Внеклассное мероприятие для 8 классов "Посвящение в химики".
Внеклассное мероприятие для 8 классов "Посвящение в химики".
Мероприятие направлено на развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов, реализация межпредметных связей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие для 8 классов "Посвящение в химики".»
Внеклассное мероприятие "Посвящение в химики" (для учащихся 8-х классов)
Подготовила учитель химии и биологии Качанова Е.В.
Цель:
развитие устойчивого познавательного интереса к новому изучаемому предмету, осуществление преемственности между учащимися 8 и старших классов, реализация межпредметных связей.
Задачи: 1. Образовательные: обобщить, систематизировать и закрепить первоначальные знания обучающихся о химических элементах, их расположении в ПСХЭ Д.И.Менделеева, реализовать межпредметные связи. Осуществить преемственность между обучающимися 8 и 10 классов. 2. Воспитательные: формировать умение работать в коллективе, совершенствовать умения логически рассуждать, высказывать свои мысли. Развивать чувства товарищества и взаимопомощи. 3. Развивающие: развивать устойчивый познавательный интерес к новому изучаемому предмету,развивать умения и навыки применения своих знаний на практике. Оборудование: спиртовка, пробиркодержатель, пробирки, коническая колба, плоскодонная колба, мензурка, тигельные щипцы, химические стаканы, штатив для пробирок, фарфоровая ступка с пестиком, асбестовая сетка, спички, носовой х/б платок.
Ход и содержание мероприятия: I. Подготовительный этап. На первых уроках учитель объявляет о предстоящем внеклассном мероприятии. Классы выбирают членов команд из 6 человек. Каждая команда выбирает себе капитана (ученика, имеющего прочные знания по предмету). В дальнейшем капитаны готовят свои команды к игре. Заранее учитель каждой команде дает домашнее задание: · придумать название, эмблему и химическое представление команды; · Приготовить команде соперника 5 вопросов на изученные темы. II. Игра. Вводное слово учителя: Здравствуйте ребята! В этом учебном году Вы начали изучение нового предмета — химия. И первое знакомство с удивительным миром химии уже состоялось.
И сегодня мы собрались здесь, чтобы подвергнуть испытанию восьмиклассников и ответить на вопрос: «Достойны ли они стать гражданами великой химической страны?» Ведь лишь самым умным, смелым и настойчивым эта страна приоткрывает свои тайны. В конце нашего путешествия Вы будете посвящены в химики. Желаем вам успеха! А помогут сегодня наши ведущие обучающиеся 10 класса. Выходят 2 ведущих
1 ведущий: Другого ничего в природе нет Ни здесь, ни там в космических глубинах. Все — от песчинок малых — до планет Из элементов состоит единых. 2 ведущий: Как формула, как график трудовой, Строй менделеевской системы строгой, Вокруг тебя творится мир живой, Входи в него, вдыхай, руками трогай. 1 ведущий: Добрый день, дорогие друзья! 2 ведущий: Мы рады приветствовать вас на празднике-конкурсе — «Посвящение восьмиклассников в химики». 1 ведущий: Участникам сегодняшнего конкурса предстоит раскрыть перед нами все свои способности. 2 ведущий: А оценивать способности и умения конкурсантов, конечно, же, будете вы — дорогие зрители и строгое, справедливое жюри. жюри –
1 ведущий: А теперь настала очередь знакомства с нашими конкурсантами.
2 ведущий: Начнем с конкурса «Приветствие». (Команды по очереди демонстрируют эмблемы, название и приветствие).
1-й ведущий Второй конкурс Разминка ( Командам по очереди зачитываются вопросы, на которые нужно быстро отвечать, каждый правильный ответ приносит команде 1 балл)
1-й ведущий(вопросы 1-й команде).
1. То, из чего состоят тела… (Вещество.)
2. В центре атома находится… (Ядро.)
3. Наука о веществах и их превращениях – … (Химия.)
4. Определенный вид атомов – … (Элемент.)
5. Ученый, открывший закон сохранения массы веществ, – … (Ломоносов.)
6. Рождающий воду – … (Водород.)
7. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород, – ... (Оксиды.)
2-й ведущий(вопросы 2-й команде)
1. Мельчайшая, химически неделимая частица вещества – ... (Атом.)
2. Разновидности атомов элемента, имеющие одинаковый заряд, но разную массу, – … (Изотопы.)
3. Свойство атомов элемента присоединять определенное число атомов других элементов – … (Валентность.)
4. Число, показывающее количество атомов элемента в молекуле, – … (Индекс.)
5. Валентность атомов кислорода... (II.)
6. Явления, при которых образуются новые вещества... (Химические.)
7. Вещества, молекулы которых состоят из атомов разных химических элементов… (Сложные.)
Вопросы 3 команде
1. Условная запись химической реакции – ... (Уравнение.)
3.NaCl - его все знают, В магазине покупают, Без него не сваришь ужин - В малых дозах в блюдах нужен. (поваренная соль).
4.Флакон с KМnO4 - обычно имеется в каждой квартире, С рожденья ребенок любой с ним знаком, Едва лишь покинет он с мамой роддом, Его искупают в ванночке с ним, Ведь он для дезинфекции незаменим. (перманганат калия - «марганцовка»).
5.Что за чудо посмотри - Этот СаСО3. По доске он проезжает, За собой след оставляет. (мел).
6 .Если нет у вас для теста Разрыхлителя, вы вместо - NaHCO3 Положите в пироги. (питьевая сода).
7. В честь него был назван век, Он в крови у нас у всех, В космосе метеорит Его содержит, и летит. Ржавчина его съедает. Кто металл этот не знает? (железо)
8. Раны смазываем мы Его раствором спиртовым, А в условиях обычных Твёрдый он, что непривычно, И к возгонке он способен, Переходит в пар легко Фиолетового цвета. Что за галоген же это? (йод)
9.Слепоту он вызывает – Каждый школьник это знает. Очень вреден, ядовит И ужасен этот спирт! (метанол)
10.Он бежит по проводам,
Он бывает тут и там.
Свет зажег, нагрел утюг,
Без сомненья – он наш друг.
Если в атом он попал –
То, считай, почти пропал:
Он с утра и до утра
Носится вокруг ядра.
(Электрон).
11.Я светоносный элемент.
Я спичку вам зажгу в момент.
Сожгут меня, и под водой
Оксид мой станет кислотой.
(Фосфор).
2 ведущий: Следующее задание для болельщиков: Переведите с химического языка на общепринятый следующие выражения:
12. Не все то аурум, что блестит. (Не все то золото, что блестит).
13. Белый, как карбонат кальция. (Белый как мел).
14. Куй феррум, пока горячо. (Куй железо, пока горячо).
15. Слово - аргентум, а молчание - аурум. (Слово - серебро, а молчание - золото).
16. Купрумного гроша не стоит. (Медного гроша не стоит).
Экзамен по технике безопасности. Капитанам командам предлагается правильно выполнить следующие действия :1 команда 8 а- Зажечь и потушить спиртовку. Объяснить все свои действия. 2 команда 8 б- Нагреть воду в пробирке. Объяснить все свои действия.
3 команда 8 в- Собрать прибор из предложенного оборудования. Объяснить все свои действия.
4 команда 8 г- Собрать прибор для фильтрования раствора. Объяснить все свои действия.
1 ведущий: Пока наше многоуважаемое жюри подводит итоги, давайте перенесемся на несколько веков назад и побываем в гостях у алхимика.
Алхимик: Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интересуют вас и ваших друзей? (Обращается к ведущим).
2 ведущий:Нас интересует, что это за палочка у вас в руках?
Алхимик: О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и творить множество других чудес.
1 ведущий: Так я вам и поверил!
Алхимик: Ты осмеливаешься не верить мне - доктору алхимии, которого знает весь мир? Сын мой, дай мне стакан воды. Смотрите! (Ставит стакан на стол, делает над ним несколько пассов, а потом помешивает в стакане палочкой. Вода в стакане становится розовой, похожей на вино).
Объяснение опыта: в стакане налита щелочь, а перед выходом алхимик смачивает палочку фенолфталеином.
2 ведущий:Да, действительно, даже вином пахнет.
Алхимик: (Забирая у него стакан, с насмешкой.) Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток. (Берет у своего ученика 2 стакана, наполненных на половину прозрачными жидкостями, и, проделав над ними несколько пассов, выливает жидкость из одного стакана в другой, предварительно помешав палочкой. Вода превращается в «молоко».)
Объяснение опыта: В стакане № 1 - находится раствор Na2CO3, в стакане № 2 - раствор BaCl2. При их взаимодействии выпадает осадок карбоната бария белого цвета.
Алхимик: Вот этот напиток больше подходит тебе (обращается к ведущему), чем вино, тем более что молоко - очень полезный продукт для здоровья… А теперь можно опять превратить «молоко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой. (Подзывает своего ученика и обращается к нему). Ну-ка, покажи, как это делается. (Ученик берет третий стакан, наполненный на половину прозрачной жидкостью - HCl - выливает ее в стакан с «молоком», при этом «молоко» превращается в воду, выделяется газ).
Алхимик: Вот видишь, получили воду, да еще и газированную. А сейчас мои ученики продемонстрируют вам свои умения.
«Зима в стакане».
2. «Химическая радуга».
3. «Несгораемый платок».
Платок, предварительно смоченный водой, хорошо пропитываем спиртом, захватываем тигельными щипцами и поджигаем. Спирт сгорает, платок остается цел. Для более сильного эффекта опыт проводится при затемнении, под инструментальную музыку.
4.«Вулкан».
Дихромат аммония насыпаем конусом на асбестовую сетку и поджигаем (можно предварительно нанести 1-2 капли спирта на этот конус и именно их и поджечь, далее реакция протекает самопроизвольно).
«Дым без огня».
Взаимодействие концентрированных растворов соляной кислоты и аммиака через воздушное пространство. Смочить этими растворами две стеклянные палочки и сблизить их. Образуется дым.
6. «Химические черви»
Ведущий 2 Предоставляется слово жюри. Жюри подводит итоги конкурса.
1 ведущий: (обращаясь к восьмиклассникам) Браво! Что ж, я вижу, что вы вполне готовы для того, чтобы продолжить свое путешествие по стране Химия. Вам предстоит узнать много нового и интересного. Но, вступая на этот путь, давайте исполним вместе гимн химиков:
Нам суждено пролить все то, что льется.
Просыпать то, чего нельзя пролить!
Наш кабинет химическим зовется!
Мы рождены, чтоб химию любить!
Все выше, и выше, и выше
Летит рыжий бром к небесам
И кто этим бромом подышет,
Тот рыжим становится сам!
Литература. 1. 1.Габриелян О.С., Смирнова Т.В. Изучаем химию в 8 классе: методическое пособие к учебнику О.С.Габриеляна «Химия-8» — Москва: «Блик и Ко», 2000 г. – с. 224. 2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. Рабочая тетрадь 8 класс. К учебнику О.С. Габриеляна «Химия — 8» М.: Дрофа, 2006-2008. 3. Курганский С.М. Внеклассная работа по химии: Викторины и химические вечера. — М.: 5 за знания, 2006. – 192 с. – (Методическая библиотека). 4. Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии /Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2002. – 432 с.: ил. – (Познавательно! Занимательно!). 5. Химия. Предметная неделя в школе: планы и конспекты мероприятий /авт.-сост. Л.Г. Волынова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 142 с. 6.Кудравец Е.А. Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики" 8 класс. Калининград
Протокол результатов команд по конкурсам Конкурс 1. «Приветствие команд» Максимум – 7 баллов
Задание
8А
8 Б
8 В
8г
Название 2 балла
Эмблема 2 балла
Представление команды 3 балла
Конкурс 2. Разминка
Каждый правильный ответ- 1 балл
Вопрос
8А
8 Б
8 В
8г
1
2
3
4
5
6
7
Конкурс 5 . Экзамен по технике безопасности.
Максимум – 5 баллов
Задание
8 А
8 Б
8 В
8г
Экзамен по технике безопасности.
Конкурс болельщиков Каждый правильный ответ – 1 балл.
Номер вопроса
8 А
8Б
8В
8г
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
Конкурс 3 . «Домашнее задание» Максимум баллов - 6 ( Каждый достойный, корректный вопрос -2 балла)
Номер вопроса
8 А
8 Б
8В
8г
1
2
3
Конкурс 4. «Знаток химического оборудования» Максимум 4 балла
1 команда — I лоток 8 А
баллы
2 команда — II лоток 8 Б
баллы
3-команда – 3 лоток
8 В
баллы
Круглодонная колба
воронка
Пробка с газоотводной трубкой
пробиркодержатель
пробирка
Плоскодонная колба
спиртовка
фарфоровая чашка,
пестик
мерный цилиндр
Асбестовая сетка
стеклянная палочка.
8 г
4 команда-4 лоток
баллы
тигель
лабораторный штатив
химический стакан,
Ложечка для сжигания веществ
1 команда 8 а- Зажечь и потушить спиртовку. Объяснить все свои действия. 2 команда 8 б- Нагреть воду в пробирке. Объяснить все свои действия.
3 команда 8 в- Собрать прибор из предложенного оборудования. Объяснить все свои действия.
4 команда 8 г- Собрать прибор для фильтрования раствора. Объяснить все свои действия.