kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа кружка «Химия и охрана окружающей среды»

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная прорамма кружка расчитана для учащихся 10-11 классов. в программу включены вопросы экологии, биологии, окружающей среды, биохимии, агрохимиии.Экологизированный  курс химии дает возможность открыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством. предлагаемый в курсе эксперемент адаптирован к школьной химической лаборатории. В содержании предусмотрет проблемный материал, стимулирующий творчество ребят.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Химия и охрана окружающей среды» »


Рабочая программа кружка «Химия и охрана окружающей среды»


Автор: Тарасенко Е.В.- учитель МБОУ СОШ №36 Северского района

Краснодарского края


Пояснительная записка.


Программа кружка «Химия и охрана окружающей среды» рассчитана для учащихся 9-10 классов (1 час в неделю, всего 34 часа).

В программу данного курса включены вопросы экологии, охраны природы, биохимии, агрохимии. Их рассмотрение во взаимосвязи с химическим содержанием позволит сформировать у обучающихся представление о роли химии в решении экологических проблем на современном этапе.

Изучая состав, строение и свойства веществ, химия может объяснить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какое воздействие оказывает оно и продукты его превращений на биологические системы.

Экологизированный курс химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившимся представлении о «виновности» химии в сложившийся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за ее сохранение.

Предлагаемый в программе химический эксперимент адаптирован к условиям школьной лаборатории и дополнен качественным анализом объектов окружающей среды.

В содержание включен проблемный материал, стимулирую­щий творческую деятельность учащихся, в том числе задания исследовательского характера.

Рассмотрение теоретических вопросов в начале курса дает учащимся возможность более осознанно изучать химию эле­ментов и их соединений, позволяет реализовать принципы развивающего обучения и организовать самостоятельную деятельность школьников по установлению взаимосвязей эле­ментов знаний. Значительное число химических фактов по­зволяет подвести учащихся к их поэтапной систематизации и обобщению изученных вопросов.


Цели и задачи кружка:


Углубление знаний по общей химии, формирование умений и навыков практической работы, развитие творческих способностей и ориентация на выбор профессий, связанных с химическим производством, формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков при выполнении практических работ. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования.

В реализации программы данного кружка необходимо сочетать беседы преподавателя, чтение рефератов и докладов и выступления кружковцев, , с проведением эксперимента. Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в жизни.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений.

Материал разработан по принципу усложнения и увеличения объема информации, то есть от простого к сложному.

Основными формами и методами занятий являются: вводное занятие, практические работы Степень эффективности обучения определяется чтением докладов и защитой рефератов, подготовленных учащимися.

Цели и задачи на учебный год.


Цели курса:

- развивать у учащихся интерес к выбран­ному предмету; умение

самостоятельно приобретать и применять знания.

- показать возможности химии для решения некоторых проблем связанных с

выращиванием сельскохозяйственных культур, повышением их

урожайности.

- способствовать готовности ученика усвоить выбранный пред­мет на

более высоком уровне.

- формирование ученического актива

- формирование информационной культуры

- развитие познавательных интересов и способностей

- умение применять полученные знания на практике


Задачи:


1. Развивать представления учащихся о познаваемости мира , единстве живой и неживой природы, представление о химических веществах, необ­ходимых для сельского хозяйства.

2. Совершенствовать экологическую культуру школьников, умение грамотно применять химические знания в повседневной жизни.

3. Сформировать у обучающихся представление о роли химии в решении экологических проблем на современном этапе.






Основные методы:

Чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов и докладов, выполнение экспериментальных работ, творческая работа.


Основные формы:

Лекции, беседы, дискуссии, практические работы.


Содержание курса

(34 часа, 1 час в неделю)


1.Введение (2ч).

Химия и проблемы окружающей среды. Мониторинг состояния

окружающей среды.

2 Экология и химизации сельского хозяйства (12ч)

Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Почва, пути изучения ее агрохимических свойств. Изучение поглотительной способности почвы. Понятие о кислотности почвы.

Практическая работа №1. Определение кислотности почв.

Соединения азота в почве, азот в жизни растений. Азотные удобрения. Круговорот азота в природе.

Практическая работа №2. Расчет доз азотных удобрений.

Соединения фосфора в почве, фосфор в жизни растений.

Практическая работа №3. Расчет доз фосфорных удобрений .

Калийные удобрения, калий в жизни растений.

Практическая работа №4. Расчет доз калийных удобрений.

Удобрения и их влияние на природу. Хранение минеральных удобрений

Способы, нормы и сроки внесения удобрений в почву

Химические средства защиты растений.

Экология и основные направления химизации и сельского хозяйства.

3.Воздух и его охрана (5ч.)

Атмосфера. Причины разрушения озонового слоя. Парниковый эффект.

Кислотные дожди. Загрязнение атмосферы. Охрана атмосферы.

4. Вода и ее охрана (5ч.)

Вода и водные ресурсы на Земле. Значение воды в жизни человека. Источники загрязнения воды и меры борьбы с ними. Технология очистки воды и ее перспективы. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

5. Химическая промышленность и окружающая среда (2ч.)

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Очистка окружающей среды от нефтяного загрязнения.

6. Металлы и окружающая среда (3ч.)

Металлы (калий, натрий, магний, кальций, железо), их роль в живых организмах. Тяжелые металлы и их влияние на растения, животных и человека. Коррозия металлов – причина и следствие загрязнения окружающей среды.

7.Неметаллы и окружающая среда (2ч.)

Соединения азота и их влияние на живые организмы. Соединения серы, и фосфора и их влияние на живые организмы.

8.Организация охраны природы в России(3ч.)

Экологические проблемы России. Презентация работ обучающихся Подведение итогов и анализ работы кружка за год.



Тематическое планирование.


№ п/п

Наименование тем

Количество часов

1

Введение

2

2

Экология и химизации сельского хозяйства.

12

3

Воздух и его охрана.

5

4

Вода и ее охрана.

5

5

Химическая промышленность и окружающая среда.

2

6

Металлы и окружающая среда.

3

7

Неметаллы и окружающая среда.

2

8

Организация охраны природы в России.

3


Итого:

34




Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема

Количество часов

Дата проведения

Примечание

По плану

По факту


Введение.

2




1

Химия и проблемы окружающей среды.

1




2

Мониторинг состояния окружающей среды.

1





Экология и химизации сельского хозяйства.

12




3

Почвенные ресурсы, их использование и охрана.

1




4

Почва, пути изучения ее агрохимических свойств

1




5

Изучение поглотительной способности почвы.

1




6

Понятие о кислотности почвы. Практическая работа №1. Определение кислотности почв.

1




7

Соединения азота в почве, азот в жизни растений.

1




8

Азотные удобрения. Круговорот азота в природе. Практическая работа №2. Расчет доз азотных удобрений.

1




9

Соединения фосфора в почве, фосфор в жизни растений. Практическая работа №3. Расчет доз фосфорных удобрений .

1




10

Калийные удобрения, калий в жизни растений. Практическая работа №4. Расчет доз калийных удобрений.

1




11

Удобрения и их влияние на природу. Хранение минеральных удобрений

1




12

Способы, нормы и сроки внесения удобрений в почву

1




13

Химические средства защиты растений.

1




14

Экология и основные направления химизации и сельского хозяйства.

1





Воздух и его охрана.

5




15

Атмосфера.

1




16

Причины разрушения озонового слоя. Парниковый эффект.

1




17

Кислотные дожди.

1




18

Загрязнение атмосферы.

1




19

Охрана атмосферы.

1





Вода и ее охрана.

5




20

Вода и водные ресурсы на Земле.

1




21

Значение воды в жизни человека.

1




22

Источники загрязнения воды и меры борьбы с ними.

1




23

Технология очистки воды и ее перспективы.

1




24

Рациональное использование и охрана водных ресурсов.

1





Химическая промышленность и окружающая среда.

2




25

Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность.

1




26

Очистка окружающей среды от нефтяного загрязнения.

1





Металлы и окружающая среда.

3




27

Металлы (калий, натрий, магний, кальций, железо), их роль в живых организмах.

1




28

Тяжелые металлы и их влияние на растения, животных и человека.

1




29

Коррозия металлов – причина и следствие загрязнения окружающей среды.

1





Неметаллы и окружающая среда.

2




30

Соединения азота и их влияние на живые организмы

1




31

Соединения серы, и фосфора и их влияние на живые организмы

1





Организация охраны природы в России.

3




32

Экологические проблемы России.

1




33-35

Презентация работ обучающихся.

1




36

Подведение итогов и анализ работы кружка за год

1











Итого:

34








Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате изучения данного элективного курса по химии ученик должен:


знать /понимать


- классификацию удобрений, их химиче­ский состав и свойства,

- экологические и медицинские проблемы, свя­занные с их применением;

- признаки, условия и сущность химических реакций

уметь

- проводить химический эксперимент по определению кислотности почв и

минеральных удобрений

- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с

использованием различных источников.

- работать с различными источниками информации.

- анализировать результаты своей работы



Методические рекомендации.

Для успешной работы по данному элективному курсу необходимо, чтобы учащиеся владели прочными знаниями в рамках школьной программы химического образования, важнейшими вычислительными навыками Обучение учащихся целесообразно вести на основе обобщения и переноса их знаний и умений, полученных ранее. Основные приоритеты методики изучения элективного курса таковы:



  • междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;

  • обучение на основе опыта и сотрудничества;

  • учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся

  • интерактивность (работа в малых группах, тренинги);

  • личностно-деятельный и субъектный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие).Ведущее место при изучении курса следует отвести методам поискового характера, стимулирующего познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы.


Курс нацелен на развитие способно­стей школьников оценивать воздействие продуктов химической про­мышленности на природу, учит рациональному природопользованию.

Рассмотрение теоретических вопросов в начале курса дает учащимся возможность более осознанно изучать химию эле­ментов и их соединений, позволяет реализовать принципы развивающего обучения и организовать самостоятельную деятельность школьников по установлению взаимосвязей эле­ментов знаний. Значительное число химических фактов по­зволяет подвести учащихся к их поэтапной систематизации и обобщению изученных вопросов.







































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



1. Заев П.П.Общее земледелие и почвоведение - Л.: Колос 2007.

2. Беспамятов Г.П. Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации

химических веществ в окружающей среде. Л.: Химия 2007.

3. Литвак Ш.И. Азот, калий и фосфор на службе урожая. М.

Просвещение, 2006

4 . Очкин А.В. Химия защищает природу-М., Просвещение, 2005

5. Смирнов П.М., Муравин Э.А. Агрохимия, М., Агропромиздат, 2006

6. СоколовА Т.А. Дронова Т.Я.Изменение почв под влияние кислотных

выпадений. М. ,МГУ,2005

7. Сергеев Е.М. Кофф Г.Л. Рациональное использование и охрана

окружающей среды. М. ,МГУ,2007

8. Никитин ДВ, Новиков Ю.А. Окружающая среда и человек. , М.,

Агропромиздат, 2007




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Программа кружка «Химия и охрана окружающей среды»

Автор: Тарасенко Елена Васильевна

Дата: 28.11.2014

Номер свидетельства: 136909


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства