kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Химия и мы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МКОУ Хрещатовская СОШ

Интеллектуальная игра «Химия  и мы»

(для учащихся 9 – 11 классов)

                                                                                                     Выполнила:             

                                                              Разумная Т. В.

                                                               учитель химии

                                                      МКОУ Хрещатовская СОШ

                                                       Калачеевского района

                                                       Воронежской области.

                                        2015 год

Девиз:

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливо, пока не удастся связать воедино разрозренные факты, им наблюдаемые»

                                                                    Д. Хавеши.

Реактивы и оборудование:

Хлопчатобумажный платок, вода, пищевая сода, этиловый спирт, натрий, фенолфталеин.

Ход игры.

В игре участвуют 2 команды.  Право первого хода разыгрывается по жребию. Команда, которой выпал жребий, отвечает первой на блок из 4-х вопросов. Если команда отвечает правильно без подготовки, т. е. «рискует», то за правильный ответ она получает 2 балла. Команда имеет право отказаться от от риска, в этом случае она «играет», т. е. обсуждает ответ на вопрос в течении 30 секунд. В случае правильного ответа после обсуждения команда получает 1 балл.

Если первая команда команда ответила неправильно, имеют право «рискнуть» соперники, они получают 1 балл в случае правильного ответа.

Затем право первого ответа на следующий блок вопросов переходит ко второй команде.

Между играми проводятся 2 тайм-аут для зрителей:

а) занимательные опыты, за объяснение каждого из них болельщики могут принести  командам дополнительные 2 балла,

б) конкурс «Кот в мешке».

В)конкурс «Химические задачи».

Пятый блок вопросов предлагается одновременно обеим командам, право ответа предоставляется той команде, которая первой заявит о своей готовности к ответу.

Наряду с подсчетом  баллов, заработанных каждой командой, ведется и индивидуальный подсчет.

Автору правильного ответа вручается жетон. В конце игры лучшая команда и лучшие игроки команд получают призы.

Первый блок вопросов.

1.Железные лопаты, которые использовали при добыче медной руды, покрывались слоем меди. Значит ли это, что железо превратилось в медь?

( Нет. Произошла химическая реакция: Fe + CuCl2  = FeCl2  + Cu. )

2.Какой восстановитель: уголь, оксид углерода (2) или водород – лучше использовать для восстановления золота из руды?

( Золото находится в природе в свободном виде.)

3. В средние века часто не удавалось выплавить железо из руд. Считалось, что это проделки злого духа гор Ника и вредного карлика Кобольта. А что происходило на самом деле?

( Это была не железная руда, а руда металлов кобольта и никеля, открытых позднее.)

4.Пирамида Хеопса изготовлена из 30 000 каменных плит, каждая массой 2,5 тонн. А при чем здесь медь?

( Каждая каменная глыба была добыта и обработана медными инструментами.)

Второй блок вопросов.

1.Какое количество оксида натрия образуется при сгорании 1 моль натрия?

(При сгорании натрия образуется не оксид, а пероксид натрия.)

2.Укажите порядковый номер элемента, название которого переводится с испанского как «серебришко»?

3.Гуси, как известно, спасли Рим. А какой металл его погубил?

( Свинец. Использовались отравленная в свинец посуда и свинцовые косметические краски. )

4.Элемент № 63 как-то «пошутил», что с точки зрения  географии в нем находятся элементы № 31 и № 32. Так ли это?

( Да. № 63 – европий, № 31 – галлий (назван в честь Франции), № 32 – германий.)

  Конкурс для капитанов «Кот в мешке».

  1. В  школе, знайте, без меня

              Не прожить вам и дня.

              Нас любят все изготовлять

              Из  С - 5, Н – 10 и О – 5.

              А забудете меня

              Не учится вам и дня.   (тетрадь).

  1. Я известно с давних пор

И имею спрос.

Опусти меня в раствор

В медный купорос.

Изменить хочу я соль:

Ну-ка выйди, соизволь!

Удивительный момент –

Стал другим раствор.

Вытесняю элемент,

 Не вступая в спор.

На меня взгляни, ответь:

Начинаю я ржаветь.   (железо).

Тайм – аут: занимательные опыты для болельщиков.

На основе химических знаний  дать объяснение следующих явлений:

  1. Опыт «Гиена огненная»
  2. Опыт «Волшебный платок»
  3. Опыт «Взаимодействие натрия с водой»

Третий блок вопросов.

  1. Они могут быть двойными, тройными, гомогенными, гетерогенными, черными и цветными.
  2.  
  3. Какой металл мил бардам?

( Бериллиевая бронза, из которой делают струны.)

  1. По распространению элементов в природе (по массе) на первом месте – кислород(49,13%), на третьем – алюминий (7,45%).  А что находится на втором месте?

(Кремний – 26%.)

  1. В переводе с латыни он – «селитрообразующий», а переводе с греческого  - «безжизненный».
  2.  

Четвертый блок вопросов.

  1. Назовите сплав, чье название произошло от итальянского города Бринзи, который славился изделиями из этого сплава.
  2.  
  3. Какой оксид серы выделяется при взаимодействии цинка с разбавленной соляной кислотой?

(Выделяется не оксид серы, а водород.)

  1. Назовите газ, в котором горит даже средство для тушения пожаров.

(Фтор.  2Н2О  +  2 F 2  =   4НF   +   О2.)

  1. Без примесей он – диэлектрик, а с примесями – полупроводник.

(Кристалл кремния.)

Конкурс для болельщиков  «Химические задачи».

1.Войска Александра Македонского захватили полмира, но … столкнулись с болезнями желудочно-кишечного тракта. Причем офицеры и солдаты ели из одного котла, но офицеры болели гораздо реже. Дайте объяснение этому явлению.

( Офицеры и солдаты пользовались разной посудой. У офицеров посуда была изготовлена из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.)

2. В книге А. Валентинова "Металла огненный поток" есть такой занимательный рассказ. "…В один из морозных зимних дней на петербургском складе военного обмундирования царила паника. Складской сторож, отставной солдат, доживающий свой век “при должности”, обалдело привалился к штабелю ящиков и тупо глядел перед собой пустыми глазами. Даже его холеные бакенбарды и те обвисли, вытянулись грустными сосульками и сильно смахивали на банную мочалку, небрежно приклеенную к помертвевшему лицу.

Неподалеку пять или шесть чиновников военного ведомства столпились вокруг открытых ящиков и, забыв про респектабельность, возбужденно размахивали руками. Да и было, отчего прийти в волнение: на складе пропали… пуговицы. Да, да, блестящие оловянные солдатские пуговицы таинственным образом исчезли из ящиков. Мало того, что государству нанесен убыток, поскольку олово стоит немало, но сам факт случившегося внушал тревогу: сегодня злоумышленник похитил пуговицы, а завтра, глядишь, и оружие заберет.

А этот злоумышленник оказался очень уж нахальным. Мало того, что выгреб все пуговицы, он еще, словно в насмешку, насыпал в ящики какой-то серый порошок. Нет, это был явно опасный тип. А олух-сторож имеет наглость уверять, что караулил исправно, не допуская к дверям склада никого из посторонних. И как теперь докладывать генералу, начальнику департамента, который потребует немедленно изловить похитителя?

История не донесла до нас, как вышли чиновники из этого положения и какое наказание понес сторож. Случай с пуговицами наделал много шума, но постепенно о нем забыли. И вспомнили только почти через сто лет, когда весь мир был потрясен трагической гибелью экспедиции англичанина Роберта Скотта, которая погибла в полном составе

Когда причины гибели экспедиции Скотта стали известны, вспомнили и историю с пуговицами”.

  Объясните причины гибели экспедиции.

(Оловянная чума.)

3. Царица Клеопатра жемчужину опускала в уксус, а затем его пила. Почему не погибла Клеопатра?

(Жемчуг, состоящий в основном из карбоната кальция, реагировал с кислотой, предотвращая  негативное действие уксусной кислоты на желудок.)

Пятый блок вопросов.

1.Как можно на некоторое время предохранить молоко от скисания летом?

( Сосуд с молоком поставить в таз с водой и накрыть салфеткой, чтобы ее края находились  в воде)

2.Какая вода хорошо смывает пятна  от фруктов?

(Хлорная вода.)

3.Почему у большинства народов  соль издавна служила символом постоянства и нерушимой дружбы?

(Соль – вещество, не изменяющееся даже в огне и предохраняющее от порчи продукты питания. Она издавна служила символом постоянства. Наши предки встречали гостей в знак нерушимой дружбы хлебом – солью. Посыпанием  хлеба солью и сейчас скрепляют договоры африканские племена.)

4.Почему при откупоривании бутылки  с газированной водой начинается обильное выделение газа, тогда как в закрытой бутылке этого не наблюдается ?

Подведение итогов игры, награждение победителей.

Надеюсь наша игра была интересной, доброй и веселой, и вы убедились, как говорил А. Дистервег, что « …не в количестве знаний заключается образование, а  в понимании и искусном применении того, что знаешь»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Химия и мы" »





МКОУ Хрещатовская СОШ









Интеллектуальная игра «Химия и мы»

(для учащихся 9 – 11 классов)



Выполнила:

Разумная Т. В.

учитель химии

МКОУ Хрещатовская СОШ

Калачеевского района

Воронежской области.











2012 год





Девиз:

«Мыслящий ум не чувствует себя счастливо, пока не удастся связать воедино разрозренные факты, им наблюдаемые»

Д. Хавеши.

Реактивы и оборудование:

Хлопчатобумажный платок, вода, пищевая сода, этиловый спирт, натрий, фенолфталеин.



Ход игры.

В игре участвуют 2 команды. Право первого хода разыгрывается по жребию. Команда, которой выпал жребий, отвечает первой на блок из 4-х вопросов. Если команда отвечает правильно без подготовки, т. е. «рискует», то за правильный ответ она получает 2 балла. Команда имеет право отказаться от от риска, в этом случае она «играет», т. е. обсуждает ответ на вопрос в течении 30 секунд. В случае правильного ответа после обсуждения команда получает 1 балл.

Если первая команда команда ответила неправильно, имеют право «рискнуть» соперники, они получают 1 балл в случае правильного ответа.

Затем право первого ответа на следующий блок вопросов переходит ко второй команде.

Между играми проводятся 2 тайм-аут для зрителей:

а) занимательные опыты, за объяснение каждого из них болельщики могут принести командам дополнительные 2 балла,

б) конкурс «Кот в мешке».

В)конкурс «Химические задачи».

Пятый блок вопросов предлагается одновременно обеим командам, право ответа предоставляется той команде, которая первой заявит о своей готовности к ответу.

Наряду с подсчетом баллов, заработанных каждой командой, ведется и индивидуальный подсчет.

Автору правильного ответа вручается жетон. В конце игры лучшая команда и лучшие игроки команд получают призы.









Первый блок вопросов.

1.Железные лопаты, которые использовали при добыче медной руды, покрывались слоем меди. Значит ли это, что железо превратилось в медь?

( Нет. Произошла химическая реакция: Fe + CuCl2 = FeCl2 + Cu. )

2.Какой восстановитель: уголь, оксид углерода (2) или водород – лучше использовать для восстановления золота из руды?

( Золото находится в природе в свободном виде.)

3. В средние века часто не удавалось выплавить железо из руд. Считалось, что это проделки злого духа гор Ника и вредного карлика Кобольта. А что происходило на самом деле?

( Это была не железная руда, а руда металлов кобольта и никеля, открытых позднее.)

4.Пирамида Хеопса изготовлена из 30 000 каменных плит, каждая массой 2,5 тонн. А при чем здесь медь?

( Каждая каменная глыба была добыта и обработана медными инструментами.)



Второй блок вопросов.

1.Какое количество оксида натрия образуется при сгорании 1 моль натрия?

(При сгорании натрия образуется не оксид, а пероксид натрия.)

2.Укажите порядковый номер элемента, название которого переводится с испанского как «серебришко»?

3.Гуси, как известно, спасли Рим. А какой металл его погубил?

( Свинец. Использовались отравленная в свинец посуда и свинцовые косметические краски. )

4.Элемент № 63 как-то «пошутил», что с точки зрения географии в нем находятся элементы № 31 и № 32. Так ли это?

( Да. № 63 – европий, № 31 – галлий (назван в честь Франции), № 32 – германий.)











Конкурс для капитанов «Кот в мешке».

  1. В школе, знайте, без меня

Не прожить вам и дня.

Нас любят все изготовлять

Из С - 5, Н – 10 и О – 5.

А забудете меня

Не учится вам и дня. (тетрадь).

  1. Я известно с давних пор

И имею спрос.

Опусти меня в раствор

В медный купорос.

Изменить хочу я соль:

Ну-ка выйди, соизволь!

Удивительный момент –

Стал другим раствор.

Вытесняю элемент,

Не вступая в спор.

На меня взгляни, ответь:

Начинаю я ржаветь. (железо).



Тайм – аут: занимательные опыты для болельщиков.

На основе химических знаний дать объяснение следующих явлений:

  1. Опыт «Гиена огненная»

  2. Опыт «Волшебный платок»

  3. Опыт «Взаимодействие натрия с водой»

Третий блок вопросов.

  1. Они могут быть двойными , тройными, гомогенными, гетерогенными, черными и цветными.

(Сплавы.)

  1. Какой металл мил бардам?

( Бериллиевая бронза, из которой делают струны.)

  1. По распространению элементов в природе (по массе) на первом месте – кислород(49,13%), на третьем – алюминий (7,45%). А что находится на втором месте?

(Кремний – 26%.)

  1. В переводе с латыни он – «селитрообразующий», а переводе с греческого - «безжизненный».

(Азот.)

Четвертый блок вопросов.

  1. Назовите сплав, чье название произошло от итальянского города Бринзи, который славился изделиями из этого сплава.

(Бронза.)

  1. Какой оксид серы выделяется при взаимодействии цинка с разбавленной соляной кислотой?

(Выделяется не оксид серы, а водород.)

  1. Назовите газ, в котором горит даже средство для тушения пожаров.

(Фтор. 2Н2О + 2 F 2 = 4НF + О2.)

  1. Без примесей он – диэлектрик, а с примесями – полупроводник.

(Кристалл кремния.)

Конкурс для болельщиков «Химические задачи».

1.Войска Александра Македонского захватили полмира, но … столкнулись с болезнями желудочно-кишечного тракта. Причем офицеры и солдаты ели из одного котла, но офицеры болели гораздо реже. Дайте объяснение этому явлению.

( Офицеры и солдаты пользовались разной посудой. У офицеров посуда была изготовлена из серебра, обладающего бактерицидными свойствами.)

2. В книге А. Валентинова "Металла огненный поток" есть такой занимательный рассказ. "…В один из морозных зимних дней на петербургском складе военного обмундирования царила паника. Складской сторож, отставной солдат, доживающий свой век “при должности”, обалдело привалился к штабелю ящиков и тупо глядел перед собой пустыми глазами. Даже его холеные бакенбарды и те обвисли, вытянулись грустными сосульками и сильно смахивали на банную мочалку, небрежно приклеенную к помертвевшему лицу.

Неподалеку пять или шесть чиновников военного ведомства столпились вокруг открытых ящиков и, забыв про респектабельность, возбужденно размахивали руками. Да и было, отчего прийти в волнение: на складе пропали… пуговицы. Да, да, блестящие оловянные солдатские пуговицы таинственным образом исчезли из ящиков. Мало того, что государству нанесен убыток, поскольку олово стоит немало, но сам факт случившегося внушал тревогу: сегодня злоумышленник похитил пуговицы, а завтра, глядишь, и оружие заберет.

А этот злоумышленник оказался очень уж нахальным. Мало того, что выгреб все пуговицы, он еще, словно в насмешку, насыпал в ящики какой-то серый порошок. Нет, это был явно опасный тип. А олух-сторож имеет наглость уверять, что караулил исправно, не допуская к дверям склада никого из посторонних. И как теперь докладывать генералу, начальнику департамента, который потребует немедленно изловить похитителя?

История не донесла до нас, как вышли чиновники из этого положения и какое наказание понес сторож. Случай с пуговицами наделал много шума, но постепенно о нем забыли. И вспомнили только почти через сто лет, когда весь мир был потрясен трагической гибелью экспедиции англичанина Роберта Скотта, которая погибла в полном составе

Когда причины гибели экспедиции Скотта стали известны, вспомнили и историю с пуговицами”.

Объясните причины гибели экспедиции.

(Оловянная чума.)

3. Царица Клеопатра жемчужину опускала в уксус, а затем его пила. Почему не погибла Клеопатра?

(Жемчуг, состоящий в основном из карбоната кальция, реагировал с кислотой, предотвращая негативное действие уксусной кислоты на желудок.)



Пятый блок вопросов.

1.Как можно на некоторое время предохранить молоко от скисания летом?

( Сосуд с молоком поставить в таз с водой и накрыть салфеткой, чтобы ее края находились в воде)

2.Какая вода хорошо смывает пятна от фруктов?

(Хлорная вода.)

3.Почему у большинства народов соль издавна служила символом постоянства и нерушимой дружбы?

(Соль – вещество, не изменяющееся даже в огне и предохраняющее от порчи продукты питания. Она издавна служила символом постоянства. Наши предки встречали гостей в знак нерушимой дружбы хлебом – солью. Посыпанием хлеба солью и сейчас скрепляют договоры африканские племена.)

4.Почему при откупоривании бутылки с газированной водой начинается обильное выделение газа, тогда как в закрытой бутылке этого не наблюдается ?



Подведение итогов игры, награждение победителей.

Надеюсь наша игра была интересной, доброй и веселой, и вы убедились, как говорил А. Дистервег, что « …не в количестве знаний заключается образование, а в понимании и искусном применении того, что знаешь»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Химия и мы"

Автор: Разумная Татьяна Владиленовна

Дата: 30.03.2015

Номер свидетельства: 194307


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1660 руб.
2370 руб.
1650 руб.
2350 руб.
1480 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства