Тита Лукреция Кара “О природе вещей “ на уроках химии
Для того чтобы вызвать у учащихся интерес к химии, нередко приходится использовать дополнительный материал, наглядно иллюстрирующий содержание той или иной учебной темы. В этом отношении очень интересна поема Тита Лукреция Кара “О природе вещей “
Написанная в. до н. э. поэма и сегодня поражает четкость определений, ясностью мысли, атеистическим восприятием окружающего мира.
Вдохновителем Лукреция был его предшественник Эпикур (4 – 3 вв. до н. э. ), последователь Демокрит. И если труды Демокрита и Эпикура остались почти неизвестными (до нас дошли лишь небольшие отрывки и цитаты из их трудов), то поэма Лукреция полностью сохранилась и отражает мир таким, каким его видели древние философы. Фрагменты из это поэмы, используемых на уроках химии, дают учащимся возможность составить представление о том, как воспринимали мир древние философы, и вносят в урок элементы эстетического восприятия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Юный химик»»
Внеклассное мероприятие «Юный химик»
Использование поэмы
Тита Лукреция Кара “О природе вещей “ на уроках химии
Для того чтобы вызвать у учащихся интерес к химии , нередко приходится использовать дополнительный материал, наглядно иллюстрирующий содержание той или иной учебной темы. В этом отношении очень интересна поема Тита Лукреция Кара “О природе вещей “
Написанная в. до н. э. поэма и сегодня поражает четкость определений , ясностью мысли, атеистическим восприятием окружающего мира.
Вдохновителем Лукреция был его предшественник Эпикур (4 – 3 вв. до н. э. ), последователь Демокрит. И если труды Демокрита и Эпикура остались почти неизвестными (до нас дошли лишь небольшие отрывки и цитаты из их трудов), то поэма Лукреция полностью сохранилась и отражает мир таким, каким его видели древние философы. Фрагменты из это поэмы, используемых на уроках химии, дают учащимся возможность составить представление о том, как воспринимали мир древние философы, и вносят в урок элементы эстетического восприятия.
В 7 классе при изучении понятия «свойства» можно использовать следующий отрывок:
«Свойством мы то называем, что без разрушения вещи
Отнятым быть у нее и само отделиться не может
В камнях к примеру, их вес; теплота у огня; у воды
Ее влажность; у тел осязаемость их;
У пустого пространства Неосязаемость »
На уроке по теме «Чистые вещества и смеси» можно использовать описание морской воды, как природной жидкой смеси:
«Грубые могут начала
С гладкими смесь составлять в Нептуновом теле соленом.
Можно для этого их разобщить и увидеть отдельно
Пресной воду морей, когда, просочившись сквозь землю,
Каплет она в водоем и, стекая, становиться мягкой,
Ибо, при грубости их, её горечи мерзкой начала,
Не уходя в глубину на поверхности держаться почвы »
При изучении атомно-молекулярного учения рассказываем учащимся о том, что с древних времён ученые пытались найти первооснову мира, из чего состоят различные тела.
Так, Гераклит основой всего – огнь, Фалис – воду, Ферекид – землю. Люкреций отвергает все эти учения:
«Те, кто считал, что все вещи возникли лишь из огня, и огонь полагали основой мира, так же кто почел за основу всего мироздания воздух, ровно как и те кто думал, что влага способна вещи сама созидать или считая, что земля образует все превращаясь в природу вещей всевозможных, кажется мне далеко от истины в сторону сбились»
Указываю учащимся на несостоятельность этих понятий и подвожу их к мысли о том, что все тела должны состоять из вполне реальных мельчайших частиц, из которых состоит весь материальный мир и еще «Существуют тела, которые мы видеть не можем. Ветер, во-первых, морей неистово волны бичует, рушит громады судов и небесные тучи разносит. Или же, мчась по полям стремительным кружится вихрем, мощные валит стволы, неприступные горные выси, лес, низвергая, трясет норовисто: так, налитая, ветер, беснуясь, ревет и проносится с грохотом грозным. Стало быть, ветры тела, но только незримые нами»
«На морском берегу, разбивающим волны, платье сыреет всегда, а на солнце висят, оно сохнет; видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает, да и не видно того, как она исчезает от зноя. Значит, дробится вода на такие мельчайшие части, что не доступны они совершенно для нашего глаза»
«Кольцо изнутри, что долгое время на пальце носится, из году в год становится тоньше и тоньше; нам очевидно, что вещь от стиранья становится меньше, но отделение тел, из нее каждый миг уходящих, нашим глазам запретила увидеть природа ревниво»
Лукреций пытается представить себе атомы в виде частиц определенной формы с вытекающими из этого свойствами. Этот материал может быть использован при изучении свойств ионов в 8 классе, где рассматривается зависимость свойств веществ от их строения, при изучении темы «Растворы» в 9 классе.
При изучении химических элементов, говоря о многообразии окружающих нас веществ, состоящих из одних и тех же элементов используем следующие строки: «Первоначало вещей, как теперь ты легко убедишься, сходны между собой по своим однородным фигурам»
«И стихи, как ты непременно признаешь, разнятся между собой и по смыслу и так же по звуку. Видишь, как буквы сильны лишь одним изменением порядка? Что же для первоначал, то они еще больше имеют средств для того, чтобы из них возникли различные вещи»
Этот отрывок может быть использован и при изучении изомерии в 10 классе, когда рассматриваются возможности образования различных органических веществ одного и того же состава.
На уроке по теме «Закон сохранения массы веществ» мы используем следующий отрывок: «За основание тут мы берем положенье такое: из ничего не творится ничто божественной воли и от того только страх всех смертных объемлет, что много видят явлений они на земле и на небе не редко, коих причины никак усмотреть и понять не умеют и полагают, что все это божьим веленьем творится. Если же мы будем знать, что ничто не способно возникнуть из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим наших заданий предмет: и откуда являются вещи и каким образом все происходит без помощи свыше»
Подчеркиваем аспект приведенных строк, это дает возможность перейти к вопросу материалистического понимания окружающего мира.