Технологическая карта к уроку химии в 9 классе Алюминий
Технологическая карта к уроку химии в 9 классе Алюминий
Учитель Разумная Т. В.
Предмет: химия
Класс: 9
Автор УМК: Габриелян О. С. Химия
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: создание условий для:
Формирования у учащихся знаний об алюминии как химическом элементе и простом веществе, о строении его атома, физических и химических свойствах, а так же его применении.
Формирования у учащихся умений анализировать, сравнивать, делать выводы, экспериментально решать задачи и делать выводы, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; проводить сравнение объектов
Совершенствование навыков работы с текстом, навыков анализа и синтеза, структурирования информации; формирования основных приемов самоопределения, планирования и реализации учебных действий, а также навыков устной речи, способности выступать перед аудиторией
Формирование личностных результатов: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Задачи урока:
Личностные: создать условия для проведения исследования, совершенствования умений работать в команде, участвовать в обсуждении содержания материала, учиться формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные: усвоить правила техники безопасности при работе в кабинете химии; использовать знания в повседневной жизни.
Метапредметные: способствовать овладению приёмами анализа, синтеза; умению аргументированно доказывать свою точку зрения; проводить коллективное исследование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку химии в 9 классе Алюминий »
Технологическая карта урока «Алюминий»
Учитель Разумная Т. В.
Предмет: химия
Класс: 9
Автор УМК: Габриелян О. С. Химия
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: создание условий для:
Формирования у учащихся знаний об алюминии как химическом элементе и простом веществе, о строении его атома, физических и химических свойствах, а так же его применении.
Формирования у учащихся умений анализировать, сравнивать, делать выводы, экспериментально решать задачи и делать выводы, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками; проводить сравнение объектов
Совершенствование навыков работы с текстом, навыков анализа и синтеза, структурирования информации; формирования основных приемов самоопределения, планирования и реализации учебных действий, а также навыков устной речи, способности выступать перед аудиторией
Формирование личностных результатов: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Задачи урока:
Личностные:создать условия для проведения исследования, совершенствования умений работать в команде, участвовать в обсуждении содержания материала, учиться формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные: усвоить правила техники безопасности при работе в кабинете химии; использовать знания в повседневной жизни.
Метапредметные: способствовать овладению приёмами анализа, синтеза; умению аргументированно доказывать свою точку зрения; проводить коллективное исследование.
Оборудование и ресурсы:
- Периодическая система химических элементов Д.И.Менделлева,
- компьютер,
- проектор
- презентация учителя к уроку «Алюминий»,
-алюминиевая фольга, гранулы алюминия, алюминиевая проволока, изделий из алюминия – ложки, вилки – для демонстрации
- для выполнения лабораторной работы: гранулы алюминия, растворы соляной кислоты, хлорида меди (II), штатив с пробирками.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1.
Самоопределение к деятельности.
Организационный этап.
Приветствует учащихся, определяет готовность к уроку
Приветствуют учителя.
Умение общаться с учителем и учащимися
2.
Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся
Создаёт условия для формулирования темы урока.
На демонстрационном столе коллекция «Алюминий и его соединения»
Вопрос к учащимся: «О каком металле мы сегодня будем говорить?»
Что вы знаете об алюминии? (приём«Покопаемся в памяти»)
В период открытия алюминия - металл был дороже золота. Англичане хотели почтить богатым подарком великого русского химика Д.И Менделеева, подарили ему химические весы, в которых одна чашка была изготовлена из золота, другая - из алюминия. Чашка из алюминия стала дороже золотой. Полученное «серебро из глины» заинтересовало не только учёных, но и промышленников и даже императора Франции. Почему алюминий, которого так много в природе, был в XIX веке очень дорогим металлом, а в XX веке стал повседневным?
Что ещё нужно узнать об алюминии?
Спрашивает о целях урока, о том какие знания хотели бы получить учащиеся
Ответы учащиеся записываются на дополнительной доске.
Учащиеся формулирую тему и цели урока
Постановка и формулирование проблемы, выдвижение предположений и их обоснование
Учащиеся выдвигают предложения о том, какие задания они хотели бы выполнить
Планирование учебного сотрудничества с учителем и другими учащимися
3. Постановка учебной задачи
Исходя из сказанного вами, цель нашего урока
- дать характеристику алюминию как химическому элементу и как простому веществу, изучить его физические, химические свойства, применение и получение.
Работать будем в группах по заданиям с последующим отчётом. На подготовку ответов выделяется 10 минут. Во время работы каждая группа составляет свой опорный конспект. Затем слушаем отчёты групп.
Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий
Мыслительные операции.
Самостоя-
тельное выделение и формирование цели. Поиск и выделение необходимой информации.
Обсуждают и предлагают версии ответов, выделяют необходимые для изучения темы вопросы.
Сотрудни-
чество с учителем и другими учащимися
Выделение проблемы и способов её решения, планирование последовательности действий, прогнозирование результатов
Целеполагание
4. Открытие детьми новых знаний
Задания для групп. (Приложение 1)
Работают самостоятельно, используя учебник, оформляют результат на отдельных листах.
1 группа: Положение в ПСХЭ. Строение атома
2 группа: Алюминий – типичный металл.
3 группа: Химические свойства алюминия
(проведение л/о с кислотой и солью по инструктивной карточке – Приложение 3)
4.группа Распространение алюминия в природе и его получение.
5 группа. Применение алюминия на основе его свойств.
Во время работы групп учитель наблюдает, оказывает помощь нуждающимся, консультирует.
Изучают предложенную информацию (учебник, видеофрагменты, презентация)
Мыслительные операции.
Выдвигают гипотезы и обосновывают их. Поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно – следственных связей.
Общение в группе, обсуждение новой информации, поиск ответов на поставленное задание.
Адекватное использование речевых средств для решения коммуника-
тивных задач.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Аргументи-
рование своего мнения и позиции.
Выбор нужных сведений из общего информационного потока.
Контроль, коррекция.
5.
Отчёт групп.
Представление результатов исследований
Слушает, поощряет, задаёт наводящие вопросы, координирует действия обучающихся.
Изложение найденной информации по теме задания. Изучение информации, найденной учащимися других групп.
Извлечение из предметного текста необходимой информации.
Осознанное и произвольное речевые высказывания
Выступление отдельных учеников или всей группы с отчётом.
Построение логической цепи рассуждений и доказательств.
Выбор нужных сведений из отчетов своей группы и отчётов, составленных другими группами.
Контроль, оценка, коррекция.
6. Первичная проверка понимания
Предлагает выполнить задания:
1. «Лови ошибку».
Текст
Уравнение
Расчеты
Что неверно в тексте?
1.Алюминий является неметаллом.
2.Находится в природе в чистом виде.
3.В соединениях проявляет степень окисления +2 и +3. 4.Взаимодействует с водой при обычных условиях.
Какие физические свойства обусловили такое широкое применение в нашей жизни? Оборудование: алюминиевая фольга, алюминиевая проволока, спиртовка, держатель.
(§13 стр. 68 и стр. 72 учебника).
Группа3.Изучите химические свойства алюминия и составьте схему, отражающую общие химические свойства алюминия как металла. Объясните, почему алюминий в электрохимическом ряду напряжения металлов стоит сразу же после активных щелочных и щелочноземельных металлов? Почему в алюминиевой посуде нельзя хранить не только кислые, но и щелочные растворы?
Оборудование: инструкция к выполнению лабораторного опыта,
гранулы алюминия, растворы соляной кислоты и хлорида меди (II), штатив с пробирками. ( 13 стр.69-70 учебника).
Группа 4. Распространение алюминия в природе и его получение и объясните, почему алюминий, занимающий третье место по распространённости на земле, в XIX веке стоил так дорого? (§13 стр. 70-71 учебника).
Группа 5. Применение алюминия на основе его свойств. Почему из алюминия изготовляют посуду? ( 13 стр.668,69,72 учебника).
Приложение 2. Тест
1. Алюминий в природе по распространённости в земной коре занимает среди металлов:
а) первое место б) второе мест в) пятое место г) третье место
2. Степень окисления алюминия в соединениях: а) + 2 б) +3 в) - 3 г) -2
3. В ряду Na – Мg – Аl – Si
а) увеличивается число энергетических уровней в атомах
б) усиливаются металлические свойства элементов
в) уменьшается высшая степень окисления элементов
г) ослабевают металлические свойства элементов
4.Укажите название вещества, из которого состоит защитная пленка на поверхности алюминия
Лабораторный опыт «Взаимодействие алюминия с растворами кислот и солей»
Инструкция по выполнению лабораторного опыта
Цель: Изучить отношение алюминия к кислотам и солям .
Правила работы с кислотами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами! В случае попадания на кожу – промой проточной водой! Сообщи учителю! При нагревании, прогрей сначала всю пробирку. Отверстие пробирки направляй в сторону от себя и товарищей.
Опыт 1. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора соляной кислоты. Пробирку слегка нагрейте.
Опыт 2. В пробирку положите 2 кусочка алюминия и прилейте 3–4 мл раствора хлорида меди(2) . Пробирку слегка прогрейте.