Внеклассное мероприятие по теме "Вода - самое необыкновенное и удивительное вещество в мире"
«Вода, удивляющая и удивительная».
Цель мероприятия:
- пропаганда и развитие интереса школьников к химии и физике как наукам
- расширение знаний учащихся о свойствах и аномалиях воды;
- формирование чувств прекрасного и бережного отношения к воде.
. Задания к мероприятию: учащимся 8-9 классов подобрать загадки, поговорки, песни, пословицы и народные приметы о воде и погодных явлениях, связанных с ней;
. Оформление зала:
а) на стенах развешены плакаты и лозунги о воде: «Всегда и везде – вечная слава воде!»
«Вода - удивительное вещество в мире, великий художник природы»
«Воду надо беречь!»;
б) Красочные этикетки на тему «Это интересно!», выставленные на столах с выставкой творческих работ учащихся школы:
- «Человеку для жизнедеятельности клеток необходимо 2,5 литра воды ежесуточно, а за 70 лет жизни – почти 65 тонн»;
- «На получение 1 т. стали расходуется 150 т. воды, бумаги – 250 т., синтетических волокон – 4000 т.»;
- «Для получения 1т. пшеницы нужно около 1500 т. воды; хлопчатника – 10 000 т.»;
- «На территории России 200 000 рек и озёр. В озере Байкал сосредоточено 10% всей пресной воды нашей планеты».
- «Кровь содержит 83% воды, сердце и мозг – около 81%, кости- 15-20% воды»;
г) сцена:
- в центре сцены трон для «Воды», украшенный снежинками, сосульками;
- по краям сцены на стеллажах выставка научно-популярной литературы по теме мероприятия и красочная выставка разных по окраске растворов веществ в химических стаканах и колбах, разных по форме и величине: вода; растворы перманганата калия, хлорида железа (III), метилового оранжевого, фиолетового лакмуса, сульфата меди (II) и других веществ;
- на передней стене сцены название мероприятия:
«Вода удивляющая и удивительная»
. Оборудование
. Реактивы
Вед: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рад снова встрече с вами в студии нашей программы «Хочу все знать!" Но я сегодня не один. Со мной моя коллега, известная журналистка Любовь Всезнайкина.
Л.В: Мне очень приятно, что оказана высокая честь помочь Вам раскрыть тайны еще непознанного, вспомнить уже известное о столь знакомых нам вещах.
Ведущий: Тему сегодняшней передачи, как всегда, подсказали нам Вы, уважаемые зрители.
Л.В: Постойте, пусть они сами и угадают, о чем пойдет речь.
Отгадайте загадку: На свете нет ее сильнее, на свете нет ее буйнее,
В руках ее не удержать и на коне не обогнать?
Вед.: Верно, о воде. У поэта А. Твардовского есть такие замечательные строки о воде:
«На войне, в пыли походной,
В летний зной и холода
Лучше нет простой, природной –
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки какой угодно,
Из ручья, из-подо льда –
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б, вода!»
Л.В.: Великий французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери говорил, обращаясь к воде: “Ты сама жизнь…Ты величайшее в мире богатство”. Самая обыкновенная вода, которой мы с вами пользуемся каждый день, и необыкновенная – потому что без нее мы просто не смогли бы жить.
Вед.: Мудрец древней Эллады Фалес из Милета говорил: «Все начинается с воды!» И он прав! Каждый раз, соприкасаясь с водой, мы погружаемся в удивительный мир загадок.
Л.В. Но что же все-таки за вещество такое - вода? Сейчас мы вместе с вами посетим экспериментальную лабораторию научно-исследовательского института, в котором занимаются изучением состава и свойств воды. Слово нашему спецкору.
Смена кадров.
Кор.1: Мы находимся в в одной всемирно известной лаборатории научно-исследовательского института по изучению воды. Но здесь я слышу шум, явно что-то происходит. Давайте понаблюдаем.
/Из глубины зала доносится шум. Это идут «Водород», «Кислород» и «Вода», которые спорят между собой. «Вода» в длинном голубом платье с каймой из голубых сосулек, а на голове корона из снежинок разных по форме и размерам. «Водород» и «Кислород» одеты в белые рубашки и темные брюки, к рубашкам прикреплены эмблемы Н2 и О2 .
«Вода», расталкивая своих попутчиков, первой поднимается на сцену/.
Вода: Нет, нет и нет! Так дело не пойдет! Давайте каждый из нас расскажет окружающим о себе. А уж им решать, кто из нас главнее, и не надо будет ссориться. Вот ты, Водород, и начинай первым.
Водород /Хвастливо/: Меня впервые заметил Парацельс ещё в XVI веке, когда он погрузил железный гвоздь в серную кислоту.
/Химик-лаборант демонстрирует опыт, присутствие водорода доказывается при помощи горящей лучины или спички/.
А в конце XVII века мной заинтересовался Р. Бойль. Он меня получил из соляной кислоты в контакте с железными опилками. Учёный собрал меня в бутыль, но вот беда, не узнал, что это я. Современник Бойля француз Лемери собрал меня в сосуд, и, глупый поднёс свечу к горлышку сосуда, и от этого огня я разорвал сосуд и чуть не убил учёного. А почему? /Вопрос к залу/. Правильно! Он получил взрывоопасный гремучий газ, но не знал об этом. /Вода и Кислород слушают рассказ, удивляются, восхищаются/.
Окончательно меня изучил английский химик Генри Кавендиш в 1766 году. Тогда-то меня и назвали «горючим воздухом». В 1783 году Лавуазье получил меня в чистом виде из Воды; да-да, из тебя, голубушка! Так я вошёл в семью химических элементов и веществ, известных уже на Земле в то время. Правда на Земле меня 1%, зато на Солнце 84%. Я самый распространённый в межзвёздном пространстве элемент; в человеческом организме меня содержится 7 кг., хорошо, что там я нахожусь в виде ионов, а не в свободном виде. А знаете почему? /Спрашивает у зала /Правильно! Иначе я поднял бы человека в воздух.
Вода: Ну, надо же!
Водород: Да! А как легко я поднимаю аэростаты, ну, просто загляденье! Ведь я самый лёгкий газ на Земле, молекулярная масса равна 2 / Произносит с гордостью в голосе/.
Кислород: Ой, Водород! Как же много учёных занимались изучением твоей персоны! На меня же, в отличие от тебя, очень давно обратили внимание, но я долго оставался неуловимым. Более внимательно меня изучили английский учёный Д. Пристли и шведский учёный К. Шееле. В 1774 году и тот, и другой получили меня одновременно.
Вода: О боже! В каком же ты возрасте?!
Кислород: Но Шееле об этом открытии написал на 5 лет позже, чем Пристли, поэтому первенство моего открытия часто приписывают Пристли. Но скажу вам по секрету, что оба они меня как следует и не узнали. В атмосфере меня содержится около 21%, в литосфере 28%, в гидросфере 89%. Во взрослом организме человека 65%, что составляет 45 кг. чистого веса. В сутки человек употребляет меня для всех своих нужд около 500 литров в чистом виде. А вот ты, Водород, по-моему, человеку не особенно-то и нужен. Для меня же работы хватает, скучать не приходится.
Водород: Я с тобою относительно моей полезности не согласен /Возмущенно/.
Кислород: Вы только послушайте: то печи мне надо нагреть; то помочь бактериям убрать умершие организмы; то принять участие в работе моторов по сжиганию топлива; то насытить кровь животного и человека. Да, разве всего перечислишь?
Водород: Всё это прекрасно! Но ты меня огорчил, обидел, если хочешь знать. Получается, что без тебя нет жизни на Земле? Но ведь и я могу, например, служить топливом; я, как и ты, вхожу в состав белков, жиров, углеродов /Их спор прерывает Вода/.
Вода: Ну, хватит вам спорить! Вы оба необходимые для жизнедеятельности человека, растений, животных.
Кислород: Да- да!
Вода: Ребята, я же у древних химиков считалась самым главным веществом. «Я начало всех начал» как говорил греческий учёный Фалес. Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, /Вода важно ходит по сцене, обмахиваясь веером из сосулек/. А по преданиям древней Руси у меня жили русалки и водяные. У народов Азии я служила в прошлом причиной войн и борьбы. Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, не ржавеет, не горит и никем не уничтожается; даю людям тепло и свет. Да, без меня человек более 3-х дней не сможет прожить. Вот какая я важная! А между прочим меня можно получить из вас /показывает на Водород и Кислород /Да-да! Взаимодействием водорода и кислорода /сцепляет их руки/ при нагревании. Вот ты, Водород, горишь сам; а ты, Кислород, поддерживаешь горение. А мной тушат пожары, горящие предметы, за исключением нефти, бензина, керосина, т.е. тех веществ, которые легче меня по плотности. Вот и скажите мне, а почему я не горю? /Водород и Кислород пожимают плечами/. А-а-а! Не знаете?
Кор.1: Дорогие друзья! Давайте ответим на этот вопрос вместе. Вода - продукт сгорания водорода в кислороде. Водород - газ, кислород - газ, а вода - жидкость, но в состав воды Н2О они входят уже как атомы, устанавливающие новые химические связи, придавая этим самым веществу новые свойства. Спасибо вам, уважаемые друзья (обращается к «Кислороду», «Воде» и «Водороду») за столь интересный рассказ. До встречи.
Вед.: Как я понимаю, у нас сегодня много будет вопросов, а кто же будет на них отвечать?
Л.В: А давайте предложим он-лайн зрителям отвечать на вопросы по ходу нашей программы, а по нашим ответамподсказкам жюри будет подводить итоги.
Вед: Замечательное предложение. Тогда мы пока немного передохнем, а команды займут свои места на сцене.
Ведущий: Наш спецкор накануне передачи встретилась с одним из ведущих специалистов этого института и взяла интервью. Давайте посмотрим небольшой фрагмент этой беседы
Спецкор: Здравствуйте. Уважаемая Арина Карповна! Скажите зачем столько много нужно проводить экспериментов со столь известным веществом- водой?
Ученый:Еще совсем недавно физики и химики были уверены, что состав воды им хорошо известен.Но однажды один из химиков измерил плотность остатка воды после электролиза. Оказалось, что плотность несколько выше нормальной. В результате исследований было обнаружено, что вода очень сложна.
Спецкор: Так что же такое обыкновенная вода? Что вы узнали о ней?
Ученый:Если подсчитать все возможные соединения с общей формулой H2O, то результат оказывается неожиданным: в мире может существовать 235 видов воды.
Спецкор: Человек издавна наделил воду чудодейственными свойствами. Вот например сказка:
Лежит Иван- Царевич мертвый. Над ним уже вороны летают. Откуда ни возьмись, прибежал Серый Волк и схватил Ворона с вороненком.
Ты лети-ка Ворон, за живой водой и мертвой водой. Принеси мне живой и мертвой воды, тогда отпущу тебя.
Долго ли летал ворон, коротко ли -принес он и живой воды, и мертвой. Серый Волк сбрызнул мертвой водой раны Ивана-Царевича- ранв зажили Сбрызнул живой- Иван-Царевич ожил.
Ученый: Да, вы правы. Есть вода «тяжелая», в состав молекул которой входит изотоп водорода — дейтерий. Вот вам и мертвая вода.
Спецкор: Но почему возможно существование одного и того же сложного вещества со столь разными свойствами? Вот это загадка! Надеемся, Вы, уважаемые зрители, ее разгадаете!
( смена кадра)
Л.В. Любая загадка должна быть решена. И за ответом мы поспешили на симпозиум по международному обсуждению вопросов мирового значения. На сегодняшнем заседании рассматривались структура и свойства воды, причем открытия были сделаны уникальные.
( фильм)
Ведущий: Однако уже много интересного знают даже школьники. Хотелось бы услышать от них самих какие же особые свойства воды дают право называть ее самым необыкновенным веществом в природе!
( командам карточки о свойствах воды)
Л. В. А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО.....
ПОВЕРХНОСТНАЯ ПЛЕНКА ВОДЫ ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ МНОГИХ ОРГАНИЗМОВ ОПОРОЙ ПРИ ДВИЖЕНИИ
ОБЕЗВОЖИВАНИЕ ПРИВОДИТ К ГИБЕЛИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНЫХ ВИДОВ РАСТЕНИЙ И ЧЕЛОВЕКА
ВОДА НЕОБХОДИМА КАК ДОНОР ПРИ ФОТОСИНТЕЗЕ
В КЛЕТКАХ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ СОДЕРЖИТСЯ 70-80% ВОДЫ
ОКОЛО 2/3 МАССЫ ЧЕЛОВЕКА СОСТАВЛЯЕТ ВОДА
В ОРГАНИЗМЕ МЕДУЗЫ 95% ВОДЫ
У ЧЕЛОВЕКА В ГОЛОВНОМ МОЗГЕ 85% ВОДЫ
БЛАГОДАРЯ ПРОЗРАЧНОСТИ ВОДЫ, НА НЕБОЛЬШОЙ ГЛУБИНЕ ВОЗМОЖЕН ФОТОСИНТЕЗ И СВЯЗАННЫЕ С НИМ ПИЩЕВЫЕ ЦЕПИ.
НЕКОТОРЫЕ МОРСКИЕ ОБИТАТЕЛИ ДВИЖУТСЯ ВПЕРЕД ЗА СЧЕТ РЕАКТИВНОЙ СИТЛЫ СТРУИ ВОДЫ, ВЫБРАСЫВАЕМОЙ ИЗ ИХ ПОЛОСТИ.
БЛАГОДАРЯ ИСПАРЕНИЮ ВОДЫ, ЛИСТ В ЖАРКИЙ ДЕНЬ ОСТАЕТСЯ ПРОХЛАДНЫМ
ВОДА ЯВЛЯЕТСЯ СМАЗЫВАЮЩИМ ВЕЩЕСТВОМ В БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ.
ВЕДУЩИЙ: ЧТО-ТО ЖАРКО У НАС В СТУДИИ ( ПЬЕТ, ВЫТИРАЕТСЯ ПЛАТКОМ)
Л.В. ВОТ ВИДИТЕ, ВЫ ДАЖЕ ВСПОТЕЛИ. А ПОЧЕМУ? ЭТОТ ВОПРОС Я АДРЕСУЮ ЮНЫМ УЧЕНЫМ ИЗ УСТЬ-КАЛМАНСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ
( ДАЮТ ОТВЕТ ЧЕРЕЗ 15 СЕК)
ПОТООТДЕЛЕНИЕ ИГРАЕТ ВАЖНУЮ РОЛЬ ДЛЯ ТЕРМОРЕГУЛЯЦИИ ЧЕКЛОВЕКА. ВЛАГА, СОДЕРЖАЩАЯСЯ В ОРГАНИЗМЕ, ВО ВРЕМЯ ЖАРЫ ЧЕРЕЗ ПОРЫ В ЭПИТЕЛИИ ВЫХОДИТ НАРУЖУ. ПОТООТДЕЛЕНИЕ ОБЕСПЕЧиВАЕТ ПОСТОЯНСТВО ТЕМПЕРАТУРЫ ТЕЛА.
ВЕДУЩИЙ: ГОВОРЯТ, ЧТО НА 80%
ИЗ ВОДЫ СОСТОИТ ЧЕЛОВЕК
ИЗ ВОДЫ РодНЫХ ЕГО РЕК
ИЗ ДОЖДЕЙ, ЧТО ЕГО НАПОИЛИ
ИЗ ДРЕВНЕЙ ВОДЫ РОДНИКОВ
ИЗ КОТОРЫХ ЕГО ДЕДЫ И ПРАДЕДЫ ПИЛИ.
ВОТ КАКИЕ СТРОКИ НАПИСАЛ НАМ П. ДУДНИК. А ВЕДЬ СКОЛЬКО ПОЭТОВ ВОСПЕВАЛИ ЭТО ЧУДО ПРИРОДЫ, ПОРОЙ НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ О ПРИЧИНАХ ПРОИСХОДЯЩИХ ЯВЛЕНИЙ. МЫ СЕЙЧАС ИСПРАВИМ ЭТУ ОШИБКУ. ПОСЕТИМ ИЗВЕСТНЕЙШУЮ БИБЛИОТЕКУ.
БИБЛИОТЕКАРЬ: ЗДРАВСТВУЙТЕ, МОИ ЮНЫЕ ДРУЗЬЯ. УЧЕНЫЕ ПРОЯВЛЯЮТ ОГРОМНЫЙ ИНТЕРЕС К ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВУ, А ПИСАТЕЛЕЙ, ХУДОЖНИКОВ ИНТЕРЕСУЮТ ТАЙНЫ МИРОЗДАНИЯ. Я ПРИВЕДУ ВАМ ПРИМЕРЫ ТОГО, ЧТО ТВОРЧЕСТВО В НАУКЕ ВПОЛНЕ СОВМЕСТИМО С ЗАНЯТИЕМ ИСКУССТВОМ.
В. Я. БРЮСОВ « В МОРЕ»
НОЧЬЮ СВЕТЛОЙ, НОЧЬЮ БЕЛОЙ
ЛЮБО ВОЛНАМ ЛИКОВАТЬ,
ИЗВИВАТЬСЯ ВЛАЖНЫМ ТЕЛОМ,
КОСЫ ПЕННЫЕ ВПЛЕТАТЬ;
ХОРОВОДОМ В ПЛАВНОЙ ПЛЯСКЕ
ПАРУС СТАРЫЙ ОБХОДИТЬ,
ЗА КОРМОЙ, ИГРАЯ В ПРЯТКИ,
ВИТЬ СЕРЕБРЯНУЮ НИТЬ
Вопрос первой команде: Почему изменяется характер движения волн за кормой судна?
Ответ: ( На судно действует сила сопротивления воды, и за кормой образуется турбулентное движение)
И. В. СЕВЕРЯНИН « ИДИЛЛИЯ»
РАЗВЕДИ КОСТЕР У БРОДА,
ГДЕ КОВРОВЫЕ ПОЛЯ;
ПУСТЬ ПОТРЕСКИВАЕТ ХВОРОСТ,
СОГРЕВАЕТСЯ ЗЕМЛЯ.
Вопрос второй команде: Почему потрескивает хворост?
Ответ: ПРИ ГОРЕНИИ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ ИСПАРЯЕТСЯ ВОДА И ПАР, УВЕЛИЧИВАЯСЬ ПРИ ЭТОМ В ОБЪЕМЕ, РАЗРЫВАЕТ ДРЕВЕСНЫЕ ВОЛОКНА)
И.А. БУНИН « БУШУЕТ ТЕПЛАЯ ВОДА»
ДЫМЯТСЯ ЧЕРНЫЕ БУГРЫ
И УТРОМ В ВОЗДУХЕ НАГРЕТОМ
ГУСТЫЕ БЕЛЫЕ ПАРЫ
НАПОЛНЕНЫ ТЕПЛОМ И СВЕТОМ.
Вопрос первой команде: Почему весной «дымятся черные бугры»?
Ответ: ( Черные бугры солнцем нагреваются сильнее, чем окружающая почва, и начинается интенсивное испарение. В утреннем, еще холодном воздухе пары конденсируются.)
Ф.И.ТЮТЧЕВ « В НЕБЕ ТАЮТ ОБЛАКА»
В НЕБЕ ТАЮТ ОБЛАКА,
И ЛУЧИСТАЯ НА ЗНОЕ
В ИСКРАХ КАТИТСЯ РЕКА,
СЛОВНО ЗЕРКАЛО СТАЛЬНОЕ.
Вопрос второй команде: Почему поверхность воды искрится?
Ответ: (На поверхности воды всегда рябь. Водную поверхность можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал Вогнутые поверхности фокусируют солнечные лучи.)
МОЛОДЦЫ! А КАК ОБСТОИТ У НАС ДЕЛО С ПРОЗОЙ?
ОТТО ХАЙЛ ТОЛЬКО ВЧЕРА ВЕРНУЛСЯ С ОЧЕРЕДНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ В НОВУЮ ЗЕЛАНДИЮ, А СЕГОДНЯ, СИДЯ В УДОБНОМ КРЕСЛЕ СВОЕЙ ВИЛЛЫ, ПРЕМИЛО ВЕЛ БЕСЕДУ СО СВОИМ ДРУГОМ КАРЛОМ САГАНОМ. БУТЫЛКА БОРЖОМИ ЯВНО БЫЛА НЕОХЛАЖДЕННОЙ. ХАЙЛ ОТСТАВИЛ СТАКАН.
- КАРЛ, Я ВСПОМИНАЮ СВОЮ ПОЕЗДКУ В ЕГИПЕТ. ТАМ ПОДАЮТ ВОДУ В ГОУЛАХ. ЭТО СОСУДЫ ИЗ НЕОБОЖЖЕННОЙ ГЛИНЫ, ОБЛАДАЮЩИЕ ТОЙ ЛЮБОПЫТНОЙ ОСОБЕННОСТЬЮ, ЧТО НАЛИТАЯ В НИХ ВОДА СТАНОВИТСЯ ПРОХЛАДНЕЕ, ЧЕМ ОКРУЖАЮЩИЕ ПРЕДМЕТЫ.
ВОПРОС: -В ЧЕМ СЕКРЕТ ОХЛАЖДАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ ЭТИХ КУВШИНОВ?
Ответ: Жидкость просачивается через глиняные стенки наружу и там медленно испаряется, отнимая при этом теплоту от кувшина и от жидкости, в ней находящейся. Чем знойнее воздух, тем скорее и обильнее испаряется жидкость, а значит быстрее охлаждается вода внутри кувшина, т к при испарении происходит поглощение энергии.
ХОТЯ СОЛНЦЕ СТОЯЛО ЕЩЕ ВЫСОКО И СВЕТИЛО ЯРКО, ТЕПЛА НЕ ДАВАЛО, БЫЛО ХОЛОДНО. КОЗЫРЕВ СО СВОИМ ДРУГОМ КОСТЕЙ РАНО УТРОМ, ЕДВА ПЕРЕКУСИВ, ОТПРАВИЛИСЬ В ПУТЬ. И ТЕПЕРЬ, ДОЙДЯ ДО НОЧЛЕЖКИ, ИЗРЯДНО УСТАЛИ, ХОТЕЛОСЬ ЕСТЬ И СОГРЕТЬСЯ. НИ В НОЧЛЕЖКЕ, НИ В РЮКЗАКАХ СПИЧЕК НЕ ОКАЗАЛОСЬ, А ЗАЖИГАЛКА БЫЛА УТЕРЯНА ВО ВРЕМЯ ПЕРЕХОДА В ГОРАХ. ПОДОЙДЯ К РЕКЕ, КОЗЫРЕВ ОТКОВЫРНУЛ БОЛЬШОЙ КУСОК ЛЬДА И, ПОВЕРНУВШИСЬ К ДРУГУ, СКАЗАЛ:
- СОБИРАЙ СУХИЕ ВЕТКИ И МОХ, СЕЙЧАС СОГРЕЕМСЯ!
ВОПРОС: - МОЖНО ЛИ ДОБЫТЬ ОГОНЬ С ПОМОЩЬЮ ЛЬДА?
Ответ: Добыть огонь с помощью льда можно в солнечный день. Для этого надо сделать изо льда двояковыпуклую линзу, которая может собирать падающие на нее лучи в одну точку. В этой точке можно получить высокую температуру и зажечь горючий материал.
КАПИТАН ДЖОН УИЛЬЯМС ПОКИНУЛ БОРТ ГОРЯЩЕГО ТАНКЕРА «КУИН» ПОСЛЕДНИМ. ВО ВРЕМЯ СУДЕБНОГО ПРОЦЕССА КАПИТАН СКАЗАЛ:
- ДО ШЛЮПКИ ПРЕДСТОЯЛО ПРОПЛЫТЬ ОКОЛО СТА МЕТРОВ. ГОРЯЩАЯ НЕФТЬ ПОЛКРЫВАЛА ВОДНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ И ПОЛЭТОМУ ПРИШЛОСЬ ПЛЫТЬ ПОД ВОДОЙ. У САМОЙ ШЛЮПКИ Я УСЛЫШАЛ ВЗРЫВ.А КОГДА, СХВАТИВШИСЬ ЗА БОРТ ШЛЮПКИ, Я ВЫНЫРНУЛ ИЗ ВОДЫ, ТО УСЛЫШАЛ ВТОРОЙ ВЗРЫВ. Я ОГЛЯНУЛСЯ- ОТ ТАНКЕРА НА ПОВЕРХНОСТИ ОЕКАНА ОСТАЛОСЬ ОДНО МАСЛЯНОЕ ПЯТНО.
ВСЕ ТАК. НО В ОДНОМ ПУНКТЕ ЕГО ПОКАЗАНИЯ РАСХОДИЛИСЬ С ПОКАЗАНИЯМИ КОМАНДЫ.
ВОПРОС: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, В КАКОМ?
Ответ: Капитан услышал два взрыва, так как сначала до него дошел звук по воде, а потом по воздуху, так как скорость звука в воде больше, чем в воздухе. А команда слышала только один взрыв, так как звук пришел к ним по воздуху.
КАПИТАН ВРУНГЕЛЬ, ВЕРНУВШИСЬ ИЗ ОЧЕРЕДНОГО КРУГОСВЕТНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ, РАССКАЗЫВАЕТ:
У НАС В КАЮТ-КОМПАНИИ НА СТЕНГЕ ВИСИТ РУЖЬЕ. СТАРИННОЕ ОХОТНИЧЬЕ РУЖЬЕ. ТАК ВОТ, ЭТО САМОЕ РУЖЬЕ НЕПРЕМЕННО РАЗ В ГОД СТРЕЛЯЕТ. И В ЭТОМ ГОДУ ТОЖЕ — КАК БАБАХНЕТ. МЫ КАК РАЗ СТОЯЛИ У ОСТРОВА БОРНЕО. Я ВРЫВАЮСЬ В КАЮТ-КОМПАНИЮ, И ЧТО ЖЕ ВИЖУ? РУЖЬЕ РАСКАЧИВАЕТСЯ НА СТЕНЕ, КАК МАЯТНИК В ШТОРМ, А ПУЛЯ ПРОБИЛА НАСКВОЗЬ АКВАРИУМ С МОИМИ ЗОЛОТЫМИ РЫБКАМИ.... ВОДА ВЫЛИВАЕТСЯ ЧЕРЕЗ ДЫРЫ, КАК СКВОЗЬ КИНГСТОНЫ, А БЕДНЫЕ РЫБКИ ПОДПРЫГИВАЮТ, БЬЮТСЯ О ДНО... ПРИШЛОСЬ МНЕ ЗАТКНУТЬ ПРОБОИНУ И ВЫЗВАТЬ ПОМОШНИКОВ
ВОПРОС: КАКАЯ ДЕТАЛЬ РАССКАЗА ПРОТИКОРЕЧИТ ЗАКОНУ ФИЗИКИ?
Ответ: Пуля, попавшая в стакан с водой, разбивает его вдребезги, так как давление передается водой одинаково по всем направлениям по закону Паскаля. А если бы пуля попала в пустой аквариум, то она бы не разбила его вдребезги, а пробила отверстие.
ВЫ ВСЕ ХОРОШО ЗНАЕТЕ НАУКИ, ТРУДНО ОПРЕДЕЛИТЬ ПОБЕДИТЕЛЯ. ТОГДА ПОСЛЕДНИЙ ВОПРОС. КТО БЫСТРЕЕ ОТВЕТИТ, ТОТ И ПОБЕДИТ.
-ДРУЗЬЯ МОИ, МЫ ВЕДЬ ЕЩЕ НЕ ЗАВТРАКАЛИ. - ОБЪЯВИЛ МИШЕЛЬ АРДАН СВОИМ СПУТНИКАМ ПО МЕЖПЛАНЕТНОМУ ПУТЕШЕСТВИЮ.- ИЗ ТОГО, ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ ВЕС, НЕ СЛЕДУЕТ, ЧТО МЫ ПОТЕРЯЛИ АППЕТИТ.
НЕ ДОЛГО ДУМАЯ, АРДАН ХЛОПНУЛ РУКОЙ ПО ДНУ ОПРОКИНУТОЙ БУТЫЛКИ.У ГОРЛЫШКА ТУТ ЖЕ ОБРАЗОВАЛСЯ ВОДЯНОЙ ШАР, ВЕЛИЧИНОЙ С КУЛАК.
ВОПРОС: ПОЧЕМУ ВОДА ПРИНЯЛА ФОРМУ ШАРА?
Ответ: В состоянии невесомости любая жидкость принимает форму шара, т к жидкость предоставлена своим внутренним межмолекулярным силам и поэтому принимает самую минимальную поверхность.
БИБЛИОТЕКАРЬ: Я ПРОЩАЮСЬ С ВАМИ, НО НАДЕЮСЬ НА НОВУЮ ВСТРЕЧУ.
Л.В. ДАВАЙТЕ ЕЩЕ РАЗ ВЕРНЕМСЯ В НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ. МНЕ ТОЛЬКО ЧТО СООБЩИЛИ О ПРОВЕДЕНИИ В ИХ СТЕНАХ НЕКОТОРЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ.......
2 Ведущий: Дорогие ребята, каждому явлению есть свое объяснение. Попробуйте ответить на наши практические вопросы. (опыты)
ОПЫТ 1 ПОЧЕМУ ЖЕ НЕ СГОРАЕТ БУМАЖНАЯ КАСТРЮЛЯ?
ОПЫТ 2 ПОЧЕМУ ПРИМЕРЗЛА ДОСКА?
ОПЫТ 3 В ВОДЕ ПЛАВАЕТ КУСОЧЕК ЛЬДА. ПРИ ЭТОМ НИКАКИХ ИЗМЕНЕНИЙ НЕ ПРОИСХОДИТ
ПРИ КАКИХ УСЛОВИЯХ ЭТО ВОЗМОЖНО?
( ЕСЛИ ВОДА ПРИ НУЛЕ ГРАД ПО ЦЕЛЬСИЮ И В ПОМЕЩЕНИИ НУЛЬ)
4. КОГДА Я СЕГОДНЯ УТРОМ СОБИРАЛАСЬ НА РАБОТУ, СЕВ ПОЗАВТРАКАТЬ, УСЛЫШАЛА ТЕЛЕФОННЫЙ ЗВОНОК. И ЭТО КАК РАЗ В ТОТ МОМЕНТ, КОГДА Я СОБИРАЛАСЬ НАЛИТЬ МОЛОКО В КОФЕ. ПОКА Я ПРОГОВОРИЛА, КОФЕ ОСТЫЛ.
ВОПРОС: А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ОСТАЛСЯ БЫ КОФЕ ДОЛЬШЕ ГОРЯЧИМ, ЕСЛИ БЫ Я ВСЕ ЖЕ НАЛИЛА МОЛОКО?
( Да. Т К ЧАСТИЦЫ ЖИРА, СОДЕРЖ В МОЛОКЕ, ОБРАЗОВАЛИ БЫ ПЛЕНКУ НА ПОВ-ТИ ВОДЫ И ЗАМЕДЛИЛИ ИСПАРЕНИЕ)
2 ВЕДУЩИЙ: В ПОХОДЕ БЕЗ ВОДЫ НЕ ОБОЙТИСЬ. А КАК ЕЕ ДОБЫТЬ , ЕСЛИ ЕЕ НЕТ? Предложите способ получения воды, если Вы
КОМАНДА 1 в степи
КОМАНДА 2 В ЛЕСУ
Предлагаю болельщикам тоже принять участие в нашей программе и помочь своим командам набрать дополнительный балл. ДАВАЙТЕ ВСПОМНИМ ПЕСНИ, В КОТОРЫХ УПОМИНАЕТСЯ ВОДА В ЛЮБОМ СОСТОЯНИИ: СНЕГ, ДОЖДЬ, РОСА, ТУМАН. И ПЕТЬ БУДЕМ ПО ОЧЕРЕДИ. ПОБЕДИТ тот, кто последний исполнит песню и принесет балл команде! Начали!
2 Ведущий: Вы все молодцы, желаем Вам успехов в постижении наук физики и химии. Сейчас жюри подведет окончательные итоги конкурсов, а я прощаюсь с Вами. До новых встреч. (смена кадра)
Ведущий: А напоследок мы заглянем на заседание экологического форума, который проходит прямо сейчас в столице нашей Родины. Наш собственный корреспондент передает последние сведения.
3 Ведущий: Казалось бы воды на Земле сколько угодно - океаны моря покрывают большую часть поверхности планеты. Воды одного только Тихого океана хватило бы для нужд человека на долгие годы. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А ведь людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. От загрязнения воды страдает всё живое, гибнет природа! Вода - уникальное вещество на планете!
* Вода входит в состав всех живых организмов и является участницей всех процессов жизнедеятельности.
* В водном растворе происходят важные химические процессы, т.к. вода – хороший растворитель.
* Вода является средой обитания для многих организмов.
* Вода – оксид водорода – весьма реакционное вещество.
* Вода – важнейший терморегулятор Земли.
(слайд с высказыванием А.С-Экзюпери)
(голос за кадром и слайды)
22 марта отмечается Всемирный день воды. Впервые он был объявлен в 1992 году по предложению Международной ассоциации водопользователей. С тех пор в этот день проводятся массовые акции по защите водных объектов, экскурсии, конференции, семинары, форумы, выставки.
Давайте будем беречь воду, которая нас окружает.
Берегите и экономьте воду, своевременно ремонтируйте сломанные краны.
Представьте себе только, что если каждую минуту из крана вытекает 10 капель, за год бесполезно расходуется 2000 л воды! Так что берегите воду!
3 Ведущий: На форуме было принято обращение к жителям Земли, в котором сказано (читает письмо-обращение):
Не бросать в реки и на их берега битое стекло и мусор.
Очищать родники, питающие реки, от мусора, ила, коряг.
Для укрепления берегов высаживать на них деревья и кустарники.
Зимой прорубать лунки во льду, чтобы рыбам было легче дышать.
Закрывать краны и экономить воду.
1 Чтец: Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода
2 чтец: Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
1 чтец: В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
2 чтец: Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.
Л.В.: Сейчас мы дадим слово нашему многоуважаемому жюри для озвучивания результатов конкурсов и выявления победителей. (слово жюри)
А мы прощаемся с Вами, до новых встреч!
Ведущий: Ждем от Вас новых писем и вопросов. До свидания!