Просмотр содержимого документа
«Урок геометрии 8 класс "Решение задач практической направленности по теме "Окружность"»
Решение задач практической направленности по теме «Окружность»
(геометрия 8 класс)
Учитель: Коцубанова Л.В. МОУ «Школа №1 города Ясиноватая»
Цели:
Образовательные:
мотивировать учебную деятельности через осознание учащимися практической значимости применения знаний по геометрии;
вырабатывать навыки решения задач практического содержания; Развивающие:
развивать интерес к изучению геометрии;
развивать память, внимание, логическое мышление и речь учащихся;
развивать логическое и пространственное воображение, интуицию учащихся;
формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли;
совершенствовать графическую культуру.
Воспитательные:
вырабатывать целеустремлённость, организованность, положительное отношение к труду, навык самостоятельности в процессе решения задач;
готовить учащихся к выбору будущей профессии;
воспитывать умения работать в паре, в группе, взаимной ответственности за результаты учебного труда;
прививать чувство самокритичности в оценке своей работы наряду с чувством уверенности в правильности ее выполнения;
воспитание познавательного интереса к предмету.
Тип урока: урок применения знаний и умений
Ход урока
Организационный этап.
Путём жеребьёвки (на перемене) класс разбивается на 3 группы. Каждая группа занимает заранее отведённое место.
Учитель: Здравствуйте ребята. Вы заметили, что сегодня парты в нашем классе стоят не привычным образом, на партах у вас нет учебников. Это значит, что сегодня у нас необычный урок. Сегодня вам предстоит не только показать свои знания, получить новые, но и учиться работать в команде. Возьмитесь за руки, почувствуйте поддержку друг друга, а я желаю вам всем удачи.
Чтобы каждый из вас «включился» в работу решим несколько опорных задач.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Задание 1
Укажите номера верных утверждений:
Дуга окружности равна соответствующему вписанному углу.
Касательная перпендикулярна к радиусу, проведённому в точку касания.
Центральный угол измеряется дугой, на которую он опирается.
Вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу прямые.
Задание 2
Поставьте вопросы к чертежу.
Задание 3
Установите соответствия между формулами и величинами, которые по ним можно найти.
А) πR2Б) πd В) 2R
1) l 2) d 3)S 4) α
А
Б
В
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Учитель: Ребята, а зачем вы ходите в школу?
Зачем вы приходите на урок математики?
Для чего вам нужны знания, полученные на уроках геометрии?
Учитель показывает слайд 5.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какое отношение эти предметы имеют к теме нашего урока?
Обучающиеся формулируют тему урока.
Да, ребята, целью урока служит выработка навыков решения задач практической направленности по теме «Окружность».
(обучающиеся записывают в тетрадь тему урока:«Решение задач практической направленности»)
Знания, которые ученик получает в школе на уроках математики, обязательно пригодятся ему в жизни. Сегодня наша задача рассмотреть, как знания по теме «Окружность» можно применить в быту человека.
Каждая группа получит отдельное задание, а кому какое задание достанется вы решите сами. Я прошу каждую группу выбрать капитана.
У меня на столе лежат 3 предмета: чёрный ящик, таинственная шкатулка, секретный пакет.
(Содержимое «чёрного ящика»: карточка с заданием для группы 3, калькулятор, таблица Брадиса, планшет с выходом в сеть Интернет.
Содержимое шкатулки: портновская лента, карточка с заданием для группы 1
Содержимое пакета: пакетик с семенами, карточка с заданием для группы 2)
Я буду задавать вам вопросы. Команда, ответившая первая и правильно, получает право первой выбрать себе задание.
Вопрос 1: В древности такого математического термина не было. Его ввёл в VIII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает "спица колеса". Что обозначает этот термин? (радиус)
Вопрос 2: Этот предмет, изготовленный из бронзы, был обнаружен археологами под пеплом Помпеи. В Древней Греции умение пользоваться этим предметом считалось верхом мастерства, а уж умение решать задачи с его помощью признаком большого ума и высокого положения в обществе. За сотни лет конструкция его не изменилась. В настоящее время им умеет пользоваться любой школьник.О каком предмете идёт речь? (циркуль)
Внимательно прочитайте задание. Ваша задача наметить путь решения и определить, каких данных не хватает. (На обсуждение 3 мин)
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
Задача для группы № 1
Какого размера нужно взять кусок ткани, чтобы сшить юбку-солнце для ученицы 8 класса?(Длина юбки до колена, припуски на швы 2 см).Значение π принять равным 3.
Возможный вариант ответа.
На уроке технологии мы строили выкройку юбки-солнце в виде двух концентрических окружностей. Так как окружность – это симметричная фигура, то кусок ткани нужно взять квадратный. Сделаем чертёж.
Длина окружности ω1 равна обхвату талии девочви, а длина отрезка ВС – расстоянию от талии до колена. Ученицы восьмого класса имеют разный рост и размер талии. Нужно знать для кого конкретно мы хотим сшить юбку. Этих данных нам не хватает.
D
F
Учитель: Выбирай себе модель.
(Происходит измерение талии и длины юбки одной из учениц.После измерений ученик записывает дано.).
Т. к. ОВ = ОD (как радиусы одной окружности), АВ = DF = 2 см (по условию), то
МN = АF= 2· AO = 2· (AB + BC + OC) = 2· (2 + 60 + OC) = 2· (62 + OC)
l1 = 2πR1
R1 = l1:2π, R1 = 66:2·3 = 11см.
МN = 2· (62 + 11) = 146 (см)
Ответ: Необходимо взять квадрат со стороной 146 см
Задача для группы № 2
Бабушка решила установить на огороде парник для 40 растений. По данным на пакете с семенами рассчитайте размеры парника.Примерный макет парника указан на схеме.
Возможный вариант ответа.
Решение:
1) По данным на пакете с семенами максимальная высота растения 1,4 м, значит, высота парника равна 1,4 м. Поэтому ВО = 1,4 м.
2) Т. к. АО =ОС =ОВ (как радиусы одной окружности), то АС = 2,8 м, значит, ширина парника 2,8 м.
3) По данным на пакете расстояние между растениями должно быть 40˟70. Так как парник ставят, пока на улице не достаточно тепло, то мы решили, что между рядами должно быть 70 см (чтобы можно было свободно ходить, когда уберут плёнку), а расстояние между растениями в ряду 40 см.
4) Узнаем, сколько рядов поместится на отрезке длиной 2,8 м.
2,8 : 0,7 = 4 (ряда) получится.
40 : 4 = 10 (раст.) в каждом ряду
Между 10 растениями будет 9 промежутков по 40 см. Ещё нужно учесть расстояние от стенок парника до растения. Так как между растениями должно быть 40 см, то на 1 растение приходится по 20 см с каждой стороны, значит
МР = 9·40 + 2·20 = 360 +40 = 400(см) = 4м
Ответ: высота 1,4 м, ширина 2,8 м, длина 4м.
Физминутка.
А это просто волшебные круги, когда на них смотришь, кажется, что они движутся, если смотреть на них несколько минут, то проходит головная боль. Психологи используют такие круги в своей работе. Давайте и мы дадим своим глазам отдохнуть.
(выполняется гимнастика для глаз)
Задача для группы № 3
На какую высоту должен подняться воздушный шар, чтобы была видна вся Курская область.
Возможный вариант ответа.
Так как Земля имеет форму шара, то изобразим его в виде окружности. Пусть воздушный шар находится в точке В, тогда чтобы Курская область была видна полностью, длина͝ АС должна быть равна протяжённостиКурской области. Этих данных нам не хватает.
Используя возможности интернета, найдём, что протяжённость Курской области с севера на юг 171 км, а с востока на запад 305 км.
Ребята, вы знаете, что наша планета постоянно находится в движении. Земля и все планеты Солнечной системы движутся по эллиптической орбите вокруг Солнца.
Видео экскурсия в Московский планетарий (ролик 2 мин)
В этом году мы были с вами в Донецке. Посетили много интересных мест, а сегодня я приглашаю вас на видео экскурсию в Донецкий планетарий. Здесь много залов, но наиболее интересным считается Большой звёздный зал. В Большом Звездном зале планетария можно увидеть звезды на самом большом куполе Европы. В центре установлен самый совершенный оптико-волоконный проектор звездного неба последнего поколения.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1) Какой длины нужен плоский лист для изготовления 4 м волнистого железа, профиль которого изображен на рисунке?
2) Каким образом измерить площадь сечения тонкой проволоки, имея в своем распоряжении тетрадный листок в клетку и карандаш?
3) Составить задачу практического содержания по теме «Окружность»
Рефлексия (подведение итогов занятия)
Я должен… На уроке я научился…, и поэтому… Я смогу… Я открыл для себя…