kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Алканы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Химия» предназначена для проведения урока в группе обучающихся 1 курса (отделение СПО). Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Данный урок является составляющей частью раздела «Органическая химия».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Алканы"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Добрянский гуманитарно – технологический техникум

им. П.И. Сюзева»








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА









Преподавателя дисциплин естественнонаучного цикла



Катаевой Елены Ивановны















г. Добрянка, 2024


АННОТАЦИЯ


Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Химия» предназначена для проведения урока в группе обучающихся 1 курса (отделение СПО). Материал соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.

Данный урок является составляющей частью раздела «Органическая химия».

Используемые приемы и методы обучения способствуют повышению мотивации, в полной мере соответствуют требованиям современного урока. На уроке предусмотрены такие виды деятельности обучающихся, как практическая работа с текстом, работа с терминами, дидактическая игра, самостоятельная работа. Рациональное сочетание методов и приемов работы делает урок живым и нескучным, побуждая обучающихся к активному обучению.

В ходе урока студенты закрепляют опорные знания, развивают свои коммуникативные навыки, выполняют все виды деятельности на основе изученного. Все задания интересны, посильны и соответствуют поставленным целям.

Учебное занятие построено и в виде дидактической игры, и в виде групповой работы обучающихся, так как сочетание этих приемов наилучшим образом способствует развитию коммуникативных навыков обучающихся.















девиз преподавателя «Не пожалеть трудов, не полениться - в цветок в конце концов колючка превратиться».


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тема: Предельные углеводороды или Алканы.


Цель урока: повторить и закрепить знания о строении, применении и свойствах алканов.

Задачи урока:

Образовательные:

обобщить знания, полученные при изучении темы «Алканы»; проверить уровень сформированности основных понятий темы, умения составлять формулы веществ, уравнений реакций, классифицировать вещества и называть их, характеризовать химические свойства и способы получения органических веществ.

Развивающие:

    • развивать навыки самоанализа и самоконтроля; активизировать познавательную деятельность учащихся как необходимое условие развития интеллектуальных и творческих способностей.

    • развивать коммуникационные умения (умение понятно, кратко, точно, вежливо излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них, слушать и сосредотачивать внимание).

  • Воспитательные:

выполнение способствовать воспитанию деловой культуры учащихся, ответственности за своей работы; обеспечить формирование научного мировоззрения; показать необходимость химических знаний в повседневной жизни.

Тип урока:

Дидактическая игра – путешествие.

Вид урока:

комбинированный с применением ИКТ (закрепление знаний).

Метод урока:

Дидактическая игра с элементами практического и творческого занятия.

Приемы преподавания:

Игра, беседа, демонстрация мультимедийной презентации.

Принципы преподавания:

  • Дифференцированный подход;

  • Прочность усвоения знаний и умений;

  • Наглядность;

  • Доступность;

Межпредметные связи:

  • Биология;

  • История;

  • Литература;

  • Русский язык

Планируемый результат:

  • Учащиеся должны знать строение и свойства предельных углеводородов;

  • Знать значение алканов в жизни  человека.

  • формирование элементов общих компетенций:

- ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

- ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

- ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

- ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Оборудование:

  • Ноутбук, проектор, экран, музыкальное сопровождение, тесты, дидактические карточки, шаро – стержневые модели, парафиновые свечи, мультимедийный проектор с презентацией к уроку “Предельные углеводороды. Алканы”;


Используемая литература:

  1. Галкина Е.А. “Классификации контрольных вопросов и заданий”. “Химия в школе” №8, 2006 г.

  2. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2019.

  3. Ерохин Ю. М., Ковалева И. Б. Химия для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. М., 2019.

  4. Ерохин Ю. М. Химия: Задачи и упражнения: учеб. пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. М., 2019.


Ход урока(время 40 минут):

п/п

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

Компетенции, развиваемые на данном этапе

Результат

1.

Вводно-мотивационный этап

Ввод в тему учебного занятия.


1. Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Демонстрация мультимедийной презентации.

3. Беседа с обучающимися.

1. Участие обучающихся в беседе.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

  • Принятие познавательной цели

2.

Актуализация знаний обучающихся

Расширение целевого компонента.

Повторение опорных знаний

1. Беседа с обучающимися.

2. Демонстрация мультимедийной презентации.

3. Дидактическая игра.

4. Организация деятельности обучающихся:

- работы с материалами кейса.



1. Участие обучающихся в беседе.

2. Обучающиеся отвечают на поставленные вопросы.

3. Осуществляют записи на рабочих страницах кейса.

4. Озвучивают и поясняют свои ответы по поставленным вопросам.


ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

  • Понимание усвоенного материала по теме.

  • Закрепление знаний строения, свойств алканов на примере составления разнообразных заданий.




3.

Физкультминутка

4.

Контролирующий этап

Определение степени усвоения материала.

Инструктирование обучающихся по итоговой работе –тесту.

1. Внимательно слушают задание.

2. Выполняют.


  • Демонстрация знаний уровня усвоения.

5.

Итоги учебного занятия

1. Рефлексия.

2.Информирование обучающихся о итогах учебного занятия.

Заключительное слово преподавателя об особенностях строения костей черепа

1. Активное слушание.

2. Участие в рефлексии.


Понимание и принятие материала органической химии.

КОНСПЕКТ УРОКА

1.Вводно-мотивационный этап


Вступительное слово учителя:

«Нам необыкновенно повезло, что мы живем в век, когда еще можно делать открытия»- говорил Ричард Фейнман американский физик- теоретик. Но чтобы делать открытия, надо знать законы и взаимосвязи происходящих явлений. Несколько уроков назад мы начали с вами изучать новый раздел химии - Органическая химия. Сегодня мы выясним, на сколько хорошо вы усвоили материал первого класса органических соединений – Предельные углеводороды или алканы, или парафины.

Пояснение темы, цели и задач урока.


2. Актуализация знаний обучающихся.

Предлагаю отправиться в путешествие на поезде под названием « Алкан – экспресс».

Маршрут предельно насыщенный, скучать не придется. У нас есть три команды и болельщики, которые могут заработать дополнительные баллы своей команде.


ПОЕХАЛИ!

3. Самостоятельная работа учащихся.


1 станция. Теоретическая. ( max 4 балла, 1 вопрос – 1 балл).

Приложение1.


2 станция. Химический диктант. (max 13 баллов).

Приложение2.

(болельщики выполняют задание - «найди родственников» 2 балла).

Приложение3.


3 станция. Изомерная. (max 5 баллов). Болельщики собирают модели алканов-2б.

Приложение 4.


4 станция. Капитанская. (1 уравнение- 1 балл) – время 1 минута.

Приложение 5.


5 станция. Исправь ошибку. ( 1 ошибка- 1 балл; 9 баллов). Болельщики работают над этим же текстом и зарабатывают дополнительные баллы.

Приложение 6.


6 станция. Сказочная. (max 10 баллов).С болельщиками фронтальная беседа о физических свойствах, получении и применении предельных углеводоров.

Приложение 7.


7 станция. Поезд прибыл в пункт назначения Зачетная. ( 5 минут.). Тест. Участвует весь класс.

Приложение 8.


4.Закрепление изученного материала

Наше путешествие подходит к концу. Жюри подводит последние итоги, а мы возвращаемся к вопросу заданному вначале урока – какое отношение имеют свечи к нашему уроку и зачем мы их зажгли? (беседа с классом)


Свечи изготовлены из парафина – воскоподобная смесь предельных углеводородов преимущественно нормального строения состава С18 (октадекан) –С35( пентатриоконтан). tпл = 45 -65оС. Выделяют их из нефти. Имеют большое практическое значение ( слайд). Парафины горят, как и все органические вещества, причем коптящим пламенем из- за высокого содержания углерода в составе.


Подведение итогов, работа жюри, оценивание, домашнее задание (составить кроссворд сключевым словом по вертикали парафины).

Приложение 9


5.Рефлексия

Надеюсь, что тема урока не оставила вас равнодушными. Урок окончен.

Выставление оценок. За работу на уроке я вам ставлю… .























Приложения

Приложение 1.

Чтобы наше путешествие началось, нам необходимо приобрести билеты, а для этого ответить на теоретические вопросы:


  1. Кто создатель теории строения органических соединений? ( Бутлеров А. М. 1861г)

  2. Какова общая формула алканов? ( СпН2п+2)

  3. Как называются вещества, имеющие одинаковый состав, но разное пространственное строение и свойства? (изомеры)

  4. Как называются вещества, имеющие сходное строение и свойства, но отличающиеся на одну или несколько групп –СН2? (гомологи)

  5. Какие органические вещества относятся к углеводородам? (содержат атомы С и Н )

  6. Какую валентность проявляет атом С в органических соединениях? ( IV )

  7. Как называют углеводород лишенный одного атома водорода? ( радикал )

  8. Все предельные углеводороды имеют в своем составе суффикс…? ( ан )

  9. В молекулах алканов все связи …( насыщенные, одинарные )

  10. Характерная реакция для алканов? (замещения )

  11. Назовите продукты сгорания алканов? ( СО2 и Н2О )

  12. Углеводороды горят коптящим пламенем – благодаря какому элементу? ( С )


Приложение 2.

Химический диктант


Октан – С8Н18, пропил – С3Н7, метан – СН4, этил – С2Н5, бутан – С4Н10, метил – СН3,

Гептан – С7Н16, гомологическая разность – СН2, гексан – С6Н14, бутил – С4Н9,

Пентан – С5Н12, декан– С10Н22, пропан – С3Н8.



Приложение 3.

Найди родственников


Какие вещества, формулы которых приведены ниже, относятся к алканам?

С6Н14, С5Н8, С4Н10, С3Н8, С2Н2, С2Н4, С6Н6, С7Н16, С8Н16, С5Н12.

Дайте им название


Приложение 3.(ответы)

Найди родственников


Какие вещества, формулы которых приведены ниже, относятся к алканам?


С6Н14, С5Н8, С4Н10, С3Н8, С2Н2, С2Н4, С6Н6, С7Н16, С8Н16, С5Н12.


Дайте им название

Приложение 4.

Изомерная ( решить задачу + 2 изомера )


  1. Алкан имеет молекулярную массу 72. Определите молекулярную формулу предельного углеводорода. Составьте для него 2 изомера. Назовите их.


  1. Алкан имеет молекулярную массу 86.Определите молекулярную формулу предельного углеводорода. Составьте для него 2 изомера. Назовите их.


  1. Алкан имеет молекулярную формулу 100. Определите молекулярную формулу предельного углеводорода. Составьте для него 2 изомера. Назовите их.


Приложение 5.

Капитанская ( восстановить шпаргалку )

СН4 + 2О2 ------ СО2 + 2Н2О


2Н6 + 7О2 ------ 4 СО2 + 6Н2О


СН4 + CI2 ------ CН3СI + НCI


CН3СI + CI2 ------ CН2CI2 + НCI


CН2CI2I2 ------ СНСI3 + НCI


С2Н6 ------ С2Н4 + Н2


С3Н8 ------ С3Н6 + Н2


С3Н8 ------ 3С + 4Н2


СН4 ------- С + 2Н2

------- ССI4 + НCI


------- СО + Н2

--------- С + Н2О

СН4 + CI2 ------ ССI4 + НCI


СН4 + Н2О ------- СО + Н2

  

СН4 + О2 ------- С + Н2О

Приложение 6.

Исправь ошибку в тексте


В ясный и солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много углекислого газа. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий из оксида алюминия, был сухим и чистым как простое вещество. Дальше дорога шла вдоль высыхающего болота. День был очень жарким – то тут, то там наблюдались вспышки углекислого газа, высвобождающегося из болотной воды. На ночлег ребята остановились в охотничьей избушке на берегу реки. Вода в ней была абсолютно чистой, бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. Электричества не было, пришлось зажечь пластиковую свечу. Свеча сильно коптила из – за большого содержания в ней водорода.


Приложение 6.(ответы)

Исправь ошибку в тексте

В ясный и солнечный день ребята отправились в поход. Воздух был чистым и свежим, так как содержал много углекислого газа. Сначала дорога шла по песчаному берегу реки. Песок, состоящий из оксида алюминия, был сухим и чистым как простое вещество. Дальше дорога шла вдоль высыхающего болота. День был очень жарким –то тут, то там наблюдались вспышки углекислого газа, высвобождающегося из болотной воды. На ночлег ребята остановились в охотничьей избушке на берегу реки. Вода в ней была абсолютно чистой, бесцветной и прозрачной, как лакмус в кислоте. Электричества не было, пришлось зажечь пластиковую свечу. Свеча сильно коптила из – за большого содержания в ней водорода.


Приложение 7.

Сказочная ( продолжить сказку )

Вам известна сказка: «Жили – были дед да баба. И вырастили они 10 прекрасных, предельно красивых содержательно насыщенных внуков. Старшенького звали Метан – легкий на подъем, бравый, а младшенького – Декан, уволень и лежебока….


Команды должны в течение 5 мин. написать продолжение сказки, используя максимальное число заданных химических

терминов:

Вода, кислород, углекислый газ, хлор, водород, горение,

разложение, Свет, замещение, радикал, насыщенный, гомологи,

гомологическая разность, метан, этан, пропан, бутан, пентан,

гексан, гептан, октан, нонан, декан.


Приложение 8.

Вариант 1

  1. вещества одинакового состава, но разного пространственного сторения:

а) гомологи, б) изомеры, в) алканы, г) парафины.

2. Гомологом бутана является:

а) пропанол, б) пентан, в) бутен, г) сахароза.

3. Элемент, который обязательно входит в состав всех органических соединений:

а) кислород, б) углерод, в) азот, г) фосфор.

4. Характерная реакция для предельных углеводородов:

а) присоединение, б) разложение, в) замещение, г) обмена.

5. Валентность атома углерода в органических соединениях:

а) 1, б) 2 , в) 3, г) 4.

6. Общая формула предельных углеводородов:

а) СпН2п+2, б) СпН2п-2, в) СпН2п, г) СпН2п+1.



Вариант 2


  1. Вещества отличающиеся на одну или несколько групп – СН2:

а) изомеры, б) алкены, в) гомологи, г) алкины.

2. Гомологом пропана является:

а) пропил, б) бутан, в) спирт, г) пентен.

3. Автор теории строения органических соединений:

а) Бутлеров, б) Велер, в) Бертло, г) Берцелиус.

4. Продукты горения алканов:

а) С и Н2, б) О2 и Н2, в) СО2 и Н2О, г) СО2 и Н2.

5. Пропан и пентан являются :

а) изомерами, б) гомологами, в) вещества разных классов,

г)одним и тем же веществом

6. Элемент, атомы которого могут соединяться друг с другом в цепи:

а) водород, б) кислород, в) азот, г) углерод.


Приложение 8.(ответы)

Вариант 1

1.вещества одинакового состава, но разного пространственного сторения:

а) гомологи, б) изомеры, в) алканы, г) парафины.

2. Гомологом бутана является:

а) пропанол, б) пентан, в) бутен, г) сахароза.

3. Элемент, который обязательно входит в состав всех органических соединений:

а) кислород, б) углерод, в) азот, г) фосфор.

4. Характерная реакция для предельных углеводородов:

а) присоединение, б) разложение, в) замещение, г) обмена.

5. Валентность атома углерода в органических соединениях:

а) 1, б) 2 , в) 3, г) 4.

6. Общая формула предельных углеводородов:

а) СпН2п+2, б) СпН2п-2, в) СпН2п, г) СпН2п+1.



Вариант 2

1.Вещества отличающиеся на одну или несколько групп – СН2:

а) изомеры, б) алкены, в) гомологи, г) алкины.

2. Гомологом пропана является:

а) пропил, б) бутан, в) спирт, г) пентен.

3. Автор теории строения органических соединений:

а) Бутлеров, б) Велер, в) Бертло, г) Берцелиус.

4. Продукты горения алканов:

а) С и Н2, б) О2 и Н2, в) СО2 и Н2О, г) СО2 и Н2.

5. Пропан и пентан являются :

а) изомерами, б) гомологами, в) вещества разных классов,

г)одним и тем же веществом


6. Элемент, атомы которого могут соединяться друг с другом в цепи:

а) водород, б) кислород, в) азот, г) углерод


Беседа с болельщиками.

1)Физические свойства:

Углеводороды от С1 до С4 – газы, от С5 до С13 – жидкости, от С14 и более – твердые вещества.

Газообразные образуют природный газ, используют как топливо.

Жидкие - нефть и нефтепродукты ( бензин, керосин, солярка, дизельное топливо, мазут).

Твердые - парафины, получают свечи.


2)Растворимость – в воде не растворяются, а жидкие сами являются растворителями. Плотность, температура плавления и кипения увеличивается в гомологическом ряду с увеличением молекулярной массы веществ.


3)Природный газ – это не только топливо, но и ценное химическое сырье; используют в производстве сажи (катриджи, резина,типогравская краска );

Получение органических растворителей, фреонов- используемых в холодильных установках. А также получают метанол – технический спирт, ацетилен, который используют при резке и сварке металлов.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Алканы"

Автор: Катаева Елена Ивановна

Дата: 18.11.2025

Номер свидетельства: 677290

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока по химии на тему "Алкены" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-po-khimii-na-tiemu-alkieny"
    ["file_id"] => string(6) "101811"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402454813"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Конспект урока на тему: "Алкены" "
    ["seo_title"] => string(32) "konspiekt-uroka-na-tiemu-alkieny"
    ["file_id"] => string(6) "232941"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442944791"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Развернутый план - конспект урока по теме "Алканы""
    ["seo_title"] => string(46) "razvernutyi_plan_konspekt_uroka_po_teme_alkany"
    ["file_id"] => string(6) "662905"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1735460020"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Конспект урока "Алканы" 10 класс"
    ["seo_title"] => string(31) "konspiekt_uroka_alkany_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "409660"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492418280"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока "Химические свойства алкенов" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-khimichieskiie-svoistva-alkienov"
    ["file_id"] => string(6) "242358"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445444860"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства