kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа творческой направленности "Спички"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта проектная работа творческой направленности к районному фестивалю "Виват, Химия!" (химия в повседневной жизни). В этой работе представленна история спичек c демонстрацией компьютерной презентации, химических опытов, коллекции с образцами разных спичек, таблицы состава спичек, выступление Спичечного коробка и песенки пожарных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа творческой направленности "Спички" »

МБОУ гимназия №6

«Спички» Проектная работа творческой направленности

Учитель химии Огнева С.Н.

2013 -2014 учебный год



Оборудование: компьютерная презентация «История спичек», таблица «Состав спичек», колба с кислородом на дно которой насыпан речной песок, красный фосфор, спиртовка, спички, ложечка для сжигания, вставленная в пробку, образцы разных видов спичек.

План мероприятия:

  • Вступление учителя о цели данного мероприятия.

  • История спичек ( демонстрация компьютерной презентации, химических опытов, коллекции с образцами разных спичек, выступления заранее подготовленных учащихся)

  • Состав спичек (демонстрация таблицы, стихотворное выступление Спичечного Коробка и четырех Спичек, песенка пожарных).

  • Викторина о спичках.

Вступление: Спички есть в каждом доме. Но что мы знаем о них? Чем отличаются друг от друга серные, фосфорные и шведские спички? Каковы спички сегодня? В чем состоит химическая основа их действия? Об этом вы и узнаете сегодня.

История спичек

Химик готовиться провести опыт по сжиганию красного фосфора в колбе с кислородом, в это время вбегает пожарник с противогазом. Пожарный: У вас сработала пожарная сигнализация, чем вы опять занимаетесь после уроков?

Химик: Я готовлю опыты для учащихся 9-х классов, хотите посмотреть как горит красный фосфор, который используют для изготовления спичек? Пожарный кивает, а химик демонстрирует опыт, под конец которого появляется дух (это заранее подготовленный ученик в белом балахоне). Пожарный: А этот белый дым, что из себя представляет? Химик: При горении фосфора образуется оксид фосфора (V). Пожарный: Ой, а это кто? Дух: Я дух спичек. Пожарный: Это типа раба лампы, да? Химик: А как ты стал духом? Демонстрация кадров компьютерной презентации «История спичек».

Дух: Это длинная история, но если хотите то я расскажу. Какими только способами люди не добывали огонь до появления спичек. Тёрли друг о друга деревянные поверхности, выбивали искру кремнием, пытались поймать солнечный луч сквозь кусочек стекла. Разведённый огонь люди очень бережно поддерживали. Первые спички сделал в 1805 году французский химик Жан Шансель. Это были деревянные спички, зажигавшиеся при соприкосновении головки из смеси серы, бертолетовой соли( КClO3 ) и киновари с концентрированной серной кислотой. Человек был вынужден хранить и обращаться с небезопасной серной кислотой, что было крайне неудобно. Изобретению первых "сухих" спичек мир обязан английскому химику и аптекарю Джону Уокеру. В 1827 году он обнаружил, что если на кончик деревянной палочки нанести смесь из сульфида сурьмы, бертолетовой соли и гуммиарабика (это такая вязкая жидкость, выделяемая акацией), а затем высушить все это дело на воздухе, то при трении такой спички о наждачную бумагу ее головка вполне легко зажигается.
А следовательно, необходимость таскать с собою пузырек с серной кислотой отпадает. Уокер наладил небольшое производство своих спичек, которые упаковывались в оловянные пеналы по 100 штук, однако больших денег на своем изобретении не заработал. К тому же эти спички имели ужасный запах. Химик: А я знаю дальше! В 1830 году 19-летний французский химик Шарль Сориа изобрел фосфорные спички, состоявшие из смеси бертолетовой соли, фосфора и клея. Эти вообще легко воспламенялись при трении о любую твердую поверхность, например подошву сапога. Спички Сориа не имели запаха, однако были вредны для здоровья, поскольку белый фосфор ядовит. Пожарный: Так они были ядовиты? Дух: Конечно! Это стало проклятием человечества. Спички вспыхивали в кармане. Участились пожары. Убийства и самоубийства с помощью белого фосфора из спичечных головок. Но хуже всего приходилось рабочим спичечных фабрик. Рабочие, вдыхавшие пары фосфора, страдали болью в костях, особенно в челюстных, страдания заканчивались омертвением костей и смертью. Вот тогда я захватил весь мир. Химик: Лишь в 1855 году шведский химик Йохан-Эдвард Лундстром сумел получить безопасные спички. Он использовал красный фосфор — менее химически активный и ядовитый, чем белый; к тому же не растворимый в воде и не самовоспламеняющийся на воздухе. Такая спичка не могла зажечься случайно. Эти спички называли безопасными, или шведскими т.к. фабричным способом их впервые начали изготавливать в Швеции в 1867-1869 гг. Дух: Наконец, в 1889 году Джошуа Пьюси изобрел спичечный коробок, однако патент на это изобретение был отдан американской компании Diamond Match Company, которая придумала точно такой же, но с "зажигательной" поверхностью снаружи (у Пьюси она располагалась внутри коробка). Вот таким образом я был загнан в коробок. Прощайте, я улетучиваюсь. Пожарный: Спасибо тебе дух за твою историю! Прощай. А вы химик, знаете какие бывают спички ?



Химик демонстрирует коллекцию разных спичек. Химик: Помимо обычных (бытовых) спичек изготовляются также специальные: Штормовые (охотничьи) — горящие на ветру, в сырости и под дождём. Термические — развивающие при горении более высокую температуру и дающие при сгорании головки большее количество тепла. Сигнальные — дающие при горении цветное пламя. Фотографические — дающие мгновенную яркую вспышку, используемую при фотографировании. Каминные — очень длинные спички, чтобы зажигать камины. Газовые — меньшей длины, чем каминные, чтобы зажигать газовые горелки. Декоративные (подарочные, коллекционные) — ограниченные выпуски коробков с различными рисунками (подобно почтовым маркам), сами спички часто имели цветную головку (розовую, зелёную). Выпускались также отдельно наборы этикеток размером с коробок. Но, простите ,мне надо уйти , я опаздываю на репетицию!

Пожарный : Ну вот ,дух улетучился ,химик ушел ,а я не сказал самого главного.

Спички – это опасные предметы.

Следует отметить, что реакция, протекающая при сгорании головки спички, – это один из наиболее бурных химических процессов. В больших масштабах она является и одной из наиболее опасных. Поэтому использование спички требует соблюдения мер безопасности.

Будьте осторожны при обращении с огнем!

Опять кто-то шумит ! Пойду посмотрю!

Состав головки спички

бертолетова соль

KClO3

46,5 %

стекло молотое

SiO2

17,2 %

свинцовый сурик

Pb3O4

15,3 %

костный клей

11,5 %

сера

S

4,2 %

белила цинковые

ZnO

3,8 %

дихромат калия

K2Cr2O7

1,5 %



Состав «тёрки»

антимонит

Sb2S3

41,8 %

фосфор (красный)

P

30,8 %

железный сурик

Fe2O3

12,8 %

костный клей

6,7 %

стекло молотое

SiO2

3,8 %

мел

CaCO3

2,6 %

белила цинковые

ZnO

1,5 %



На сцену выходит Спичечный Коробок и четыре Спички- девочки в светлых брюках и майках, на голове коричневые шапочки с уравнениями реакций, происходящие при горении спичек. Костюм Спичечного Коробка сделан из картонной коробки , бока коробки покрашены в коричневый цвет, а на других сторонах находится таблица с составом спичек.

Спички:


Мы Спички, Спички, Спички, Веселые сестрички!

Пожарник:


Их от маленьких ребят Прячут, ведь они – горят! В доме может быть кошмар - Ужас, страх, большой пожар!

Спички:

Потому лишь осторожно

Обращаться с нами можно!!!

1-я Спичка:

Люди много лет старались

Сделать Спичку безопасной.

2-я Спичка:

Те попытки не напрасны,

Получились мы прекрасно!

Коробок:

Я для спичек Коробок

Я не низок, не высок,

Красный фосфор, клей, стекло –

Все мои бока свело!

Пожарник:

Отчего и почему

Объясните, не пойму,

Горит маленькая спичка,

Эта тонкая сестричка?

3-я Спичка:

Забита моя голова:

В ней сера и соль бертолетова,

Обо мне идет молва, Как опасна я от этого!

4-я Спичка:

Чиркну о бок коробок,

Красный фосфор заискрится, В белый фосфор превратится!

1-я Спичка:

А под шляпкой парафин

Вмиг растопит древесину –

Первоклассную осину.

2-я Спичка:

При недостатке кислорода, Помогая углероду,

Сажа в маленьких частицах

Ярким пламенем светится.

3-я Спичка:

А чтобы Спички сильно не горели.

И после возгоранья

Равномерно тлели,

4-я Спичка:

Пропитают нас щедро

В водном растворе

Защитные

Фосфорнокислые соли.

Пожарник:

Что увидели сейчас, сценку наблюдая, Вспоминайте каждый раз спичку зажигая.

Спички (Поют на мелодию выпускной песни «Фабрика звёзд -1» «Круто ты попал на ТV»)

Спички детям не игрушки – Знает каждый с малых лет. Ведь они Огню подружки, Огонька без спичек нет. Зажигают нам конфорки, Чтоб готовился обед, И костёр запалят ловко, И свечу, даря ей свет. Служат людям они верно И виновны только в том, Что попав случайно к детям, Против воли всё кругом Поджигают, не жалея – И квартиру и леса. И детей тогда спасают Лишь пожарных чудеса. Припев: Спички служат нам много лет, Но беда, но беда когда им удержу нет. Спички служат нам много лет, много лет, Но не играй с Огнём наш совет! Спички: А теперь мы хотели бы задать несколько вопросов.

Вопросы Спичек. 1.Кому пришла в голову идея использовать для зажигания деревянные палочки? 2.Кто придумал зажигать спички трением о наждачную бумагу? 3.Когда впервые появились фосфорные спички? 4. Чем знаменита шведская спичка? 5. Какие химические реакции протекают при зажигании спички? 6.Какие виды спичек существуют и чем они отличаются от бытовых «шведских» спичек?




Творческая группа:

10 класс

  1. класс


Сухов Александр-автор презентации «История спичек»

  1. Волощук Владислав,

  2. Марченко Михаил,

  3. Суздалева Дарья,

  4. Мамишова Диана,

  5. Жирнова Лидия,

  6. Понарская Анна,

  7. Булахова Валерия



Литература.



  1. В.И. Левашов. Вечер занимательной химии в школе. Академия педагогических наук РСФСР. Москва 1958.

  2. Е.П. Сгибнева, А.В. Скачков. Современные открытые уроки химии 8-9 классы. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.

  3. Химия 9 класс. Сборник элективных курсов. Составитель Н.В. Ширшина.- Волгоград: Учитель,2005.

  4. Предметная неделя химии в школе . Э.Б. Дмитриенко и др.; под общ. ред. К.Н. Задорожного.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.

  5. С.М. Курганский. Увлекательная химия. Внеклассная работа по химии .М.: «Русское слово», 2011.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Проектная работа творческой направленности "Спички"

Автор: Огнева Светлана Николаевна

Дата: 07.07.2014

Номер свидетельства: 109564

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Из истории платка (с фото) "
    ["seo_title"] => string(24) "iz-istorii-platka-s-foto"
    ["file_id"] => string(6) "199785"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428650262"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ. "
    ["seo_title"] => string(132) "razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-obuchaiushchikhsia-chieriez-sistiemu-vnieklassnoi-raboty-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "117061"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412694590"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "Вместе с математикой" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-vmiestie-s-matiematikoi"
    ["file_id"] => string(6) "221698"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435557964"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "«Использование проектной технологии на уроках»"
    ["seo_title"] => string(50) "ispol-zovaniie-proiektnoi-tiekhnologhii-na-urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "301589"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456940093"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства