- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 года;
- примерной программы для основного общего образования по химии
- учебного плана МБОУ «Гимназия №32» на 2014-2015 учебный год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии »
«Согласовано»
Руководитель МО
_________/ Е.Н.Валеева/
Протокол № ___
от «__»_____2014г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по УР
__________/А.А.Шакирова/
«____»_____2014 г.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ «Гимназия № 32»
___________/ Л.А.Якимова/
Приказ № ______
от «____» ________2014г. от
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 32»
Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии
8 класс
Составитель:
учитель химии высшей квалификационной категории
Валеева Елена Николаевна
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № _1_от
« »_ _____2014 г.
г.Нижнекамск
2014 – 2015 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ХИМИИ 8 КЛАСС
Данная рабочая программа составлена на основании:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 5 марта 2004 года;
- примерной программы для основного общего образования по химии
- учебного плана МБОУ «Гимназия №32» на 2014-2015 учебный год.
Используется учебник О.С.Габриелян «Химия 8 класс», рекомендованный Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2007.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей и задач:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи:
знакомство и развитие сведений о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях).
расширение представлений о строение вещества (типологии химических связей и видах кристаллических решеток).
сформирование знаний о закономерностях протекания реакций и их классификации.
Рабочая программа, согласно учебному плану гимназии на 2014-2015 учебный год, рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю, 35 недель), что соответствует Федеральному базисному учебному плану.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА ХИМИИ 8 КЛАССА
тема 1. Методы познания веществ и химических явлений. (7 часов)
Химия — наука о веществах, их свойствах и превращениях. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Понятие о химическом анализе и синтезе.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасного обращения с веществами, химической посудой и оборудованием.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи.
1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле.
2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Пр. р. №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием».
тема 2.Вещество (28 часов)
Атомы химических элементов
Атомы и молекулы. Химический элемент. Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса». Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов. Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1—20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне). Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента — образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Строение молекул. Химическая связь. Типы химической связи: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы. Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой — образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи. Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой — образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации. Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
К.р. №1 «Атомы химических элементов»
Простые вещества
Качественный и количественный состав веществ. Вещества простые и сложные. Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества — металлы: железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий. Общие физические свойства металлов.
Важнейшие простые вещества — неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ — аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора и олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем. Кратные единицы количества вещества — миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.
Расчетные задачи.
1. Вычисление молярной массы веществ по химическим формулам.
2. Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов », «постоянная Авогадро».
Демонстрации (с использованием ЦОР).
Получение озона. Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. Модель молярного объема газообразных веществ.
К.р. №2 «Простые вещества»
Соединения химических элементов
Вещество и его агрегатное состояние. Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Приготовление растворов. Взвешивание. Получение кристаллов солей. проведение химических реакций в растворах.Массовая и объемная доли компонента смеси.
Основные классы неорганических соединений. Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Таблица растворимости гидроксидов и солей в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие о качественных реакциях. Индикаторы. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная и азотная. Изменение окраски индикаторов в кислотной среде. Соли как производные кислот и оснований. Их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.
Степень окисления. Определение степени окисления элементов по химической формуле соединения. Составление формул бинарных соединений, общий способ их называния. Бинарные соединения: оксиды, хлориды, сульфиды и др. Составление их формул соединений по валентности (или степени окисления).
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Аморфные и кристаллические вещества. Типы кристаллических решеток: ионная, атомная, молекулярная и металлическая. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Закон постоянства состава для веществ молекулярного строения.
Расчетные задачи.
1. Расчет массовой и объемной долей компонентов смеси веществ.
2. Вычисление массовой доли вещества в растворе по известной массе растворенного вещества и массе растворителя.
3. Вычисление массы растворяемого вещества и растворителя, необходимых для приготовления определенной массы раствора с известной массовой долей растворенного вещества.
Демонстрации (с использованием ЦОР).
Образцы оксидов, кислот, оснований и солей. Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, оксида углерода (IV). Взрыв смеси водорода с воздухом. Способы разделения смесей. Дистилляция воды.
Лабораторные опыты. 1. Знакомство с образцами веществ разных классов.
Пр. р. №2 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»
тема 3. Химическая реакция (15 часов)
Понятие явлений как изменений, происходящих с веществами. Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, — физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, центрифугирование.
Явления, связанные с изменением состава вещества, — химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Каталитические и некаталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Реакции соединения и разложения.
Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и растворами кислот. Реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами.
Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.
Типы химических реакций (по признаку «число и состав исходных веществ и продуктов реакции») на примере свойств воды. Реакция разложения — электролиз воды. Реакции соединения — взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения — взаимодействие воды со щелочными и щелочноземельными металлами. Реакции обмена (на примере гидролиза сульфида алюминия и карбида кальция).
Расчетные задачи.
1. Вычисление по химическим уравнениям массы или количества вещества по известной массе или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.
2. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определенную долю примесей.
3. Вычисление массы (количества вещества, объема) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворенного вещества.
Демонстрации (с использованием ЦОР).
Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка иода или бензойной кислоты; в) растворение перманганата калия; г) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания.
Примеры химических явлений: а) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II); г) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; е) разложение перманганата калия; ж) взаимодействие разбавленных кислот с металлами; з) разложение пероксида водорода; и) электролиз воды.
Лабораторные опыты.
3. Сравнение скорости испарения воды и спирта по исчезновению их капель на фильтровальной бумаге.
4. Окисление меди в пламени спиртовки или горелки.
5. Помутнение известковой воды от выдыхаемого углекислого газа.
6. Получение углекислого газа взаимодействием соды и кислоты.
7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом.
Пр. р. № 3 «Признаки химических реакций»
К.р. №3 «Изменения, происходящие с веществами»
тема 4.Химические свойства неорганических веществ(20 часов)
Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.
Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным типом химической связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.
Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Условия протекания реакции обмена между электролитами до конца в свете ионных представлений.
Классификация ионов и их свойства.
Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций кислот. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями — реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.
Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с кислотами, кислотными оксидами и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Разложение нерастворимых оснований при нагревании.
Соли, их классификация и диссоциация различных типов солей. Свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, условия протекания этих реакций. Взаимодействие солей с кислотами, основаниями и солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.
Обобщение сведений об оксидах, их классификации и химических свойствах.
Генетические ряды металлов и неметаллов. Генетическая связь между классами неорганических веществ.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.
Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.
Свойства простых веществ — металлов и неметаллов, кислот и солей в свете представлений об окислительно-восстановительных процессах.
Демонстрации (с использованием ЦОР).
Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Движение окрашенных ионов в электрическом поле. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации. Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II). Горение магния. Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.
Лабораторные опыты.
8. Реакции, характерные для растворов кислот (соляной или серной).
9. Реакции, характерные для растворов щелочей (гидроксидов натрия или калия).
10. Получение и свойства нерастворимого основания, например, гидроксида меди (II).
11. Реакции, характерные для растворов солей (например, для хлорида меди (II)).
12. Реакции, характерные для основных оксидов (например, для оксида кальция).
13. Реакции, характерные для кислотных оксидов (например, для углекислого газа).
Пр. р. № 4 «Условия протекания реакций ионного обмена»
Пр. р. № 5 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»
Пр. р. № 6 «Решение экспериментальных задач»
К.р. №4 «Химические свойства неорганических веществ»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ
В результате изучения данного предмета в 8 классе учащиеся должны
знать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, типы химической связи, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь:
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях), физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
вычислять: относительную молекулярную массу по формуле химического соединения, массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; число молекул, количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с лабораторным оборудованием; соблюдения правила техники безопасности;
экологически грамотного поведения в окружающей среде.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА
Оценка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Оценка «4»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Оценка «3»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Оценка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Оценка «1»:
- отсутствие ответа.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Оценка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Оценка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием
Оценка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Оценка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка «1»:
- работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
ОЦЕНКА УМЕНИЙ РЕШАТЬ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Оценка «5»:
- план решения составлен правильно;
- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
- дано полное объяснение и сделаны выводы.
Оценка «4»:
- план решения составлен правильно;
- правильно осуществлен подбор химических реактивом и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Оценка «3»:
- план решения составлен правильно;
- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Оценка «2»:
- допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Оценка « 1 »:
- задача не решена.
ОЦЕНКА УМЕНИЙ РЕШАТЬ РАСЧЕТНЫЕ ЗАДАЧИ
Оценка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Оценка «4»:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Оценка «2»:
- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Оценка «1»:
- отсутствие ответа на задание.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Оценка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Оценка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Оценка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Оценка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Оценка «1»:
- работа не выполнена.
ОЦЕНКА ТЕСТОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
0-4 балла (0-8%) – оценка «1»
6-17 баллов (12-34%) – оценка «2»
18-30 баллов (36-60%) – оценка «3»
31-43 балла (62-86%) – оценка «4»
44-50 баллов (88-100%) – оценка «5»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС:
Примерная программа для основного общего образования по химии
Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2007.
Дополнительная литература:
Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – М.: ПРосвещение, 1995. – 96 с.
Габриелян О.С., Березкин П.Н. и др. Химия 8: Контрольные проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия. 8.». –М.: Дрофа, 2004, 160с.
Горковенко М.Ю. Химия 8 класс. Поурочные разработки к учебникам О.С.Габриеляна – М.: ВАКО, 2005. – 368с.
Информационные образовательные ресурсы
http://him.1september.ru – журнал «Химия».
http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Календарно-тематическое планирование по химии в 8 классе
№
тема урока
часов
тип урока
Характеристика деятельности
учащихся
виды
контроля
планируемый
результат
тема 1. Методы познания веществ и химических явлений. (7 часов)
1.
ТБ. Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
1
урок ознакомления с новым материалом
Вводная беседа. Работа с учебником
предупредительный
Знать/понимать химические понятия:
атом, химический элемент, вещество, молекула.
Различать понятия вещество и тело.
Уметь определять: - простые и сложные вещества.
2.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе.
1
комбинированный урок
Работа с учебником.
Заполнение таблицы.
текущий, фронтальный опрос
Знать/понимать химические понятия: наблюдение, описание, измерение, эксперимент, химическая реакция, основные законы химии.
Уметь отличать химические реакции от физических явлений.
3.
Пр.р. №1. Приемы
обращения с лабораторным оборудованием.
1
урок- практикум
Практическое задание
текущий
Знать правила ТБ.
Уметь выполнять химический эксперимент; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности для безопасного обращения с веществами.
4.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды ПС. Знаки химических элементов
1
комбинированный урок
Работа с ПС. Заполнение таблицы.
текущий,
фронтальный опрос
Знать знаки первых 20 химических элементов.
Уметь называть химические элементы по их символу, определять периоды большие и малые, группы и подгруппы.
5
Атомы и молекулы. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса. Атомная единица массы.
1
комбинированный урок
Решение задач, работа в тетрадях.
текущий,
фронтальный опрос
Знать/понимать химические понятия: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула
Уметь определять: качественный и количественный состав вещества по химической формуле.
-вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения.
6
Массовая доля химических элементов в веществе.
1
комбинированный урок
Решение за-дач, работа в тетрадях.
текущий,
фронтальный опрос
Уметь определять массовую долю химического элемента в соединении.
Уметь определять качественный и количественный состав вещества по химической формуле, большие и малые периоды, вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле.
тема 2. Вещество (28 часов)
8
Строение атома. Ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы.
1
урок ознакомления с новым материалом
Вводная беседа. Работа с учебником и ПС.
текущий
Знать/понимать химическое понятие: химический элемент как разновидность изотопов.
Уметь объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента, характеризовать: состав атомов
9
Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов ПС.
1
комбинированный
Работа с учебником и ПС.
текущий
Уметь составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе
10
Периодическая система химических элементов и строение атомов.
1
комбинированный
Работа с учебником и ПС.
текущий,
фронтальный опрос
Уметь объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп.
Уметь называть основания, определять состав вещества по их формулам, степень окисления.
Распознавать опытным путем растворы щелочей.
28
Кислоты.
1
комбинированный
Работа с учебником. Составление формул
текущий
Знать/понимать химические понятия: кислота,
основность кислоты.
Уметь называть кислоты, определять состав вещества по их формулам, степень окисления. Распознавать опытным путем растворы кислот.
29
Соли.
1
комбинированный
Работа с учебником. Составление формул
текущий
Знать/понимать химическое понятие: соль, состав соли. Уметь называть: соли по их формулам, составлять формулы соли по названию.
30
Обобщение «Соединения химических элементов»
1
урок обобщения материала
Обобщение материала
текущий
Знать классификация веществ
Уметь: называть соединения изученных классов, определять принадлежность к определенному классу веществ, составлять формулы соединений.
31
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
Уметь определять тип кристаллической решетки (атомная, молекулярная, ионная и металлическая).
32
Чистые вещества и смеси веществ. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды.
1
комбинированный
Работа с учебником.
текущий,
фронтальный опрос
Знать понятия чистое вещество, смесь веществ.
Уметь использовать знания для критической оценки информации о веществах, применяемых в быту.
33
Массовая доля компонентов в смеси.
1
комбинированный
Решение задач
текущий
Знать характеристику смеси
Уметь вычислять: массовую долю вещества в растворе; решать задачи на нахождении концентрации раствора.
34
Решение задач на определение массовой доли растворенного вещества в растворе
1
комбинированный
Решение задач
текущий
35
П.р. № 2 «Приготовление раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе»
1
урок- практикум
Практическое задание
текущий
Знать правила ТБ.
Уметь выполнять химический эксперимент; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности для безопасного обращения с веществами.
тема 3. Химическая реакция (15 часов)
36
Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций.
1
урок ознакомления с новым материалом
Работа с учебником. Составление таблицы
текущий
Знать химические понятия: химическая реакция, классификация химических реакций.
Уметь определять физические и химические явления, признаки химической реакции.
37
Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
1
комбинированный
Работа с учебником. Решение уравнений реакций
текущий
Знать/понимать закон сохранения массы веществ
Уметь составлять: уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты и составлять формулы по степеням окисления.
38
Химические реакции. Условия протекания до конца.
1
комбинированный
текущий
39
Химические уравнения
(тренинг)
1
урок применения знаний
текущий
40
Расчеты по химическим уравнениям.
1
комбинированный
Решение
задач
текущий
Знать понятия химическое уравнение, молярная масса, количество вещества.
Уметь вычислять: количества вещества, массу или объем по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
41
Решение задач
1
комбинированный
Решение
задач
текущий
42
Классификация химических реакций числу и составу исходных и полученных веществ. Реакции разложения.
1
комбинированный
Работа с учебником. Решение уравнений
текущий,
фронтальный опрос
Знать понятия химическая реакция, индексы, коэффициенты.
Уметь определять: тип химической реакции, составлять уравнение реакции.
43
Реакции соединения и замещения
1
комбинированный
Работа с учебником. Решение уравнений
текущий,
фронтальный опрос
Знать понятия химическая реакция, индексы, коэффициенты
Уметь определять: тип химической реакции, составлять уравнение реакции.
44
Реакции обмена
1
комбинированный
Работа с учебником. Решение уравнений
текущий,
фронтальный опрос
Знать понятия химическая реакция, индексы, коэффициенты
Уметь определять: тип химической реакции, составлять уравнение реакции.
45
Классификация химических реакций по поглощению или выделению энергии, по изменению степеней окисления химических элементов.
1
комбинированный
Работа с учебником. Решение уравнений
текущий
Знать понятия химическая реакция, индексы, коэффициенты, экзо- и эндотермическая реакция, изменение степени окисления.
Уметь определять: тип химической реакции, составлять уравнение реакции.
46
Составление уравнений химических реакций на примере свойств воды.
1
урок применения знаний
Работа в тетрадях
текущий
Знать типы химических реакций на примере свойств воды.
Уметь характеризовать: хим. свойства воды, составлять: уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства воды и определять их тип.
47
Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы.
1
комбинированный
Работа с учебником. Решение уравнений
текущий,
фронтальный опрос
Знать понятия скорость реакции, катализатор.
Уметь определять возможность изменения скорости химической реакции в зависимости от условий.
48
П.р.№3 «Признаки химических реакций»
1
урок- практикум
Практическое задание
текущий
Знать правила ТБ.
Уметь выполнять химический эксперимент; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности для безопасного обращения с веществами.
49
Обобщение «Изменения, происходящие с веществами»
1
урок обобщения материала
Обобщение материала
тематический
Знать формулы солей, кислот, оснований, оксидов, типы химических реакций.
Уметь составлять: уравнения хим. реакций, записывать формулы солей, кислот, оснований, солей; определять тип химической реакции, решать задачи на установлении простейшей формулы вещества.
50
К.р.№3 «Изменения, происходящие с веществами»
1
урок контроля
знаний
индивидуальная
тематический
Учёт и контроль знаний по теме.
тема 4. Химические свойства неорганических веществ (20 часов)
51
Растворение. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах.
1
урок ознакомления с новым материалом
Работа с учебником. Анализ рисунков.
текущий
Знать классификацию веществ по растворимости.
Уметь объяснять свойства растворов, определять: концентрацию раствора
52
Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.
1
комбинированный
Работа с учебником. Анализ рисунков.
текущий,
фронтальный опрос
Знать/понимать химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, степень электролитической диссоциации, основные положения ТЭД, ионы.
Уметь записывать уравнения диссоциации веществ.
53
Реакции ионного обмена
1
комбинированный
Работа с учебником. Решение уравнений реакций
текущий
Знать условия протекания реакции обмена до конца.
Уметь объяснять: сущность реакций ионного обмена
определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца, составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена.
Уметь выполнять химический эксперимент; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности для безопасного обращения с веществами.
56
Электролитическая диссоциация кислот
1
комбинированный
Работа с учебником. Решение уравнений реакций
текущий,
фронтальный опрос
Знать названия, формулы и свойства кислот.
Уметь характеризовать: химические свойства кислот, составлять уравнения химических реакций; определять: возможность протекания типичных реакций кислот, распознавать опытным путем растворы кислот.
57
Химические свойства кислот в свете ТЭД.
1
комбинированный
текущий
58
Электролитическая диссоциация оснований
1
комбинированный
Работа с учебником. Решение уравнений реакций
текущий
Знать названия, формулы и свойства оснований.
Уметь характеризовать: химические свойства оснований, составлять уравнения химических реакций; определять: возможность протекания типичных реакций оснований; распознавать опытным путем растворы щелочей.
59
Химические свойства оснований в свете ТЭД
1
комбинированный
текущий,
фронтальный опрос
60
Оксиды, их классификация и свойства
1
комбинированный
Работа с учебником. Решение уравнений реакций.
текущий
Знать названия, формулы и свойства оксидов.
Уметь определять: принадлежность веществ к классу оксидов, характеризовать: хим. свойства оксидов, записывать уравнения химических реакций
61
Электролитическая диссоциация солей
1
комбинированный
Работа с учебником. Решение уравнений реакций
текущий
Знать названия, формулы и свойства солей.
Уметь характеризовать: химические свойства солей.
Составлять уравнения химических реакций;
Определять: возможность протекания типичных реакций солей; распознавать опытным путем растворы солей.
62
Химические свойства солей в свете ТЭД.
1
комбинированный
текущий
63
Генетическая связь между классами неорганических соединений
1
урок применения знаний
Работа с учебником. Решение уравнений реакций
текущий
Знать химические свойства основных классов неорганических соединений.
Уметь характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ, составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ.
64
П.р. №5 «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей»
1
урок- практикум
Практическое задание
текущий
Знать правила ТБ.
Уметь выполнять химический эксперимент; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности для безопасного обращения с веществами.
65
П.р. №6. «Решение экспериментальных задач»
1
урок- практикум
Практическое задание
текущий
Знать правила ТБ.
Уметь выполнять химический эксперимент; обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; использовать приобретённые знания в практической деятельности для безопасного обращения с веществами, распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей; определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца.
66
Окислительно-восстанови-тельные реакции. Окислитель и восстановитель.
1
комбинированный
Работа с учебником. Решение уравнений, работа в тетради
текущий
Знать/понимать химические понятия: окислитель и восстановитель, процессы окисления и восстановления.
Уметь определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов, составлять уравнения химических реакций.
67
Метод электронного баланса
1
комбинированный
текущий
68
Обобщение «Химические свойства неорганических веществ»
1
урок обобщения материала
Работа в тетради
текущий
Знать основные классы неорганических веществ.
Уметь определять: принадлежность веществ к классу соединений, характеризовать: хим. свойства соединений, записывать уравнения реакций ионного обмета и ОВР
69
К. р. №4 «Химические свойства неорганических веществ»