Просмотр содержимого документа
«Сумма углов треугольника»
Тема: Сумма углов треугольника.
(урок введения новых знаний)
Цель: Сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Задачи:
ПРЕДМЕТНЫЕ
-Создать условия для самостоятельного формулирования и доказательства теоремы о сумме углов треугольника; организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
-Регулятивные
формировать умения самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу ее выполнения
-Коммуникативные
формировать умения участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения и аргументировано ее отстаивать с помощью фактов и дополнительных сведений, принимать участие в работе парами, договариваться и приходить к общему решению;
-ЛИЧНОСТНЫЕ
формировать:
умение уважительного отношения к сверстникам и ответственного отношения к учебному труду
Орг. Момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада встрече с вами. Вижу у вас хорошее настроение, и я желаю всем на уроке подняться еще на одну ступеньку выше в познании.
- Ни на миг не прерывается живая связь между поколениями, ежедневно мы усваиваем опыт, накопленный нашими предками. Древние греки, на основе наблюдений и из практического опыта, делали выводы, высказывали предположения-гипотезы, а затем на встречах ученых - симпозиумах, эти гипотезы пытались обосновать и доказать. В то время и сложилось утверждение: «В споре рождается истина». Нас сегодняшний урок тоже будет похож на небольшой симпозиум. Мы выскажем своё предположение по вопросу, попытаемся его доказать, и если у нас это получится, то посмотрим, как его можно будет применять при решении задач. А эпиграфом нашего урока, я хочу предложить слова Пифагора:
2. Актуализация знаний. ( устно)
- Мы закончили изучение большого раздела геометрии «Параллельные прямые»(проговаривают дети).
Рассмотрели определение параллельных прямых, их признаки и свойства.
Работаем устно.
-Назовите пары односторонних углов.
Назовите пары накрест лежащих углов.
Назовите пары соответственных углов.
-Найдите все углы, если прямая а ‖‖ в и угол 1 =700.
- Найдите углы 3,4,5, если АС ‖‖ m и угол 1 = 600, Угол 2 =500.
Угол 3=70, угол4=60 ,угол 5=50
- Молодцы, вы хорошо усвоили тему «Параллельные прямые».
Оцените свою устную работу и поставьте отметку в лист самооценки.
3. Постановка учебной задачи
1. Найдите лишнюю фигуру и объясни свой выбор.
Треугольник (так как все остальные четырехугольники)дайте определение треугольника (треугольник-это фигура состоящая из трех точек, не лежащих на одной прямой и трех отрезков , попарно соединяющих эти точки)
Познакомиться с одним основных свойствах треугольника нам поможет практическая работа
У каждого из вас на столе лежат разноцветные треугольники, разные по размерам.
1 ряд
Возьмите треугольники измерьте углы транспортиром и найдите их сумму. Результаты запишите в таблицу (выясняем, что ответы у учащихся разные, но близкие к 180градусам).
2 ряд
Возьмите треугольники. Давайте обозначим углы цифрами 1,2,3. Отрежьте ножницами все углы. А затем сложите их так, чтобы все вершины были в одной точке.( Замечаем, что все углы треугольника образовали развёрнутый угол . К какому же мы пришли выводу?)
3 ряд
Возьмите треугольник сложите углы во внутрь треугольника. Заметим, что перегибать треугольник надо по прямой параллельной к стороне, того угла который мы будем сгибать первым, а данный угол должен касаться данной стороны.
(на модели треугольника сложить его углы и из трёх углов получается развёрнутый угол )
Посмотрите, на полученную фигуру и скажите, какой вид угла?
(развернутый угол).
- Чему равна градусная мера развернутого угла?
- К какому выводу мы пришли?
- Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
Оцените свою практическую работу в парах и поставьте отметку в лист самооценки.
- Выполнив практическую работу, мы установили, что сумма углов треугольника равна 180 градусов.
Попытайтесь сформулировать тему урока (ответы учащихся)
«Сумма углов треугольника» откройте свои рабочие тетради и запишите тему урока
Какие цели можно поставить для себя на урок? (продолжить фразу)
Узнать...
Познакомиться со ....
Научиться применять ...
Цель урока: сформулировать и доказать теорему о сумме углов треугольника и научиться применять ее на практике
Можно ли быть уверенным в том, что в каждом треугольнике сумма углов равна 1800.
Можно ли измерить углы любого треугольника?
- Посмотрите карту звёздного неба. Найдите созвездие Большой Медведицы и Малой Медведицы. Найдите Полярную звезду – ориентир для путешественников и мореплавателей, - которая указывает направление на север.
Найдём ещё две яркие звезды: α-звезда Капелла в созвездии Возничего и α- звезда Вега в созвездии Лира. Мысленно соединим их отрезками, получим треугольник. Можно ли измерить углы этого треугольника?
Не всегда мы можем измерить углы треугольника, но в нашей практической работе получилась, сумма углов треугольника равна 180. Мы выдвинули , гипотезу и чтобы она стала истиной, её нужно доказать, убедиться, что она справедлива для любого треугольника.
Как называется утверждение, справедливость которого устанавливается с помощью доказательства? (Утверждение, справедливость которого устанавливается путем доказательства, называется теоремой.)
- Какую теорему нам нужно доказать? Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
4. Доказательство теоремы
Сумма углов треугольника равна 180 градусов.
Запись на доске и в тетрадях.
Дано: АВС
Доказать: А+ В + С=1800
Доказательство:
1). Проведём через вершину С прямую а, параллельную стороне АВ
4). Учитывая полученные равенства, получаем 1 + 2 + 3 =1800, а следовательно А + В + С=1800
Учитель: Что нам дано?
Ученик: Дан треугольник.
Учитель: Постройте у себя в тетрадях произвольный треугольник и обозначьте его вершины А, В и С. Что требуется доказать?
Ученик: Что сумма углов треугольника равна 180.
Учитель: Через вершину С проведем прямую а параллельную АВ, получилось два новых угла ( 4 и 5).
Учитель: что ты можешь сказать про 5и 3 и про 4 и 1?
Ученик: они накрест лежащие
Учитель:следовательно что?
Ученик: эти углы равны
Учитель: правильно, теперь посмотри какой у нас С?
Ученик: развернутый и это значит, что сумма углов 2,3и 4 равна 180 градусам, а т.к. 5 равен 3, а 4 равен 1,то получаем : 1+ 2+ 3=180° илиА+В+С=180°
Учитель: Итак, мы с вами доказали теорему о сумме углов треугольника.
Оцените свою работу при доказательстве теоремы и поставьте отметку в лист самооценки
Физпауза
Потрудились славно
Отдохнем исправно
Вдох на 1, 2, 3, 4, задержка на 1, 2, 3 и выдох на 1, 2, 3, 4, 5, 6 и так 3 раза
Проговорим ее еще раз. (сумма углов треугольника равна 180).
Но такой способ доказательства не единственный. Первое доказательство было дано еще Пифагором (5 в. до н.э.) В первой книге «Начала» Евклид излагает другое доказательство теоремы о сумме углов треугольника.
По готовому чертежу ученик предлагает доказательство Евклида.
Доказательство: 1) Через вершину B проведем луч BD|| AC. 2) 4и 3- накрест лежащие при BD||AC и секущей BC. 3) BD|| AC и AB- секущая, то 1+ ABD=180° – односторонние углы. 4) тогда 1+ 2+ 4=180° , т.к 4= 3 ,то 1+ 2+ 3=180° или A+ B+ C=180°
Как сказал великий мыслитель Гёте: «Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать». Поэтому я предлагаю вам, используя полученные знания выполнить несколько заданий.
5. Первичное закрепление
Устное решение задач
Оцените свою активность при выполнении работы по овладению новыми знаниями и поставьте отметку в лист самооценки.
6. Первичная проверка усвоение материала:
Как мы можем проверить усвоен ли материал?
(тест с взаимопроверкой в классе). Выполнение теста: возьмите зеленые карточки и выполните предложенные задания.
- Обменяйтесь работами и выполните взаимопроверку. Поставьте оценку, используя критерии
"5" - без ошибок
"4" - 1 ошибка
"3" - 2 ошибки
Перенесите оценку в лист самооценки.
Поднимите руки:
- Кто получил "5"?
- Кто получил "4"?
Индивидуальное задание на доске (Платон) Какие знания применил?
Учитель: Может ли треугольник иметь два прямых угла?
Ученик: Нет, не может. почему?
Учитель: Может ли треугольник иметь два тупых угла?
Ученик: Нет, не может.
Учитель: Может ли треугольник иметь один прямой и один тупой угол?
Ученик: Нет, не может.
Учитель: Молодцы, верно. А вот следствие из теоремы мы с вами выведем на следующем уроке.
Итог урока
Вот и закончился урок
Нам надо подвести итог
- Каким сегодня был для нас урок (закрепление или открытие)?
- Что узнали на уроке? (сумма углов любого треугольника равна 180)
Вернемся к листу самооценки. В начале нашего урока вы поставили свою цель, ответьте себе на вопрос: Достиг ли я своей цели
- Кто достиг своей цели, поднимите руки.
- А теперь поставьте себе оценку за урок
- Кто получил "5"?
- Кто получил "4"?
- Рефлексия "Оцени себя на уроке". (спросить двух - трех учеников
Я узнал
Я удивился
Я научился
- Вы сегодня хорошо работали, помогали друг другу и справились со всеми заданиями. Благодарю всех за активную работу.