В наш век компьютеризации, нанотехнологий, атомной энергетики, электроники, полимеров, новых материалов и новых открытий, химия приобретает все большее значение. Встает вопрос о более углубленном изучение химии и использовании различных методов для изучения этой науки.
Этот процесс можно осуществлять в занимательной и доступной форме.
Представлен сценарий, обобщительно - повторительного урока в виде ролевой игры, с учётом знаний студентов с теорией электролитической диссоциации, с окислительно-восстановительными реакциями, реакциями полного ионного обмена, периодическим законом Д. И. Менделеева и таблицей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока – игры «Эта удивительная химия»»
В наш век компьютеризации, нанотехнологий, атомной энергетики, электроники, полимеров, новых материалов и новых открытий, химия приобретает все большее значение. Встает вопрос о более углубленном изучение химии и использовании различных методов для изучения этой науки.
Этот процесс можно осуществлять в занимательной и доступной форме.
Представлен сценарий, обобщительно - повторительного урока в виде ролевой игры, с учётом знаний студентов с теорией электролитической диссоциации, с окислительно-восстановительными реакциями, реакциями полного ионного обмена, периодическим законом Д. И. Менделеева и таблицей.
Группа разбивается на две команды; название которых студенты придумывают сами.
I задание-Капитан команды обращается к противникам. Наша команда подготовила загадку «Кто мы?»
Встают 3 студента:
Первый студент: Каждый из нас расскажет об одном веществе. Вам надо узнать вещество и написать ответ. Рассказывать о нем будем в первом лице. Правильный ответ на этот и другие вопросы оценивается в 5 баллов. Ответы опустите в конверт.
Меня впервые заметил Парацельс еще в XVI в., когда он погрузил железный гвоздь в серную кислоту.
В конце XVII в. мной заинтересовался Роберт Бойль.
Он меня получил из соляной кислоты при действии на нее железными опилками. Роберт Бойль собрал меня в бутыль, но не узнал, что это я, он меня принял за воздух.
Современник Бойля француз Лемери собрал меня в сосуд и поднес свечу к горлышку сосуда, и от этого огня я разорвал сосуд и осколками чуть не убил ученого.
Окончательно меня изучил английский химик Генри Кавендиш в 1766 г. Тогда меня назвали «горючим воздухом».
В 1783 г. Лавуазье получил меня в чистом виде из воды. Так я вошел в семью химических элементов и завоевал свои права.
Правда, на Земле меня насчитывается около 1%, зато меня много на Солнце, около 84 %. Я самый распространенный в мировом, межзвездном пространстве элемент, там моих атомов встречается в 100 раз больше, чем атомов всех остальных элементов, известных на Земле.
Мои молекулы собираются в верхних слоях атмосферы. Так, например, на высоте 50 км находится 3%, а на высоте 100 км-95%.
В человеческом организме меня содержится 10 %, или около 7 кг, а если этот вес перевести в газообразное состояние, то получится около 80 м кубических газа. Так, что, если бы я был в человеческом организме в свободном виде, то я его свободно поднял в воздух, как подымаю аэростаты с грузом. Кто я?
Второй студент: На меня очень давно обратили внимание, но я долго оставался
неуловимым. Более внимательно меня стали изучать шведский ученый Карл
Шееле и английский химик Джозеф Пристлей. В 1774 г. и тот и другой получили меня. Правда, Шееле обо мне написал на пять лет позже, чем Пристлей, поэтому первенство открытия меня часто приписывают Пристлею.
Шееле меня называл «огневой воздух», а Пристлей «дефлогистированный воздух». Хочется отметиь, что ни Шееле, ни Пристлей меня как следует не узнали, этому сильно мешала теория флогистона.
По этой теории считалось, что горючесть вещества зависит от присутствия в нем особого вещества-»флогистона», выделяющегося при сгорании в виде пламени или тепла. На основании этого слово «флогистон» часто заменяется словом «теплорода».
Известно ли вам, что меня в атмосфере содержится 21%, в литосфере-28%, в гидросфере-89%, причем на высоте 50 км меня находится 10%, а на высоте 100 км-только 0,01%.
В человеческом организме меня содержится 65%, что составляет 45 кг чистого веса.
В сутки человек меня употребляет 750л в чистом виде, без всяких примесей.
Вообще надо отметить, что я не скучаю и работы для меня хватает:то печи надо подогреть, то помочь бактериям убрать умершие организмы, то принять деятельное участие в работе моторов по сжиганию топлива, то насытить кровь, живых организмов. Кто же я?
Третий студент: Я у древних химиков самым главным веществом считалась. «Я начало-всех начал»,-говорил греческий ученый Фалес, живший в VII в. до н. Э. И утверждавший, что окружающий мир возник «из меня-первичной материи». Я в древности считалась матерью жизни и смерти. Мне поклонялись, а по преданиям деревням Руси, у меня жили русалки и водяные.
Я у народов Азии в прошлом служила причиной войны и борьбы.
Я являюсь вечным двигателем, который не ломается, который не ржавеет, не горит, не гнеет и ни кем не уничтожается. Кто я?
За правильный ответ-5 баллов.
Капитан второй команды: У нас все о воде!
1-ое задание: В одном стакане раствор- с синим лакмусом, во втором-щелочь с фенолфтамином (цвет малиновый), в третьем-раствор марганцовки и нитрита калия, в четвертом-раствор соляной кислоты.
Помощники наливают из 4-ого стакана в первый, второй и третий окраска исчезает. Что в третьем стакане?
Объясните почему исчезает цвет? Напишите реакции.
2-ое задание: В фарфоровую чашку с нитратом серебра помощник опускает медную монету. Она становится серебряной.
Капитан просит объяснить, как медная монета превратилась в серебряную?
За правильный ответ дается 5 баллов.
Преподаватель: Кто напишет химическую реакцию, дополнительно получит 5 баллов! Но если написать эту реакцию в полном виде, то еще дополнительно 5 баллов.
Соревнование:
Знаете ли вы что...-интересное об элементах?
1-ая команда:
что ванадий, открытый химиком Сефстремом, в 1830 г., был назван в честь имени древнескандинавской богтни красоты Ванадис.
что титан, открытый немецким химиком Клапротом в 1795 году, впоследствии был назван согласно древнегреческой мифологии в честь имени сына Урана (Бог Неба) и Геи (Богини Земли).
Что тантал, открытый шведским ученым Экербергом в 1802 году, был назван согласно древнегреческой мифологии в честь имени сына Зевса (Бог Неба, Грома, Молнии, Дождя).
что ниобий, открытый английским химиком Гетчетом в 1801 году, был назван в честь имени дочери древнегреческого героя Тантала Ниобы.
что уран, получил свое название от планеты Уран, а последняя названа по имени древнегреческого Бога Неба Урана.
2-ая команда:
что плутоний, свое название получил от наименования планеты Плутон, а последняя названа по иени древнегреческого Бога Подземного Царства Плутон.
что нептуний, назван по имени Нептуна, который в свою очередь назван в честь древнегреческого мифологического божества морей Нептуна.
что прометий-химический элемент из группы лантанидов, получивший свое название в честь мифологического титана Прометея.
что торий, назван по минералу торит, который в свое время был назван в честь имени древнескандинавского Бога Тора (Бог-громовержец).
что церий, назван по имени планеты Церера, а эта планета названа по имени древнеримской богини прорастания плодов Цереры.
Команды получают по 10 баллов!
Преподаватель: Приведенные названия химических элементов указывают на то, что химия в прошлом была тесно связана с мифологией.
Задание №3- Назовите элементы, названные в честь ученых.
За каждый ответ получаете 2 балла!
Преподаватель: Я вам расскажу об удивительных свойствах серы. Возьмите ручки, бумагу.
«Волшебная сера»
Данная игра является одним из вариантов по «отгадванию» задуманного химического элемента, которая основана на вычислении некоторых цифр. Игра начинается с того, что «отгадыватель» предлагает кому-нибудь из присутствующих задумать элемент по таблице Д. И. Мендлеева и произвести некоторые арифметические вычисления, а данные для этого сообщает «отгадыватель».
Например, задумавшему химический элемент, прилагается:
Умножить порядковое место задуманного элемента на отрицательную валентность серы, т. е. На 2.
Прибавить к полученному числу порядковое место серы-16.
Умножить полученное число на валентность левого соседа серы (фосфора)-5.
Прибавить к полученному числу молекулярный вес окиси серы-80.
Умножить полученное число на ангидрид нижнего соседа серы (хрома)-100.
После этого надо отбросить три нуля и отнять 16 по таблице Д. И. Менделеева, а число 16 прибавлялось в условии игры.
Подобную игру с расчетами можно усложнить, т. е. Больше предложить различных вычислений.
Преподаватель: И еще могу рассказать о сере (S).
Знаете ли вы:
что сера, которая применялась для окуривания, была известна еще Гомеру, жившему за 9 веков до н.Э.
что сера, еще до гибели Помпеи применялась для беления тканей, путем сжигания и окуривания сернистым газом.
что сера, у алхимиков считалась одним из главных элементов, олицетворяющих горючесть.
что сера, лежит в основе химической промышленности, от нее зависит производство удобрений, очистка нефти, получение резины, искусственного шелка.
Что производство серной кислоты было известно в XV веке, а заводы начали работать в XVIII веке.
что соединения серы, применяются в строительном деле, в медицине, скульптуре.
Что в заливе Кара-Богаз-Гол содержится в воде 30% растворенного сернокислого натрия и при температуре +5 градусов, эта соль выпадает на дне в виде белого осадка, как снег, а с наступлением теплого времени соль снова растворяется.