Календарно - тематическое планирование уроков химии 10 класс, общественно - гуманитарное направление
Календарно - тематическое планирование уроков химии 10 класс, общественно - гуманитарное направление
Планирование составлено на основе:
Государственного общеобразовательного стандарта, утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080.
Типовых учебных программ, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 3 апреля 2013 года № 115 (приложение 10)
Количество часов: 34 часа (1 часа в неделю)
Учебно-методический комплект:
Учебник Химия 10 класс (профильный уровень), Термибулатова А., Нурахметов Н., –
А.: Мектеп, -2014.
Книга для чтения 10 класс к учебнику Термибулатовой А., Нурахметова Н., –
А.: Мектеп, -2014.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Курс химии 10 класса обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. В нем излагаются основы общей химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, в том числе электролиза, коррозии, общие свойства сложных неорганических веществ, неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды и ряд других тем, входящих в стандарт общего образования по химии.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Календарно - тематическое планирование уроков химии 10 класс, общественно - гуманитарное направление »
Химия – 10 класс
Общественно - гуманитарное направление
(тематическое планирование)
1 час в неделю
всего – 34
Номер
урока
Тема урока
Форма
проведения
урока
Дата проведе
ния
Корректиро
вка
даты
Основные
положения
Повторение
Расчетные
задачи и
письменные
работы
Демонстрация,
лабораторные
опыты,
практические
работы.
Домашнее
задание
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Повторение базовых знаний за курс основной школы
2 часа
1(1)
Повторение основных вопросов курса химии
8, 9 класса.
Решение основных типов задач
Химия 8,9 класс
Записи в тетради
2(2)
Стартовая контрольная работа.
Проверить усвоение ЗУН
За курс химии 8,9 класса
Контрольная
работа
Тема 1:
Периодический закон Д.И. Менделеева и периодическая система химических элементов в свете учения о строении атомов
( 5часов)
1
(3)
Основные понятия химии: химический элемент, атомы, молекулы, относительная молекулярная и молярная массы веществ.
Решение задач на вычисление относительной молекулярной и молярной масс веществ.
Классификация неорганических соединений.
Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева
Эвристическая беседа
Демонстрация (Д 1) «Образцы простых веществ, образованных элементами третьего периода.
§ 1.1
§ 1.2
2
(4)
Строение атомов химических
элементов.
Состояние электронов в атоме.
Распределение электронов по энергетическим уровням.
Семинар
Особенности размещения электронов по орбиталям в атомах малых и больших периодов.
Энергетические уровни, подуровни. Связь периодического закона и периодической системы химических элементов с теорией строения атомов.
Орбиталь, s-, p-, d-орбитали, энергетические подуровни, спин, спаривание электроновКороткий и длинный варианты таблицы химических элементов.
§ 1.3
§ 1.4
3
(5)
Периодический закон и периодическая система
с точки зрения учения о строении атомов.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Учебная лекция
Положение в периодической системе химических элементов Д. И.Менделеева водорода, лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных элементов.
Проверочная
работа № 1
«Строение атомов химических элементов»
§ 1.5
§ 1.6
4
(6)
Периодически изменяющиеся свойства элементов.
Периодичность изменения свойств соединений химических элементов.
Эвристическая беседа
Проверочная
работа № 2
«Периодичность изменения свойств химических элементов и соединений химических элементов.»
Тест 1
«Строение атомов и периодическая система химических элементов»
Демонстрация (Д – 2)
«Образцы оксидов элементов III периода, растворение их в воде и испытание растворов индикатором».
§ 1.7
§ 1.8
5
(7)
Контрольная работа.
Контрольная работа по теме.
Тема 2:
Химическая связь и строение вещества
( 3 часа)
1
(8)
Ковалентная связь.
Ионная связь и свойства ионных и ковалентных соединений.
Металлическая связь.
Водородная связь.
Эвристическая беседа
Характеристики химической связи.
Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи.
Свободные орбитали, донор, акцептор
Донорно-акцепторный механизм образования связи
Гибридизация атомных орбиталей и геометрия молекул..
Свойства ковалентной связи.
Пространственное строение молекул неорганических и органических веществ.
Демонстрация (Д – 1)
«Образцы веществ с различными видами химической связи»
§ 2.1;
2
(9)
Типы кристаллических решеток. Свойства веществ с различными видами химической
связи.
Эвристическая беседа
Проверочная работа «Химическая связь
и кристаллические решетки»
Демонстрация (Д – 2)
«Модели кристаллических
решеток
NaCL, графита, алмаза, углекислого газа, меди и др.
Лабораторный опыт: «Свойства веществ, имеющих разные кристаллические решетки».
§ 2.2 -2.4
3
(10)
Зависимость свойств веществ от их строения.
Решение расчетных задач на определение степени окисления, валентности и валентных возможностей атомов химических элементов.
Эвристическая беседа
Контрольная работа или тест № 2
«Химическая связь
и строение
вещества»
Тема 3:
Скорость химических реакций и химическое равновесие.
( 5 часов).
1
(11)
Химические реакции и их классификация.
Классификация химических реакций по количеству и составу вступающих в реакцию и образующихся в результате неё веществ, по изменению степени окисления, обратимости и тепловому эффекту.
Эвристическая беседа
Сущность и классификация химических реакций.
Окислительно-восстановительные реакции.
Обратимые и необратимые реакции. Экзо- и эндотермические реакции. Правило протекания реакций в растворах
Химическая реакция. Признаки химической реакции
Многообразие химических реакций. Классификация реакций в неорганической и органической химии (примеры)
Химическая реакция. Признаки химической реакции
Демонстрация
Примеры различных химических реакций (разложения, соединения,обмена, нейтрализации, горения и т.п.)
§ 3.1
2
(12)
Скорость химических реакций.
Влияние различных факторов на скорость химических реакций: концентрации, температуры.
Влияние катализатора на химические реакции.
Эвристическая беседа
Химическая кинетика. Гомогенная и гетерогенная среда. Энергия активации.
Правило Вант-Гоффа Кинетическое уравнение реакции.
Скорость химических реакций, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс.
Катализ и катализаторы.
Химическая реакция.
Признаки химической реакции
Задача
Демонстрация (Д –1, а)
«Зависимость скорости реакции от концентрации»;
Демонстрация (Д –1, б)
«Зависимость скорости реакции от температуры Демонстрация
(Д – 1в)
«Действие катализатора
§ 3.1
§ 3.1
3
(13)
Химическое равновесие.
Смещение химического равновесия.
Принцип Ле Шателье.
Учебная лекция
Химическое равновесие.
Условия смещения
химического равновесия. Принцип Ле Шателье.
Обратимые и необратимые реакции
Экзо- и эндотермические реакции. Правило протекания реакций в растворах
Задача 3.
Демонстрация
(Д – 2)
«Влияние концентрации на смещение химического равновесия»
§ 3.2, 3.3
4
(14)
Значение знаний о закономерностях протекания реакций для управления химическими процессами.
Семинар
Тема 3.
Проверочная работа «Скорость химических реакций и химическое равновесие»
§ 3.4
5
(15)
Систематизация и обобщение знаний по теме.
Выполнение упражнений на составление уравнений различных типов химических реакций.
Семинар
Тест 3.
«Закономерности протекания химических реакций».
Тема 4:
Растворы. Реакции в растворах.
Электролитическая диссоциация веществ различных классов.
Теория кислотно – основного взаимодействия.
(4 часа).
1
(16)
Общие сведения о растворах.
Электролитическая диссоциация веществ, относящихся к различным классам.
Семинар
Механизм и энергетика растворения. Химическое равновесие при растворении. Растворимость веществ в воде. Насыщенный раствор. Влияние на растворимость природы растворяемого вещества и растворителя, температуры и давления.
Проведение химических реакций в растворах.
Демонстрация (Д – 1)
«Движение ионов в электрическом поле»
Демонстрация (Д –2)
«Реакции обмена в растворах
электролитов».
§ 4.1;
§ 4.3
2
(17)
Ионная теория кислот и оснований.
Современные представления о кислотно-основном взаимодействии.
Семинар
Демонстрация.:
Реакции обмена.
Л/о. № 2
Получение гидроксидов и изучение их свойств.
3
(18)
Диссоциация воды.
Водородный показатель.
Гидролиз солей.
Семинар
Проверочная работа № 3
«Электролитическая диссоциация.
Теория кислот и оснований».
Демонстрация.:
Изменение цвета индикаторов в растворах солей.
§ 4.4, 4.7
4
(19)
Систематизация и обобщение знаний по теме.
Семинар
Тест 5.
«Электролитическая диссоциация.
Свойства кислот и оснований».
Лабораторный опыт №2.
«Получение
гидрооксидов и
изучение их свойств».
Тема 5:
Металлы и их соединения.
( 6 часов).
1
(20)
Металлы и неметаллы.
Общая характеристика
металлов в связи с их положением в Периодической системе и особенностями строения их атомов.
Эвристическая беседа
Учебная
лекция
Металлы и неметаллы. Особенности строения атомов. Химические и физические свойства простых веществ. Сплавы. Металлическая связь
Проверочная работа «Общие свойства металлов».
Демонстрация (Д – 1)
«Образцы металлов и неметаллов»
«Образцы металлов и сплавов»
Лабораторный опыт №3.
«Сравнение химической активности металлов»
§ 5.1;
2
(21)
Металлы главных и побочных подгрупп.
Семинар
Л/о. № 3.
Сравнение химической активности металлов.
3
(22)
Металлы, играющие большую роль в природных, биологических процессах и в технике: щелочные металлы, кальций, магний, алюминий, железо.
Важнейшие соединения металлов в природе и хозяйственной деятельности человека. Месторождения важнейших руд металлов в Казахстане. Металлургическая промышленность Казахстана.
Эвристическая беседа
Проверочная работа № 3.
Лабораторный опыт
№ 11.
Демонстрация (Д – 3)
Образцы сплавов железа.
Ознакомление с образцами алюминия
и его сплавов.
§ 5.4
5
(24)
Практическая работа № 1.
Решение экспериментальных задач по теме «Металлы»
6
(25)
Решение расчетных задач на вычисление масс, количеств веществ и объемов газов по химическим уравнениям.
Семинар
Решение расчетных задач по уравнению химических реакций с участием металлов, содержащих примеси.
Составление уравнений реакций по схемам генетических рядов металлов.
Проверочная работа №3
«Металлы».
Тема 6:
Химия р - элементов и их соединений.
(7 часов)
1
(26)
Общая характеристика неметаллов. Положение в ПС. Закономерности изменения свойств по ПС. Главные физические и химические свойства неметаллов, необходимые для применения в повседневной жизни и технике.
Эвристическая беседа
Семинар - практикум
Строение и свойства простых веществ — неметаллов.
Дем.онстрация:
Образцы неметаллов (углерод, фосфор, сера, иод и др.)
Природные соединения неметаллов.
§ 6.1
6.3
2
(27)
Общая характеристика элементов IV A группы.
Углерод и его свойства.
Соединения углерода.
Семинар
Демонстрация (Д – 3)
«Поглощение углем растворенных веществ»
Демонстрация (Д –4)
Демонстрация (Д – 5)
Получение углекислого газа и взаимодействие его с водой и щелочью.
Изучение устройства огнетушителя»
Лабораторный опыт
«Ознакомление со свойствами угольной кислоты».
3
(28)
Общая характеристика элементов V А группы. Азот и фосфор. Нахождение в природе. Свойства. Получение и применение. Биохимическая роль. Важнейшие соединения и их применение. Фосфорная промышленность Казахстана.
Семинар
Демонстрация.: Качественные реакции на NO3-, PO43-.
Л/о. № 6. Взаимодействие солей аммония со щелочами.
4
(29)
Общая характеристика элементов VI А группы. Кислород и сера. Нахождение в природе. Свойства. Получение и применение. Биохимическая роль. Важнейшие соединения и их применение.
Производство серной кислоты в Казахстане.
Семинар
Демонстрация.:
Качественные реакции
на SO42-, S2-.
5
(30)
Общая характеристика элементов VII А группы. Хлор, иод и их соединения.
Семинар
Демонстрация:
Качественные реакции
на Cl-.
6
(30)
Практическая работа № 2.
Качественные реакции на ионы.
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы»
Практическая работа
«Качественные реакции на ионы.
Решение экспериментальных задач».
7
(31)
Решение расчетных задач по химическим уравнениям с участием неметаллов.
Семинар.
Тема 7.
Экологические проблемы неорганической химии.
(3 часа)
3
(32)
Химическое загрязнение окружающей среды.
Изменение в биосфере, вызванные присутствием загрязняющих веществ.
Охрана окружающей среды.
Химия и здоровый образ жизни.
Здоровый образ жизни».
Семинар
Проверочная работа
«Экологические проблемы и химическое загрязнение»
3
(33)
Годовая контрольная работа.
4
(34)
Итоговое занятие.
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе:
Государственного общеобразовательного стандарта, утвержденного постановлением Правительства РК от 23 августа 2012 года №1080.
Типовых учебных программ, утвержденных приказом Министра образования и науки РК от 3 апреля 2013 года № 115 (приложение 10)
Количество часов: 34 часа (1 часа в неделю)
Учебно-методический комплект:
Учебник Химия 10 класс (профильный уровень), Термибулатова А., Нурахметов Н., –
А.: Мектеп, -2014.
Книга для чтения 10 класс к учебнику Термибулатовой А., Нурахметова Н., –
А.: Мектеп, -2014.
В основу программы положен принцип развивающего обучения. Программа опирается на материал, изученный в 8–9 классах, поэтому некоторые темы курса рассматриваются повторно, но уже на более высоком теоретическом уровне. Такой подход позволяет углублять и развивать понятие о веществе и химическом процессе, закреплять пройденный материал в активной памяти учащихся, а также сохранять преемственность в процессе обучения.
Программа обеспечивает сознательное усвоение учащимися важнейших химических законов, теорий и понятий; формирует представление о роли химии в развитии разнообразных отраслей производства; знакомит с веществами, окружающими человека. При этом основное внимание уделяется сущности химических реакций и методам их осуществления, а также способам защиты окружающей среды.
Курс химии 10 класса обобщает, углубляет и расширяет знания о строении и свойствах неорганических веществ. В нем излагаются основы общей химии: современные представления о строении атома, природе и свойствах химической связи, основные закономерности протекания химических процессов, в том числе электролиза, коррозии, общие свойства сложных неорганических веществ, неметаллов и металлов, научные принципы химического производства, некоторые аспекты охраны окружающей среды и ряд других тем, входящих в стандарт общего образования по химии.
Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента — демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения технологии графического представления информации при структурировании знаний.
Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками, обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала, представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение; дифференциация решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии с собственной траекторией развития.
В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественно-научной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы.
- называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов:
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать
► роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
►важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
►основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
►основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
►классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
►природные источники углеводородов и способы их переработки;
►вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь
►называтьизученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
►определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
►характеризовать: s- , p- и d-элементы по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
►объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д.И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
►выполнять химический экспериментпо: распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
►проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
►осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
►использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
● понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;
● объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
● оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
● безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве;
● определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
● распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;
● оценки качества питьевой воды и отдельных пищевых продуктов;
● критической оценки достоверности химической информации, поступающей из различных источников.