Данный курс разработан для повышения уровня знаний учащихся по предмету химия и популяризации химии как общественно необходимой науки. Курс способствует закреплению теоретических знаний на практике, предусмотренной в ходе проведения элективного курса. План проведения элективного курса составлен в соответствии с требованиями нормативны документов. Особый упор при разработке выше указанного курса сделан на те темы которые требуют более детального разъяснения, чем этому отводится времени на уроках в течении учебного года. Считаю что курс является достаточной помощью учителям стремящимся повысить интерес учащихся к своему предмету и хорошим инструментом для повышения качества знаний учащихся по предмету химии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Элективный курс по химии для учащихся 9 классов »
Элективный курс по химии для учащихся 9 классов.
Вещества вокруг нас.
Одним из направлений модернизации современного образования является переход к профильному обучению в старшей школе. Введение предпрофильной подготовки через организацию элективных курсов является необходимым условием создания образовательного пространства основной школы.
В данном пособии представлена программа элективного курса по химии «Вещества вокруг нас», предназначенная для учащихся 9 классов.
В курсе представлены сведения, которые позволяют осознать процессы в окружающем нас мире, информация о необычных свойствах известных веществ, затрагивается проблема экологии, химический практикум.
Курс направлен на расширение и углубление знаний по химии, на развитие общеучебных умений и навыков, расширения кругозора.
Данная программа построена по общей схеме. В пояснительной записке охарактеризованы особенности курса, конкретизированы его цели и задачи. Приведено поурочное планирование. Сформулированы требования к уровню достижений ученика по окончании изучения курса, предложен список рекомендуемой учителю литературы и мультимедийных средств обучения. Приложение содержит пример конспекта проведения урока, практической работы.
Пояснительная записка.
Элективный курс рассчитан на 34 часа, рекомендован для учащихся 9 классов, проявляющих интерес к естественнонаучным дисциплинам, в целях организации предпрофильной подготовки.
Курс является несистематическим и может изучаться параллельно с традиционным школьным курсом химии (любая программа). Базируется на знаниях, получаемых при изучении основного курса химии, и не требует знаний теоретических вопросов, выходящих за рамки стандарта.
Цели курса:
Ориентирование учащихся на продолжение образования в классах естественнонаучного профиля, расширение и углубление знаний по химии, расширение кругозора, формирование экологического мышления.
Задачи курса:
Развитие и укрепление интереса к предмету
Раскрытие химизма окружающего мира
Ознакомление учащихся с действием химических веществ на организм человека
Углубление, расширение и систематизация знаний о строении, свойствах, применении веществ
Совершенствование умений обращения с химическими приборами, посудой, веществами; решения экспериментальных задач
Сформировать представление о профессиях, связанных с химией
Содержание курса.
Введение (1 час). Ознакомление учащихся с целями и задачами данного курса. Краткий экскурс по программе.
Состав. Строение молекулы воды. Свойства воды. Изотопы водорода. Тяжелая вода. Роль тяжелой воды. Биологическая роль тяжелой воды.
Аномалии воды: высокая температура кипения, расширение при замерзании, лед, изменение плотности в зависимости от температуры. Живая вода.
Вода в живых организмах. Биологическая роль воды и ее функции в организме человека, животных и растений.
Вода – универсальный растворитель. Кривая растворимости. Способы выражения концентрации растворенного вещества: процентная, молярная, нормальная. Приготовление растворов с заданной концентрацией. Жесткость воды и способы ее устранения.
Тема 3 Оксиды и их роль (7 часов)
Оксид углерода (IV).Получение углекислого газа, его свойства и применение. Физиологическое значение. Явление кашля и зевоты. Вред курения, состав сигареты. Химический состав растений. Фотосинтез. Сущность, продукты фотосинтеза: глюкоза, крахмал, кислород.
Оксид углерода (II), способы получения, свойства. Физиологическая активность угарного газа. Оксид углерода (II) как химическое сырье в органическом синтезе. Оксид кремния (IV). Распространенность в природе, биологическое значение кремния: эпителиальные клетки, эластин. Применение оксида кремния (IV). Оксиды азота.
Тема 4 Основания и их роль (3 часа)
Основания в быту. Гашеная известь, применение. Щелочи: гидроксид натрия, гидроксид калия. Мыла. Водородный показатель среды раствора. Кислотно-щелочной баланс.
Тема 5 Кислоты и их роль (4 часа)
Соляная кислота. Открытие соляной кислоты. Соляная кислота как составляющая желудочного сока человека и млекопитающих. Синтез соляной кислоты. Соединения серы: сероводород, серная кислота. Образование в природе, действие на организмы, применение. Качественные реакции на соляную, серную, сероводородную кислоты.
Уксусная кислота. Уксусная кислота как одно из снадобий в древние времена. Получение в настоящее время. Применение. Приготовление столового уксуса из уксусной эссенции.
Тема 6 Соли и их биологическая роль (5 часов)
Хлорид натрия. Поваренная соль в истории развития цивилизаций. Нахождение в природе, добыча. Биологическое значение поваренной соли. Пищевая сода, получение, применение. Глауберова соль, открытие, значение в медицине. Карбонат кальция. Нахождение в природе, добыча, применение.
Гидролиз солей. Качественные реакции на соли.
Тема 7 Вещества в домашней аптечке (2 часа)
Активированный уголь. Адсорбция угля.
Йод. История открытия, строение, физические и химические свойства, применение.
Пероксид водорода. Строение, свойства, получение. Противомикробное и обесцвечивающее действие пероксида водорода.
Перманганат калия. Состав, свойства, применение в медицине.
Витамины. Виды, необходимость применения витаминов.
Ртуть. Токсичность паров ртути.
Опасность самолечения.
Требования к результатам обучения.
После изучения элективного курса «Вещества вокруг нас» учащиеся должны:
Знатьстроение и свойства простых и сложных веществ, которые окружают нас в природе и быту, знать их биологическое значение, основные способы их получения, обработки, использование человеком; знать правила работы и обращения с лабораторным оборудованием;
Уметь производить простейшие измерения (массы, плотности, объема); готовить растворы с заданной массовой долей растворенного вещества; определять процентную концентрацию растворов кислот, щелочей, солей по табличным значениям плотностей; сравнивать, выделять главное, делать выводы и обобщения; организовывать свой учебный труд, пользоваться дополнительной литературой, использовать в процессе обучения ИКТ; работать с лабораторным оборудованием; составлять уравнения химических реакций и производить расчеты по ним (количества вещества, массы, объема); использовать полученные знания в повседневной жизни и в практической деятельности.
Опыт 1.Изменение окраски кислотно-основных индикаторов в зависимости от рН растворов.
Несколько капель каждого из растворов поместите в чашку для микрореакций. Добавьте в каждый раствор по одной капле лакмуса, метилового оранжевого и фенолфталеина.
Результаты наблюдений о характере среды оформите в виде таблицы:
Исследуемый раствор
Индикатор
Окраска
Приблизительный рН
Для определения рН воспользуйтесь следующими данными:
Индикатор
Окраска
Интервал рН изменения окраски
Метиловый оранжевый
Лакмус
Фенолфталеин
Красная – желтая
Красная – синяя
Бесцветная - малиновая
3,1 – 4,0
5,0 – 8,0
8,2 – 10,0
Опыт 2. Определение рН раствора с помощью универсальной индикаторной бумаги.
Для приближенного определения рН раствора используйте универсальную индикаторную бумагу, пропитанную смесью нескольких индикаторов с различными областями перехода. На прилагаемой к ней цветной шкале указано, при каких значениях рН индикаторная бумага окрашивается в тот или иной цвет.
Стеклянной палочкой перенесите 2-3 капли исследуемого раствора на универсальную индикаторную бумагу. Сравните окраску еще сырого пятна с цветной шкалой. Сделайте вывод о приближенном значении рН раствора.