kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа курса "Биохимия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный курс позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о структуре и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов, полученный в курсах общей биологии и органической химии, но и познакомить с современными достижениями и перспективными направления развития этой науки. Поэтому в программу включены разделы, касающиеся характеристики основных классов соединений, входящих в состав живой материи, и процессов их обмена, а также  такие важнейшие разделы биохимии, как ферменты, витамины и  гормоны.

В содержании программы отражены научно-практические задачи биохимии, тесно связанные с актуальными вопросами биохимической экологии, что отражает современную тенденцию естественно-научного образования. Многие вопросы, включенные в изучение данного курса, не рассматриваются в школьной программе или изучаются фрагментарно.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Биохимия"»

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»

на заседании ШМК Зам. директора по УР Директор

Пр. № от _______ Самамбетова Н.П. КГУ «Средняя школа №18»

Педсовет пр. № ______ _________ Варакина С.Н.

«___ » _________________







Авторская программа

прикладного курса

«Биохимия»







Класс: 11

Направление: естественно - математическое.

Профиль: биология.

Количество часов:

в год - 34, в неделю – 1 ч.



Самамбетова Надежда Петровна

учитель химии,

учитель первой категории

КГУ «Средняя школа №18»

акимата г. Усть-Каменогорска

г. Усть-Каменогорск, 2020 год

«Далеко простирает химия руки свои в дела человечества»

Д.И.Менделеев


Биохимия, как следует из названия, - это химия жизни или, более строго, наука о химических основах процессов жизнедеятельности. Сфера биохимии столь же широка, как и сама жизнь. Всюду, где протекает жизнь, протекают различные химические процессы. В ходе изучения этого курса мы ответим на вопросы «что происходит», «как происходит» и самое главное «почему это происходит».

Пояснительная записка

Данный курс позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о структуре и функции белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов, полученный в курсах общей биологии и органической химии, но и познакомить с современными достижениями и перспективными направления развития этой науки. Поэтому в программу включены разделы, касающиеся характеристики основных классов соединений, входящих в состав живой материи, и процессов их обмена, а также такие важнейшие разделы биохимии, как ферменты, витамины и гормоны.

В содержании программы отражены научно-практические задачи биохимии, тесно связанные с актуальными вопросами биохимической экологии, что отражает современную тенденцию естественно-научного образования. Многие вопросы, включенные в изучение данного курса, не рассматриваются в школьной программе или изучаются фрагментарно.


Образовательная область: биология

Актуальность курса:

Биохимия является базовой составляющей современной физико-химической биологии. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как состояние «полного физического, духовного и социального благополучия, которое не сводится к простому отсутствую болезней и недомоганий». Со строго биохимической точки зрения организм можно считать здоровым, если многие тысяч реакций, протекающих внутри клеток и во внеклеточной среде, идут в таких условиях и с такими скоростями, которые обеспечивают максимальную жизнеспособность организма и поддерживают физиологически нормальное состояние. Основательное значение биохимии необходимо для решения проблем сохранения здоровья и выяснения причин различных болезней и изыскания путей их эффективного лечения.


Цель курса:

‐ расширить и систематизировать знания учащихся о структуре и функциях органических веществ клетки, полученных в курсах общей биологии и органической химии; знакомство с современными достижениями и перспективными направлениями развития биохимии



Задачи курса:

Создание условий для формирование и развития обучающихся: интеллектуальных и практических умений в области биологического эксперимента, позволяющих исследовать явление природы; интереса к изучению биологии и проведению эксперимента; умение самостоятельно приобретать и применять знания; творческих способностей, умение работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.


Формы проведения занятий:

Содержание курса включает в себя теорию и практику:

  • Лабораторные опыты, наглядно отражающие биохимические закономерности. Они включают цель работы, перечень оборудования, описания хода работы, формы записи наблюдений, вопросы для проверки усвоения материала;

  • Биохимические задачи, связанные с реальными жизненными ситуациями, проблемами здоровья человека;

  • Лекции

  • Дискуссии

  • Круглые столы

  • Создание компьютерной презентации

  • Работа с интернет и СМИ


Форма проведения занятий при ДО:

  • Видеолекции, для проведения, которых обычно используется программа Skype.

  • Видеоконференции, различные форумы и дискуссии.

  • Чат – учебные занятия, которые предполагают использование чат-технологий. Такие занятия проводятся синхронно, то есть всем участникам, одновременно предоставляется доступ к чату.

  • Вебинары. Под ними понимаются дистанционные уроки, деловые игры, семинары, конференции, лабораторные работы и другие мероприятия, которые проводятся с применением средств телекоммуникаций и других возможностей сети интернет. Вебинары отличаются от чат-занятий большей продолжительностью работы (несколько дней или даже месяцев), а также применением асинхронного метода взаимодействия.

Требования к уровню подготовки учеников 11 класса

Учащиеся должны после прохождения курса:

  1. Характеризовать термины и понятия, объяснять взаимосвязь между ними: полимеры и мономеры; углеводы, моносахариды, дисахариды, полисахариды; липиды, жиры, глицерин, жирные кислоты; аминокислота, полипептид, белок; катализатор, фермент, активный центр; АТФ, ГТФ, ЦТФ, ТТФ, УТФ, РНК, ДНК; конформация, первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры; денатурация и ренатурация.

  2. Знать

Атомный состав клетки, неорганические и органические вещества клетки; свойства воды и ее роль в клетки

  1. Объяснять значение микро -, макро - ультра микроэлементов в клетках.


Содержание курса

Введение (2 ч)

Биохимия и здоровье, определение биохимии, задачи биохимии, области исследования. Биохимия и другие биологические науки. Общий экспериментальный подход, используемый в биохимии. Основные достижения биохимии.

Химический состав организма (3 ч)

Элементный состав организма. Понятие о главных биогенных элементах. Макро- и микроэлементы. Закономерности распространения элементов в живой природе. Потребность организмов в химических элементах. Химический состав организма человека.

Белки (5 ч)

Роль белков в построении и функционировании живых систем. Аминокислотный состав белков. Способы связи аминокислот в белковой молекуле. Пептиды. Природные пептиды, их физиологическое значение. Структура белковых молекул. Функциональная классификация белков и характеристика отдельных групп. Белки как детоксиканты ксенобиотики в организме.

Практические работы: «Обнаружение азота и серы в белках», «Обнаружение белка в мясном бульоне», «Качественные реакции на АМК и белки», «Приготовление раствора яичного белка», «Денатурация белка».

Ферменты (4 ч)

Разнообразие каталитической активных молекул. Различия в свойствах ферментов и катализаторов иной природы. Специфичность действия ферментов. Понятие о субстратном и аллостерическом центрах в молекуле ферментов. Понятия о коферментах. Механизм действия ферментов. Активаторы и ингибиторы ферментов. Практическое использование ферментов.

Практические работы: «Наблюдение расщепления пероксида водорода ферментом каталазой», «Специфичность действия ферментов», «Влияние на активность ферментов температуры, рН, активаторов и ингибиторов»

Витамины (3 ч)

История открытия витаминов. Роль витаминов в питании человека. Авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамерия. Жирорастворимые витамины. Водорастворимые витамины.

Практические работы: «Качественные реакции на витамины»

Нуклеиновые кислоты (3 ч)

История открытия нуклеиновых кислот, их химический состав. Характеристика пуриновых и пиримидиновых оснований. Два типа нуклеиновых кислот. Различие между ДНК и РНК. Центральный постулат молекулярной биологии: ДНК-РНК-белок и его развитие. Строение и функции ДНК. Содержание ДНК в организме и локализация ее в клетке. Размер и форма молекул ДНК. Первичная структура ДНК. Вторичная структура ДНК. Третичная структура ДНК. Сравнительная характеристика видов РНК по их структуре и функциям.

Практические работы: «Выделение ДНП из тканей печени»

Углеводы (3 ч)

Классификация углеводов. Простые углеводы и их представители (рибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза). Сложные углеводы. Дисахариды (сахароза, лактоза, мальтоза). Полисахариды, их структура и представители (гликоген, крахмал, клетчатка, хитин). Функции углеводов.

Практические работы: Выявление углеводов

Липиды (4 ч)

Общая характеристика и классификация липидов. Структура и функции липидов. Роль липидов в построении биологических мембран. Воски, их строение, функции и представители (спермацет, пчелиный воск). Стероиды. Стиролы. Структура и функции стероидов.

Практические работы: «Выявление липидов», «Гидролиз жиров под действием липазы», «Влияние желчи на активность липазы»

Гормоны и их роль в обмене веществ (3 ч)

Классификация гормонов. Стероидные гормоны, механизм действия стероидных гормонов. Пептидные гормоны. Механизм действия пептидных гормонов. Применение гормонов в медицине и сельском хозяйстве.

Практические работы: «Качественные реакции на гормоны»

Экология (2 ч)

Антропогенные биоактивные вещества и проблемы химического загрязнения биосферы. Экологически безопасные способы воздействия на различные виды животных, растений и микроорганизмов

Повторение (2 ч)



Календарно-тематическое планирование

предпрофильного курса «Биохимия» на 2020-2021 учебный год


Всего: 34 часа

1 час в неделю


Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения

Введение 2 часа

1

Введение

1


2

Введение

1


Химический состав организма 3 часа

3

Элементный состав организма

1


4

Практическая работа «Обнаружение азота и серы в белках»

1


5

Потребность организмов в химических элементах. Химический состав организма

1


Белки 5 часов

6

Практическая работа «Обнаружение белка в мясном бульоне»

1


7

Роль белков в построении и функционировании живых систем

1


8

Практическая работа «Приготовление раствора белка (яичного альбумина)»

1


9

Функциональная классификация белков и характеристика отдельных групп

1


10

Практическая работа «Денатурация белка»

1


Ферменты 4 часа

11

Разнообразие каталитически активных молекул

1


12

Практическая работа «Наблюдение расщепления пероксида водорода ферментом каталазой»

1


13

Активаторы и ингибиторы ферментов. Практическое использование ферментов

1


14

Практическая работа «Влияние на активность ферментов температуры, рН, активаторов и ингибиторов»

1


Витамины 3 часа

15

История открытия витаминов

1


16

Витамерия. Жирорастворимые витамины. Водорастворимые витамины

1


17

Практическая работа «Качественные реакции на витамины»

1


Нуклеиновые кислоты 3 часа

18

История открытия нуклеиновых кислот, их химический состав

1


19

РНК и их классификация

1


20

Практическая работа «Выделение ДНП из тканей печени»

1


Углеводы 3 часа

21

Классификация углеводов. Простые углеводы и их представители

1


22

Практическая работа «Выделение углеводов»

1


23

Сложные углеводы

1


Липиды 4 часа

24

Общая характеристика и классификация липидов

1


25

Роль липидов в построении биологических мембран

1


26

Воски, их строение. Функции и представители. Стероиды. Стиролы

1


27

Практическая работа «Выявление липидов. Гидролиз жиров под действием липазы. Влияние желчи на активность липазы»

1


Гормоны и их роль в обмене веществ 3 часа

28

Классификация гормонов

1


29

Применение гормонов

1


30

Практическая работа «Качественные реакции на гормоны»

1


Экология 2 часа

31

Антропогенные биоактивные вещества и проблемы химического загрязнения биосферы

1


32

Экологически безопасные способы воздействия на различные виды животных, растений и микроорганизмов

1


Повторение 2 часа

33

Обобщение

1


34

Обобщение

1




























Используемая литература:



1. Димитриев, А. Д. Биохимия [Электронный ресурс]: Учебное пособие / А. Д. Димитриев, Е. Д. Амбросьева: Учебное пособие / А. Д. Димитриев, Е. Д. Амбросьева. - М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 168 с.

2. Основы биохимии: Учебное пособие / Т.Л. Ауэрман, Т.Г. Генералова, Г.М. Суслянок. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 400 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат).

3. Димитриев, А. Д. Биохимия [Электронный ресурс]: Учебное пособие / А. Д. Димитриев, Е. Д. Амбросьева. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 168 с.

4. Наука об углеводах. Химия и биохимия. Видершайн Г.Я. Биохимия. 2009. Т. 74. № 11.- 1582с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Программа курса "Биохимия"

Автор: Самамбетова Надежда Петровна

Дата: 11.10.2020

Номер свидетельства: 559695

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Программа прикладной курс "Биохимия""
    ["seo_title"] => string(37) "proghramma_prikladnoi_kurs_biokhimiia"
    ["file_id"] => string(6) "424767"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1501648515"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа прикладного курса "Цитология", 10 класс"
    ["seo_title"] => string(51) "proghramma_prikladnogho_kursa_tsitologhiia_10_klass"
    ["file_id"] => string(6) "417222"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1495314014"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Программа кружка «Химия  и охрана окружающей среды» "
    ["seo_title"] => string(60) "proghramma-kruzhka-khimiia-i-okhrana-okruzhaiushchiei-sriedy"
    ["file_id"] => string(6) "136909"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1417202208"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "Межпредметные связи химии "
    ["seo_title"] => string(32) "miezhpriedmietnyie-sviazi-khimii"
    ["file_id"] => string(6) "192117"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427408967"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Интерактивный тест по теме: "Энергетический обмен клетки" "
    ["seo_title"] => string(65) "intieraktivnyi-tiest-po-tiemie-enierghietichieskii-obmien-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "104221"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1402677442"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства