Тема урока: «Свойства параллельных плоскостей»
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа.
Место урока в системе уроков по теме: первый. Данная тема рассматривается в разделе «Параллельность прямых и плоскостей» и является 10 уроком в разделе.
Цель урока: познакомиться со свойствами параллельных плоскостей, доказать и научиться применять их при решении задач.
Задачи урока:
1. Общеобразовательные:
организовать работу учащихся для формирования знания о свойствах параллельных плоскостей;
формировать навыки применения новых знаний на репродуктивном уровне.
2. Развивающие:
содействовать развитию наглядно-образного мышления, формированию потребности применять знания на практике;
создать условия для развития познавательной активности учащихся, познавательного интереса к предмету;
развивать навыки самостоятельной деятельности учащихся;
развивать навыки самоконтроля;
развивать активности учащихся,
формировать учебно-познавательные действия, коммуникативные навыки учащихся, умение анализировать и устанавливать связь между элементами темы.
3. Воспитательные:
создать условия успешности ученика на уроке;
воспитывать культуру умственного труда; способность к самоанализу, рефлексии;
развивать умение рецензировать и корректировать ответы товарищей;
воспитывать умение критически относиться к результатам деятельности;
обеспечить гуманистический характер обучения.
Планируемые результаты: учащиеся должны знать свойства параллельных плоскостей; уметь применять признак и свойства параллельных плоскостей при решении задач.
Техническое обеспечение урока: документ-камера, интерактивная доска (проектор, компьютер, экран).
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока:
презентация,
пакеты с заданиями (два задания),
листы учёта активности учащихся,
чистые листы.
Содержание урока.
Организационный момент
Мотивация и целеполагание
Урок я начну сегодня словами А.Д. Александрова:
«Геометрия в своей сути и есть пространственное воображение, пронизанное и организованное строгой логикой.
В ней всегда присутствуют эти два неразрывно связанных элемента: наглядная картина и точная формулировка, строгий логический вывод.
Там, где нет одной из этих сторон, нет и подлинной геометрии.»
А.Д. Александров
На доске записана тема «Свойства параллельных плоскостей». (слайд 1)
Цель нашего урока познакомиться с ними, доказать и научиться применять при решении задач. (слайд 2)
(Учащиеся самостоятельно формулируют задачи урока). Эти знания пригодятся нам для решения практических задач, для успешной сдачи ЕГЭ. Нельзя познать новое, не усвоив старое. Я предлагаю вам повторить пройденный ранее материал.
Актуализация знаний
Устная фронтальная работа (слайды 3-7)
1. Верно ли, что если две пересекающиеся прямые, лежащие в одной плоскости, параллельны другой плоскости, то эти плоскости параллельны. (Верно.)
2. Верно ли, что если две прямые, лежащие в одной плоскости, параллельны двум прямым другой плоскости, то эти плоскости параллельны. (Нет. Привести контрпример – пересекающиеся плоскости, проведенные через параллельные прямые.)
| 3. Дано: DAB + AEP = 180°, DBC + ТРВ = 180°. Доказать, что (АВС) || (ЕРТ). |
4. Каким может быть взаимное расположение прямой а и плоскости β, если прямая а лежит в плоскости α, параллельной плоскости β?
5. Как могут быть расположены плоскости α и β, если плоскость α проходит через некоторую прямую а, параллельную плоскости β?
6. Как могут быть расположены плоскости α и β, если любая прямая, лежащая в плоскости α, параллельна плоскости β?
7. Сформулируйте определение параллельных плоскостей.
8. Сформулируйте признак параллельности двух плоскостей.
9. Каково взаимное расположение плоскостей в пространстве?
Определите,
верно ли утверждение (слайд 8)
Проверка домашнего задания
С помощью документ-камеры (или ученики готовят решение домашних задач на доске на перемене) проверяются решения задач № 51,52,53.
Решение задач комментируют учащиеся и выставляют оценки своим одноклассникам.
Изучение нового материала
Свойства параллельных плоскостей (согласно п. 11 из учебника)
пересечены третьей, то линии их пересечения параллельны. (слайд 8)
Закрепление
Решение задач из учебника № 55, 56, 58, 59, 60.
Работа в группах.
Класс разбивается на три группы. Выбираем консультанта в каждой группе. Группам раздаются пакеты с заданиями (два задания), листы учёта активности учащихся, чистые листы.
Задание 1 (по таблице 10.5).
Применение признака параллельности плоскостей. Решение задачи из таблицы 10.5 по группам. Время решения задачи – 5-7 минут.
I группа – задача 1.
II группа – задача 2.
III группа – задача 3.
Листы с задачами по готовым чертежам раздать в группы. На доске для каждой группы повесить чертёж, выполненный к их задаче.. Решение задачи оглашает один представитель группы у доски по готовому чертежу.
Задание 2 (по таблице 10.6).
Применение свойств параллельных плоскостей. Решение задачи из таблицы 10.6 по группам. Время выполнения – 5-7 минут.
I группа – задача 1.
II группа – задача 2.
III группа – задача 3.
Задачу выполняют все ученики группы на листочках, подписывают их и сдают на проверку учителю.
V. Подведение итогов урока.
Консультанты выставляют рейтинг каждому члену группы в зависимости от его активности при решении заданий и сдают Листы активности учителю. Учитель оглашает оценки учащимся согласно их рейтингу.
Домашнее задание
П. 10 повторить, П. 11 доказательство свойств, № 57, 61.
Рефлексия
Подведение итогов урока, определение основных знаний, умений и навыков, которые приобрели на уроке. Выслушать ответы детей.