Запись темы на доске, эпиграф, портрет Д. И. Менделеева, афоризмы, заранее на больших листах написать вопросы по первому, третьему гейму (чтобы ребята смогли поработать с дополнительной литературой).
Для членов жюри подготовить экраны, где перечислены команды и номера геймов (их 6), жюри во время урока проставляет баллы (либо плюсики) на экран, который вывешивается на доску.
Для жюри необходимо будет секундомер.
Цели:
формирование научного мировоззрения, расширить кругозор учащихся;
развитие логического мышления, повышение познавательного интереса к предмету изучения химии;
воспитание положительного отношения к знаниям, любознательности, волю к победе.
Оборудование: реактивы для опытов, секундомер.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Технология игры: в игре могут участвовать ребята 8 -11 классов, команды состоят из 6 игроков, один из участников назначается капитаном команды.
Капитаны команд представляют участников, названия, девизы.
Эпиграф:
Химия – это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области. (М. Горький)
Афоризмы:
Посев научный взойдет для жатвы народной (Д. Менделеев)
Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает. (Д. Менделеев)
…И каждый знак ее взлелеяв, Суровым гением своим, Поведал миру Менделеев В природе понятое им… (А. Чивилихин)
Первый гейм
“Как вы знаете химические элементы?”
Условия первого гейма:
Капитаны команд выбирают по семь вопросов, на обратной стороне которых, указаны баллы, чем сложнее вопрос, тем больше балл. Баллы прописываются заранее, на усмотрение учителя, карточки раскладываются на столе, либо выносятся через проектор компьютера.
Вопросы:
1. Какие два простых вещества при обычных условиях находятся в жидком состоянии? (бром, ртуть).
2. Какие два элемента вместе составляют 75% от массы земной коры? (О – 49% и Si -26%).
3. Какие элементы наиболее распространены в Космосе? (водород, гелий).
4. Какой металл назван металлом будущего? (алюминий).
5. В фамилии какого ученого девять букв, из них четыре “е”? Какие научные открытия и идеи он оставил потомкам? (Менделеев, периодический закон).
6. Назвать химический элемент, совпадающий с названием простейшего морского животного? Чем объяснить сходство их названий? (Актиний. Актиния – лучеподобное морское животное. Элемент назван так, за способность испускать лучи).
7. Какой элемент дает более 3 млн. соединений? (углерод).
8. На большом интендантском складе, где хранились солдатские пуговицы, вместо пуговиц обнаружили серую труху. Из какого металла были изготовлены пуговицы? (олово – при низкой температуре оно превращается в рыхлый серый порошок).
9. Какой металл называют автомобильным?
(Ванадий - его добавка к обычной стали увеличивает ее упругость и прочность. Если бы не он, то автомобиль, весил бы в 2 раза больше. Расход горючего и покрышек возросли бы в 2 раза).
10. Какой химический элемент изображали в 18 веке в виде воина? (железо).
11. Какие химические элементы получили название в честь выдающихся ученых? (кюрий, менделевий, лоуренсий, курчатовий).
12. Кто ввел химические символы элементов? (Берцелиус).
13. Какой металл в 19 веке ценился дорого? (алюминий, в 1827 году 1 кг его стоил 1200 рублей).
14. Какой металл можно растереть в ступке? (сурьма).
15. Каким металлом можно писать на листке бумаги? (свинцом).
16. Какой металл является самым легким? (литий).
17. Какой химический элемент входит в состав любого органического вещества? (Углерод).
18. Какой элемент можно назвать элементом жизни и смерти и почему? (Азот. Элементом жизни его называют потому, что он входит в состав белка - носителя жизни на земле, элементом смерти называют потому, что он входит в состав многих взрывчатых веществ (аммонал, тринитротолуол и другие).
20. Галоген, при обычных условиях – темно-фиолетовое, почти черное вещество. (Йод).
21. Самый распространенный элемент в природе. (Кислород).
Игровая пауза
В стаканах находятся - кислота, вода, щелочь. Добавляются индикаторы. Появляются окрашивания.
Второй гейм
Умеешь ты пользоваться великой “шпаргалкой”
Условия второго гейма:
Капитан команды выбирает карточку, на которой записан порядковый номер химического элемента. По секундомеру (за 30 сек) он дает характеристику химическому элементу по плану: порядковый номер, атомная масса, период, группа, подгруппа, схема строения атома (заряд ядра, число уровней, электронов на них, протонов, нейтронов).
Игровая пауза
Учитель или заранее подготовленный ученик демонстрирует опыт «Дым без огня»
В одном цилиндре капли концентрированной соляной кислоты, в другом раствор аммиака. Если цилиндр с кислотой перевернуть вверх дном и поставить на крышку цилиндра с аммиаком, то появится белый дым.
Третий гейм
“Исторический”
Условия третьего гейма:
Кто больше ответит на вопросы этого гейма в течение трех минут.
Вопросы:
1. Какой день считается днем открытия Д. И. Менделеевым периодического закона? (1 марта 1869г).
2. Как сформулировал закон Д. И. Менделеев? (Свойства простых тел, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов).
3. Какова современная формулировка периодического закона? (Свойства простых тел, а также формы и свойства их соединений находятся в периодической зависимости от величины атомных весов элементов и заряда их ядер).
4. Какой химический элемент назван в честь России? (рутений от латинского слова “рутений” - Россия).
5. Какой из химических элементов применяется в кварцевых термометрах в качестве термометрической жидкости? (галлий – температура плавления 29,8С, а температура кипения 2070?С).
6. Какой химический элемент, предсказанный Д. И. Менделеевым, был получен из золы каменного и бурого угля, а также из отходов цинкового производства? (германий).
7. Какой химический элемент Ш группы добавляют к золоту, чтобы получился сплав, применяемый в ювелирном и зубопротезном деле? (галлий).
8. Изотопы какого элемента являются атомным топливом в настоящее время? (уран-235, уран-233, уран-238, уран-239).
9. Какие два химических элемента мы чаще всего употребляем в пищу? (натрий и хлор, водород и кислород).
10. Создатель теории строения органических соединений. (А.М. Бутлеров).
11.«Нефть не топливо, топить можно и ассигнациями». Кто автор этих строк? (Д.И. Менделеев).
Игровая пауза
Учитель или заранее подготовленный ученик демонстрирует опыт «Исцеление раны»
Одному из наблюдателей протирают руку ваткой, смоченной раствором хлорида железа, по цвету напоминающей раствор йода. Затем берут тупой нож, опускают «для дезинфекции» в раствор роданистого калия и проводят по руке. В месте соприкосновения ножа с кожей появляется «кровяная» полоса. Если «порез» обработать тампоном ваты, смоченным фторидом натрия, то «рана» мгновенно исчезает.
Четвертый гейм
“Литературный”
Условия третьего гейма:
Зачитываются стихи-загадки о химических элементах (по пять стихотворений на команду), номер стихотворения выбирает капитан команды.
Стихи-загадки:
1.
А это что за элемент? В нем изменений нет, Ты измени в нем только ударенье Построишь ты сооруженье. (платина)
2.
При Менделееве последним в системе элементов был, Недавно стал он не последним и исключительным прослыл, Он от того стал знаменитым, что в нем цепной распад И оказался вдруг открытым так, как долго в ядрах скрытый склад (уран)
3.
Река на Украине есть, Долин ее не перечесть, В ней одного лишь слога нет, Чтоб получился элемент (Радон)
4.
Он яркой звездой загорается, Белый и легкий металл, Он в 13 клетке таблицы Почетное место занял (алюминий)
5.
Рассеян по земле он повсюду, Немного есть его в морской воде Рассказывать не буду, как обнаружен он везде, Летучий, темный, кристаллический Он мало растворим в воде, Раствор спиртовой столь типичный В аптеке встретится везде (Йод)
6.
Тяжелый, жидкий и пахучий, подвижен, сильно ядовит Удушлив и весьма летучий сквозь поры пробки он летит В солях почти везде бесцветен, Есть в Сакском озере в Крыму, Лечебным действием замечен и всем известен потому. (Бром)
7.
Белы его соединения, в воде бывает иногда, Не вызывает то сомненья, что это жесткая вода. В Финляндии и на Урале цветные карбонаты есть его, А белоснежные в Карраре Таким во дворцах, большая честь. (Кальций)
8.
Хранят обычно в керосине И бегает он по воде Отныне знай – в свободном виде В при роде нет его нигде. В солях открыть его возможно, Желтеет пламя от него. И получить из соли можно Как Деви, получил его. (Натрий)
9.
В воде обычно он хранится, Свет излучает в темноте, Искать в природе лучше не трудитесь, Свободным нет его нигде, Воспламеняться сам он может, К тому же сильно ядовит, Так отвечай без промедленья, Коль в пятой группе он стоит (Фосфор)
10.
Он нужен всем, когда лишь связан, А вяжется с большим трудом, Весь мир живых существ обязан Ему растительным белком. Распространен во всех трех царствах, Освобождается в огне, Есть он и в красках, и в лекарствах, Он нужен в мире и в войне (Азот)
11.
В солях бесцветен, безопасен, полезен Безусловно всем Становится весьма опасен, когда свободен, И совсем тогда он ядовит, окрашен, Может слаться по земле. Удушлив, казался страшен, как первый газ Из отравляющих веществ. (Хлор)
12.
Достоин газ тот удивленья, Его применяют сейчас Для резки металлов и сталеваренья, И в доменных разных печах, Ведет его летчик в небесные дали, Подводник с собою берет, Вы верно уже догадались, Что газ этот и есть (Кислород)
13.
Он тверд, тяжел и тугоплавок И сталь прекрасную дает, А от небольших его добавок, Ржаветь она перестает Его валентность, нет сомненья, Бывает шесть лишь иногда А у его соединений окраска разная всегда (хром)
14.
Бесчисленны его соединения, какие образует он В них происходят изменения, которым имя легион Он в чистом виде – черный, мрачный, не плавкий и едва горит Бывает как кристалл прозрачный, в котором блещет солнца луч. (Углерод)
15.
Везде в нашей жизни привычный, Металл тот сопутствует нам, На вид он блестящий и в общем обычный, Активный и мягкий металл, Он в войнах нашел примененье И в сельском хозяйстве, в быту. Металлом войны, преступленья Я этот металл назову. (Железо)
16.
Ослепительным пламенем ярким Как звездочка, чудо горит, Металл тот и белый и легкий В двенадцатой клетке стоит Он в сплавах легчайших, нашел примененье Как стойкий и легкий металл, И в деле самолетостроения Он видное место занял. (Магний)
17.
Прославлен всеми именами Металл испытанный огнем, Манил к себе людей веками, Алхимик жил мечтой о нем! Но как кумир он свергнут нами, Уж блеск его нас не манит Ведь хорошо мы знаем с вами Не все так ценно, что блестит. (Золото)
18.
Едва ли знаете свободным тот элемент, Который здесь мы обсуждаем! Однако помните, он весь, скрывается от наших взоров В стекле, песке и хрустале! И без сомненья, вы найдете его повсюду на Земле! (Кремний)
19.
Давно известна человеку, Она тягуча и красна, Еще по бронзовому веку Знакома в сплавах всем она, С горячей серной кислотою дает нам синий купорос! (Медь)
20.
Из меня состоит все живое.
Графит, антрацит и алмаз. Я на улице, в школе, и в поле, Я в деревьях и в каждом из вас. (Углерод)
Пятый гейм
“Практический”
Условия четвертого гейма: в стаканах находятся - кислота, вода, щелочь добавляются индикаторы; в пробирках находятся - металлы (цинк, медь ), к ним приливается раствор соляной кислоты и т. д. Показывается по одному опыту для каждой команды.
Вопрос:
Нужно указать, какие были взяты вещества и из каких химических элементов они состоят?
Шестой гейм
“Химический кроссворд”
В то время пока жюри подсчитывает баллы, выбирает самого активного участника, командам предлагается разгадать химический кроссворд, который нужно заполнить на скорость.
Кроссворд:
Перед вами записаны знаки химических элементов, расположите их названия в клетках так, чтобы в вертикальном столбце можно было прочесть фамилию создателя периодической системы.
Xe; Ir; V; Bi; Sb; Se; Si; Ni; Cs;
Учитель:
Спасибо, порадовали меня. Вот, что значит учить и понимать химию! Первоначальные знания, полученные вами, помогут и в дальнейшем также успешно справляться с заданиями любой сложности.
Учитель называет команду-победительницу, и “счастливчики” этой викторины получают все отметку “отлично”, выделяется самый эрудированный участник этой викторины и тоже оценивается отметкой “отлично”
Домашнее задание: по желанию приготовить презентации о химических элементах