kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассное мероприятие "Вода - самое необыкновенное и удивительное вещество в мире"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия:

- пропаганда и развитие интереса школьников к химии и физике как наукам

- расширение знаний учащихся о свойствах и аномалиях воды;

- формирование чувств прекрасного и бережного отношения к воде.

.      Задания к мероприятию: учащимся 8-9 классов подобрать загадки, поговорки, песни, пословицы и народные приметы о воде и погодных явлениях, связанных с ней;

.      Оформление зала:

а) на стенах развешены плакаты и лозунги о воде: «Всегда и везде – вечная слава воде!»

«Вода - удивительное вещество в мире, великий художник природы»

«Воду надо беречь!»;

б) Красочные этикетки на тему «Это интересно!», выставленные на столах с выставкой творческих работ учащихся школы:

-         «Человеку для жизнедеятельности клеток необходимо 2,5 литра воды ежесуточно, а за 70 лет жизни – почти 65 тонн»;

-         «На получение 1 т. стали расходуется 150 т. воды, бумаги – 250 т., синтетических волокон – 4000 т.»;

-         «Для получения 1т. пшеницы нужно около 1500 т. воды; хлопчатника – 10 000 т.»;

-         «На территории России 200 000 рек и озёр. В озере Байкал сосредоточено 10% всей пресной воды нашей планеты».

-         «Кровь содержит 83% воды, сердце и мозг – около 81%, кости- 15-20% воды»;

г) сцена:

-         в центре сцены трон для «Воды», украшенный снежинками, сосульками;

-         по краям сцены на стеллажах выставка научно-популярной литературы по теме мероприятия и красочная выставка разных по окраске растворов веществ в химических стаканах и колбах, разных по форме и величине: вода; растворы перманганата калия, хлорида железа (III), метилового оранжевого, фиолетового лакмуса, сульфата меди (II) и других веществ;

-         на передней стене сцены название мероприятия:

«Вода удивляющая и удивительная»

.      Оборудование

.      Реактивы

Вед: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рад снова встрече с вами в студии нашей программы «Хочу все знать!" Но я сегодня не один. Со мной моя коллега, известная журналистка Любовь Всезнайкина.

Л.В: Мне очень приятно, что оказана высокая честь помочь Вам раскрыть тайны еще непознанного, вспомнить уже известное о столь знакомых нам вещах.

Ведущий: Тему сегодняшней передачи, как всегда, подсказали нам Вы, уважаемые зрители.

Л.В: Постойте, пусть они сами и угадают, о чем пойдет речь.

Отгадайте загадку: На свете нет ее сильнее, на свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать и на коне не обогнать?

Вед.: Верно, о воде. У поэта А. Твардовского есть такие замечательные строки о воде:

«На войне, в пыли походной,

В летний зной и холода

Лучше нет простой, природной –

Из колодца, из пруда,

Из трубы водопроводной,

Из копытного следа,

Из реки какой угодно,

Из ручья, из-подо льда –

Лучше нет воды холодной,

Лишь вода была б, вода!»

Л.В.: Великий французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил, обращаясь к воде: “Ты сама жизнь…Ты величайшее в мире богатство”. Самая обыкновенная вода, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенная – потому что без нее мы просто не смогли бы жить.

Вед.: Мудрец древней Эллады Фалес из Милета говорил: «Все начинается с воды!» И он прав! Каждый раз, соприкасаясь с водой, мы погружаемся в удивительный мир загадок.

Л.В. Но что же все-таки за вещество такое - вода? Сейчас мы вместе с вами посетим экспериментальную лабораторию научно-исследовательского института, в котором занимаются изучением состава и свойств воды. Слово нашему спецкору.

Смена кадров.

Кор.1: Мы находимся в в одной всемирно известной лаборатории научно-исследовательского института по изучению воды. Но здесь я слышу шум, явно что-то происходит. Давайте понаблюдаем.

/Из глубины зала доносится шум. Это идут «Водород», «Кислород» и «Вода», которые спорят между собой. «Вода» в длинном голубом платье с каймой из голубых сосулек, а на голове корона из снежинок разных по форме и размерам. «Водород» и «Кислород» одеты в белые рубашки и темные брюки, к рубашкам прикреплены эмблемы Н2 и О2 .

«Вода», расталкивая своих попутчиков, первой поднимается на сцену/.

Вода: Нет, нет и нет! Так дело не пойдет! Давайте каждый из нас расскажет окружающим о себе. А уж им решать, кто из нас главнее, и не надо будет ссориться. Вот ты, Водород, и начинай первым.

Водород /Хвастливо/: Меня впервые заметил Парацельс ещё в XVI веке, когда он погрузил железный гвоздь в серную кислоту.

/Химик-лаборант демонстрирует опыт, присутствие водорода доказывается при помощи горящей лучины или спички/.

А в конце XVII века мной заинтересовался Р. Бойль. Он меня получил из соляной кислоты в контакте с железными опилками. Учёный собрал меня в бутыль, но вот беда, не узнал, что это я. Современник Бойля француз Лемери собрал меня в сосуд, и, глупый поднёс свечу к горлышку сосуда, и от этого огня я разорвал сосуд и чуть не убил учёного. А почему? /Вопрос к залу/. Правильно! Он получил взрывоопасный гремучий газ, но не знал об этом. /Вода и Кислород слушают рассказ, удивляются, восхищаются/.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по теме»

Внеклассное мероприятие по теме "Вода - самое необыкновенное и удивительное вещество в мире"

«Вода, удивляющая и удивительная».

Цель мероприятия:

- пропаганда и развитие интереса школьников к химии и физике как наукам

- расширение знаний учащихся о свойствах и аномалиях воды;

- формирование чувств прекрасного и бережного отношения к воде.

.      Задания к мероприятию: учащимся 8-9 классов подобрать загадки, поговорки, песни, пословицы и народные приметы о воде и погодных явлениях, связанных с ней;

.      Оформление зала:

а) на стенах развешены плакаты и лозунги о воде: «Всегда и везде – вечная слава воде!»

«Вода - удивительное вещество в мире, великий художник природы»

«Воду надо беречь!»;

б) Красочные этикетки на тему «Это интересно!», выставленные на столах с выставкой творческих работ учащихся школы:

-         «Человеку для жизнедеятельности клеток необходимо 2,5 литра воды ежесуточно, а за 70 лет жизни – почти 65 тонн»;

-         «На получение 1 т. стали расходуется 150 т. воды, бумаги – 250 т., синтетических волокон – 4000 т.»;

-         «Для получения 1т. пшеницы нужно около 1500 т. воды; хлопчатника – 10 000 т.»;

-         «На территории России 200 000 рек и озёр. В озере Байкал сосредоточено 10% всей пресной воды нашей планеты».

-         «Кровь содержит 83% воды, сердце и мозг – около 81%, кости- 15-20% воды»;

г) сцена:

-         в центре сцены трон для «Воды», украшенный снежинками, сосульками;

-         по краям сцены на стеллажах выставка научно-популярной литературы по теме мероприятия и красочная выставка разных по окраске растворов веществ в химических стаканах и колбах, разных по форме и величине: вода; растворы перманганата калия, хлорида железа (III), метилового оранжевого, фиолетового лакмуса, сульфата меди (II) и других веществ;

-         на передней стене сцены название мероприятия:

«Вода удивляющая и удивительная»

.      Оборудование

.      Реактивы

Вед: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рад снова встрече с вами в студии нашей программы «Хочу все знать!" Но я сегодня не один. Со мной моя коллега, известная журналистка Любовь Всезнайкина.

Л.В: Мне очень приятно, что оказана высокая честь помочь Вам раскрыть тайны еще непознанного, вспомнить уже известное о столь знакомых нам вещах.

Ведущий: Тему сегодняшней передачи, как всегда, подсказали нам Вы, уважаемые зрители.

Л.В: Постойте, пусть они сами и угадают, о чем пойдет речь.

Отгадайте загадку: На свете нет ее сильнее, на свете нет ее буйнее,

В руках ее не удержать и на коне не обогнать?

Вед.: Верно, о воде. У поэта А. Твардовского есть такие замечательные строки о воде:

«На войне, в пыли походной,

В летний зной и холода

Лучше нет простой, природной –

Из колодца, из пруда,

Из трубы водопроводной,

Из копытного следа,

Из реки какой угодно,

Из ручья, из-подо льда –

Лучше нет воды холодной,

Лишь вода была б, вода!»



Л.В.: Великий французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил, обращаясь к воде: “Ты сама жизнь…Ты величайшее в мире богатство”. Самая обыкновенная вода, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенная – потому что без нее мы просто не смогли бы жить.

Вед.: Мудрец древней Эллады Фалес из Милета говорил: «Все начинается с воды!» И он прав! Каждый раз, соприкасаясь с водой, мы погружаемся в удивительный мир загадок.

Л.В. Но что же все-таки за вещество такое - вода? Сейчас мы вместе с вами посетим экспериментальную лабораторию научно-исследовательского института, в котором занимаются изучением состава и свойств воды. Слово нашему спецкору.

Смена кадров.

Кор.1: Мы находимся в в одной всемирно известной лаборатории научно-исследовательского института по изучению воды. Но здесь я слышу шум, явно что-то происходит. Давайте понаблюдаем.

/Из глубины зала доносится шум. Это идут «Водород», «Кислород» и «Вода», которые спорят между собой. «Вода» в длинном голубом платье с каймой из голубых сосулек, а на голове корона из снежинок разных по форме и размерам. «Водород» и «Кислород» одеты в белые рубашки и темные брюки, к рубашкам прикреплены эмблемы Н2 и О2 .

«Вода», расталкивая своих попутчиков, первой поднимается на сцену/.

Вода: Нет, нет и нет! Так дело не пойдет! Давайте каждый из нас расскажет окружающим о себе. А уж им решать, кто из нас главнее, и не надо будет ссориться. Вот ты, Водород, и начинай первым.

Водород /Хвастливо/: Меня впервые заметил Парацельс ещё в XVI веке, когда он погрузил железный гвоздь в серную кислоту.

/Химик-лаборант демонстрирует опыт, присутствие водорода доказывается при помощи горящей лучины или спички/.

А в конце XVII века мной заинтересовался Р. Бойль. Он меня получил из соляной кислоты в контакте с железными опилками. Учёный собрал меня в бутыль, но вот беда, не узнал, что это я. Современник Бойля француз Лемери собрал меня в сосуд, и, глупый поднёс свечу к горлышку сосуда, и от этого огня я разорвал сосуд и чуть не убил учёного. А почему? /Вопрос к залу/. Правильно! Он получил взрывоопасный гремучий газ, но не знал об этом. /Вода и Кислород слушают рассказ, удивляются, восхищаются/.

Окончательно меня изучил английский химик Генри Кавендиш в 1766 году. Тогда-то меня и назвали «горючим воздухом». В 1783 году Лавуазье получил меня в чистом виде из Воды; да-да, из тебя, голубушка! Так я вошёл в семью химических элементов и веществ, известных уже на Земле в то время. Правда на Земле меня 1%, зато на Солнце 84%. Я самый распространённый в межзвёздном пространстве элемент; в человеческом организме меня содержится 7 кг., хорошо, что там я нахожусь в виде ионов, а не в свободном виде. А знаете почему? /Спрашивает у зала /Правильно! Иначе я поднял бы человека в воздух.

Вода: Ну, надо же!

Водород: Да! А как легко я поднимаю аэростаты, ну, просто загляденье! Ведь я самый лёгкий газ на Земле, молекулярная масса равна 2 / Произносит с гордостью в голосе/.

Кислород: Ой, Водород! Как же много учёных занимались изучением твоей персоны! На меня же, в отличие от тебя, очень давно обратили внимание, но я долго оставался неуловимым. Более внимательно меня изучили английский учёный Д. Пристли и шведский учёный К. Шееле. В 1774 году и тот, и другой получили меня одновременно.

Вода: О боже! В каком же ты возрасте?!

Кислород: Но Шееле об этом открытии написал на 5 лет позже, чем Пристли, поэтому первенство моего открытия часто приписывают Пристли. Но скажу вам по секрету, что оба они меня как следует и не узнали. В атмосфере меня содержится около 21%, в литосфере 28%, в гидросфере 89%. Во взрослом организме человека 65%, что составляет 45 кг. чистого веса. В сутки человек употребляет меня для всех своих нужд около 500 литров в чистом виде. А вот ты, Водород, по-моему, человеку не особенно-то и нужен. Для меня же работы хватает, скучать не приходится.

Водород: Я с тобою относительно моей полезности не согласен /Возмущенно/.

Кислород: Вы только послушайте: то печи мне надо нагреть; то помочь бактериям убрать умершие организмы; то принять участие в работе моторов по сжиганию топлива; то насытить кровь животного и человека. Да, разве всего перечислишь?

Водород: Всё это прекрасно! Но ты меня огорчил, обидел, если хочешь знать. Получается, что без тебя нет жизни на Земле? Но ведь и я могу, например, служить топливом; я, как и ты, вхожу в состав белков, жиров, углеродов /Их спор прерывает Вода/.

Вода: Ну, хватит вам спорить! Вы оба необходимые для жизнедеятельности человека, растений, животных.

Кислород: Да- да!

Вода: Ребята, я же у древних химиков считалась самым главным веществом. «Я начало всех начал» как говорил греческий учёный Фалес. Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, /Вода важно ходит по сцене, обмахиваясь веером из сосулек/. А по преданиям древней Руси у меня жили русалки и водяные. У народов Азии я служила в прошлом причиной войн и борьбы. Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит и никем не уничтожается; даю людям тепло и свет. Да, без меня человек более 3-х дней не сможет прожить. Вот какая я важная! А между прочим меня можно получить из вас /показывает на Водород и Кислород /Да-да! Взаимодействием водорода и кислорода /сцепляет их руки/ при нагревании. Вот ты, Водород, горишь сам; а ты, Кислород, поддерживаешь горение. А мной тушат пожары, горящие предметы, за исключением нефти, бензина, керосина, т.е. тех веществ, которые легче меня по плотности. Вот и скажите мне, а почему я не горю? /Водород и Кислород пожимают плечами/. А-а-а! Не знаете?

Кор.1: Дорогие друзья! Давайте ответим на этот вопрос вместе. Вода - продукт сгорания водорода в кислороде. Водород - газ, кислород - газ, а вода - жидкость, но в состав воды Н2О они входят уже как атомы, устанавливающие новые химические связи, придавая этим самым веществу новые свойства. Спасибо вам, уважаемые друзья (обращается к «Кислороду», «Воде» и «Водороду») за столь интересный рассказ. До встречи.

Вед.: Как я понимаю, у нас сегодня много будет вопросов, а кто же будет на них отвечать?

Л.В: А давайте предложим он-лайн зрителям отвечать на вопросы по ходу нашей программы, а по нашим ответамподсказкам жюри будет подводить итоги.

Вед: Замечательное предложение. Тогда мы пока немного передохнем, а команды займут свои места на сцене.


Ведущий: Наш спецкор накануне передачи встретилась с одним из ведущих специалистов этого института и взяла интервью. Давайте посмотрим небольшой фрагмент этой беседы


Спецкор: Здравствуйте. Уважаемая Арина Карповна! Скажите зачем столько много нужно проводить экспериментов со столь известным веществом- водой?


Ученый:Еще совсем недавно физики и химики были уверены, что состав воды им хорошо известен.Но однажды один из химиков измерил плотность остатка воды после электролиза. Оказалось, что плотность несколько выше нормальной. В результате исследований было обнаружено, что вода очень сложна.

Спецкор: Так что же такое обыкновенная вода? Что вы узнали о ней?

Ученый:Если подсчитать все возможные соединения с общей формулой H2O, то результат оказывается неожиданным: в мире может существовать 235 видов воды.

Спецкор: Человек издавна наделил воду чудодейственными свойствами. Вот например сказка:

Лежит Иван- Царевич мертвый. Над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал Серый Волк и схватил Ворона с вороненком.

Ты лети-ка Ворон, за живой водой и мертвой водой. Принеси мне живой и мертвой воды, тогда отпущу тебя.
Долго ли летал ворон, коротко ли -принес он и живой воды, и мертвой. Серый Волк сбрызнул мертвой водой раны Ивана-Царевича- ранв зажили Сбрызнул живой- Иван-Царевич ожил.
Ученый: Да, вы правы. Есть вода «тяжелая», в состав молекул которой входит изотоп водорода — дейтерий. Вот вам и мертвая вода.
Спецкор: Но почему возможно существование одного и того же сложного вещества со столь разными свойствами? Вот это загадка! Надеемся, Вы, уважаемые зрители, ее разгадаете!

( смена кадра)

Л.В. Любая загадка должна быть решена. И за ответом мы поспешили на симпозиум по международному обсуждению вопросов мирового значения. На сегодняшнем заседании рассматривались структура и свойства воды, причем открытия были сделаны уникальные.

( фильм)

Ведущий: Однако уже много интересного знают даже школьники. Хотелось бы услышать от них самих какие же особые свойства воды дают право называть ее самым необыкновенным веществом в природе!

( командам карточки о свойствах воды)


Л. В. А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО.....

ПОВЕРХНОСТНАЯ ПЛЕНКА ВОДЫ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ МНОГИХ ОРГАНИЗМОВ ОПОРОЙ ПРИ ДВИЖЕНИИ

ОБЕЗВОЖИВАНИЕ ПРИВОДИТ К ГИБЕЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ И ЧЕЛОВЕКА

ВОДА НЕОБХОДИМА КАК ДОНОР ПРИ ФОТОСИНТЕЗЕ

В КЛЕТКАХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ СОДЕРЖИТСЯ 70-80% ВОДЫ

ОКОЛО 2/3 МАССЫ ЧЕЛОВЕКА СОСТАВЛЯЕТ ВОДА

В ОРГАНИЗМЕ МЕДУЗЫ 95% ВОДЫ

У ЧЕЛОВЕКА В ГОЛОВНОМ МОЗГЕ 85% ВОДЫ

БЛАГОДАРЯ ПРОЗРАЧНОСТИ ВОДЫ, НА НЕБОЛЬШОЙ ГЛУБИНЕ ВОЗМОЖЕН ФОТОСИНТЕЗ И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ.

НЕКОТОРЫЕ МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ ДВИЖУТСЯ ВПЕРЕД ЗА СЧЕТ РЕАКТИВНОЙ СИТЛЫ СТРУИ ВОДЫ, ВЫБРАСЫВАЕМОЙ ИЗ ИХ ПОЛОСТИ.

БЛАГОДАРЯ ИСПАРЕНИЮ ВОДЫ, ЛИСТ В ЖАРКИЙ ДЕНЬ ОСТАЕТСЯ ПРОХЛАДНЫМ

ВОДА ЯВЛЯЕТСЯ СМАЗЫВАЮЩИМ ВЕЩЕСТВОМ В БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ.


ВЕДУЩИЙ: ЧТО-ТО ЖАРКО У НАС В СТУДИИ ( ПЬЕТ, ВЫТИРАЕТСЯ ПЛАТКОМ)


Л.В. ВОТ ВИДИТЕ, ВЫ ДАЖЕ ВСПОТЕЛИ. А ПОЧЕМУ? ЭТОТ ВОПРОС Я АДРЕСУЮ ЮНЫМ УЧЕНЫМ ИЗ УСТЬ-КАЛМАНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

( ДАЮТ ОТВЕТ ЧЕРЕЗ 15 СЕК)


ПОТООТДЕЛЕНИЕ ИГРАЕТ ВАЖНУЮ РОЛЬ ДЛЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕКЛОВЕКА. ВЛАГА, СОДЕРЖАЩАЯСЯ В ОРГАНИЗМЕ, ВО ВРЕМЯ ЖАРЫ ЧЕРЕЗ ПОРЫ В ЭПИТЕЛИИ ВЫХОДИТ НАРУЖУ. ПОТООТДЕЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧиВАЕТ ПОСТОЯНСТВО ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА.


ВЕДУЩИЙ: ГОВОРЯТ, ЧТО НА 80%

ИЗ ВОДЫ СОСТОИТ ЧЕЛОВЕК

ИЗ ВОДЫ РодНЫХ ЕГО РЕК

ИЗ ДОЖДЕЙ, ЧТО ЕГО НАПОИЛИ

ИЗ ДРЕВНЕЙ ВОДЫ РОДНИКОВ

ИЗ КОТОРЫХ ЕГО ДЕДЫ И ПРАДЕДЫ ПИЛИ.


ВОТ КАКИЕ СТРОКИ НАПИСАЛ НАМ П. ДУДНИК. А ВЕДЬ СКОЛЬКО ПОЭТОВ ВОСПЕВАЛИ ЭТО ЧУДО ПРИРОДЫ, ПОРОЙ НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ О ПРИЧИНАХ ПРОИСХОДЯЩИХ ЯВЛЕНИЙ. МЫ СЕЙЧАС ИСПРАВИМ ЭТУ ОШИБКУ. ПОСЕТИМ ИЗВЕСТНЕЙШУЮ БИБЛИОТЕКУ.


БИБЛИОТЕКАРЬ: ЗДРАВСТВУЙТЕ, МОИ ЮНЫЕ ДРУЗЬЯ. УЧЕНЫЕ ПРОЯВЛЯЮТ ОГРОМНЫЙ ИНТЕРЕС К ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВУ, А ПИСАТЕЛЕЙ, ХУДОЖНИКОВ ИНТЕРЕСУЮТ ТАЙНЫ МИРОЗДАНИЯ. Я ПРИВЕДУ ВАМ ПРИМЕРЫ ТОГО, ЧТО ТВОРЧЕСТВО В НАУКЕ ВПОЛНЕ СОВМЕСТИМО С ЗАНЯТИЕМ ИСКУССТВОМ.


В. Я. БРЮСОВ « В МОРЕ»


НОЧЬЮ СВЕТЛОЙ, НОЧЬЮ БЕЛОЙ

ЛЮБО ВОЛНАМ ЛИКОВАТЬ,

ИЗВИВАТЬСЯ ВЛАЖНЫМ ТЕЛОМ,

КОСЫ ПЕННЫЕ ВПЛЕТАТЬ;

ХОРОВОДОМ В ПЛАВНОЙ ПЛЯСКЕ

ПАРУС СТАРЫЙ ОБХОДИТЬ,

ЗА КОРМОЙ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ,

ВИТЬ СЕРЕБРЯНУЮ НИТЬ


Вопрос первой команде: Почему изменяется характер движения волн за кормой судна?

Ответ: ( На судно действует сила сопротивления воды, и за кормой образуется турбулентное движение)

И. В. СЕВЕРЯНИН « ИДИЛЛИЯ»

РАЗВЕДИ КОСТЕР У БРОДА,

ГДЕ КОВРОВЫЕ ПОЛЯ;

ПУСТЬ ПОТРЕСКИВАЕТ ХВОРОСТ,

СОГРЕВАЕТСЯ ЗЕМЛЯ.

Вопрос второй команде: Почему потрескивает хворост?

Ответ: ПРИ ГОРЕНИИ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ ИСПАРЯЕТСЯ ВОДА И ПАР, УВЕЛИЧИВАЯСЬ ПРИ ЭТОМ В ОБЪЕМЕ, РАЗРЫВАЕТ ДРЕВЕСНЫЕ ВОЛОКНА)

И.А. БУНИН « БУШУЕТ ТЕПЛАЯ ВОДА»

ДЫМЯТСЯ ЧЕРНЫЕ БУГРЫ

И УТРОМ В ВОЗДУХЕ НАГРЕТОМ

ГУСТЫЕ БЕЛЫЕ ПАРЫ

НАПОЛНЕНЫ ТЕПЛОМ И СВЕТОМ.

Вопрос первой команде: Почему весной «дымятся черные бугры»?

Ответ: ( Черные бугры солнцем нагреваются сильнее, чем окружающая почва, и начинается интенсивное испарение. В утреннем, еще холодном воздухе пары конденсируются.)

Ф.И.ТЮТЧЕВ « В НЕБЕ ТАЮТ ОБЛАКА»


В НЕБЕ ТАЮТ ОБЛАКА,

И ЛУЧИСТАЯ НА ЗНОЕ

В ИСКРАХ КАТИТСЯ РЕКА,

СЛОВНО ЗЕРКАЛО СТАЛЬНОЕ.

Вопрос второй команде: Почему поверхность воды искрится?

Ответ: (На поверхности воды всегда рябь. Водную поверхность можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал Вогнутые поверхности фокусируют солнечные лучи.)


МОЛОДЦЫ! А КАК ОБСТОИТ У НАС ДЕЛО С ПРОЗОЙ?


ОТТО ХАЙЛ ТОЛЬКО ВЧЕРА ВЕРНУЛСЯ С ОЧЕРЕДНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ В НОВУЮ ЗЕЛАНДИЮ, А СЕГОДНЯ, СИДЯ В УДОБНОМ КРЕСЛЕ СВОЕЙ ВИЛЛЫ, ПРЕМИЛО ВЕЛ БЕСЕДУ СО СВОИМ ДРУГОМ КАРЛОМ САГАНОМ. БУТЫЛКА БОРЖОМИ ЯВНО БЫЛА НЕОХЛАЖДЕННОЙ. ХАЙЛ ОТСТАВИЛ СТАКАН.

- КАРЛ, Я ВСПОМИНАЮ СВОЮ ПОЕЗДКУ В ЕГИПЕТ. ТАМ ПОДАЮТ ВОДУ В ГОУЛАХ. ЭТО СОСУДЫ ИЗ НЕОБОЖЖЕННОЙ ГЛИНЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ ТОЙ ЛЮБОПЫТНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ, ЧТО НАЛИТАЯ В НИХ ВОДА СТАНОВИТСЯ ПРОХЛАДНЕЕ, ЧЕМ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.

  • МНЕ НЕ ДОВОДИЛОСЬ ВИДЕТЬ ТАКИХ КУВШИНОВ,- ПОДДЕРЖАЛ РАЗГОВОР СЕГАН,- НО Я ЧИТАЛ О НИХ. В ИСПАНИИ ИХ НАЗЫВАЮТ АЛЬКАРАЦЦА. А СЕКРЕТ ОХЛАЖДАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ ИХ ПРОСТ.

ВОПРОС: -В ЧЕМ СЕКРЕТ ОХЛАЖДАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ ЭТИХ КУВШИНОВ?

Ответ: Жидкость просачивается через глиняные стенки наружу и там медленно испаряется, отнимая при этом теплоту от кувшина и от жидкости, в ней находящейся. Чем знойнее воздух, тем скорее и обильнее испаряется жидкость, а значит быстрее охлаждается вода внутри кувшина, т к при испарении происходит поглощение энергии.

  1. ХОТЯ СОЛНЦЕ СТОЯЛО ЕЩЕ ВЫСОКО И СВЕТИЛО ЯРКО, ТЕПЛА НЕ ДАВАЛО, БЫЛО ХОЛОДНО. КОЗЫРЕВ СО СВОИМ ДРУГОМ КОСТЕЙ РАНО УТРОМ, ЕДВА ПЕРЕКУСИВ, ОТПРАВИЛИСЬ В ПУТЬ. И ТЕПЕРЬ, ДОЙДЯ ДО НОЧЛЕЖКИ, ИЗРЯДНО УСТАЛИ, ХОТЕЛОСЬ ЕСТЬ И СОГРЕТЬСЯ. НИ В НОЧЛЕЖКЕ, НИ В РЮКЗАКАХ СПИЧЕК НЕ ОКАЗАЛОСЬ, А ЗАЖИГАЛКА БЫЛА УТЕРЯНА ВО ВРЕМЯ ПЕРЕХОДА В ГОРАХ. ПОДОЙДЯ К РЕКЕ, КОЗЫРЕВ ОТКОВЫРНУЛ БОЛЬШОЙ КУСОК ЛЬДА И, ПОВЕРНУВШИСЬ К ДРУГУ, СКАЗАЛ:
    - СОБИРАЙ СУХИЕ ВЕТКИ И МОХ, СЕЙЧАС СОГРЕЕМСЯ!

ВОПРОС: - МОЖНО ЛИ ДОБЫТЬ ОГОНЬ С ПОМОЩЬЮ ЛЬДА?

Ответ: Добыть огонь с помощью льда можно в солнечный день. Для этого надо сделать изо льда двояковыпуклую линзу, которая может собирать падающие на нее лучи в одну точку. В этой точке можно получить высокую температуру и зажечь горючий материал.


  1. КАПИТАН ДЖОН УИЛЬЯМС ПОКИНУЛ БОРТ ГОРЯЩЕГО ТАНКЕРА «КУИН» ПОСЛЕДНИМ. ВО ВРЕМЯ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА КАПИТАН СКАЗАЛ:
    - ДО ШЛЮПКИ ПРЕДСТОЯЛО ПРОПЛЫТЬ ОКОЛО СТА МЕТРОВ. ГОРЯЩАЯ НЕФТЬ ПОЛКРЫВАЛА ВОДНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ И ПОЛЭТОМУ ПРИШЛОСЬ ПЛЫТЬ ПОД ВОДОЙ. У САМОЙ ШЛЮПКИ Я УСЛЫШАЛ ВЗРЫВ.А КОГДА, СХВАТИВШИСЬ ЗА БОРТ ШЛЮПКИ, Я ВЫНЫРНУЛ ИЗ ВОДЫ, ТО УСЛЫШАЛ ВТОРОЙ ВЗРЫВ. Я ОГЛЯНУЛСЯ- ОТ ТАНКЕРА НА ПОВЕРХНОСТИ ОЕКАНА ОСТАЛОСЬ ОДНО МАСЛЯНОЕ ПЯТНО.
    ВСЕ ТАК. НО В ОДНОМ ПУНКТЕ ЕГО ПОКАЗАНИЯ РАСХОДИЛИСЬ С ПОКАЗАНИЯМИ КОМАНДЫ.

ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В КАКОМ?

Ответ: Капитан услышал два взрыва, так как сначала до него дошел звук по воде, а потом по воздуху, так как скорость звука в воде больше, чем в воздухе. А команда слышала только один взрыв, так как звук пришел к ним по воздуху.


КАПИТАН ВРУНГЕЛЬ, ВЕРНУВШИСЬ ИЗ ОЧЕРЕДНОГО КРУГОСВЕТНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ, РАССКАЗЫВАЕТ:

  • У НАС В КАЮТ-КОМПАНИИ НА СТЕНГЕ ВИСИТ РУЖЬЕ. СТАРИННОЕ ОХОТНИЧЬЕ РУЖЬЕ. ТАК ВОТ, ЭТО САМОЕ РУЖЬЕ НЕПРЕМЕННО РАЗ В ГОД СТРЕЛЯЕТ. И В ЭТОМ ГОДУ ТОЖЕ — КАК БАБАХНЕТ. МЫ КАК РАЗ СТОЯЛИ У ОСТРОВА БОРНЕО. Я ВРЫВАЮСЬ В КАЮТ-КОМПАНИЮ, И ЧТО ЖЕ ВИЖУ? РУЖЬЕ РАСКАЧИВАЕТСЯ НА СТЕНЕ, КАК МАЯТНИК В ШТОРМ, А ПУЛЯ ПРОБИЛА НАСКВОЗЬ АКВАРИУМ С МОИМИ ЗОЛОТЫМИ РЫБКАМИ.... ВОДА ВЫЛИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДЫРЫ, КАК СКВОЗЬ КИНГСТОНЫ, А БЕДНЫЕ РЫБКИ ПОДПРЫГИВАЮТ, БЬЮТСЯ О ДНО... ПРИШЛОСЬ МНЕ ЗАТКНУТЬ ПРОБОИНУ И ВЫЗВАТЬ ПОМОШНИКОВ

ВОПРОС: КАКАЯ ДЕТАЛЬ РАССКАЗА ПРОТИКОРЕЧИТ ЗАКОНУ ФИЗИКИ?

Ответ: Пуля, попавшая в стакан с водой, разбивает его вдребезги, так как давление передается водой одинаково по всем направлениям по закону Паскаля. А если бы пуля попала в пустой аквариум, то она бы не разбила его вдребезги, а пробила отверстие.

ВЫ ВСЕ ХОРОШО ЗНАЕТЕ НАУКИ, ТРУДНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПОБЕДИТЕЛЯ. ТОГДА ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС. КТО БЫСТРЕЕ ОТВЕТИТ, ТОТ И ПОБЕДИТ.

-ДРУЗЬЯ МОИ, МЫ ВЕДЬ ЕЩЕ НЕ ЗАВТРАКАЛИ. - ОБЪЯВИЛ МИШЕЛЬ АРДАН СВОИМ СПУТНИКАМ ПО МЕЖПЛАНЕТНОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ.- ИЗ ТОГО, ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ ВЕС, НЕ СЛЕДУЕТ, ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ АППЕТИТ.
НЕ ДОЛГО ДУМАЯ, АРДАН ХЛОПНУЛ РУКОЙ ПО ДНУ ОПРОКИНУТОЙ БУТЫЛКИ.У ГОРЛЫШКА ТУТ ЖЕ ОБРАЗОВАЛСЯ ВОДЯНОЙ ШАР, ВЕЛИЧИНОЙ С КУЛАК.


ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВОДА ПРИНЯЛА ФОРМУ ШАРА?

Ответ: В состоянии невесомости любая жидкость принимает форму шара, т к жидкость предоставлена своим внутренним межмолекулярным силам и поэтому принимает самую минимальную поверхность.





БИБЛИОТЕКАРЬ: Я ПРОЩАЮСЬ С ВАМИ, НО НАДЕЮСЬ НА НОВУЮ ВСТРЕЧУ.


Л.В. ДАВАЙТЕ ЕЩЕ РАЗ ВЕРНЕМСЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ. МНЕ ТОЛЬКО ЧТО СООБЩИЛИ О ПРОВЕДЕНИИ В ИХ СТЕНАХ НЕКОТОРЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.......

2 Ведущий: Дорогие ребята, каждому явлению есть свое объяснение. Попробуйте ответить на наши практические вопросы. (опыты)

ОПЫТ 1 ПОЧЕМУ ЖЕ НЕ СГОРАЕТ БУМАЖНАЯ КАСТРЮЛЯ?

ОПЫТ 2 ПОЧЕМУ ПРИМЕРЗЛА ДОСКА?

ОПЫТ 3 В ВОДЕ ПЛАВАЕТ КУСОЧЕК ЛЬДА. ПРИ ЭТОМ НИКАКИХ ИЗМЕНЕНИЙ НЕ ПРОИСХОДИТ

ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ ЭТО ВОЗМОЖНО?

( ЕСЛИ ВОДА ПРИ НУЛЕ ГРАД ПО ЦЕЛЬСИЮ И В ПОМЕЩЕНИИ НУЛЬ)

4. КОГДА Я СЕГОДНЯ УТРОМ СОБИРАЛАСЬ НА РАБОТУ, СЕВ ПОЗАВТРАКАТЬ, УСЛЫШАЛА ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК. И ЭТО КАК РАЗ В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА Я СОБИРАЛАСЬ НАЛИТЬ МОЛОКО В КОФЕ. ПОКА Я ПРОГОВОРИЛА, КОФЕ ОСТЫЛ.

ВОПРОС: А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ОСТАЛСЯ БЫ КОФЕ ДОЛЬШЕ ГОРЯЧИМ, ЕСЛИ БЫ Я ВСЕ ЖЕ НАЛИЛА МОЛОКО?

( Да. Т К ЧАСТИЦЫ ЖИРА, СОДЕРЖ В МОЛОКЕ, ОБРАЗОВАЛИ БЫ ПЛЕНКУ НА ПОВ-ТИ ВОДЫ И ЗАМЕДЛИЛИ ИСПАРЕНИЕ)

2 ВЕДУЩИЙ: В ПОХОДЕ БЕЗ ВОДЫ НЕ ОБОЙТИСЬ. А КАК ЕЕ ДОБЫТЬ , ЕСЛИ ЕЕ НЕТ? Предложите способ получения воды, если Вы

КОМАНДА 1 в степи

КОМАНДА 2 В ЛЕСУ

Предлагаю болельщикам тоже принять участие в нашей программе и помочь своим командам набрать дополнительный балл. ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ ПЕСНИ, В КОТОРЫХ УПОМИНАЕТСЯ ВОДА В ЛЮБОМ СОСТОЯНИИ: СНЕГ, ДОЖДЬ, РОСА, ТУМАН. И ПЕТЬ БУДЕМ ПО ОЧЕРЕДИ. ПОБЕДИТ тот, кто последний исполнит песню и принесет балл команде! Начали!

2 Ведущий: Вы все молодцы, желаем Вам успехов в постижении наук физики и химии. Сейчас жюри подведет окончательные итоги конкурсов, а я прощаюсь с Вами. До новых встреч. (смена кадра)

Ведущий: А напоследок мы заглянем на заседание экологического форума, который проходит прямо сейчас в столице нашей Родины. Наш собственный корреспондент передает последние сведения.

3 Ведущий: Казалось бы воды на Земле сколько угодно - океаны моря покрывают большую часть поверхности планеты. Воды одного только Тихого океана хватило бы для нужд человека на долгие годы. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А ведь людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. От загрязнения воды страдает всё живое, гибнет природа! Вода - уникальное вещество на планете!

* Вода входит в состав всех живых организмов и является участницей всех процессов жизнедеятельности.

* В водном растворе происходят важные химические процессы, т.к. вода – хороший растворитель.

* Вода является средой обитания для многих организмов.

* Вода – оксид водорода – весьма реакционное вещество.

* Вода – важнейший терморегулятор Земли.

(слайд с высказыванием А.С-Экзюпери)

(голос за кадром и слайды)

22 марта отмечается Всемирный день воды. Впервые он был объявлен в 1992 году по предложению Международной ассоциации водопользователей. С тех пор в этот день проводятся массовые акции по защите водных объектов, экскурсии, конференции, семинары, форумы, выставки.

Давайте будем беречь воду, которая нас окружает.

Берегите и экономьте воду, своевременно ремонтируйте сломанные краны.

Представьте себе только, что если каждую минуту из крана вытекает 10 капель, за год бесполезно расходуется 2000 л воды! Так что берегите воду!

3 Ведущий: На форуме было принято обращение к жителям Земли, в котором сказано (читает письмо-обращение):

  1. Не бросать в реки и на их берега битое стекло и мусор.

  2. Очищать родники, питающие реки, от мусора, ила, коряг.

  3. Для укрепления берегов высаживать на них деревья и кустарники.

  4. Зимой прорубать лунки во льду, чтобы рыбам было легче дышать.

  5. Закрывать краны и экономить воду.

1 Чтец: Пусть на Земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и вкусная вода

2 чтец: Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

1 чтец: В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши.

Она твой давний, добрый лекарь,

Она союзница души.

2 чтец: Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую

Нас много, а она одна.

Л.В.: Сейчас мы дадим слово нашему многоуважаемому жюри для озвучивания результатов конкурсов и выявления победителей. (слово жюри)

А мы прощаемся с Вами, до новых встреч!

Ведущий: Ждем от Вас новых писем и вопросов. До свидания!





Просмотр содержимого презентации
«вода1»

В море В луже

В море

В луже

Водопроводный кран

Водопроводный кран

-Тело новорождённого состоит из воды на 86%, старика – около 50%. Человек может прожить без пищи 3 – 4 недели, а без воды лишь несколько дней. -Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.  - Ежедневно человек выпивает 2,5 литра воды и 1,5 литра получает через кожу – душ, ванну. - Основная часть мозга – вода.

-Тело новорождённого состоит из воды на 86%, старика – около 50%.

Человек может прожить без пищи 3 – 4 недели, а без воды лишь несколько дней.

-Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.

- Ежедневно человек выпивает 2,5 литра воды и 1,5 литра получает через кожу – душ, ванну.

- Основная часть мозга – вода.

Аполлинарий Васнецов.  Репродукция картины «Кама», 1895 г.

Аполлинарий Васнецов. Репродукция картины «Кама»,

1895 г.

- Бытовой мусор ;  - нефть ;  - водные животные ;  -  мазут ;  - отходы заводов и фабрик ;  - водные растения.

- Бытовой мусор ; - нефть ; - водные животные ; - мазут ; - отходы заводов и фабрик ; - водные растения.

- Бытовой мусор ;  - нефть ;  - водные животные ;  -  мазут ;  - отходы заводов и фабрик ;  - водные растения.

- Бытовой мусор ; - нефть ; - водные животные ; - мазут ; - отходы заводов и фабрик ; - водные растения.

- Бытовой мусор ;  - нефть ;  - водные животные ;  -  мазут ;  - отходы заводов и фабрик ;  - водные растения.

- Бытовой мусор ; - нефть ; - водные животные ; - мазут ; - отходы заводов и фабрик ; - водные растения.

- Бытовой мусор ;  - нефть ;  - водные животные ;  -  мазут ;  - отходы заводов и фабрик ;  - водные растения.

- Бытовой мусор ; - нефть ; - водные животные ; - мазут ; - отходы заводов и фабрик ; - водные растения.

- Бытовой мусор ;  - нефть ;  - водные животные ;  -  мазут ;  - отходы заводов и фабрик ;  - водные растения.

- Бытовой мусор ; - нефть ; - водные животные ; - мазут ; - отходы заводов и фабрик ; - водные растения.

- Бытовой мусор ;  - нефть ;  - водные животные ;  -  мазут ;  - отходы заводов и фабрик ;  - водные растения.

- Бытовой мусор ; - нефть ; - водные животные ; - мазут ; - отходы заводов и фабрик ; - водные растения.

- Бытовой мусор ;  - нефть ;  - водные животные ;  -  мазут ;  - отходы заводов и фабрик ;  - водные растения.

- Бытовой мусор ; - нефть ; - водные животные ; - мазут ; - отходы заводов и фабрик ; - водные растения.

А) пройдёте мимо ;   Б) позовёте взрослых ;   В) сообщите в общество охраны природы ;

А) пройдёте мимо ;

Б) позовёте взрослых ;

В) сообщите в общество охраны природы ;

А) пройдёте мимо ;   Б) позовёте взрослых ;   В) сообщите в общество охраны природы ;

А) пройдёте мимо ;

Б) позовёте взрослых ;

В) сообщите в общество охраны природы ;

Посмотрите вот сюда. Тихо плещется вода, Ряска, лилии, рогоз, И кубышка, и тростник. Есть беззубка, прудовик, Водомерка вот бежит. Всюду бурно жизнь кипит. Это пресный водоём.

Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит.

Это пресный водоём.

ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ РЕКА КАНАЛ ПРУД ОЗЕРО ВОДОХРАНИЛИЩЕ РУЧЕЙ

ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ

РЕКА

КАНАЛ

ПРУД

ОЗЕРО

ВОДОХРАНИЛИЩЕ

РУЧЕЙ

Памятка Берегите воду! Закрывайте водопроводные краны Закрывайте водопроводные краны (500 литров воды вытекает из незакрытого крана в в течение суток, если струйка толщиной лишь со спичку). Своевременно ремонтируйте краны. Своевременно ремонтируйте краны. Не засоряйте водоёмы. Не оставляйте мусор на берегу.

Памятка

Берегите воду!

  • Закрывайте водопроводные краны
  • Закрывайте водопроводные краны

(500 литров воды вытекает из незакрытого крана в в течение суток, если струйка толщиной лишь со спичку).

  • Своевременно ремонтируйте краны.
  • Своевременно ремонтируйте краны.
  • Не засоряйте водоёмы.
  • Не оставляйте мусор на берегу.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Внеклассное мероприятие "Вода - самое необыкновенное и удивительное вещество в мире"

Автор: Рогова Елена Анатольевна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127369

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Внеклассное мероприятие : "Необычное об обычной воде" "
    ["seo_title"] => string(59) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-nieobychnoie-ob-obychnoi-vodie"
    ["file_id"] => string(6) "179330"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1424974808"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства