Данное мероприятие реализует компетентностный подход к обучению химии через развитие познавательной активности обучающихся, повышение интереса к изучаемому предмету и работу в сотрудничестве.
«Знание – орудие,
а не цель»
(Л.Н.Толстой)
Цель: формирование интереса обучающихся к предмету Химия; повторение и закрепление знаний по курсу неорганической химии.
Задачи:
Развивающая: сформировать умения работать в коллективе, научить коллективному поиску ответов на поставленные вопросы, развить кругозор обучающихся, творческую активность, мышление,
Воспитательная: воспитать интерес и позитивное отношения к химии.
Форма проведения: игра-викторина.
Оборудование: мультимедийный комплекс, раздаточный материал, пробирки с реактивами, спиртовки.
Оформление: слайды, таблички с названиями команд, воздушные шары, выставка творческих работ обучающихся по химии.
Подготовительный этап:
1.Разработка сценария игры.
2.Формирование 2 команд (по желанию обучающихся).
3.Создание презентации.
4.Подготовка раздаточного материала.
5.Подготовка оценочной таблицы для жюри.
Ход игры:
1.Организационный момент (5 мин):
Здравствуйте, уважаемые игроки, болельщики и члены жюри! Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести игру-соревнование «Знатоки». Вы знакомы со многими тайнами удивительной страны Химия, но всегда остается что-то неразгаданное, и сегодня мы постараемся не только вспомнить известное, но и добыть новые знания!
Девиз мероприятия-«Знание – орудие, а не цель» (Л.Н.Толстой)
Итак, в путь за тайной! Чтобы познать новое, нужно вспомнить уже известное!
У нас присутствуют 2 сборные команды обучающихся 1 курса: команда №1 и №2, болельщики, и члены жюри.
Правила игры, следующие:
1. Командам предстоит пройти 7 раундов, отвечая на вопросы и выполняя задания.
2. Вопросы появляются на экране.
3. По сигналу ведущего обучающиеся отвечают на заданный вопрос
4. За правильный ответ каждая команда получает баллы.
5. Побеждает та команда, которая набирает большее количество баллов.
2.Игра-викторина (40 мин):
Раунд 1 «Что же это?» (правильный ответ-1 балл)
Обучающиеся выбирают вопрос из 12 представленных на экране, ведущий зачитывает вопрос. Командам дается одна минута на обдумывание, дают ответ. Каждый правильный ответ-1 балл, если ответ не правильный, могут ответить соперники. Максимальное количество баллов в данном конкурсе-12.
Вопросы 1 раунда:
1. Это вещество белого цвета, которое раньше ценилось на вес золота. В прошлом, во многих странах, оно служило источником пополнения казны, важным предметом торговли. Из-за него велись кровопролитные войны между соседними народами.
(поваренная соль).
2. Это вещество обладает бактерицидными и кровеостанавливающими свойствами, является аптечным средством. Из него в лабораторных условиях получают кислород (перекись)
3. Это вещество белого цвета является солью угольной кислоты, используется как разрыхлитель теста при выпечке. Реагирует с кислотами с выделением газа. (сода)
4. Это природный минерал, широко распространенный в земной коре, в составе которого соединение железа. Цвет варьирует от стального черного до красно-бурого. Название произошло от греческого слова «кровь» (гематит)
5.Это вещество кристаллическое, цвет кристаллов фиолетовый. Оно есть в каждой домашней аптечке. Неконцентрированный раствор этого вещества применяется для промывания желудка при отравлении (марганцовка)
6. Это газообразное вещество, имеет характерный запах, применяется для получения нашатырного спирта (аммиак)
7. Это тяжелый металл, оксид которого входит в состав хрустального стекла. Из него производят пули. А экраны из него защищают от рентгеновского и радиоактивного излучения. (свинец)
8. Это вещество, которое входит в состав яичной скорлупы, крабового и улиточных панцирей. Это мягкий белый камень, легко поддающийся обработке, используется в строительстве (известняк-карбонат кальция)
9.Это легкий металл серебристо-белого цвета, мягкий и легкоплавкий. Легкость позволяет использовать его для изготовления проводов и кабелей, для посуды, а самое главное - в самолетостроении и космической технике (алюминий)
10.Вещество, которое залегает в природе в виде самородков желтого цвета. Оно горит синеватым пламенем. Его используют при получении одной из самых сильных кислот. (сера)
11. Тяжелый удушающий ядовитый газ желто-зеленого цвета. Его использовали в первой мировой войне в качестве химического отравляющего оружия. (хлор)
12.Вещество-неметалл представляет собой темно-фиолетовые кристаллы, которые при нагревании переходят в фиолетовые пары. Спиртовой раствор этого вещества – бактерицидная настойка – распространенное аптечное средство (йод).
2.Гидроксид натрия – нерастворимое в воде основание (-).
3.Карбонат – это соль от сернистой кислоты (-).
4.Медь – это металл самый активный (-).
Раунд 6 «Двойняшки» (1 балл)
Даны формулы, подобрать 2 сходных листочка.
Раунд 7 «Поэтический» (1 балл)
Даны рифмы, нужно составить стихотворение.
№1. красота-кислота, моль-соль, задача-удача.
№2. пробирка-дырка, доска-тоска, вода-красота.
3.Подведение итогов и награждение победителей (10 мин).
Вот и подошло к концу наше мероприятие, давайте подведем итоги. Слово предоставляем жюри. Команда, набравшая большее количество баллов, занимает 1 место.
Команды награждаются грамотами за 1 и 2 место.
Приложение 1
«Игра со зрителями»:
«Загадки»
1.Нахожусь, друзья, везде: В минералах и в воде. Без меня вы как без рук: Нет меня - огонь потух.(кислород)
2.Я - металл незаменимый, Очень летчиком любимый, Легкий, электропроводный, А характер – переходный.(алюминий)
3.Меня в составе мрамора найди, Я твердость придаю в кости, В составе извести меня найдешь, Теперь меня ты точно назовешь. (кальций)
4.Нрав у газа, ох, непрост! Много жизней он унес, А сейчас нам помогает, От микробов защищает.(хлор)
5.Название от слова «цвет»
Бесцветных соединений нет,
И весь секрет названья в том,
Элемент тот будет…..(хром)
6.Иду на мелкую монету,
В колоколах люблю звенеть,
Мне ставят памятник за это,
И знают имя мое-……(медь)
7.Мне все задачи по плечу,
Горжусь я своим именем,
Зовусь я…..(алюминием)
8.Предупреждаю я заранее,
Что не пригоден для дыхания,
А все как будто -бы не слышат
И постоянно мною дышат.
Я главный в воздухе. Так вот,
Легко назвать меня…..(азот)
9.Шествует, как королева
Гордо, важно, очень смело!
Сильная она всегда,
Помни- звать ее…..(вода)
10.Он бесцветный, но тяжелый,
В нем огонь всегда веселый,
Он в крови у нас живет
Ну конечно…..(кислород)
2.Пословица
1) Не все то аурум, что блестит. 2) Белый, как карбонат кальция. 3) Куй феррум, пока горячо. 4) Слово - аргентум, а молчание – аурум. 5) Стойкий станумный солдатик . 6) С тех пор много Н2О утекло. 7) Феррумный характер. 8) За купрумный грош удавится.