Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Старокулаткинский механико-технологический колледж»
Номер урока | Наименование темы | Кол-во часов по теме | Календарные сроки изучения темы | Краткое содержание урока | Вид занятия | Наглядные пособия | Задание на дом | Уровень усвоения | Самостоятельная работа студентов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Введение ( 1 час) |
1 | Введение | 1 | 1 неделя (1 семестр) | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. | Вводная лекция | | | 1 | |
Раздел 1. Общая и неорганическая химия (45 часов) |
| 1.1. Основные понятия и законы | 1 | 1неделя (1 семестр) | Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы.. | Урок - лекция с элементами беседы | Компьютерная презентация Таблица Д.И.Мен- делеева | §1.1-1.2 | 2 | |
2 | 1.1. Основные понятия и законы | 2 | 2 неделя (1 семестр) | Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. | Комбинированный урок | Компьютерная презентация | §1.3-1.4 | 2 | Составление химических формул по валентности. Определение относительной и молекулярной массы, класса неорганических соединении, примеры, названия. (Работа с книгой, конспектом.) |
3 | 1.1. Основные понятия и законы | 2 | 3 неделя (1 семестр) | Расчетные задачи на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. | Повторительно-обобщающий урок | Компьютерная презентация | Решение расчетных задач | 2 | Составление химических формул по валентности. Определение относительной и молекулярной массы, класса неорганических соединении, примеры, названия. (Работа с книгой, конспектом.) |
4 | 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | 2 | 4 неделя (1 семестр) | Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодический закон в формулировке Д.И. Менделеева. Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная). Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом – сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-Орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. | Урок – лекция обзорная | Компьютерная презентация Таблица Д.И.Мен- делеева | §2.1-2.2 | 2 | Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. (Работа с учебником- составление конспекта) |
5 | 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | 2 | 5 неделя (1 семестр) | Лабораторная работа №1 Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. | Урок приобрет ения умений и навыков | Карточки - задания, инструктивные карты Таблица Д.И.Мен- делеева | Оформление лабораторной работы § 2.3 | 2 | Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите. |
6 | 1.3. Строение вещества | 2 | 6 неделя (1 семестр) | Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. | Урок - лекция с элементами беседы | Компьютерная презентация Таблица Д.И.Мен- делеева | §3.1 | 2 | Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. (Составление логико-дидактических структур по теме) |
7 | 1.3. Строение вещества | 2 | 7 неделя (1 семестр) | Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. | Урок - лекция с элементами беседы | Компьютерная презентация Таблица Д.И.Мен- делеева | §3.2 | 2 | Определение степени окисления в сложных веществах. (Работа с книгой, конспектом.) |
8 | 1.3. Строение вещества | 2 | 8 неделя (1 семестр) | Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | Урок - лекция с элементами беседы | Компьютерная презентация Таблица Д.И.Мен- делеева | §3.4 | 2 | Работа с учебником- выполнение домашнего задания (составление плана, конспекта) |
9 | 1.3. Строение вещества | 2 | 9 неделя (1 семестр) | Лабораторная работа №2 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем. | Урок приобрет ения умений и навыков | Карточки - задания, инструктивные карты | Оформление лабораторной работы | 2 | Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите. |
10 | 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | 2 | 10 неделя (1 семестр) | Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. | Урок – лекция формирования новых знаний, умений, составления уравнений диссоциации, ионных уравнений | Компьютерная презентация Таблица растворимости солей | Проработка конспекта занятия | 2 | Работа с учебником- выполнение домашнего задания (составление плана, конспекта) |
11 | 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | 2 | 11 неделя (1 семестр) | Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. | Урок – лекция формирования новых знаний, умений, составления уравнений диссоциации, ионных уравнений | Компьютерная презентация Таблица растворимости солей | §4.1 | 2 | Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты. (Работа с учебником- составление конспекта) |
12 | 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | 2 | 12 неделя (1 семестр) | Практическая работа №1 Приготовление раствора заданной концентрации. | Урок приобрет ения умений и навыков | Карточки - задания, инструктивные карты | Оформление практической работы | 2 | Оформление практической работы, подготовка к её защите. |
13 | 1.5. Классифика ция неоргани ческих соединений и их свойства | 2 | 13 неделя (1 семестр) | Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислоты. Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. | Урок приобретения новых знаний | Компьютерная презентация | §4.2-4.3 Подготвка конспекта «Оксиды» | 2 | Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. (Составление логико-дидактических структур по теме) |
14 | 1.5. Классифика ция неоргани ческих соединений и их свойства | 2 | 14 неделя (1 семестр) | Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. | Урок приобретения новых знаний | Компьютерная презентация Таблица растворимости солей | §4.5 | 2 | Диссоциация кислот, оснований, солей. Уравнение гидролиза. Ионные уравнения реакций. Уравнения электролиза. (Работа с книгой, конспектом.) |
15 | 1.5. Классифика ция неоргани ческих соединений и их свойства | 2 | 15 неделя (1 семестр) | Лабораторная работа №3 Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями. Взаимодействие кислот с солями. | Урок приобрет ения умений и навыков | Карточки - задания, инструктивные карты | Оформление лабораторной работы | 2 | Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите. |
16 | 1.5. Классифика ция неоргани ческих соединений и их свойства | 2 | 16 неделя (1 семестр) | Лабораторная работа №4 Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочей с солями. Разложение нерастворимых оснований. Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа. | Урок приобрет ения умений и навыков | Карточки - задания, инструктивные карты | Оформление лабораторной работы | 2 | Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите. |
17 | 1.6. Химические реакции | 2 | 1 неделя (2 семестр) | Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. | Урок приобретения новых знаний, умений, составление ОВР | Компьютерная презентация Таблица растворимости солей, Таблица Д.И.Мен- делеева | §5.1-5.2 Конспект лекции | 2 | Составление окислительно- восстановительных реакции. (Работа с книгой, конспектом.) |
18 | 1.6. Химические реакции | 2 | 2 неделя (2 семестр) | Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | Урок приобретения новых знаний, умений, составление ОВР | Компьютерная презентация Таблица растворимости солей, Таблица Д.И.Мен- делеева | §6.1-6.2 | 2 | Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. (Работа с учебником- составление конспекта) |
19 | 1.6. Химические реакции | 2 | 3 неделя (2 семестр | Лабораторная работа №5 Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры. | Урок приобрет ения умений и навыков | Карточки - задания, инструктивные карты | Оформление лабораторной работы | 2 | Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите. |
20 | 1.7. Металлы и неметаллы | 2 | 4 неделя (2 семестр | Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные | Комбинирова-нный урок с применением проблемно-поисковых методов | Компьютерная презентация Таблица Д.И.Мен- делеева, Таблица «Ряд напряже- ния металлов» | §8.1-8.6 | 2 | Защита металлов от коррозии. Области применения металлов, сплавов. (Подготовка реферативных сообщений) |
21 | 1.7. Металлы и неметаллы | 2 | 5 неделя (2 семестр | Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы – простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. | Обзорная лекция с элементами беседы | Компьютерная презентация Таблица Д.И.Мен- делеева | §7.1-7.6 | 2 | Подгруппа галогенов, ее характеристика, свойства галогенов. Подгруппа кислорода и серы, их аллотропные видоизменения. Подгруппа углерода. Адсорбционная способность активированного угля. (Подготовка реферативных сообщений) |
22 | 1.7. Металлы и неметаллы | 2 | 6 неделя (2 семестр | Лабораторная работа №6 Взаимодействие железа с кислотами. Получение гидроксида железа(II) и взаимодействие его с кислотами. Получение гидроксида железа(III) и взаимодействие его с кислотами. Получение гидроксида хрома (III) и исследование его свойств. | Урок приобрет ения умений и навыков | Карточки - задания, инструктивные карты | Оформление лабораторной работы | 2 | Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите. |
23 | 1.7. Металлы и неметаллы | 2 | 7 неделя (2 семестр | Практическая работа №2 Получение, собирание и распознавание газов. Решение экспериментальных задач. | Урок приобрет ения умений и навыков | Карточки - задания, инструктивные карты | Оформление практической работы | 2 | Оформление практической работы, подготовка к её защите. |
Раздел 2. Органическая химия (32 часа) |
24 | 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | 2 | 8 неделя (2 семестр | Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических веществ с неорганическими. Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. | Обзорная лекция формирования новых знаний | Компьютерная презентация | §9.1-9.4 | 2 | Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. (Работа с учебником- составление конспекта) |
25 | 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | 2 | 9 неделя (2 семестр | Классификация реакций в органической химии. Реакции присоединения (гидрирования, галогенирования, гидрогалогенирования, гидратации). Реакции отщепления (дегидрирования, дегидрогалогенирования, дегидратации). Реакции замещения. Реакции изомеризации. | Обучающая лекция | Компьютерная презентация | Проработка конспекта занятия | 2 | Химические формулы и модели молекул в органической химии. (Работа с учебником- составление конспекта) |
26 | 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | 2 | 10 неделя (2 семестр | Лабораторная работа №7 Изготовление моделей молекул органических веществ. | Урок приобрет ения умений и навыков | Карточки - задания, инструктивные карты | Оформление лабораторной работы | 2 | Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите. |
27 | 2.2. Углеводороды и их природные источники | 2 | 11 неделя (2 семестр | Алканы. Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. | Урок формирования новых знаний | Компьютерная презентация Таблица «Строение алканов» | §10.1-10.2 | 2 | Работа с учебником- выполнение домашнего задания (составление плана, конспекта) |
28 | 2.2. Углеводороды и их природные источники | 2 | 12 неделя (2 семестр | Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. | Урок - лекция приобретения новых знаний | Компьютерная презентация Таблица «Примене- ние этилена» | §11.1-11.2 | 2 | Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. (Работа с учебником- составление конспекта) |
29 | 2.2. Углеводороды и их природные источники | 2 | 13неделя (2 семестр | Диены и каучуки. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. | Комбинирова-нный урок с применением проблемно-поисковых методов | Компьютерная презентация | §11.3-11.4 | 2 | Работа с учебником- выполнение домашнего задания (составление плана, конспекта) |
30 | 2.2. Углеводороды и их природные источники | 2 | 14 неделя (2 семестр | Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. | Комбинированный урок | Компьютерная презентация Таблица «Применение ацетилена» | §12.1-12.2 | 2 | Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. (Составление логико-дидактических структур по теме) |
31 | 2.2. Углеводороды и их природные источники | 2 | 15 неделя (2 семестр | Лабораторная работа №8 Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины. | Урок приобрет ения умений и навыков | Карточки - задания, инструктивные карты | Оформление лабораторной работы | 2 | Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите. |
32 | 2.3. Кислородсодержащие органические соединения | 2 | 16 неделя (2 семестр | Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. | Урок изучения нового учебного материала, лекция с элементами беседы | Компьютерная презентация Таблица «Свойства спиртов» | §15.1-15.4 | 2 | Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза полисахарид. (Работа с учебником- составление конспекта) |
33 | 2.3. Кислородсодержащие органические соединения | 2 | 17 неделя (2 семестр | Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. | Урок-конференция | Компьютерная презентация | §16.1-17.2 | 2 |
34 | 2.3. Кислородсодержащие органические соединения | 2 | 18 неделя (2 семестр | Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. | Урок - лекция с элементами беседы | Компьютерная презентация | §17.3-17.4 | 2 | |
35 | 2.3. Кислородсодержащие органические соединения | 2 | 19 неделя (2 семестр | Лабораторная работа №9 Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди(II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непредельного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди(II). Качественная реакция на крахмал. | Урок приобрет ения умений и навыков | Карточки - задания, инструктивные карты | Оформление лабораторной работы | 2 | Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите. |
36 | 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | 2 | 20 неделя (2 семестр | Амины. Понятие об аминах. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств. Аминокислоты. | Урок - лекция | Компьютерная презентация | §19.1-19.3 | 2 | Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств. (Работа с учебником- составление конспекта) |
37 | 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | 2 | 21 неделя (2 семестр | Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. | Комбинированный урок | Компьютерная презентация | §20.1-20.3 | 2 | Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. (Составление логико-дидактических структур по теме) |
38 | 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | 2 | 22 неделя (2 семестр | Лабораторная работа №10 Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Химические свойства глюкозы, сахарозы, крахмала. Изучение свойств белков. | Урок приобрет ения умений и навыков | Карточки - задания, инструктивные карты | Оформление лабораторной работы | 2 | Оформление лабораторной работы, подготовка к её защите. |
39 | 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | 2 | 23 неделя (2 семестр | Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений. Распознавание пластмасс и волокон. | Урок приобрет ения умений и навыков | Карточки - задания, инструктивные карты | Оформление практической работы | 2 | Оформление практической работы, подготовка к её защите. |
Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2005.
Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2007.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. – М., 2005.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2005.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М., 2006.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2006.
Габриелян О.С. Химия: орган. химия: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, А.А. Карцова – М., 2005.
Габриелян О.С. Общая химия: учеб. для 11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением химии / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.Н. Соловьев, Ф.Н. Маскаев – М., 2005.
Габриелян О.С., Воловик В.В. Единый государственный экзамен: Химия: Сб. заданий и упражнений. – М., 2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: Пособие для поступающих в вузы. – М., 2005.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2003.
Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений. – М., 2007.
Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. – М., 2004.
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учеб. пособие. – М., 2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Химия: учебник. – М., 2004.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие. – М., 2003.
Ерохин Ю.М. Химия: учебник. – М., 2003.
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2004.