Просмотр содержимого документа
«"Удивительный мир химии"»
Номинация: Лучшая викторина
«Удивительный мир химии»
Цели и задачи мероприятия:
1.Повышение интереса к изучению химии;
2.Расширение знаний учащихся об истории появления химии как науки;
3.Совершенствование знаний учащихся о великих химиках и их открытиях;
4.Воспитание общей и информационной культуры.
Оборудование:
1.Мультимедийный проектор;
2.Презентация «Великие химики и их открытия»;
3.Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
4.Портреты ученых - химиков;
Место проведения: учебный кабинет.
Ход мероприятия:
Ведущий: Добрый вечер, дорогие друзья!
В жизни химия нужна,
Как предмет она важна.
И учить ее прилежно
Мы должны от А до Я.
Что мы носим, что едим,
Чем здоровью мы вредим?
Как кислоты выливать,
Чтобы что-то не взорвать?
На все вопросы эти
Нам химия ответит!
Добрый день, дорогие учителя, учащиеся и наши гостья. Мы рады Вас видеть сегодня на нашей химической викторине «Удивительный мир химии». Химия – для многих данное слово ассоциируется с химическими реакциями, колбочками, пробирочками и т.д. Это же интересно: смешать два вещества и получить новое, наблюдать за изменением цвета раствора из серо-буро-малинового в соломенно-золотистый. Каждый хотел бы похимичить – дай только волю.Но все так просто и “безоблачно” в химическом мире. Для того, чтобы провести какую-нибудь реакцию, или поставить какой-нибудь синтез, или осадить какой-нибудь металл на катоде… необходимо знать химию. Если посмотреть научные публикации, то можно понять, сколько сил и трудов нужно потратить, чтобы найти подходящие реагенты и условия для получения хорошего результата. Некоторые эксперименты требуют месяцы непрерывной работы, когда нельзя прекратить или остановить эксперимент.
А сейчас поприветствуем наших участников.
(Участники игры занимают свои места)
Представление жюри и команд.
Викторина №1 «Химические элементы»
Команды за определенный промежуток времени должны дать как можно больше правильных ответов. Время можно проследить по песочным часам. За каждый правильный ответ команда получает один балл.
1. Какой элемент не имеет постоянной «прописки» в периодической
системе химических элементов? (Водород).
2. Какой элемент всегда рад? (Радон).
3. Какой газ утверждает, что он не он? (Неон).
4. Какой элемент является лесом? (Бор).
5. Какой элемент состоит из двух животных? (Мышьяк).
6. Какой элемент вращается вокруг Солнца? (Уран).
7. Какой элемент является настоящим гигантом? (Титан).
8. Какие элементы утверждают. Что могут рождать другие вещества?
(Углерод, водород, кислород).
9. Каким твердым неметаллом вы постоянно пользуетесь? (Углерод).
10. Какой благородный металл состоит из водорослей? (Платина).
11. Какие химические элементы состоят из различных рек? (Индий,
радон, нильсборий).
Викторина 2 «Ученые – химики»
Каждая команда отвечает на вопросы ведущего по очереди, если команда не знает правильного ответа либо отвечает неправильно, то право ответа передается команде сопернику. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
1 .“Если бы он не сделал ничего более, кроме превращения нитробензола в анилин, то его имя и тогда осталось бы записанным золотыми буквами в историю химии”. О ком это сказано?
2.Творец классической теории химического строения органических соединений.
3 Кто сформулировал закон сохранения массы.
4 Кто автор этого закона: “В равных объемах различных газов при одинаковой температуре и давлении находится одинаковое число молекул”.
5.Кто создал главный закон в неорганической химии?
6.Какой английский ученый открыл газ водород?
7.Какой ученый предложил современную модель строения атома в 1911 г.
8 . Какой французский ученый предложил название азота, заложил основы анализа органических соединений, первым сжег алмаз?
9 . Русский химик – автор оперы “Князь Игорь” и “Богатырской симфонии”.
10.Английский ученый, приготовивший на стол лишайника. Так был открыт кислотно-щелочной индикатор – лакмус. Имя ученого.
11.Создатель университета в г. Москве на Воробьевых горах.
Ответы на вопросы.
1.Николай Николаевич Зинин
2.Александр Михайлович Бутлеров
3.Михаил Васильевич Ломоносов
4.Амедео Авогадро
5.Дмитрий Иванович Менделеев
6.Генри Кавендиш
7.Э. Резерфорд
8.Ант. Лавуазье
9.Александр Парфириевич Бородин
10.Роберт Бойль
11.М.В. Ломоносов
Викторина 3 «Заморочки из бочки»
Команды по очереди достают из мешочка бочонки с номерами. Ведущий зачитывает соответствующий вопрос. После короткого (30 с) обсуждения команда дает ответ. Правильный ответ- 2 балла.
1.Какое твердое водородное соединение и в огне не горит и в воде не тонет? (Вода, лед)
2.Какую синюю бумагу и как можно моментально окрасить в красный цвет? (Лакмусовую, кислотой)
3.Какой русский химик был знаменитым музыкантом? (Бородин)
4.Какой камень сыграл большую роль в истории химии, хотя никогда не существовал? (Философский)
5.Что называют «черным золотом»? (Нефть)
6.Почему в Мертвом море нельзя утонуть? (Много соли)
7.Согласно народным преданиям, в I столетии н.э считали, сто металлов существует столько же, сколько и планет, поэтому каждому присваивали имя какой-нибудь планеты: Марс – Fe (железо), Сатурн – Pb (свинец), Юпитер – Sn (олово), Меркурий – Hg (ртуть). Какие металлы соответствовали Солнцу и Луне? (Золото и серебро)
8.Какой галоген добывают из морских водорослей? (Йод)
9.В трех сосудах даны газы: O2, Н2, СO2. Как обнаружить где какой газ? (Горящей лучиной)
10. Какое отношение имеет русский поэт Блок к Менделееву? (Зять)
Жюри подводит итоги и объявляет результаты конкурса.
Викторина 4 «Вопросы болельщикам»
1. Известно, что Менделеев очень любил своих детей. Сколько их было? (шесть)
2. Какой металл в XIX веке был дороже золота? (алюминий)
3. Какой металл используют юные пиротехники? (магний)
4. Какой элемент назван в честь России? (рутений)
5. Какой галоген помог открыть ученому кот? (йод)
Викторина 5 «Ты– мне, я – тебе»
Команды заранее готовят вопросы противникам. Задают вопросы по очереди.
Викторина 6 «Химический кроссворд»
Ключевым словом является название вещества, изменяющего свою окраску в зависимости от реакции среды (кислотная или щелочная). (Индикатор.)
1. Вещества, в растворах которых синий лакмус меняет окраску на красную. (Кислоты.)
2. Соли угольной кислоты. (Карбонаты.)
3. Самый легкий газ. (Водород.)
4. Фамилия ученого, открывшего водород. (Кавендиш.)
5. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород. (Оксиды.)
6. Английский ученый, по предложению которого атомные массы химических элементов выражали в водородных единицах. (Дальтон.)
7. Кислота, входящая в состав «царской водки». (Азотная.)
8. Вещество, которое образуется при горении водорода в кислороде. (Вода.)
9. Название соединения химического элемента с водородом, которым богаты источники курорта Мацеста. (Сероводород.)
Химический кроссворд
Подведение итогов. Награждение победителей.
Литература:
1)Черняк И. А. Занимательные химические викторины, - «Химия в школе», 1978. №6.
2 Петрусинский В.В., Игры для интенсивного обучения. Москва, Прометей, 1991 г.