Программа кружка «Химия и охрана окружающей среды»
Программа кружка «Химия и охрана окружающей среды»
данная прорамма кружка расчитана для учащихся 10-11 классов. в программу включены вопросы экологии, биологии, окружающей среды, биохимии, агрохимиии.Экологизированный курс химии дает возможность открыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством. предлагаемый в курсе эксперемент адаптирован к школьной химической лаборатории. В содержании предусмотрет проблемный материал, стимулирующий творчество ребят.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа кружка «Химия и охрана окружающей среды» »
Рабочая программа кружка «Химия и охрана окружающей среды»
Автор: Тарасенко Е.В.- учитель МБОУ СОШ №36 Северского района
Краснодарского края
Пояснительная записка.
Программа кружка «Химия и охрана окружающей среды» рассчитана для учащихся 9-10 классов (1 час в неделю, всего 34 часа).
В программу данного курса включены вопросы экологии, охраны природы, биохимии, агрохимии. Их рассмотрение во взаимосвязи с химическим содержанием позволит сформировать у обучающихся представление о роли химии в решении экологических проблем на современном этапе.
Изучая состав, строение и свойства веществ, химия может объяснить, как ведет себя то или иное вещество в атмосфере, почве, водной среде, какое воздействие оказывает оно и продукты его превращений на биологические системы.
Экологизированный курс химии дает возможность раскрыть особую роль этой науки в борьбе с экологическим невежеством, проявляющимся в укоренившимся представлении о «виновности» химии в сложившийся экологической ситуации, привлечь школьников к исследовательской работе по изучению состояния природной среды, воспитать у них чувство личной ответственности за ее сохранение.
Предлагаемый в программе химический эксперимент адаптирован к условиям школьной лаборатории и дополнен качественным анализом объектов окружающей среды.
В содержание включен проблемный материал, стимулирующий творческую деятельность учащихся, в том числе задания исследовательского характера.
Рассмотрение теоретических вопросов в начале курса дает учащимся возможность более осознанно изучать химию элементов и их соединений, позволяет реализовать принципы развивающего обучения и организовать самостоятельную деятельность школьников по установлению взаимосвязей элементов знаний. Значительное число химических фактов позволяет подвести учащихся к их поэтапной систематизации и обобщению изученных вопросов.
Цели и задачи кружка:
Углубление знаний по общей химии, формирование умений и навыков практической работы, развитие творческих способностей и ориентация на выбор профессий, связанных с химическим производством, формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков при выполнении практических работ. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования.
В реализации программы данного кружка необходимо сочетать беседы преподавателя, чтение рефератов и докладов и выступления кружковцев, , с проведением эксперимента. Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в жизни.
Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений.
Материал разработан по принципу усложнения и увеличения объема информации, то есть от простого к сложному.
Основными формами и методами занятий являются: вводное занятие, практические работы Степень эффективности обучения определяется чтением докладов и защитой рефератов, подготовленных учащимися.
Цели и задачи на учебный год.
Цели курса:
- развивать у учащихся интерес к выбранному предмету; умение
самостоятельно приобретать и применять знания.
- показать возможности химии для решения некоторых проблем связанных с
выращиванием сельскохозяйственных культур, повышением их
урожайности.
- способствовать готовности ученика усвоить выбранный предмет на
более высоком уровне.
- формирование ученического актива
- формирование информационной культуры
- развитие познавательных интересов и способностей
- умение применять полученные знания на практике
Задачи:
1. Развивать представления учащихся о познаваемости мира , единстве живой и неживой природы, представление о химических веществах, необходимых для сельского хозяйства.
2. Совершенствовать экологическую культуру школьников, умение грамотно применять химические знания в повседневной жизни.
3. Сформировать у обучающихся представление о роли химии в решении экологических проблем на современном этапе.
Основные методы:
Чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов и докладов, выполнение экспериментальных работ, творческая работа.
Основные формы:
Лекции, беседы, дискуссии, практические работы.
Содержание курса
(34 часа, 1 час в неделю)
1.Введение(2ч).
Химия и проблемы окружающей среды. Мониторинг состояния
окружающей среды.
2 Экология и химизации сельского хозяйства (12ч)
Почвенные ресурсы, их использование и охрана. Почва, пути изучения ее агрохимических свойств. Изучение поглотительной способности почвы. Понятие о кислотности почвы.
Практическая работа №1. Определение кислотности почв.
Соединения азота в почве, азот в жизни растений. Азотные удобрения. Круговорот азота в природе.
Практическая работа №2. Расчет доз азотных удобрений.
Соединения фосфора в почве, фосфор в жизни растений.
Практическая работа №3. Расчет доз фосфорных удобрений .
Калийные удобрения, калий в жизни растений.
Практическая работа №4. Расчет доз калийных удобрений.
Удобрения и их влияние на природу. Хранение минеральных удобрений
Способы, нормы и сроки внесения удобрений в почву
Химические средства защиты растений.
Экология и основные направления химизации и сельского хозяйства.
Вода и водные ресурсы на Земле. Значение воды в жизни человека. Источники загрязнения воды и меры борьбы с ними. Технология очистки воды и ее перспективы. Рациональное использование и охрана водных ресурсов.
5. Химическая промышленность и окружающая среда (2ч.)
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность. Очистка окружающей среды от нефтяного загрязнения.
6. Металлы и окружающая среда (3ч.)
Металлы (калий, натрий, магний, кальций, железо), их роль в живых организмах. Тяжелые металлы и их влияние на растения, животных и человека. Коррозия металлов – причина и следствие загрязнения окружающей среды.
7.Неметаллы и окружающая среда (2ч.)
Соединения азота и их влияние на живые организмы. Соединения серы, и фосфора и их влияние на живые организмы.
8.Организация охраны природы в России(3ч.)
Экологические проблемы России. Презентация работ обучающихся Подведение итогов и анализ работы кружка за год.
Тематическое планирование.
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
1
Введение
2
2
Экология и химизации сельского хозяйства.
12
3
Воздух и его охрана.
5
4
Вода и ее охрана.
5
5
Химическая промышленность и окружающая среда.
2
6
Металлы и окружающая среда.
3
7
Неметаллы и окружающая среда.
2
8
Организация охраны природы в России.
3
Итого:
34
Календарно-тематическое планирование.
№
п/п
Тема
Количество часов
Дата проведения
Примечание
По плану
По факту
Введение.
2
1
Химия и проблемы окружающей среды.
1
2
Мониторинг состояния окружающей среды.
1
Экология и химизации сельского хозяйства.
12
3
Почвенные ресурсы, их использование и охрана.
1
4
Почва, пути изучения ее агрохимических свойств
1
5
Изучение поглотительной способности почвы.
1
6
Понятие о кислотности почвы. Практическая работа №1. Определение кислотности почв.
1
7
Соединения азота в почве, азот в жизни растений.
1
8
Азотные удобрения. Круговорот азота в природе. Практическая работа №2. Расчет доз азотных удобрений.
1
9
Соединения фосфора в почве, фосфор в жизни растений. Практическая работа №3. Расчет доз фосфорных удобрений .
1
10
Калийные удобрения, калий в жизни растений. Практическая работа №4. Расчет доз калийных удобрений.
1
11
Удобрения и их влияние на природу. Хранение минеральных удобрений
1
12
Способы, нормы и сроки внесения удобрений в почву
1
13
Химические средства защиты растений.
1
14
Экология и основные направления химизации и сельского хозяйства.
Рациональное использование и охрана водных ресурсов.
1
Химическая промышленность и окружающая среда.
2
25
Нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность.
1
26
Очистка окружающей среды от нефтяного загрязнения.
1
Металлы и окружающая среда.
3
27
Металлы (калий, натрий, магний, кальций, железо), их роль в живых организмах.
1
28
Тяжелые металлы и их влияние на растения, животных и человека.
1
29
Коррозия металлов – причина и следствие загрязнения окружающей среды.
1
Неметаллы и окружающая среда.
2
30
Соединения азота и их влияние на живые организмы
1
31
Соединения серы, и фосфора и их влияние на живые организмы
1
Организация охраны природы в России.
3
32
Экологические проблемы России.
1
33-35
Презентация работ обучающихся.
1
36
Подведение итогов и анализ работы кружка за год
1
Итого:
34
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
В результате изучения данного элективного курса по химии ученик должен:
знать /понимать
- классификацию удобрений, их химический состав и свойства,
- экологические и медицинские проблемы, связанные с их применением;
- признаки, условия и сущность химических реакций
уметь
- проводить химический эксперимент по определению кислотности почв и
минеральных удобрений
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с
использованием различных источников.
- работать с различными источниками информации.
- анализировать результаты своей работы
Методические рекомендации.
Для успешной работы по данному элективному курсу необходимо, чтобы учащиеся владели прочными знаниями в рамках школьной программы химического образования, важнейшими вычислительными навыками Обучение учащихся целесообразно вести на основе обобщения и переноса их знаний и умений, полученных ранее. Основные приоритеты методики изучения элективного курса таковы:
учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся
интерактивность (работа в малых группах, тренинги);
личностно-деятельный и субъектный подход (большее внимание к личности учащегося, а не к целям учителя, равноправное их взаимодействие).Ведущее место при изучении курса следует отвести методам поискового характера, стимулирующего познавательную активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы.
Курс нацелен на развитие способностей школьников оценивать воздействие продуктов химической промышленности на природу, учит рациональному природопользованию.
Рассмотрение теоретических вопросов в начале курса дает учащимся возможность более осознанно изучать химию элементов и их соединений, позволяет реализовать принципы развивающего обучения и организовать самостоятельную деятельность школьников по установлению взаимосвязей элементов знаний. Значительное число химических фактов позволяет подвести учащихся к их поэтапной систематизации и обобщению изученных вопросов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Заев П.П.Общее земледелие и почвоведение - Л.: Колос 2007.
2. Беспамятов Г.П. Кротов Ю.А. Предельно допустимые концентрации
химических веществ в окружающей среде. Л.: Химия 2007.
3. Литвак Ш.И. Азот, калий и фосфор на службе урожая. М.
Просвещение, 2006
4 . Очкин А.В. Химия защищает природу-М., Просвещение, 2005
5. Смирнов П.М., Муравин Э.А. Агрохимия, М., Агропромиздат, 2006
6. СоколовА Т.А. Дронова Т.Я.Изменение почв под влияние кислотных
выпадений. М. ,МГУ,2005
7. Сергеев Е.М. Кофф Г.Л. Рациональное использование и охрана
окружающей среды. М. ,МГУ,2007
8. Никитин ДВ, Новиков Ю.А. Окружающая среда и человек. , М.,