в описании опытов даны необходимые реактивы и оборудование.
Подготовка к мероприятию: до начала мероприятия были распределены роли между учащимися, все опыты были заранее проделаны.
Литература:
Г. П. Хомченко, Ф.П. Платонов, И.Н. Чертков Демонстрационный эксперимент по химии. Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978.
Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ Б.Д. Степин, Л.Ю. Аликберова. – М.: Дрофа, 2006.
М. ЮГорковенко. Поурочные разработки по химии: 8класс.- М.: ВАКО, 2007.
МАКСИМ: Доброе утро всем гостям!
ЮЛЯ:.И зрителям нашего зала!
МАКСИМ: А ты знаешь Юль, что сегодня происходит? Ну конечно же, ты даже не подозреваешь, что событие, о котором мы так долго говорили, наконец то свершилось и в нашем зале начинается обзор в историю химии.
ЮЛЯ: Максим я слышала о новом веянии, но не ожидала что оно произойдет именно сегодня.
МАКСИМ: Ты совсем в последнее время отстала от жизни но, несмотря на это, я хочу, что бы сегодня всё прошло без скуки. Вы слышите, эту волшебную, эту дивную мелодию?
ЮЛЯ: Что-то я ничего не слышу!
МАКСИМ: Не может быть, ты не эстет Юля. Я уже давно слышу эту мелодию, и в моей душе рождаются стихи.
Вижу, что-то тут искрится.
Вижу, что-то тут дымит
Это химия родная
И химический наш хит.
ЮЛЯ: Да, Максим после таких стихов должна звучать только хорошая песня. И сегодня для вас поёт Н.Королёва «Маленькая страна».
Маленькая страна. ( ЯСЯ – 6 класс )
1. Есть в нашей школе в лабораторной
Маленькая страна,
Там где приборы и кислоты
ждут все начало дня,
Там чудо химия искрится
В ней зла и горя нет
Всем этим правит наш учитель
И дарит знания всем.
Припев:
Маленькая страна,
Маленькая страна
Там, где приборы и кислоты
ждут все начало дня.
2. Эта страна мне только снится
Стоит закрыть глаза
Вижу, учитель наш заходит
Из коридора
Нас приветствовав садится
За невысокий стол
И как обычно начинает задавать вопросы.
Припев:
Маленькая страна,
Маленькая страна
Там, где приборы и кислоты
ждут все начало дня.
МАКСИМ: А ты помнишь- химия, пробирки, опыты, реакции.
ЮЛЯ: Да, мы любили этот урок.
МАКСИМ: Нет, все таки раньше люди были как-то ближе к химии. Учили, решали, получали что-то.
ЮЛЯ: Свое начало она берет в глубокой древности. Именно в тот период, первобытные люди начали пользоваться ее ресурсами и знаниями. Поэтому, химию считают одной из древнейших дисциплин.
МАКСИМ: Сейчас знания химии очень широко используются в медицине, в пищевой промышленности, в сельском хозяйстве и т.д. Не существует ни одной отрасли, где бы химия не принимала участие или не внесла свой вклад в развитие.
ЮЛЯ: Химия — наука древняя. Ее начало теряется в глубине веков. Первые достоверные сведения о зачатках химии у древних культурных народов.
МАКСИМ: В первую очередь это народы дальнего Востока и народы, населяющие берега Средиземного моря: египтяне, финикийцы, евреи, персы, вавилоняне, а затем арабы, греки и римляне.
ЮЛЯ: Какими же химическими знаниями обладали египтяне?
МАКСИМ: Перенесемся в эпоху существования Египта
ЮЛЯ: В Древнем Египте особая роль отводилась змеям.
МАКСИМ:Змеи являлись носителями как доброго, так и злого начала. Старая египетская сказка рассказывает о бессмертном змее, стерегущем чудесную книгу на дне моря. Апоп— в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, враг богасолнцаРа. Когда ночью солнце- Ра начинает плавание по подземному Нилу, Апоп, желая погубить его, выпивает из реки воду. В сражении с Апопом (каждую ночь) Ра выходит победителем.
ОПЫТ «ФАРАОНОВЫЕ ЗМЕИ» (глюконат кальция, сухое горючее, спички)
(Смирнова Яна, Давыденко Кристина).
( ПОКАЗ СЛАЙДОВ)
ЮЛЯ: Больше других о веществах и их превращениях знали отдельные представители египетского народа (преимущественно жрецы).
МАКСИМ: Приведя в определенную систему наблюдения и сведения об известных материалах, они научились бальзамировать трупы фараонов, изготавливать краски, средства парфюмерии и косметики, гончарные и стеклянные изделия, освоили производство папирусов и склеивали их клеем, готовили вина, ячменный напиток (аналог пива) и уксус. Кстати, мы тоже можем получить из воды «вино» и даже осуществить обратное превращение.
Сценка «В лаборатории алхимика» (Толстов Никтита, Петров Антон, Носко Виктория).
(Лаборатория алхимика заставлена приборами. Алхимик измельчает в ступке вещество (можно взять мел), ученик ему помогает)
НИКИТА: Радуйся, сын мой, сочетание светил на небе весьма благоприятно для нашей работы! Разжигай очаг и поторопись с остальными приготовлениями.
АНТОН: У меня все готово, учитель. (Стук в дверь) Но к вам пришли. Гостья хочет вас видеть.
НИКИТА: Что привело вас в эту скромную обитель науки? Чем могу быть вам полезен?
ВИКТОРИЯ: Меня привели разговоры о ваших научных подвигах, о великий доктор алхимии. Я хотела бы познакомиться с вами и вашими достижениями.
НИКИТА: Людская молва преувеличивает мою славу, девушка! Я лишь скромный служитель действительно великой науки. Не будем, однако, терять время, что вас интересует?
ВИКТОРИЯ: Скажите, уважаемый, что это за палочка у вас в руках?
НИКИТА: О, это замечательная палочка. С ее помощью я могу превращать воду в вино и сотворить много других чудес.
ВИКТОРИЯ: Воду в вино превращать? Так я вам и поверила!
НИКИТА: Осмеливаешься не верить мне, доктору алхимии, которого знает весь мир! ( ученику) Дай мне стакан воды!
( В стакан налита щелочь, палочка смочена в фенолфталеине. После размешивания раствор становится малиновым.)
ОПЫТ «ВОЛШЕНЫЙ СТАКАН» (гидрооксид натрия, стеклянная палочка, фенолфталеин, бокал)
(Толстов Никита)
НИКИТА: Ну, теперь веришь?
ВИКТОРИЯ:( рассматривает жидкость ) Странно…
НИКИТА: Ты, я вижу, не прочь попробовать его на вкус? Сейчас мы приготовим из воды более подходящий для тебя напиток.
(Берет стакан со щелочью и приливает из другого стакана раствор хлорида кальция)
ВИКТОРИЯ: Смотрите, получилось молоко!
НИКИТА: Этот напиток подходит для вас больше, чем вино. Правда, получилось его маловато. Ученику (передает стакан с «вином» ). Преврати это вино в молоко и будет вам по стакану.
ВИКТОРИЯ: Ну вот, получилась вода, а обещали молоко! Тоже мне, алхимик!
НИКИТА: Ты усомнился в моих способностях? Это произошло потому, что я не прикоснулся волшебной палочкой!
ВИКТОРИЯ: Я слышала, что своей волшебной палочкой вы управляете стихиями : водой, землей, воздухом, огнем. Неужели это правда?
НИКИТА (читает гимн огню).
Огонь очистительный,
Огонь роковой,
Красивый,властительный,
Блестящий, живой!
Ты меняешься вечно,
Ты повсюду - другой.
Ты красный и дымный
В клокотанье костра.
О красивый Огонь, я тебе посвятил все мечты!
ОПЫТ С ОГНЕМ ( перманганат калия, сульфатная кислота, вода).
(Толстов Никита)
ЮЛЯ: Еще одна область, где египтяне достигли большого совершенства, - это красители. да еще какие! Тысячи лет прошло с тех пор, как были окрашены в Египте предметы, а краски до сих пор сохранили свою яркость и прочность.
( МОДЕЛЬ НАКРАШЕННАЯ )
(Кокорева Ангелина)
АНГЕЛИНА:Нет, не подыскивай красивых слов. Скажи - прощай, и все. В те времена, Когда у нас просил ты позволенья Остаться здесь, - ты был красноречив. В моих губах, в глазах ты видел вечность, Блаженством был изгиб моих бровей, Я с головы до ног была небесной. Но я осталась той же - значит, ты, Ты, величайший полководец мира, Лжецом стал величайшим.
МАКСИМ: Персы, как писал греческий историк Геродот, умели добывать золото, серебро, железо, выделывать шкуры зверей. Искусство окрашивания тканей они переняли у индусов.
ОПЫТ «УЗОРЫ НА БЕЛОЙ ТКАНИ» (ткань, резинка, стакан, красители, пипетка, медицинский спирт, перманентные маркеры 3 цвета).
( Гончарова Валерия, Чуяс Диана)
ЮЛЯ: Теперь несколько слов о народах дальнего Востока. Этим народам также не чужда химия.
МАКСИМ: Наиболее крупный вклад в развитие материальной культуры был, бесспорно, вложен народами, населяющими территорию Китая.
ЮЛЯ: В начале II века в Китае была изобретена бумага, которую изготавливали сначала из коры деревьев, шелковой ваты или шелковых очесов, оставшихся от производства.
МАКСИМ: Позднее на юге Китая для изготовления лучших сортов бумаги стали употреблять побеги бамбука и тростника.
ЮЛЯ: Широкое распространение получили у них и естественные красители. В Китае очень успешно развивалась лекарственная химия, были изобретены тушь и лаки. Ко всему сказанному надо добавить, что в Китае зародилось учение об элементах и представление о частичках первичной Материи.
ОПЫТ «ГОРЕНИЕ БАНКНОТ» (сухое горючее, спички, деньги, спирт, тигельные щипцы).
(Кокорева Ангелина)
МАКСИМ: Химические познания индийцев и сейчас вызывают изумление. Они владели значительными химическими знаниями.
ЮЛЯ: Знаменитый краситель индиго служил им и для живописи, и для окрашивания тканей. Они даже печатали рисунки на тканях, а в Европе этот способ был применен только в XV в.
МАКСИМ: В священных книгах – ведах, – относящихся к этому периоду, упоминается об удобрениях, многих лекарствах. Очень интересно упоминание о ракетах, которыми стреляли из бамбуковых стволов. Во II в. до н. э. индусы использовали для приготовления лекарств азотную, соляную и серную кислоты.
ОПЫТ «ПРОЯВЛЕНИЕ НА БУМАГЕ» (сухое горючее, спички, тигельные щипцы, бумага, сульфатная кислота, стеклянная палочка).
(Носко Виктория, Дьяченко Валерия)
ЮЛЯ: Кончился древний период химии, период очень интересный по своим открытиям и накоплению знаний, и наступил новый, так называемый «период алхимии».
МАКСИМ: В этом периоде основным направлением работы алхимиков стал поиск «философского камня», якобы способного превращать любой металл в золото или серебро.
ЮЛЯ: Несмотря на несбыточность такой идеи, эта тема до сих пор привлекает умы человечества. Многие писатели так или иначе обращаются в своих произведениях к этой удивительной эпохе становления химии.
МАКСИМ: Вспомните хотя бы известного Гарри Поттера. Дошедшие до нас сочинения большинства средневековых алхимиков написаны настолько туманным языком, а химия в них так переплетена с мистикой, что часто их совершенно невозможно расшифровать.
ЮЛЯ: Но тем не менее некоторые превращения алхимии мы с вами можем воспроизвести.
(К 200 мл насыщенного раствора медного купороса добавляют 1 мл серной кислоты. Берут нож, почищенный наждачной бумагой. Опускают нож на несколько минут в раствор медного купороса, вынимают, ополаскивают его и сейчас же насухо протирают полотенцем. Нож становится "золотым".)
МАКСИМ: Римляне немного создали оригинального в области химии. Но зато они замечательно умели использовать все химические открытия, сделанные народами обширнейшей Римской империи.
ЮЛЯ: Римляне позаимствовали технологию виноградарства и виноделия у греков.
МАКСИМ: В римское время производство вина еще более возросло, а в императорскую эпоху виноделие распространилось по всем провинциям империи.
ЮЛЯ: В этот период наиболее ценились греческое хиосское вино и италийское фалернское.
МАКСИМ: Все в жизни течет и изменяется. Наш возраст, наши друзья.
ЮЛЯ: То, что было вчера вашей верой и непреложной земной истиной, сегодня рушится. Теперь у вас совсем другие взгляды на многие вещи.
МАКСИМ: Я думаю, что это очень хорошо. Значит, человек мыслит, творит, находит, побеждает, разочаровывается, отступает и вновь стремится к вершинам.
ЮЛЯ: Так и химия не стоит на месте. Создаются все новые и новые материалы, растворители, краски, лекарственные формы. Но наряду с достижениями у человека появились большие проблемы. К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы экологии.
МАСИМ: Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: “научиться жить на Земле, как люди”, – таков ответ Бернарда Шоу, классика XX столетия. ЮЛЯ: Сверхзадача века – сохранение не только природного в природе, но и человеческого в человеке.
МАКСИМ: Давайте посмотрим до чего же дошла наука химия.
11. ОПЫТ «ПУЗЫРЬКИ» (постное масло + вода+краситель +шипучая таблетка).
(Захарчук Алена, Петров Антон)
Без химии жизни, поверьте, нет, Без химии стал бы тусклым весь свет.
С химией ездим, живем и летаем, В разных точках Земли обитаем,
Чистим, стираем, пятна выводим, Едим, спим, и с прическами ходим.
Химией лечимся, клеим и шьем С химией мы бок обок живем! Так что вы без нее пропадете, Если значение ее не поймете!
А чтобы больше и лучше все знать, Надо химию понять.
Учитель: Дорогие ребята! Вот и закончились наши чудеса и занимательные опыты. Надеемся они вам понравились! Если вы будете знать химию, вам не составит труда разгадать секреты «чудес». До новых встреч!