Протокол №________ от .
«____»_____________2014г. Приказ №_________ от
«____»______________2014г.
«_____»____________2014г. Протокол №_________
Руководитель РМО «____»_____________2014г.
__________/Павлова Т.П.
Курс общей химии 11 класса направлен на решение задачи интеграции знаний учащихся по неорганической и органической химии с целью формирования у них единой химической картины мира. Ведущая идея курса – единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учит школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2010/2011 учебный год, утвержденным Приказом МО РФ от 23.12.2009 № 822.;
Рабочая программа по числу часов, отведенных на изучение каждой конкретной темы, полностью соответствует авторской программе, вместе с тем в авторскую программу внесены некоторые незначительные изменения:
1. Дополнены уроки: «Классификация неорганических соединений» и «Классификация органических соединений» (тема 3), т. к. данные уроки позволяют систематизировать материал о классах неорганических и органических соединений.
2. Исключены некоторые демонстрации, так как они дублируются лабораторными опытами:
- коллекция пластмасс и изделий из них, коллекция волокон и изделий из них, жесткость воды и способы ее устранения, образцы различных дисперсных систем (тема 1);
- коллекции образцов металлов, неметаллов, природных органических кислот, образцы природных минералов, содержащих хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция и гидроксокарбонат меди (П) (тема 3)
3. Взамен исключенных демонстраций добавлены несколько демонстраций из примерной программы:
4. С целью выполнения требований стандарта и усиления практической направленности курса в рабочую программу включена дополнительная тема «Химия и жизнь» в объеме 4-х часов (авторская программа рассчитана на 68 часов с резервом времени 2 часа) с демонстрациями и лабораторным опытом из примерной программы.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени полного общего образования, изложенные в пояснительной записке Примерной программы по химии. В ней так же заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способах деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а так же возрастными особенностями учащихся.
Теоретическую основу курса общей химии составляют современные представления о строении вещества (периодическом законе и строении атома, типах химических связей, агрегатном состоянии вещества, полимерах и дисперсных системах, качественном и количественном составе вещества) и химическом процессе (классификации химических реакций, химической кинетике и химическом равновесии, окислительно-восстановительных процессах), адаптированные под курс, рассчитанный на 1-2 ч в неделю. Фактическую основу курса составляют обобщенные представления о классах органических и неорганических соединений и их свойствах. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости мира веществ, причин его многообразия, всеобщей связи явлений. В свою очередь, это дает возможность учащимся лучше усвоить собственно химическое содержание и понять роль и место химии в системе наук о природе. Логика и структурирование курса позволяют в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: дидактико-технологическое оснащение включает кроме демонстрационных печатных пособий также раздаточные таблицы, карты-инструкции для практических занятий по химии, различные рабочие тетради и дидактические материалы, сборники тестов и т.д.(в расчёте на каждого ученика) Эти печатные материалы могут значительно облегчить работу преподавателя химии, их можно использовать для опроса на уроке и в качестве заданий на дом. Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование). Промежуточная аттестация проводится согласно Уставу и (или) локальному акту образовательного учреждения в форме теста.
Для информационной компьютерной поддержки учебного процесса предлагается использование компьютерных программ и Интернет:
Образовательная коллекция. Химия для всех - XXI: Решение задач. Самоучитель.
- «Закономерности протекания химических реакций»;
- Электронный справочник «Кирилла и Мефодия».
Интернет-ресурсы:
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.
Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь.
Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия.
Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества.. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты.
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора.
Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения.
Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений.
Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов.
Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Проведение химических реакций в растворах.
Проведение химических реакций при нагревании.
Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений.
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты).
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
№п/п | Тема урока (тип урока) | Элементы содержания | Информ.-методич. обеспечение. Эксперимент (Д-демонстр. Л-лаборат.) | Характерис-тика деятельности учащихся (виды учебной деятельности) | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Домашнее задание | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ТЕМА I. СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА. (31ЧАС) |
1 | 1.Тема урока: Вводный инструктаж по технике безопасности. Строение атома Атом – сложная частица Тип урока: Урок изучения нового материала | Атом. Изотопы. Важнейшие понятия химии: атом, относительная атомная и молекулярная массы, валентность и степень окисления. Атом – сложная частица. Ядро: протоны и нейтроны. Изотопы. Электроны. | Периодическая таблица химических элементов. Презентация | Познават. деятельность Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопостав-ие; установление причинно-следственных связей. Информационно-коммуникативная деятельность Поиск нужной информации в источниках разного типа. Отделение основной информации от второстепенной | Вид контроля – входной Форма контроля - Т Измерители §1 | Знать основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, изотопы; уметь определять заряд иона | §1 упр. 1,2 стр. 12 | |
4 | 2. Тема урока: Состояние электронов в атоме. Электронная конфигурация атомов химических элементов Тип урока: Комбинированный урок | Атомные орбитали. Электронная классификация элементов (s,р- элементы). Особенности строения электронных оболочек атомов переходных периодов Электронная оболочка. Энергетический уровень. Орбитали: s- и р- элементы. Распределение электронов по энергетическим уровням и орбиталям. Электронная конфигурация атома. | Компьютерная презентация | Познавательная деятельность Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление; установление причинно-следственных связей. Информационно-коммуникативная деятельность Поиск нужной информации в источниках разного типа. Отделение основной информации от второстепенной | Вид контроля – текущий Форма контроля - ДСР Измерители §1, упр.5,6,7 | Знать основные химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, изотопы; уметь определять заряд иона | §1, упр. 5-8 | |
3 | 3.Тема урока: Валентные возможности атомов химических элементов Тип урока: Урок изучения нового материала | Степень окисления и валентность химических элементов | ПСХЭ | Познавательная деятельность Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление; установление причинно-следственных связей | Вид контроля – текущий Форма контроля - УО Измерители: §2 | уметь определять валентность и степень окисления химических элементов | § 2, сообщение | |
4 | 4.Тема урока: Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева и строение атома Предпосылки открытия периодического закона. Открытие Д.И.Менделеевым Периодического закона Д.И.Менделеева Тип урока: Комбинированный урок | Периодический закон Д.И.Менделеева Открытие Д.И.Менделеевым периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И.Менделеева | ПСХЭ Компьютерная презентация | Информац. Коммуникат. деятельность Поиск нужной информации в источниках разного типа. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из таблицы в текст). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Познавател. деятельность Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Создание идеальных моделей объектов. Формирование умений элементарного прогноза | Вид контроля – текущий Форма контроля - УО Измерители: §2 | Знать основной закон химии - периодический закон; уметь характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева | § 2, упр.3, 5, 7 | |
5 | 5.Тема урока: Периодический закон и строение атома Тип урока: Комбинированный урок | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Периодическая система Д.И.Менделеева как графическое отображение периодического закона. Короткий вариант периодической системы. Периоды и группы. Периодический закон и строение атома. Современное понятие о химическом элементе. Современная формулировка периодического закона | ПСХЭ Компьютерная презентация | Информационно-коммуникативная деятельность Поиск нужной информации в источниках разного типа. Отделение основной информации от второстепенной. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из таблицы в текст). Познавательная деятельность Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Создание идеальных моделей объектов. Формирование умений элементарного прогноза. Рефлексивная деятельность Умение формулировать свои мировоззренческие взгляды | Вид контроля – текущий Форма контроля - УО Измерители: §5 упр. 1,2 стр.42 | Знать основной закон химии - периодический закон; уметь характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева | §2, индивидуальные задания | |
6 | 6.Тема урока: Периодическая система химических элементов и строение атома Тип урока: Комбинированный урок | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Причина периодичности в изменении свойств химических элементов. Особенности заполнения энергетических уровней в электронных оболочках атомов переходных элементов. Электронные семейства элементов: s- и р- элементы | ПСХЭ Компьютерная презентация | Информационно-коммуникативная деятельность Поиск нужной информации в источниках разного типа. Отделение основной информации от второстепенной. Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из таблицы в текст). Познавательная деятельность Использование элементов причинно-следственного и структурно-функц. анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Создание идеальных моделей объектов. Формирование умений элементарного прогноза. Рефлексивная деятельность Умение формулировать свои мировоззренческие взгляды | Вид контроля – текущий Форма контроля - УО Измерители: §5, стр.36-40 | Знать основной закон химии - периодический закон; уметь характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева | §2 , индивидуальные задания. сообщения | |
7 | 7.Тема урока: Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева Тип урока: семинар | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, их мировоззренческое и научное значение Значение периодического закона и периодической системы. | | Индивидуальная работа, Групповая | Вид контроля – текущий Форма контроля - УО Измерители: | Знать основной закон химии - периодический закон; уметь характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева | § 2. | |
8-9 | 8-9.Ионная связь. Ионная кристаллическая решетка Тип урока: Урок изучения нового материала | Ионная связь. Катионы и анионы. Химическая связь. Виды химической связи. Классификация ионов. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом решеток. | Модель крист.решетки хлорида натрия. Образцы минералов с ионной кристаллической решеткой: кальцита, галита. | Индивидуальная, | Текущий контроль – опрос Проверочная работа по карточкам | Знать понятие «химическая связь», теорию химической связи; уметь определять тип химической связи в соединениях, заряд иона; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; объяснять природу химической связи (ионной) | §3, упр.3-5, 7-9 | |
10-11 | 10-11. Тема урока: Ковалентная химическая связь . атомная и молекулярная кристаллические решетки. Тип урока: Комбинированный | Ковалентная связь, ее разновидности, полярная и неполярная, и механизмы образования. Электроотрицат-сть. Степень окисления и валентность химических элемент.. Обменный и донорно-акцепторный механизмы образования ковалентной связи. | Модели кристаллических решеток «сухого льда» , иода, алмаза, графита. Компьютерная презентация | Познавательная деятельность Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Создание идеальных моделей объектов | Текущий контроль знаний – опрос. Самостоят. Работа по разноуровневым карточкам | Знать понятие «химическая связь», теорию химической связи; уметь определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; объяснять природу химической связи (ковалентной) | §4. Упр. 1,2,4,7,8. Сообщения | |
12 | 12. Гибридизация орбиталей и геометрия молекул Тип урока - комбинированный | Виды гибридизации. Геометрические формы молекул | Модели молекул | Индивидуальная | Текущий контроль знаний – опрос. | Знать: понятие sp-, sp2-, sp3- гибридизации на примере органических и неорганических молекул Уметь объяснять геометрическую форму молекул согласно гибридизации орбиталей | §4. записи | |
13-14 | 13-14.Закон постоянства состава вещества. Расчеты, связанные с понятием «массовая доля элемента в веществе» Тип урока комбинированный | Закон постоянства состава вещества. Понятие «массовая доля элемента в веществе». Расчеты, связанные с этим понятием | | Парная, индивидуальная | Самостоятельная работа по решению задач | Знать и понимать : Определения понятий «химическая формула», «формульная единица», «массовая доля элемента в веществе» | §12(до материала о массовой доле компонента в смеси) упр.1-5 | |
15 | 15.Тема урока: Металлическая связь . Металлическая кристаллическая решетка Тип урока: Комбинированный урок | Металлическая связь. Металлическая химическая связь. Общие физические свойства металлов Сплавы. Черные и цветные сплавы Свойства веществ с металлической кристаллической решеткой | Образцы металлов, сплавов. Л.Р. Определение типа кристаллической решетки вещества и описание его свойств. | Познавательная деятельность Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Создание идеальных моделей объектов | Вид контроля – тематический Форма контроля - СР Измерители: § 5 , упр.1 | Знать понятие «химическая связь», теорию химической связи; уметь определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; объяснять природу химической связи (металлической | §5, упр. 2-5 Сообщения | |
16-17 | 16-17.Тема урока: Водородная связь Единая природа химических связей Тип урока: Комбинированный урок | Водородная связь, её роль в формировании структур биополимеров. Водородная связь как особый случай межмолекулярного взаимодействия. Внутримолекулярная водородная связь и её роль в организации структур биополимеров Единая природа химических связей | Модель фрагмента молекулы ДНК | Познавательная деятельность Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа. Исследование несложных реальных связей и зависимостей. Создание идеальных моделей объектов | Текущий контроль знаний Самостоят. работа по индивидуальным карточкам | Знать понятие «химическая связь», теорию химической связи; уметь определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (водородной) | §6, упр 1-6 Сообщения | |
18-19 | 18-19. Полимеры органические и неорганические Тип урока комбинированный | Полимеры. Пластмассы: термопластмассы и реактопласты, их представители и применение. Волокна: природные и химические(искусственные и синтетические их представители и применение. Неорганические полимеры | Образцы пластмасс и изделия из них. Образцы волокон и изделия из них. Образцы неорганических полимеров Л.Р. Ознакомление с коллекцией полимеров | Парная | Текущий контроль знаний | Знать и понимать: Определения понятий полимер, пластмассы, искусств.полимер, волокно, термопласты, реактопласты. Уметь: Объяснять зависимость свойств полимеров от их состава и строения | §7. Упр. 1-4, 6 сообщения | |
20-21 | 20-21. Газообразное состояние вещества. Природные газообразные смеси: воздух и природный газ Тип урока: Комбинированный урок | Газообразное состояние вещества. Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газов. | Модель молярного объема газов | Индивидуальная | Текущий контроль знаний – устный опрос С.Р. | Знать и понимать: Определения понятий: молярный объем, объемная доля компонента в смеси, парниковый эффект, кислотные дожди. Уметь: характеризовать газ.состояние вещества с точки зрения атомно-молекулярного учения, выполнять расчеты, оценивать влияние химического загрязнения атмосферы на организм человека и др.живые организмы | §8, упр.1, 7-9. Сообщения | |
22-23 | 22-23. Представители газов, изучение их свойств. Тип урока: Комбинированный урок | Представители газообразных веществ: водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен. Их получение . собирание и распознавание. | Компьютерная презентация | Индивидуальная Парная | Самостоятельная работа | Знать и понимать: Некоторые газообразные при обычных условиях вещества, способы получения, собирания и распознавания, свойства и применение Уметь: давать характеристику газам, объяснять свойства | §8. Упр.11,12 Сообщения | |
24 | 24. Практическая работа №1. «Получение и распознавание газов (водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен) Тип урока: практическая работа | Экспериментальные основы химии Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Практические занятия «Получение, собирание и распознавание газов» | Набор реактивов и посуды на каждую. группу | Парная | Отчет о П.Р. | Знать и понимать: способы получения, собирания, распознава., применения некоторых газ.веществ, правила безопасного обращения с горючими и токсич. веществами, лаборатор. оборудованием. Уметь: выполнять химич.эксперимент по распознаванию некоторых газов | Индивидуальные задания - сообщения | |
25-26 | 25-26. Жидкое состояние вещества. Вода. Жидкие кристаллы. Массовая доля растворенного вещества. Тип урока: Комбинированный урок | Жидкое состояние вещества. Вода. Потребление воды в быту и на производстве. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды. Жидкие кристаллы. Массовая доля растворенного вещества. Расчеты. | Образцы накипи в чайнике и трубах центрального отопления. Приборы на жидких кристаллах. Л.Р.Устранение жесткости воды. Ознакомление с минераль. водами | Индивидуальная, парная | Текущий контроль знаний – опрос. Самостоятельная работа | Знать и понимать : определение понятий: жесткая вода, временная жесткость, постоянная, массовая доля растворенного вещества., способы устранения жесткости воды, состав и применение минераль. вод. Уметь: характеризовать жидкое состояние вещества с точки зрения атомно-молекул. учения, выполнять расчеты, оценивать влияние химического загрязнения гидросферы на организм человека и др.живые организмы. | §9, упр.1,2, 6-8. Сообщения | |
27 | 27.Твердое состояние вещества. Аморфные вещества. Состав вещества и смесей. Тип урока: Комбинированный урок | Твердое состояние вещества. Аморфные вещества в природе и жизни человека, их значение. Кристаллическое строение вещества.. Состав вещества и смесей | Образцы аморфных веществ. Образцы кристаллических веществ. | Индивидуальная | Текущий контроль знаний – опрос. Проверочная работа-решение задач | Знать: определение понятия «аморфные вещества», свойства и применение аморфных веществ. Уметь: характеризовать твердое состояние вещества с точки зрения атомно-молекулярного учения | §10, упр.1-4 Сообщения | |
28 | 28. Дисперсные системы Тип урока: Урок изучения нового материала | Дисперсные системы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Грубодисперсные системы: эмульсии, суспензии, аэрозоли. Тонкодисперсные системы: гели и золи | Образцы различных дисперсных систем. Эффект Тиндаля. Л.Р.Ознакомление с дисперсными системами | Информационно-коммуникативная деятельность Поиск нужной информации в источниках разного типа. Отделение основной информации от второстепенной. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки и систематизации информации | Текущий контроль знаний – опрос. | Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий | §11, упр.1-8 сообщения | |
29 | 29. Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества» Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний | Теоретические основы химии. Химическая связь. Вещество | | Познавательная деятельность Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения. Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах. Рефлексивная деятельность Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности | Вид контроля текущий Форма контроля - СР | Знать понятия: химическая связь, изомерия, гомология, аллотропия; закон постоянства состава веществ, теорию химической связи; уметь определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; объяснять природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической) уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности | §1-12 | |
30 | 30.Контрольная работа № 1 по теме «Строение вещества» Тип урока : контрольный урок | Теоретические основы химии. Химическая связь. Вещество | | Познавательная деятельность Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Рефлексивная деятельность Понимание ценности образования как средства развития культуры личности. Объективное оценивание своих учебных достижений, Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности | Вид контроля текущий Форма контроля - КР | Знать понятия: химическая связь, изомерия, гомология, аллотропия; закон постоянства состава веществ, теорию химической связи; уметь определять тип химической связи в соединениях, объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; объяснять природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической); уметь применять полученные знания для решения задач различного уровня | §повторение | |
31 | 31.Анализ контрольной работы №1. Коррекция ЗУН. Работа над ошибками. | Теоретические основы химии. Химическая связь. Вещество | | | | | Индивидуальные задания. | |
ТЕМА II. ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ. (17 часов) |
32-33 | 1-2.Классификация химических реакций в неорганической и органической химии ТИП УРОКА : Изучение нового материала | Понятие о химической реакции. Реакции, идущие без изменения состава веществ: Аллотропия и Аллотропные видоизменения. Причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора. Озон, его биологическая роль. .Изомеры и изомерия. Причины многообраз. веществ. Реакции, идущие с изменением состава веществ: соединения (на примере производства серной кислоты), разложения, замещения и обмена. Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермич. реакции. Термохим.уравнения | Д. Модели молекул изомеров и гомологов. Д. Получение аллотропных модификаций серы и фосфора Д. Озонатор Л.Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса | Индивидуальная Познавательная деятельность Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность Перевод информации из одной знаковой системы в другую (составление схемы); давать определения, приводить доказательства | Вид контроля Текущий опрос Форма контроля - УО Проверочная работа по карточкам | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: аллотропия, тепловой эффект химической реакции, углеродный скелет, изомерия, гомология - основные теории химии: строения органических соединений | §13, упр 1,2,5 §14, упр. 1-4 Сообщения | |
34 | 3. Скорость химической реакции ТИП УРОКА : Изучение нового материала | Понятие о скорости реакции. Скорость гомо- и гетерогенной реакции.. Факторы, влияющие на скорость химической реакции: природа реагирующих веществ, температура (закон Вант-Гоффа), концентрации, катализаторы и катализ.. Зависимость скорости реакций от поверхности соприкосновения реагирующих веществ. Ферменты как биологические катализаторы, особенности их функционирования | Д.Взаимодействие цинка с растворами соляной и серной кислот при разных температурах, при разной концентрации соляной кислоты). Взаимодействие цинка (порошка, пыли, гранул) с кислотой Модель « кипящего слоя» Л.Разложение пероксида водорода в присутствии катализаторов (оксида марганца (IV) и каталазы сырого мяса и сырого картофеля) | Познавательная деятельность Установление причинно-следственных связей, исследование несложных реальных связей и зависимостей. Информационно-коммуникативная деятельность Передача содержания информации адекватно поставленной цели | Вид контроля Текущий опрос Форма контроля - УО | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: катализ, скорость химической реакции Уметь - объяснять: зависимость скорости химической реакции от различных факторов | §15, упр. 1,3,6,7 Сообщения | |
35-36 | 4-5Обратимость химических реакций. Химическое равновесие ТИП УРОКА : Изучение нового материала, комбинированный | Необратимые и обратимые химические реакции. Понятие о химич.равновесии. Способы смещения химич.равновесия на примере синтеза аммиака. Понятие об основных принципах производства на примере синтеза аммиака и серной кислоты | | Познавательная деятельность Установление причинно-следственных связей, исследование несложных реальных связей и зависимостей. Информационно-коммуникативная деятельность Передача содержания информации адекватно поставленной цели | Текущий контроль знаний –опрос С.Р. | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: химическое равновесие - объяснять: положение химического равновесия от различных факторов | §16, упр.1-6 Сообщения | |
37 | 6. Роль воды в химических реакциях комбинированный | Роль воды в превращениях веществ. Истинные растворы. Растворимость и классификация веществ по этому признаку: Растворимые, малорастворимые и практически нерастворимые вещества Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация и гидратация | Д. Растворение окрашенных веществ в воде (сульфата меди (П), перманганата калия, хлорида железа (Ш) | Индивидуальная Парная | Текущий контроль знаний – опрос. | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: растворы | §17, упр.1,2,3,4,5. Записи сообщения | |
38-39 | 7-8. Электролитическая диссоциация Тип урока: комбинированный | Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Кислоты, соли, основания в свете теории электролитической диссоциации. Степень электролитической диссоциации, сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена | Д. Испытание растворов электролитов и неэлектр. на предмет диссоциации Д.Зависимость степени диссоциации уксусной кислоты от разбавления Л. Реакции, идущие с образованием осадка, газа и воды | Индивидуальная Групповая Информационно-коммуникативная деятельность Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов | Текущий контроль знаний – опрос С.Р. по разноуровневым карточкам | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация; - основные теории химии: электролитической диссоциации Уметь - определять: заряд иона | §17, упр.6,7 сообщения | |
40-41 | 9-10. Гидролиз органических и неорганических соединений Тип урока: урок изучения нового материала | Понятие гидролиза. Гидролиз органических веществ и его практическое значение для получения гидролизного спирта и мыла. Биологическая роль гидролиза в пластическом и энергетическом обмене веществ и энергии в клетке. Гидролиз неорганических веществ. Три случая гидролиза солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. Необратимый гидролиз. Практическое применение гидролиза. | Д. Гидролиз карбонатов щелочных металлов и нитратов цинка или свинца (П), карбида кальция Л. Разные случаи гидролиза солей | Познавательная деятельность Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность Уметь давать определения, приводить доказательства. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Рефлексивная деятельность Само- и взаимопроверка | Вид контроля текущий Форма контроля - СР | Уметь определять характер среды в водных растворах неорганических веществ; уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе, быту и на производстве | §18, упр. 1,3-5 Сообщения | |
42-43 | 11-12 Окислительно-восстановительные реакции Тип урока: комбинированный | Степень окисления элементов. Определение степени окисления по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление. Окислитель и восстановитель | Д.Простейшие окислител.-восстановит. реакции: взаимодейст. цинка с соляной кислотой и железа с сульфатом меди (П) Л. Получение водорода взаимодействием кислоты с цинком | Познавательная деятельность Определ.сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставл, оценки и классифик. объектов. Информационно-коммуникативная деятельность Уметь давать определения, приводить доказат-ва. Поиск нужной информации по заданной теме в источн. различ. типа. Рефлексивная деятельность Само- и взаимопроверк | Вид контроля текущий Форма контроля - СР Измерители: §19 умение определять окислитель, восстановитель, составлять электронный баланс ОВр | Знать/понимать - важнейшие химические понятия: степень окисления, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление Уметь - определять: валентность и степень окисления химических элементов, окислитель и восстановитель | §19 до слов … «Однако самым…» упр.1-4 сообщения | |
44-45 | 13-14.Электролиз Урок изучения нового материала | Электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Электролиз расплавов; растворов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза. Электролитическое получение алюминия | Д. Модель электролизера; модель электролизной ванны для получения алюминия | Индивидуальная Информационно-коммуникативная деятельность Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного). Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах | Вид контроля текущий Форма контроля - СР Измерители составить уравнения реакций электролиза расплава и раствора хлорида натрия | Знать понятия: окислитель, восстановитель, окисление, восстановление; практическое применение электролиза | § 19 до конца, упр.5-8 | |
46 | 15.Обобщение и систематизация знаний по теме. Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний | Выполнение упражнений, решение задач | | Индивидуальная Познавательная деятельность Умение самостоятельно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата | Вид контроля итоговый Форма контроля – СР | Уметь - определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений; - объяснять: зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов | §13-19 Индивидуальные задания | |
47 | 16.Контрольная работа №2 по теме: «Химические реакции» Тип урока: Урок проверки знаний и умений | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии по различным признакам. электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Окислительно-восстановительные реакции. Скорость химической реакции, её зависимость от различных факторов. Катализаторы и катализ. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения | | Познавател. деятельность Самостоятельное создание алгоритмов познават.деятельности для решения задач творч. и поискового характера. Формулирование получен. результатов. Рефлексивн. деятельность Объективное оценивание своих учебных достижений | Вид контроля итоговый Форма контроля - КТЕГЭ Измерители | Уметь применять полученные знания для решения задач различного уровня | Повторение. Сообщения | |
48 | 17. Анализ контрольной работы | Коррекция ЗУН. Работа над ошибками. | | | Коррекция ЗУН. Работа над ошибками. | | Индивид.задания | |
Тема 3. ВЕЩЕСТВА И ИХ СВОЙСТВА (18час) |
49 | 1.Классификация неорганических соединений Тип урока Урок изучения нового материала | Простые и сложные вещества. Оксиды, их классификация; гидроксиды (основания, кислородные кислоты, амфотерные); классификация кислот и оснований. Соли средние, кислые, основные. | Л. Испытание растворов кислот, оснований и солей индикаторами Компьютерная презентация | Познавательная деятельность Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность Перевод информации из одной знаковой системы в другую (составление схемы); давать определения, приводить доказательства | Вид контроля текущий Форма контроля - Т | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: оксиды, основания, кислоты, соли Уметь - называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: характер среды в водных растворах неорганических соединений | Записи | |
50 | 2.Классификация органических соединений Тип урока Урок изучения нового материала | Углеводороды: Алканы, алкены и диены, алкины, арены. Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы. Азотсодержащие соединения: амины, аминокислоты и белки | Презентация | Вид контроля текущий Форма контроля - Т | Знать/понимать -важнейшие химические понятия: - функциональная группа; - важнейшие вещества и материалы: метан, этилен, ацетилен, этанол, бензол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки Уметь - называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: принадлежность веществ к различным классам органических соединений | Записи Сообщения | |
51-52 | 3-4.Металлы Тип урока: комбинированный | Положение металлов в периодической системе и строение их атомов. Простые вещества – металлы: Общие физические и химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами (кислородом, хлором серой), с водой. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Общие способы получения металлов. Взаимодействие натрия с этанолом и фенолом. Значение металлов в природе и жизни организмов | Д.Взаимодейст. натрия и сурьмы с хлором, железа с серой. Горение магния и алюминия в кислороде. Взаимодейст.щелочнозем. металлов с водой. Взаимодейст. натрия с этанолом, цинка с уксусной кислотой Взаимодейст. меди с кислородом и серой. Алюминотермия Л.Ознакомл. с коллекц.металлов и их соединениями; рудами | Индивидуальная | Вид контроля текущий Форма контроля – самостоят. работа по индивид карточкам | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы Уметь - характеризовать: элементы металлы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов; - объяснять: зависимость свойств металлов и сплавов от их состава и строения | §20, упр.1-6 Сообщения | |
53 | 5.Коррозия металлов Тип урока: комбинированный | Понятие коррозии. Химическая коррозия. Электрохимическая коррозия. Способы защиты металлов от коррозии | Д. Результаты коррозии металлов в зависимости от условий ее протекания | Индивидуальная | Текущий контроль знаний | Знать и понимать определения понятий металлы, восстановитель, коррозия | §20. Стр. 170, упр.6-8 сообщения | |
54-55 | 6-7. Неметаллы Тип урока: УПЗУ | Положение неметаллов в ПС, строение их атомов. Электроотрицательность. Неметаллы – простые вещества. Атомное и молекул.строение их. Сравнительная хар-ка галогенов как наиболее типичных представителей неметаллов. Окислит. свойства неметаллов Восстановит. свойства неметаллов (взаимодействие с более ЭО неметалл. и сложными в-вами-окислителями. Благородные газы | Д. Возгонка йода. Изготовление йодной спиртовой настойки. Взаимное вытеснение галогенов из растворов их солей. Горение серы и фосфора в кислороде | Групповая, индивидуальная | Текущий контроль знаний С.Р. по разноуровневым карточкам | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: неметаллы Уметь - характеризовать: элементы неметаллы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства неметаллов; - объяснять: зависимость свойств неметаллов от их состава и строения | §21, упр.1-4 Сообщения | |
56-57 | 8-9.Кислоты неорганические и органические Тип урока Комбинированный урок | Классификация неорганических и органических кислот. Общие свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, с солями, спиртами (реакция этерификации). Особые свойства азотной и концентрированной серной кислот | Д.Разбавл.концентрированной серной кислоты. Взаимодейст.концентрированной серной кислоты с сахаром, целлюлозой и медью Л.Ознакомление с коллекцией кислот Л.Взаимодействие соляной кислоты и раствора уксусной кислоты с металлами, основаниями и солями. | Познавательная деятельность Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность Уметь давать определения, приводить доказательства. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Рефлексивная деятельность Само- и взаимопроверка | Вид контроля текущий Форма контроля – УО, диктант Измерители: составить уравнения химических реакций, характерных для серной (соляной) кислоты | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: серная, соляная, азотная и уксусная кислоты Уметь -называть: кислоты по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: характер среды в водных растворах кислот; - характеризовать: -общие химические свойства кислот - объяснять: зависимость свойств кислот от их состава и строения; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорг. и органических кислот | §22, упр.1-5 Сообщения | |
58-59 | 10-11.Основания неорганические и органические Тип урока Комбинированный урок | Классификация оснований. Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований | Л. Ознакомление с коллекцией оснований Л. Получение и свойства нерастворимых оснований | Познавательная деятельность Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Информационно-коммуникативная деятельность Уметь давать определения, приводить доказательства. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Рефлексивная деятельность Само- и взаимопроверка | Вид контроля текущий Форма контроля – УО, диктант Измерители составить уравнения химических реакций, характерных для гидроксида натрия, гидроксида меди (II | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: нерастворимые основания, щелочи Уметь -называть: основания по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: характер среды в водных растворах щелочей; - характеризовать: -общие химические свойства оснований - объяснять: зависимость свойств оснований от их состава и строения; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорг. и орг. оснований | §23, упр.1-5 | |
60-61 | 12-13. Соли Тип урока Комбинированный урок | Классификация солей: средние, кислые и основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами и солями. Представители солей и их значение. Хлорид натрия, карбонат кальция, фосфат кальция (средние соли); гидрокарбонаты натрия и аммония (кислые соли); гидроксокарбонат меди (П) – малахит (основная соль). Качественные реакции на хлорид-, сульфат- и карбонат-анионы, катион аммония, катионы железа (П) и (Ш) | Д. Образцы пищевых продуктов, содержащих гидрокарбонаты натрия и аммония, их способность к разложению при нагревании. Гашение соды уксусом. Д.Качественные реакции на катионы и анионы Л.Ознакомление с коллекцией минералов и биологических материалов, содержащих некоторые соли Л. Гидролиз хлоридов и ацетатов щелочных металлов | Познавательная деятельность Определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов Информационно-коммуникативная деятельность Уметь давать определения, приводить доказательства. Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Рефлексивная деятельность Само- и взаимопроверка | Вид контроля текущий Форма контроля – УО, диктант Измерители составить уравнения химических реакций, характерных для хлорида натрия | Знать/понимать - важнейшие вещества и материалы: соли, минеральные удобрения Уметь -называть: соли по «тривиальной» или международной номенклатуре; - определять: характер среды в водных растворах солей; - характеризовать: -общие химические свойства солей - объяснять: зависимость свойств солей от их состава и строения; - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших солей | §24, упр.1-5 | |
62 | 14.Генетическая связь между классами неорганических и органических соединений Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний | Понятие о генетической связи и генетических рядах в неорганической и органической химии. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии | | Познавательная деятельность Умение самостоятельно организовать свою познавательную деятельность. Решение задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов. Информационно-коммуникативная деятельность Извлечение необходимой информации из различных источников. Рефлексивная деятельность Само- и взаимопроверка, оценивание; умение соотнести приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности | Вид контроля тематический Форма контроля – СР, УО | Уметь - характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений | §25, упр.1-5 подготовиться к П.Р.№2 | |
63 | 15.Практическая работа №2 «Идентификация неорганических веществ» Тип урока Практическая работа | Химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ | Наборы реактивов и химической посуды | Парная | Вид контроля итоговый Форма контроля – практическая работа | Уметь - выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ | Отчет о П.Р. | |
64 | 16.Обобщение и систематизация знаний по теме. Тип урока Урок обобщения и систематизации знаний | Выполнение упражнений, решение задач | | Индивидуальная. групповая | | Уметь - называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; - характеризовать: общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорган. и органич. соединений, строение и химические свойства изученных органич. соединений | §20-25 подготовиться к К.Р. №3 | |
65 | 17. Контрольная работа № 3 по теме 3 «Вещества и их свойства» Тип урока: проверка ЗУН | Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Неметаллы. Окислит.-восстанов. свойства типичных неметаллов. Общая харак-ка подгруппы галогенов | | Познавательная деятельность Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера Формулирование получен. результатов. Рефлексивная деятельность Объективное оценивание своих учебных достижений | Вид контроля итоговый Форма контроля – КР | Уметь применять полученные знания для решения задач различного уровня | Повторение Сообщения | |
66 | 18. Анализ контрольной работы | | | | | | Индивид.задания | |
Тема 4. Химия и жизнь (4 часа) |
67 | 1. Химия и повседневная жизнь человека | Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химические вещ-ва как строит. и поделоч.материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптур, архитект. . Бытовая химич. грамотность. | Д. Образцы средств гигиены и косметики Л.Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применен. | | | | Сообщения Презентации | |
68 | 2.Химия и производство | Общие представления о промышленных способах получения химических веществ на примере производства серной кислоты | Д. Модели производства серной кислоты | | | Уметь - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий | Сообщения Презентации | |
69-70 | 3-4.Химия и экология | Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия | | | | Уметь - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химич. загрязнения ОС на организм человека и другие живые организ. | Сообщения Презентации | |