воды.
1
Состав воды. Вода в природе и способы ее очистки. Круговорот воды в природе.
Элементарные основы неорганической химии
32/5
Контрольная работа № 2 по теме «Кислород. Водород. Растворы. Вода».
1
Кр №2
Основные классы неорганических соединений 9 ч.
33/1
Основные классы неорганических веществ. Оксиды: классификация, номенклатура, получение, применение.
1
Свойства оксидов
Вещество
34/2
Основания: классификация, номенклатура, получение и применение.
1
Лабораторный опыт № 7. «Свойства растворимых и нерастворимых оснований».
35/3
Свойства оснований. Реакция
нейтрализации.
1
Лабораторный опыт № 8.
«Взаимодействие щелочей с кислотами. Разложение гидроксида меди (II) при нагревании».
36/4
Кислоты: классификация, номенклатура, получение и применение. Свойства кислот.
1
37/5
Соли: классификация, номенклатура, способы получения и применение.
1
38/6
Свойства солей. Получение кристаллов солей
1
Экспериментальные основыхимии
39/7
Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
1
40/8
Практическая работа № 6. Решение экспериментальных задач по теме
«Генетическая связь между основными классами неорганических соединений».
1
Пр №6
Экспериментальные основыхимии
41/9
Контрольная работа № 3 по теме «Основные классы неорганических веществ»
1
Кр №3
Вещество20 ч
Периодический закон и периодическая система
химических элементов Д.И. Менделеева. Строение
атома 7 ч
42/1
Классификация химических элементов.
1
Амфотерные соединения.
Лабораторный опыт № 9. «Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей».
43/2
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
1
Группы и периоды периодической системы.
Вещество
44/3
Строение атома. Изотопы.
1
Ядро (протоны , нейтроны) и электроны.
Вещество
45/4
Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева.
1
Современная формулировка периодического закона.
Вещество
46/5
Состояние электронов в атомах, периодическое изменение свойств атомов в периодах и главных подгруппах.
1
47/6
Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
1
Значение периодического закона.
48/7
Повторение и обобщение по теме
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома».
1
Строение вещества. Химическаясвязь.10 ч
49/1
Строение молекул. Электроотрицательность химических элементов.
1
Вещество
50/2
Химическая связь. Типы химической связи. Ковалентная (полярная и неполярная) связь.
1
Вещество
51/3
Ионная связь. Металлическая связь.
1
Вещество
52/4
Вещества в твердом, жидком и газообразном состояниях. Кристаллические и аморфные вещества.
1
Вещество
53/5
Типы кристаллических решеток (атомные, молекулярные, ионные и металлические).
1
Лабораторный опыт № 10. «Составление моделей молекул и кристаллов веществ с различным видом химической связи».
Вещество
54/6
Понятие о валентности и степени окисления.
1
Правила вычисления степени окисления элементов.
Вещество
55/7
Классификация химических реакций по изменению степени окисления химических элементов.
1
Окислительно-восстановительные реакции.
Химические реакции
56/8
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
1
57/9
Подготовка к контрольной работе
1
58/10
Контрольная работа № 4 по теме
«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Строение вещества. Химическая связь».
1
Кр №4
Закон Авогадро. Молярный объемгазов.3 ч
59/1
Закон Авогадро. Молярный объем.
3
Расчет количества вещества или объема по количеству вещества или объему одного из реагирующих веществ или продуктов реакции.
Вещество
60/2
Относительная плотность газов.
1
61/3
Объемные отношения газов при химических реакциях.
1
Элементарные основы неорганической химии
(неметаллы и ихсоединения)7 ч
Галогены. 7 ч
62/1
Галогены. Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов.
1
Элементарные основы неорганической химии
63/2
Хлор: физические и химические свойства, получение и применение.
1
64/3
Хлороводород: получение и физические свойства.
1
65/4
Галогеноводородные кислоты и их соли. Соляная кислота и ее соли.
1
66/5
Сравнительная характеристика галогенов.
1
Лабораторный опыт № 11. «Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и йода. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их соединений».
67/6
Повторно-обобщающий урок по теме
«Галогены»
1
68/7
Повторение
1
Тематическое планирование 9 класс
№
урока
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Практическая часть
Примечание
Химическиереакции 10 ч
1/1
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.
1
2/2
Ионы. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.
3/3
Сильные и слабые электролиты. Степень диссоциации.
1
4/4
Реакции ионного обмена и условия их протекания.
1
5/5
Проведение химических реакций в растворах.
1
Лабораторный опыт № 1. «Реакции ионного обмена между растворами электролитов».
Гидролиз солей. Определение характера среды. Индикаторы.
1
Экспериментальные основыхимии
9 /9
Методы анализа вещества. Качественные реакции на ионы в растворе.
1
Практическая работа № 1.
«Решение экспериментальных задач по теме
«Электролитическая диссоциация»».
Экспериментальные основыхимии
10/10
Контрольная работа № 1 по теме «Химические реакции».
1
Кр №1
Элементарные основы неорганической химии
(неметаллы и ихсоединения) 26 ч
Кислород исера.9 ч
11/1
Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Озон.
1
12/2
Сера. Аллотропия, свойства и применение серы.
1
Лабораторный опыт № 2. «Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений»
13/3
Сероводородная кислота и ее соли.
1
Лабораторный опыт №3. «Распознавание сульфид-ионов в растворе».
14/4
Оксиды серы. Сернистый газ. Сернистая кислота и ее соли.
1
Лабораторный опыт № 4.
«Распознавание сульфит-ионов в растворе».
15/5
Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли.
1
Лабораторный опыт № 5. «Распознавание сульфат-ионов в растворе».
16/6
Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.
1
17/7
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Химическое равновесие.
1
Химические реакции
18/8
Проведение расчетов, на основе химических уравнений, массы (количества, объема) вещества по известной массе (количеству, объему) одного из вступивших или получающихся в результате реакции веществ.
19/9
Повторно-обобщающий урок по теме
Азот и фосфор 9 ч
20/1
Азот. Свойства, получение и применение азота.
1
Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов.
Элементарные основы неорганической химии
21/2
Аммиак: физические и химические свойства, получение и применение.
1
Элементарные основы неорганической химии
22/3
Соли аммония.
1
Лабораторный опыт №6.
«Взаимодействие солей аммония со щелочами».
Элементарные основы неорганической химии
23/4
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений неметаллов и изучение их свойств» (на примере аммиака).
Пр №2
24/5
Оксиды азота. Азотная кислота и ее соли.
1
25/6
Окислительные свойства азотной кислоты.
1
26/7
Фосфор: аллотропия и свойства.
1
27/8
Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли.
1
28/9
Минеральные удобрения.
1
Лабораторный опыт №7. «Определение фосфорных минеральных удобрений».
Углерод и кремний 8 ч
29/1
Углерод, алмаз, графит. Положение углерода и кремния в периодической таблице химических элементов, строение их атомов.
1
Элементарные основы неорганической химии
30/2
Химические свойства углерода. Адсорбция.
1
31/3
Угарный газ: свойства и физиологическое действие на организм.
1
32/4
Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли.
1
Лабораторный опыт №8. «Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов».
33/5
Получение газообразных веществ.
1
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических веществ.
Практическая работа № 3. «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств».
Контрольная работа № 2 по темам «Неметаллы и их соединения».
Кр №2
Элементарные основы неорганической химии
(металлы и ихсоединения)14 ч
37/1
Положение металлов в периодической таблице химических элементов. Металлическая связь. Физические свойства металлов.
1
Лабораторный опыт № 10. «Рассмотрение образцов металлов».
38/2
Химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов.
1
Лабораторный опыт № 11.
«Взаимодействие металлов с растворами солей».
39/3
Щелочные металлы и их соединения.
1
Лабораторный опыт № 12. «Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия и кальция».
40/4
Щелочно-земельные металлы и их соединения.
1
Лабораторный опыт № 13. «Ознакомление с природными соединениями кальция».
41/5
Жесткость воды и способы ее устранения.
1
42/6
Алюминий: физические и химические свойства.
1
43/7
Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.
1
Лабораторный опыт № 14. «Получение гидроксида алюминия реакцией обмена.
Взаимодействие гидроксида алюминия с кислотой и щелочью».
44/8
Проведение расчетов, на основе химических уравнений, массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по массе, объему или количеству вещества содержащего примеси.
1
45/9
Железо: нахождение в природе и свойства.
1
46/10
Оксиды, гидроксиды и соли железа.
1
Лабораторный опыт №15. «Получение гидроксида железа (II) и взаимодействие его с кислотами. Получение гидроксида железа (III) и взаимодействие его с кислотами».
47/11
Понятие о металлургии. Способы получения металлов.
1
Проблемы безотходных производств в металлургии и охране окружающей среды.
48/12
Сплавы.
1
49/13
Практическая работа № 4. Решение экспериментальных задач по теме «Получение соединений металлов и изучение их свойств».
1
Пр №4
50/14
Контрольная работа № 3. по теме «Металлы и их соединения»
1
Кр №3
Первоначальные представления об органических
веществах 12 ч
51/1
Первоначальные сведения о строении органических веществ. Изомерия.
1
Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова.
52/2
Углеводороды. Метан и этан, предельные углеводороды, их физические и химические свойства, применение.
1
53/3
Этилен. Физические, химические свойства и применение этилена.
1
Непредельный углеводороды.
54/4
Ацетилен. Диеновые углеводороды.
1
Понятие о циклических углеводородах.
55/5
Установление простой формулы вещества по массовой доле элементов.
1
Практическая работа №5 «Изготовление молекул углеводородов».
56/6
Метанол и этанол. Одноатомные спирты.
1
Экспериментальное изучение химических свойств органических веществ
57/7
Глицерин. Многоатомные спирты.
1
Экспериментальное изучение химических свойств органических веществ.
58/8
Карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.
1
59/9
Биологически важные вещества: жиры, белки
1
60/10
Биологически важные вещества: углеводы.
1
61/11
Представление о полимерах на примере полиэтилена.
1
62/12
Контрольная работа № 4 по теме
«Первоначальные представления об органических веществах».
1
Кр №4
Химия ижизнь6 ч
63/1
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
1
Практическая работа №6
«Знакомство с образцами химических средств санитарии и гигиены».
64/2
Химия и здоровье. Лекарственные препараты.
1
Проблемы, связанные с их применением.
Практическая работа №7 «Знакомство с образцами лекарственных препаратов»
65/3
Химия и пища.
1
Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота)
66/4
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент).
1
67/5
Природные источники углеводородов.
1
Нефть и природный газ, и их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
68/6
Токсичные, горючие и взрывчатые вещества. Бытовая химическая грамотность.
1
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Учебно-методическое обеспечение образовательногопроцесса
Химия. Неорганическая химия. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе/ Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман.- 15-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176с
Химия. Неорганическая химия. Органическая химия. 9 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман.- 14-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 191с.
Дополнительная литература для учителя
Химия. Рабочая тетрадь. 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. И. Габрусева..- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 95с.
Химия. Рабочая тетрадь. 9 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. И. Габрусева..- 5-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 79с.
Химия. 8 класс: поурочные планы по учебнику Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман./ авт. - сост. М.В. Князева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 95с.
Горковенко М. Ю. поурочные разработки по химии 8 класс. М.: ВАКО, 2007.- 368с.
Горковенко М. Ю. Химия.. 9 класс Поурочные разработки к учебникам О. С. Габриэляна (М.: Дрофа); Л. С. Гузея и др. (М.: Дрофа); Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман ( М.: Просвещение) - . М.: ВАКО, 2004.- 368с.
Уроки химии с применением информационных технологий. Неметаллы. 9 класс: разработки уроков, задания для подготовки к ЕГЭ ГИА, задачи и решения. Методическое пособие с электронным приложением/ Т. М. Солдатова. – М.: Планета, 2011. – 240с.
Боровских Т. А.. тетрадь для практических и лабораторных работ по химии: 8-9 классы/Т.А. Боровских. – М.: Издательство «Экзамен», 2010. – 190с.
Программы общеобразовательных учреждений. 8-9 классы. 10-11 классы. Химия пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Н.Н. Гара. – 2-е издание. Москва «Просвещение» 2009.
Н.Н. Гара. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. 8-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н.Н. Гара. – 2-е изд. доп.- М.: Просвещение, 2013. – 48 с.
Ким. Химия : 9 класс/ сост. Н. П. Троегубова. – М. ВАКО, 2011.- 112с.
Ким. Химия : 9 класс/ сост. Е. Н. Стрельникова. – М. ВАКО, 2014.- 112с.
Ким. Химия : 8 класс/ сост. Н. П. Троегубова, Е. Н. Стрельникова. – 2-е изд., перераб. – М. ВАКО, 2014.- 96с.
Боровских Т. А.. тесты по химии. Электролитическая диссоциация. Кислород и сера. Азот и фосфор. Углерод и кремний. 9 класс:к учебнику Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман. «Химия 9 класс»/ Т.А. Боровских. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – 159с.
Радецкий А. М. Химия. Дидактический материал. 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. М. Радецкий– 7-е изд. доп.- М.: Просвещение, 2016. –127 с.
Дудиева И. А. Химия. Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации. 9 класс. М.: ВАКО, 2014. – 64 с.
Рябов М.А. Сборник задач и упражнений по химии: 8 класс: к учебнику Г. Е. Рудзитис, Ф. Г. Фельдман «Химия: неорган. химия:учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений:»/ Рябов М.А. – 2-е изд., перер. доп./М.: Издательство «Экзамен», 2012. – 190с.
Информационные ресурсы:
http://window.edu.ru– Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
http://www.edu.ru– Образовательный портал;
http://www.zavuch.ru- ЗАВУЧ.инфо – сайт для учителей;
http:/metod-kopilka.ru,
http://school-collection.edu.ru/catalog/,
http://www.openclass.ru/,
http://pedsovet.su/,
http://www.uchportal.ru/,
http://festival.1september.ru/,
http://klyaksa.net.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наглядные и демонстрационные пособия: Таблицы:
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
таблица растворимости кислот, оснований, солей в воде;
портреты ученых;
строение атома;
типы химических связей;
электрохимический ряд напряжения металлов;
комплект таблиц по неорганической химии.
Информационно-коммуникационные средства обучения:
Уроки химии НЕМЕТАЛЛЫ 9 класс
Электронное приложение к учебнику Г. Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана
Технические средства обучения
классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц и т.п.;
компьютер;
мультимедийный проектор;
экран
Телевизор
Видеомагнитофон + DVD
Компьютер
Ноутбук (с выходом в Интернет)
Фотоаппарат
Магнитофон
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
приборы, приспособления: комплект посуды и принадлежностей для проведения лабораторных и практических работ (штативы с пробирками, колбы, мерный цилиндр, фильтровальная бумага, химические стаканы, спиртовки, стеклянные палочки, фарфоровые чашки, спички, газоотводные трубки, лучины, воронки, весы, индикаторы);
реактивы и материалы: комплект реактивов для базового уровня;
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценке знаний учитываются следующие качественные показатели ответов:
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные и несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, неправильно указаны основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулирован закон, правило и пр., ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения, классификации и т.п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из виду какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.
1. Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Ответ «4»;
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
2. Оценка экспериментальных умений.
- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
3. Оценка умений решать расчетные задачи.
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
- отсутствие ответа на задание.
4. Оценка письменных контрольных работ.
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
5.Оценка тестовых работ.
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов
• нет ошибок — оценка «5»;
• одна ошибка - оценка «4»;
• две ошибки — оценка «З»;
• три ошибки — оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»;
• 19—24 правильных ответов — оценка «4»;
• 13—18 правильных ответов — оценка «З»;
• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».
Критерии оценок в форме тестов:
«5» – 87-100%
«4» – 61-86%
«3» – 35-60%
«2» – 0-34%
6. Оценка реферата.
Реферат оценивается по следующим критериям:
• соблюдение требований к его оформлению;
• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;
• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;
• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.