Просмотр содержимого документа
«Химический брейн - ринг»
ХИМИЧЕСКИЙ БРЕЙН-РИНГ
Цели:
1. Продолжить развитие логического мышления, умения использовать теоретические знания в новых ситуациях.
2. Приобщить учащихся к чтению учебной, научной, научно-популярной литературы.
3. Развивать творческие возможности учеников.
4. Продолжить формирование научного мировоззрения, воспитание любознательности, наблюдательности, внимательности.
Девиз: «Химик требуется ни такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся». (М.В. Ломоносов)
Оборудование:
-компьютер,
-проектор,
-портреты ученых химиков,
-модели кристаллических решеток,
-выставка литературы из серии «Занимательная химия».
Технология игры: (по принципу телевизионной игры «Своя игра» в форме презентации через программу Power Point). Из учащихся 9-х классов выбираются две команды по 7 человек (можно команду девочек и команду мальчиков), один из которых назначается капитаном команды. Дается домашнее задание: придумать название команды, девиз, приветствие, эмблему. Ведет игру ученик 11-го класса.
План игры
1. Вступительное слово ведущего.
2. I тур: Представление команд – соперниц, название и девиз команды, эмблема.
3. II тур: Блиц – турнир.
4. III тур: Конкурс капитанов.
5. IV тур: Домашнее задание.
6. Подведение итогов.
Сценарий игры.
Ведущий: Сегодня мы с вами проверим свои знания и умения по химии в форме игры, отвечая на вопросы химических процессов.
Учитель химии:
Без химии жизни, поверьте, нет,
Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем,
В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим,
Едим, спим, с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем
С химией мы бок о бок живем!
Так что вы без нее пропадете,
Если значение ее не поймете!
Ведущий: А чтобы больше и лучше все знать,
Надо химию понять.
Сегодня играют: сборная команда девушек 9-х классов и сборная команда юношей 9-х классов.
Судит нашу игру очень компетентное жюри: победители районных и школьных олимпиад по химии.
Итак, начинаем первый тур нашей игры: капитаны команд представляют название, девиз, и эмблему команды.
Ведущий: Переходим ко второму туру игры: команды по очереди выбирают вопросы из четырех номинаций (атомы и химические соединения, строение вещества, химические соединения, тепловые явления).
Вопросы отличаются по степени сложности: два, три, четыре и пять баллов.
Атомы и химические элементы
2
3
4
5
Строение вещества
2
3
4
5
Химические соединения
2
3
4
5
Гидролиз солей
2
3
4
5
Перечень вопросов:
1. Атомы и химические элементы
-2 балла: Атом водорода обладает минимальной энергией, когда его электронное облако соответствует состоянию:
а) 4s б) 2р в) 1sг) 3d
- 3 балла: Форму атомной орбитали определяет:
а) магнитное квантовое число;
б) орбитальное квантовое число;
в) главное квантовое число;
г) спиновое число.
- 4 балла: Какова общая формула гидроксидов щелочноземельных металлов?
а) МеН б) МеН3в) МеН2 г) МеН4
-5 баллов: Какие вещества используют в доменной печи в качестве флюсов при производстве чугуна?
-4 балла: С учетом гидролиза отметьте формулы солей, в водных растворах которых число катионов металла в точности равно числу анионов кислотного остатка:
а) NaCl; б) CH3COONa; в) KNO3; г)CuSO4.
-5 баллов: Пренебрегая гидролизом, укажите, для каких солей в водном растворе число катионов металла в 1,5 раза меньше числа анионов:
Ведущий: Переходим к следующему туру нашей игры. Это конкурс капитанов. По итогам предыдущего тура, игру начинает капитан лидирующей команды. Капитаны команд по очереди исключают любую из пяти строк, так чтобы в итоге осталась только одна строка.
Капитаны рассаживаются за отдельные компьютеры и работают.
1. Оксиды. С какими веществами реагирует СаО, не реагирует P2O5?
а) вода ; б) соляная кислота; в) гидроксид К; г) углекислый газ.
2. Кислоты. В каком ряду все вещества, формулы которых приведены ниже, реагируют с соляной кислотой?
а) Zn, Fe(OH)2, KNO3.
б) CuO, Ba(OH)2, K2CO3.
в) CO, K2O, Ag.
г) AgNO3, NH3CO1
3. Соли. Выберите формулу гидроксосульфата Fe (III):
5. Металлы. Какими металлами могут восстанавливаться катионы водорода в водном растворе кислоты?
а) железо б) золото в) ртуть г) цинк
Ведущий:
Пока капитаны работают, переходим к проверке домашнего задания. Каждая команда заранее получила творческое задание: в виде сценки, пантомимы, песни, стихотворения и т.д. представить свою команду.