Тема урока: Третий признак равенства треугольников
Тип: урок изучения нового материала
Цели: доказать третий признак равенства треугольников, формировать умения применения изученного материала для решения геометрических задач.
Задачи:
Образовательные: повторение понятий равнобедренного треугольника, его свойств и признаков, медианы, высоты, биссектрисы треугольника, создание условий для «открытия» учащимися третьего признака равенства треугольников; формирование умений решения задач с помощью изученных теорем.
Развивающие: развитие мышления, внимания, памяти; расширение кругозора; формирование культуры математической речи и письма.
Воспитательные: воспитание умений работы в паре и в коллективе, развитие самостоятельности, ответственности, воспитание познавательного интереса к изучению предмета.
Учебно-методическое обеспечение:
Казаков В.В. Геометрия: учеб. пособие для 7-го класса учреждений общ. сред. образования с русским языком обучения/В.В.Казаков. – Минск:Народная асвета, 2017
Компьютерная презентация «Третий признак равенства треугольников»
Карточки «Повторение» (приложение 1)
Ход урока
Организационный момент
Приветствие учащихся. Проверка готовности к занятию.
Проверка домашнего задания
Для проверки решения задач № 100 (б, в) и № 101 [1] используется приём «Опросная цепочка». На экране выведены краткие условия задач и рисунки к ним. Один из учащихся комментирует решение задачи, в любом месте своего ответа он прерывается учителем, а другой учащийся продолжает ход решения.
Актуализация знаний и умений учащихся. Повторение
Работа в парах по карточкам «Повторение». Учащиеся выполняют устно 1 – 3 задания, затем происходит проверка ответов с использованием презентации.
Постановка целей и задач урока
Сообщение темы урока и целей.
Мотивация учебной деятельности
При изучении равных треугольников геометры задавались вопросом «С помощью каких элементов может определяться треугольник однозначно?»
Если рассмотреть два треугольника с тремя равными углами, то они равны не будут. А если рассмотреть треугольники с равными сторонами? При наложении этих фигур друг на друга они будут совпадать оп углам и сторонам. Попробуем доказать это.
Изучение новой темы
Доказательство теоремы (эвристическая беседа)
На экране – треугольники АВС и А1В1С1, у которых АВ = А1В1, ВС = В1С1, АС = А1С1. Их можно приложить так, чтобы они совпали по отрезку АС (А1С1). Проведём отрезок ВВ1. Рассматриваются равнобедренные треугольники ВАВ1 и ВСВ1, на рисунке выделяются разными цветами их углы при основаниях. Далее – вывод о равных углах В и В1. Значит, АВС и А1В1С1 равны по двум сторонам и углу между ними.
Учащиеся записывают эту теорему в тетрадь в форме опорного конспекта.
Практическое значение теоремы.
Три стороны определяют треугольник однозначно. Треугольник – фигура жёсткая. Это следствие из теоремы широко используется при изготовлении конструкций, которые должны быть устойчивыми и прочными.
Физкультминутка.
Закрепление изученного.
Выполняют задания № 108 (б,г), № 111, тест (с.76) из учебника [1]
С.76, тест – самостоятельно (записать только ответ)
Задача № 108 (б, г) Учащиеся в парах обсуждают решение задачи, записывают ответы.
Задача № 111
Задача № 1 (дополнительно)
Итоги урока. Рефлексия деятельности учащихся.
Несколько учащихся по очереди повторяют основные понятия и теоремы, которые были рассмотрены на уроке.
При подведении итогов урока и рефлексии деятельности учащихся используется приём «Карандашные пометки на полях». На полях тетради напротив записей теоретического материала или решения задач) каждый учащийся пишет карандашом одну из букв - «Л», «Т» или «С». Обозначения букв: «Л» - легко, «Т» - трудно, «С» - сомнения.
Информация о домашнем задании.
Выучить третий признак равенства треугольников, знать доказательство теоремы.
Письменно решать задачи: № 108 (а, в), № 112.
Приложение 1
П овторение У треугольника АВС определить: медиану; высоту; биссектрису. Докажите равенство треугольников АРС и АКС. Докажите равенство треугольников АВМ и СВМ. В А М С | Повторение У треугольника АВС определить: медиану; высоту; биссектрису. Докажите равенство треугольников АРС и АКС. Д окажите равенство треугольников АВМ и СВМ. В А С М |