Брейн-ринг «Химия элементов и их соединений в художественной литературе» Внеурочное мероприятие для 8- 11 классов.
Брейн-ринг «Химия элементов и их соединений в художественной литературе» Внеурочное мероприятие для 8- 11 классов.
Заинтересовать ученика, привить любовь к своему предмету, не оставить ни одного учащегося равнодушным науроке. Современная методика обучения химии включает различные методические приемы, направленных на развитие у учащихся познавательного интереса к изучению, - использование занимательных экспериментальных и нестандартных задач, технических средств обучения. Большую помощь в развитии творчества и эмоциональных качеств учащихся, может оказать художественная литература, которая способствует так же осуществлению межпредметной связи. Методика использования художественной литературы разнообразна: к фрагментам литературных произведений можно обращаться при объяснении нового материала, в качестве упражнения при опросе или в процессе обобщения и повторения пройденной темы. Задания могут быть различными – найти ошибку в объяснении явления, которое дано автором произведения, или ответить на вопрос, о каком явлении идет речь, осуществить цепочку превращений и т.д.
Авторский медиапродукт: наглядная презентация “ Химия элементов и их соединений в художественной литературе ”, созданная в редакторе POWER POINT.
Цель урока: показать учащимся значение химии в современной жизни, интеграцию межпредметных связей химия – литература
Задачи урока.
Образовательные
Стимулировать потребность в практическом использовании литературных образов в различных сферах деятельности.
Расширение и обобщение знаний об основных понятиях химии, химических реакциях и химической символике, применение навыков анализа художественного текста и произведений других видов искусства, способствующих формированию аналитического мышления учащихся.
Развивающие
Развивать внимание, память, эрудицию, творческие способности
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
Воспитательные
Воспитать в учащихся чувство прекрасного и умение находить прекрасное вокруг себя
Воспитание отношения к химии и литературе как одним из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Оборудование:
ПК и видеопроектор;
Прибор для брейн-ринга (с кнопками 2х цветов и фонариками 3х: желтый показывает фальстарт, 2 цвета – команды)
Подготовка: игру можно проводить с большим количеством учащихся.
Выбор команды из 4-6 человек оставить за учащимися. Они готовят название, девиз и эмблему. Для отборочного тура готовят карточки 5 * 10 одного цвета с указанием команды и номера вопроса, количество до 20 штук.
Первый тур – общий для всех из 5 вопросов, по результатам отсеиваются те команды, которые набрали меньше всего баллов. Они переходят в разряд зрителей, которые могут давать ответы только в том случае, если команды не знают ответ.
Второй тур – выбор полуфиналистов, игра до 3 очков, между командами с равными баллами за общий тур. Таких туров может быть несколько, до выбора 4 команд.
Третий тур – выбор финалистов, игра до 3 очков.
Четвертый тур – игра победителей до 3 очков.
Проблемные вопросы:
Как вы считаете, есть ли точки соприкосновения между литературой и химией? Приведите примеры.
Как вы понимаете словосочетание «Химизация поэзии»?
Как и для чего авторы используют знания химических явлений в прозе?
Допускают ли авторы художественных произведений неточности при описании химических процессов? Приведите примеры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Брейн-ринг «Химия элементов и их соединений в художественной литературе» Внеурочное мероприятие для 8- 11 классов. »
Брейн-ринг
«Химия элементов и их соединений в художественной литературе»
Внеурочное мероприятие для 8- 11 классов.
Заинтересовать ученика, привить любовь к своему предмету, не оставить ни одного учащегося равнодушным науроке. Современная методика обучения химии включает различные методические приемы, направленных на развитие у учащихся познавательного интереса к изучению, - использование занимательных экспериментальных и нестандартных задач, технических средств обучения. Большую помощь в развитии творчества и эмоциональных качеств учащихся, может оказать художественная литература, которая способствует так же осуществлению межпредметной связи. Методика использования художественной литературы разнообразна: к фрагментам литературных произведений можно обращаться при объяснении нового материала, в качестве упражнения при опросе или в процессе обобщения и повторения пройденной темы. Задания могут быть различными – найти ошибку в объяснении явления, которое дано автором произведения, или ответить на вопрос, о каком явлении идет речь, осуществить цепочку превращений и т.д.
Авторский медиапродукт: наглядная презентация “ Химия элементов и их соединений в художественной литературе ”, созданная в редакторе POWER POINT.
Цель урока: показать учащимся значение химии в современной жизни, интеграцию межпредметных связей химия – литература
Задачи урока.
Образовательные
Стимулировать потребность в практическом использовании литературных образов в различных сферах деятельности.
Расширение и обобщение знаний об основных понятиях химии, химических реакциях и химической символике, применение навыков анализа художественного текста и произведений других видов искусства, способствующих формированию аналитического мышления учащихся.
Развивающие
Развивать внимание, память, эрудицию, творческие способности
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей самостоятельного приобретения и применения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями.
Воспитательные
Воспитать в учащихся чувство прекрасного и умение находить прекрасное вокруг себя
Воспитание отношения к химии и литературе как одним из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры.
Оборудование:
ПК и видеопроектор;
Прибор для брейн-ринга (с кнопками 2х цветов и фонариками 3х: желтый показывает фальстарт, 2 цвета – команды)
Подготовка: игру можно проводить с большим количеством учащихся.
Выбор команды из 4-6 человек оставить за учащимися. Они готовят название, девиз и эмблему. Для отборочного тура готовят карточки 5 * 10 одного цвета с указанием команды и номера вопроса, количество до 20 штук.
Первый тур – общий для всех из 5 вопросов, по результатам отсеиваются те команды, которые набрали меньше всего баллов. Они переходят в разряд зрителей, которые могут давать ответы только в том случае, если команды не знают ответ.
Второй тур – выбор полуфиналистов, игра до 3 очков, между командами с равными баллами за общий тур. Таких туров может быть несколько, до выбора 4 команд.
Третий тур – выбор финалистов, игра до 3 очков.
Четвертый тур – игра победителей до 3 очков.
Проблемные вопросы:
Как вы считаете, есть ли точки соприкосновения между литературой и химией? Приведите примеры.
Как вы понимаете словосочетание «Химизация поэзии»?
Как и для чего авторы используют знания химических явлений в прозе?
Допускают ли авторы художественных произведений неточности при описании химических процессов? Приведите примеры.
Ход мероприятия
Кто б ни был ты, прекрасный гений, Твои творения окажутся пустыми, Когда ты будешь сух и нелюдим. И знай, тебе скажу без наставлений, Будь ты биолог, физик или химик – Ты должен быть искусством вдохновим. Не станешь ты творцом открытий разных, Не сможешь воплотить свои мечты, Когда к литературе безучастен, Поэзию не понимаешь ты.
Общие вопросы:
1.О каком веществе говорит в своих строках В. Шаламов
«Я пью его в мельчайших дозах, На сахар капаю раствор, А он способен бросить в воздух Любую из ближайших гор.» (нитроглицерин)
2. Кто автор романа «С Земли на Луну», изданного в 1865 году – за 103 года до первого реального полета человека на Луну. Предсказания, сделанные в этой книге, не могут не поражать. Так, экипаж вымышленного снаряда (как и экипажи американского корабля «Аполлон») состоял из трех человек. Местом старта он выбрал Флориду и разместил «космодром» недалеко от мыса Канаверал (французский писатель Жюль Верн)
3. Константин Паустовский в одном из своих рассказов описывает, как белогвардейцы пытались уничтожить партизан, скрывавшихся в керченских каменоломнях. Заливая по трубам в шахты серную кислоту, они вызывали реакцию выделения вещества, которое при концентрации свыше 4% вызывает отравление, нарушение двигательных и речевых функций, а при концентрации свыше 10% - смерть от паралича дыхательного центра. О каком веществе речь? (углекислый газ, из известняка)
4. Что помогает найти нужную книгу в библиотеке? (картотека, разделители, алфавитка)
5. Назовите автора и произведение о небольшом металлическом изделии, совершившем умопомрачительное путешествие с приключениями? (Г. Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»
Вопросы для тура
Слайд 2
Антуан Де Сент – Экзюпери. «Планета людей» писал об этом веществе: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь». О каком соединении идет речь? (о воде)
Слайд 3
А.С.Пушкин "И дале мы пошли - и страх обнял меня..
Тогда услышал я (о диво!) запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яицо,
Иль карантинный страж курил жаровней серной.
О каком соединении серы идет речь? (сероводород)
О каком известном русском ученом эти строки А. С. Пушкина?
Юношей, светлой надеждой манимым,
Зимнею ночью, тайком,
С севером смело расставшись родимым,
Отчий покинул он дом.
Труден, пустынен был путь до столицы,
Долго он брел… И вдали
Стены зубчатые, башни, бойницы
Путника взор привлекли,
Встала Москва перед ним: золотые
Главы соборов горят,
Алой морозною мглой повитые
Высятся кровли палат.
Гулко разносится звон колокольный,
Словно пришельца зовет.
Радостно внемля призыв богомольный,
Смело пошел он вперед.
Начал под эти гудящие звуки
Дальнего севера сын
Жадно умом погружаться в науки,
В тайну их вечных глубин. (Ломоносов М. В.)
Слайд 4
Слайд 5
Если верить древнему историку, во времена походов А. Македонского в Индию офицеры его армии страдали желудочно-кишечными заболеваниями реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот посуда разная. Из какого металла она была изготовлена?
Слайд 6
«Сайрес Смит готов был изготовить порох, так как в его распоряжении были селитра, сера и уголь, но выделка его требует особой тщательности и без специальных приспособлений трудно получить порох хорошего качества.
Как называется произведение Жюля Верна? ( Таинственный остров)
Слайд 7
«Это ярче глаз Багиры, - сказал Маугли..». О каком камне упоминает Р. Киплинг? (рубин, АЛ2О3)
«Да! Это была собака, огромная, черная как смоль. Но такой собаки еще никто из нас смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте». Кто автор произведения?
Был ли он прав с точки зрения химии? ( А. К. Дойль «Собака Баскервилей», нет белый фосфор - ядовит)
Слайд 8
Какой великий русский поэт часто упоминал в своих стихах такие благородные Металлы, как серебро, золото, медь?
«Белая береза под моим окном
принакрылась снегом, точно серебром.
И горят снежинки в золотом огне…» (Есенин С.)
Слайд 9
Какой великий русский поэт часто упоминал в своих стихах такие благородные Металлы, как серебро, золото, медь?
…. «Ночевала тучка золотая,
на груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
по лазури весело сверкая…» (Лермонтов М.)
Слайд 10
Из какого произведения эти строки?
Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальёт, да ещё такая мастерица: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, положит в неё угольки да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальёт в него воды, а вода–то знай проходит сквозь песок да сквозь угли и капает в кувшин чистая, словно хрустальная.
«Ну нет, -возразил Базаров.- Кусок мяса лучше куска хлеба, даже с химической т.зрения. -А вы занимаетесь химией? Это моя страсть. Я даже сама выдумала мастику. - Мастику? Вы? – да я. И знаете ли, с какой целью? Куклы делать, головы, чтобы не ломались. Я ведь тоже практическая. Но все это еще не готово. Нужно еще Либиха почитать.» (И. Тургенев «Отцы и дети»)
Слайд 12
Слайд 13
Ю. Кузнецов «Тайна Черного моря».
Трясся Крым 28 года,
и ставало море на дыбы,
испуская к ужасу народов,
огненные серные столбы.
Все прошло. Опять гуляет пена,
но с тех пор все выше и плотней
сумрачная серная геена
подступает к днищам кораблей.
О каких соединениях идет речь? (сероводород, растворы солей в воде, оксиды серы)
Какой великий русский поэт часто упоминал в своих стихах такие благородные Металлы, как серебро, золото, медь?
Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса… » (Пушкин А. С.)
Слайд 14
Слайд 15
Какому русскому поэту принадлежат слова? В таблице Менделеева трудно найти какой-либо иной элемент, с которым так неразрывно связалась бы жизнь всего человечества. Нет другого элемента, при участии которого проливалось бы так много крови, терялось бы столько жизней, происходило бы столько несчастий.
Век девятнадцатый железный, Воистину железный век, Тобою в мрак ночной, беззвездный Беспечный брошен человек. (Блок А.)
Слайд 16
Юрий Кузнецов «Мне приснилась иная печаль».
Мне приснилась иная печаль Про седую дамасскую сталь. Я увидел, как сталь закалялась, Как из юных рабов одного Выбирали, кормили его, Чтобы плоть его сил набиралась. Выжидали положенный срок, А потом раскаленный клинок В мускулистую плоть погружали, Вынимали готовый клинок. Крепче стали не видел Восток, Крепче стали и горше печали.
На основе каких элементов создано это оружие? (железо, углерод)
Слайд 17
Послушайте отрывок из романа М.Шолохова “Тихий Дон”. “На рассвете 3 октября немцы, употребив удушливые газы, отравили три батальона 256-го полка и заняли первую линию наших окопов…
Валет, клацнув зубами, отпрыгнул, и на то место, где секунду назад стояли его ноги, спиленным деревом упал стоявший под сосной человек. Они перевернули его лицом вверх и тут только догадались, что под сосной нашел себе последний приют этот отравленный газами, бежавший от смерти, которую нес в своих легких, солдат одного из трех батальонов 256-го пехотного полка. Рослый, широкоплечий парень, он лежал, вольно откинув голову с лицом, измазанным при падении клейкой грязью, с изъеденными газом, разжиженными глазами, из стиснутых зубов его черным глянцевидным бруском торчал пухлый, мясистый язык.
Пойдем. Пойдем ради бога! Пусть он себе лежит, - шепнул товарищ, дергая Валета за руку.
Они пошли и сейчас же наткнулись на второй труп. Мертвые стали попадаться чаще. В нескольких метрах отравленные лежали копешками, иные застыли, сидя на корточках, некоторые стояли на четвереньках – будто паслись, а один, у самого хода сообщения, ведущего во вторую линию окопов, лежал, скрючившись калачиком, засунув в рот искусанную от муки руку”.
О каком газообразном веществе идет речь? (хлор)
Слайд 18
В “Повести временных лет” - летописном своде событий, составленном в Киеве, - описание похода князя Игоря заканчивается словами очевидцев: “Словно молнию…которая на небе, греки имеют у себя и пускали ее сжигая нас, поэтому мы и не одолели их”. Дружинники князя защищались от “греческого огня” мокрыми воловьими шкурами, кожаными щитами, но терпели поражение. Горящая смесь выбрасывалась греками через медные трубы, установленные на бортах византийских кораблей. Состав этой смеси греки держали в тайне.
Из каких веществ состояла эта зажигательная смесь? (смесь сырой нефти, серы и масла)
Слайд 19
В сказках Бажова часто рассказывается об этих изделиях. Выполнены они из химического соединения, один из видов минерала - соли. Какой металл в ее основе? (малахит,медь)
Из какого произведения Ганса Христиана Андерсена эти строки?
«В открытом море вода синяя, как лепестки красивейших васильков, и прозрачная, как тончайшее стекло. Сильная качка трепала огромный корабль, а ветер мчал его по бушующим волнам. Вокруг вырастали высокие черные водяные горы, грозившие сомкнуться над мачтами, но корабль, как лебедь, падал в бездну между водяными стенами, потом снова взлетал на валы, громоздящиеся друг на друга. »
Слайд 20
Слайд 21
Пока жюри подводит итоги, я закончу мероприятие словами Степана Щипачева
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все - от песчинок малых, до планет —
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий,
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Подведение итогов. Обсуждение вопросов и ответов. Впечатления.