kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Использование разноуровневых заданий на уроках химии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование разноуровневых заданий на уроках химии позволяет организовать комфортное обучение учащихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Использование разноуровневых заданий на уроках химии»

Использование разноуровневых заданий на уроках химии

Все дети разные и надо дать возможность

каждому развиваться с собственной скоростью»

(Ян Амос Каменский «Великая дидактика»)


Качество знаний учащихся во многом определяется их интересом к предмету. Его можно развивать в учебной и во внеклассной деятельности, применяя элементы разнообразных инновационных технологии и совершенствуя методы и формы работы. Необходимо применять личностно-ориентированные технологии, ставящие в центр образовательной системы личность учащегося, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов.

Разноуровневое обучение - это технология, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C, что дает возможность каждому ученику овладевать учебным материалом. За критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. Темы же, предписанные стандартами образования, остаются едины для всех уровней обучения. При этом не допускается овладение учебной программой на уровне ниже базового.

Цель технологии уровневой дифференциации:

- обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам;

- создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.

Основные задачи разноуровневого обучения:

  1. Определение индивидуально – личностных особенностей учащихся конкретного класса, выделение типологических групп;

  2. Подбор и разработка разноуровневого учебного материала, обеспечивающего развитие учебно – познавательных возможностей каждого обучающегося

  3. Определение требований и системы оценивания к разноуровневым заданиям

  4. Создание условий в процессе обучения для развития личности учащегося

Теоретические позиции:

- Дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся;

- Устранить перегрузку программ и учащихся;

- Развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей;

- Создавать психологический комфорт в учебе.

Методическая основа:

- индивидуализация обучения;

- дифференцированный уровень требований;

- материал дается всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведется на трех разных уровнях;

- от ученика требуется то, что он в состоянии усвоить.

Учебная деятельность предполагает четкое планирование учебного процесса:

- уроки объяснения

- уроки тренировочные

- уроки помощи и взаимопомощи

- уроки проверки ОРО (обязательные результаты обучения)

- уроки проверки усвоения темы (тематические зачеты)

Концептуальные положения:

- базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночте-ний, двусмысленностей;

- мотивация, а не констатация;

- предупредить, а не наказать незнание;

- признание права ученика на выбор уровня обучения;

- ученик должен испытывать учебный успех.

Осознанность знаний проявляется в умении их использовать в практике, объяснять и предсказывать факты и явления, раскрывать логику материала, грамотно и весомо аргументировать оценочные суждения и прочее.

Элементы уровневой дифференциации начинаю вводить на уроках в 8 классе. Даю возможность детям заранее знать, к чему они должны быть готовы, какие знания должны усвоить очень четко. Тематические зачеты провожу по основным темам курса 8 класса. Зачеты провожу во время уроков, а пересдача после уроков.

Требования к заданиям:

1 уровень – воспроизводящий (репродуктивный) предполагает прямое воспроизведение знаний и способов деятельности, задания должны быть направлены на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения. Преобладает репродуктивное мышление.

2 уровень – продуктивный (конструктивный) предполагает преобразование имеющихся знаний. Задания в измененной ситуации, на сравнение, описание и упорядочение ранее изученного материала, т.е. решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний.

3 уровень – творческий предполагает овладение учащимися в ходе учебно – познавательной деятельности новыми способами и приемами действий. Задания познавательно – поискового характера в процессе выполнения, которых учащиеся приобретают новые знания. Такая работа требует выполнения следующих видов мыслительной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения и систематизации.

Дифференцированное обучение использую на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний, работе с книгой, проведении практических работ, решении задач.

Разноуровневые задания можно использовать на различных этапах урока, иногда целесообразно включать лишь отдельные его элементы. Если новый материал дается фронтально, уровневую дифференциацию можно использовать при закреплении нового материала, при даче и проверке домашнего задания, а также при написании проверочных работ и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Например, после изучения темы «Кислород» закрепление знаний провожу по вопросам нарастающей трудности:

1. Что можно сказать о кислороде, зная его химическую формулу?

2. В трех одинаковых по весу цилиндрах, закрытых притертыми пробками находятся газы: кислород, воздух, углекислый газ.

Перечислите способы. При помощи которых можно определить, какой их цилиндров наполнен кислородом.

3. При помощи каких 2 опытов можно доказать, что кислород тяжелее воздуха?

Осуществляя дифференцированный подход, учитель должен делать все возможное, чтобы нейтрализовать негативное его проявление. Только в ходе длительного изучения учащихся можно сделать выводы (для себя) об их учебных возможностях. Ученики не должны знать об их разделении на группы. Правильно осуществляемый дифференцированный подход не вызывает у учащихся никаких стрессовых ситуаций.

Урок систематизации знаний по теме: «Алканы»

Планируемые достижения целей:

  • Состав, строение предельных углеводородов.

  • Номенклатура предельных углеводородов.

  • Гомология.

  • Изомерия.

  • Составление структурных формул.

  • Физические свойства.

  • Химические свойства.

  • Способы получения.

  • Применение.

  • Нахождение молекулярной формулы углеводорода по плотности и массовым долям элементов, по продуктам сгорания.

Репродуктивный или минимальный уровень (тест) – оценка «3»

1.Напишите общую формулу алканов.

2.Напишите молекулярную и структурные сокращенные формулы углеводорода, состоящего из 5 атомов углерода. Назовите вещество.

3.Составьте для 2,2,3- триметилпентана формулы двух гомологов и назовите их.

4.Сколько веществ изображено следующими формулами:

а) С - С- С – С б) С – С – С – С –С в) С- С-С-С –С г) С-С-С-С-С

│ │ │ │

С С С С

5.Составьте структурные формулы следующих веществ:

а) 2-метилбутан б) 2,4- диметилгексан в) н- гептан

6. Охарактеризуйте физические свойства метана.

7. Химические свойства пентана – напишите уравнения возможных реакций.

8. Напишите уравнение получения метана.

9. Cоставьте уравнение реакции, лежащей в основе использования метана как источника энергии.

10. Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 85,7% углерода и 14,3% водорода; плотность по водороду углеводорода равна 28.

Продуктивный или общий уровень – оценка «4»

1.Составьте сокращенные структурные формулы всех изомеров гексана. Назовите их.

2.Для вещества 2,3- диметилпентана напишите структурные формулы одного гомолога и одного изомера. Назовите их.

3.Какое пространственное строение имеет метан? Как строение отражается на химических свойствах метана?

4.Химические свойства бутана – напишите уравнения возможных реакций.

5.С какими веществами может реагировать пропан: хлор, водород, кислород, перманганат калия? Напишите возможные уравнения реакций.

6.Пропан-бутановая смесь может использоваться как топливо. Напишите уравнения реакций, лежащих в основе этого применения.

7.Осуществите превращение:

Этан→бромэтан→бутан→изобутан

8.Найдите молекулярную формулу углеводорода, содержащего 83,3% углерода ; плотность по воздуху углеводорода равна 2,48.

Творческий или продвинутый уровень – оценка «5»

1.Выберите из веществ алканы и назовите их:

C2H6 C4H6 C2H4 C6H14 C5H8 C7H16 C3H8 C9H18

2.Для вещества 1,3,3- триметилпентана напишите структурные формулы одного гомолога и одного изомера. Назовите их.

3.Какое пространственное строение имеет пропан? Как строение отражается на химических свойствах пропана? Покажите на примере.

4.Температура кипения какого углеводорода больше: н-гексана или 2,2-диметилбутана? Почему?

5.Составьте уравнения реакций:

а) горение этана; б) изомеризации н-пентана; в) хлорирование бутана; г) пиролиз метана. Укажите условия протекания реакций, дайте названия веществам.

6.Почему тетрахлорметан используют как средство для тушения пожаров?

7.Осуществите превращение:

СН3СООNa→? →?→С2Н6

8.Установите формулу углеводорода, если при полном сжигании 0,7г его получили 1,12л углекислого газа (н.у.) и 0,9г воды. Относительная плотность паров этого вещества по водороду составляет 42.


После изучения темы "Кислородсодержащие органические вещества" провожу тематический зачет

Обязательная часть.

1.Бензол, фенол, гексен можно определить при помощи группы реактивов а) щелочь, лакмус, йодная вода; б) растворы щелочи, перманганата калия, соляная кислота; в) раствор хлорида железа (Ш), бромная вода, нитрующая смесь.

2. Наличие альдегидной группы можно доказать с помощью:

а) аммиачного раствора оксида серебра (1); б) бромной воды; в) раствора щелочи; г) раствора гидроксида меди (П).

3. Карбоновые кислоты можно классифицировать как:

а) одноосновные и многоосновные; б) одноатомные и многоатомные;

в) низшие, высшие и предельные.

4. Получение уксусного альдегида по реакции Кучерова отражает схема:

а) С2Н5ОН → СН3СНО + Н2О;

б) С2Н5ОН → СН3С Н О+ Н2;

в) С2Н2 + Н2О → СН3СОН;

г) С2Н2 + [О] → СН3СОН

5. Сложные эфиры отличаются от простых:

а) составом;

б) строением молекул;

в) свойствами;

Подтвердите ответ конкретными примерами.

6. Осуществите превращения:

С2Н→ СН3СН2ОН → СН3СООН → СН3СООСН3.

7. Какие виды изомерии характерны для кислородсодержащих органических соединений?

8. Объясните, почему спирты не проводят электрический ток, не изменяют реакцию среды.

9. Попадание мыла на слизистую оболочку глаз вызывает раздражение, так как в результате гидролиза мыла образуется щелочь. Составьте уравнение реакции гидролиза.

10. Определите массу фенолята калия, который можно получить из 20 г фенола и 20 г гидроксида калия.

Дополнительная часть

1. Изобразите электронную формулу фенола. Укажите стрелками сдвиг электронной плотности в молекуле. Объясните, чем вызвано проявление фенолом слабых кислотных свойств.

2. Для каких веществ, формулы которых приведены ниже, характерно образование межмолекулярной водородной связи: С6Н6, С6Н5ОН, С6Н14, НО-СН2-СН2-ОН, НСООН? Как это сказывается на их свойствах?

Каждое задание обязательной части оцениваю одним баллом, дополнительной - двумя.

Набрав 8 баллов, учащийся получает "зачет"; если он выполнит 9 заданий обязательной части (9 баллов) и одно дополнительной (2 балла) - "4". Для получения отметки "5" учащийся должен справиться со всеми заданиями (10 баллов + 4 балла).

На каждом уроке нацеливаю учащихся на достижение конкретных результатов при изучении темы. Веду текущий учет знаний учащихся, но главный итог их работы - тематический зачет.

Каждый зачет составляю, в виде тестов с выбором ответа, но включаю и традиционные задания (вопросы, цепочки превращений, расчетные задачи и т.д.).

Готовлю обычно четыре варианта, включающие обязательную и дополнительную части.

В кабинете химии на стенде "Готовимся к зачету" учащиеся могут познакомиться с требованиями к знаниям и умениям и примерами обязательных заданий по каждой теме. Это способствует созданию атмосферы эмоционального комфорта для всех учащихся.

Вопросы, обязательные для усвоения всеми учащимися, подробно объясняю. На каждом уроке обращаю внимание учащихся па стенд, подчеркиваю, над каким тематическим требованием работаем на данном уроке. Список обязательных заданий позволяет учащимся контролировать себя, определяя, насколько они усвоили изученный материал.

  В обучении химии разноуровневая дифференциация имеет особое значение. Учителю важно учитывать как познавательные интересы учащихся, так и индивидуальный темп их развития. Такой подход основан на многоуровневом планировании результатов обязательной подготовкиучащихся (усвоение минимума) и формировании повышенных уровней овладения материалом. Учащиеся получают право  и возможность выбирать уровень обучения, учитывая свои способности, интересы, потребности, варьировать свою учебную нагрузку, учиться адекватно оценивать свои знания. Самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации ученику.

   Таким образом, основная цель разноуровневой дифференциации состоит в том, чтобы создать условия для самореализации каждого ученика в соответствии с его интересами и главное, возожностями. Эта технология позволяет учащимся реально оценивать свои силы, а также видеть свои достижения. В результате повышается интерес к предмету, между учителем и учащимися устанавливаются партнерские отношения, снижается психологическое напряжение на уроках. Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Использование разноуровневых заданий на уроках химии

Автор: Иващенко Людмила Валерьевна

Дата: 09.08.2022

Номер свидетельства: 611591

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Рефлексивный отчет по процессу внедрения семи модулей Программы на урок химии"
    ["seo_title"] => string(90) "rieflieksivnyi-otchiet-po-protsiessu-vniedrieniia-siemi-moduliei-proghrammy-na-urok-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "266790"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450253397"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Разработка урока  химии "Вода в природе. Состав, свойства и применение воды""
    ["seo_title"] => string(76) "razrabotka-uroka-khimii-voda-v-prirodie-sostav-svoistva-i-primienieniie-vody"
    ["file_id"] => string(6) "320924"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461170332"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока на тему "Магнитное поле" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-maghnitnoie-polie"
    ["file_id"] => string(6) "173183"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423934720"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Формирование и развитие внутренней мотивации изучения химии "
    ["seo_title"] => string(68) "formirovaniie-i-razvitiie-vnutrienniei-motivatsii-izuchieniia-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "171486"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423674065"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Разноуровневая контрольная работа по органической химии за 1 полугодие"
    ["seo_title"] => string(70) "raznourovnievaiakontrolnaiarabotapoorghanichieskoikhimiiza1polughodiie"
    ["file_id"] => string(6) "268183"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450592732"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства