Тема: Окружность.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
развитие креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач;
развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные:
формирование умения видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в окружающей жизни;
формирование умения планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметные:
формирование теоретических и практических представлений об окружности и круге, как о геометрических фигурах, их элементах;
формирование умений применения изученных понятий для решения задач практического характера.
Оборудование и дидактический материал: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, ПО: GeoGebra, индивидуальные задания, предметы для исследовательской работы.
Ход урока
Установка на восприятие. Мотивация учебной деятельности
(1 мин.).
Проверка Д.З.
Тест с самопроверкой.
Слайд-2.
Вариант 1.
Рассмотрите рисунки. Найдите обозначения равных элементов в треугольниках. Определите, на каком рисунке треугольники равны по II признаку равенства треугольников (1, 2, 3).
Слайд-3
Выберите неверное утверждение:
В равных треугольниках все соответственные стороны попарно равны.
Если две стороны и угол одного треугольника соответственно равны двум сторонам и углу другого треугольника, то такие треугольники равны (-).
В равнобедренном треугольнике углы при основании равны.
Слайд-4
Выберите верное утверждение:
В равнобедренном треугольнике медианы являются его биссектрисами и высотами.
В равнобедренном треугольнике все углы равны.
Если три стороны одного треугольника равны трём сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны (+).
Слайд-5
Вариант 2.
1.Рассмотрите рисунки. Найдите обозначения равных элементов в треугольниках. Определите, на каком рисунке треугольники равны по I признаку равенства треугольников (4, 7, 8).
Слайд-6
Выберите неверное утверждение:
В равных треугольниках все соответственные углы попарно равны.
В равнобедренном треугольнике медиана, проведённая к основанию, является высотой.
Если сторона и два угла одного треугольника соответственно равны стороне и двум углам другого треугольника, то такие треугольники равны (-).
Слайд-7
3.Выберите верное утверждение:
В равнобедренном треугольнике высоты являются его медианами.
Если три стороны одного треугольника равны трём сторонам другого треугольника, то такие треугольники равны (+).
В равнобедренном треугольнике все стороны равны.
За каждый правильный ответ – 1 балл. Выставление баллов в лист самооценки.
Определение темы, целеполагание (2 мин.). Слайд-8
Учитель. Предлагаю вам самостоятельно сформулировать тему сегодняшнего урока. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. Где-то в бескрайнем море существует необыкновенный остров. В середине острова стоит остроконечная башня, от неё расходятся прямые улицы. Все они ведут к морю. Чтобы жители острова не упали в воду, вся территория побережья обнесена красным канатом. Начертите в тетрадях этот остров. Как называется геометрическая фигура, изображающая побережье? Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Учитель. О чем мы сегодня будем говорить? Какая цель нашего урока? Что вы хотите узнать?
Давайте вспомним, что вы уже знаете об окружности и дополним наши знания новыми сведениями.
IV.Работа с новым материалом.
С помощью какого инструмента мы можем построить окружность?
Циркуль от латинского слова «circulus» – окружность («circa» – вокруг, кругом, то есть цирк – это круг). Слайд-9
Начертите окружность. ). Слайд-10
Какая фигура называется окружностью?
Окружность – геометрическая фигура, состоящая из всех точек плоскости, расположенных на заданном расстоянии от данной точки.
Как называется точка О?
Данная точка – центр окружности.
Что называется радиусом?
Радиус – отрезок, соединяющий центр с какой-либо точкой окружности.
Сколько можно построить радиусов?
Много.
Какую они имеют длину?
Все радиусы имеют одну и ту же длину.
Отрезок соединяющий любые две точки окружности называется хордой. (Слайд-11).
Хорда проходящая через центр окружности называется диаметром. (Слайд-12).
Любые две точки окружности делят ее на две части. Каждые из этих частей называются дугой. (Слайд-13).
Сравните радиус и диаметр. Какой вы сделаете вывод? Проверка (Слайд-14).
Работа с готовым рисунком. (Слайд-15).
V.Закрепление изученного материала.
Решить задачу №146. (Слайд-16).
Для построения используем программу – GeoGebra. Ученики рисуют окружность в тетради с помощью циркуля.
Построим окружность по центру и радиусу(центр в точке О, радиус – 5).
Построим диаметры окружности АВ и СD с центром О.
Проводим отрезки BC и AD
Запишем, что дано, и что нужно найти.
Один ученик решает у доски с комментарием, остальные записывают решение в тетради.
Наводящие вопросы к задаче.
Что вы можете сказать о треугольниках COB и DOA?
Чем являются ОС, OD, OB, OA по отношению к данной окружности?
Чему равны их длины?
Чему равен периметр треугольника?
Решение.
ΔCOB=ΔDOA по двум сторонам и углу между ними (ОС=OD, OB=OA как радиусы одной окружности, COB=DOA как вертикальные), следовательно, AD=CB=13 см.
Так как АВ диаметр окружности, О – ее центр и АВ=16 см, то АО= OD=8 см, тогда РAOD=AO+OD+AD, РAOD=8+8+13=29 (см).
VI. Работа в рабочих листах.
Задание №2
№
Радиус _____________________
Центр _______________________
Хорда _______________________
Диаметр _____________________
2 Впишите пропущенные обозначения.
Проверка.Слайд-17
Задание №3
№3. Вставьте пропущенные числа
2.
Проверка.Слайд-18
Задание №4
№4 Графический диктант «да» ^, «нет» -
Верно ли, что все радиусы данной окружности равны?
Верно ли, что радиус окружности является ее хордой?
Верно ли, что диаметр окружности в 2 раза меньше радиуса?
Верно ли, что расстояние между двумя точками окружности есть радиус?
Верно ли, что в окружности можно провести только один радиус?
Проверка.Слайд-19
VII. Рефлексия
Просмотр видеофрагмента «Какие же тайны окружности хранит в себе планета Земля?» Слайд-20
Я научился…..
Было трудно….
Сегодня я узнал….
У меня получилось….
Теперь я могу….
Слайд-21
Домашнее задание. Слайд-22
§4, п.21, №144, №145, №147