kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по черчению для 8 класса "Чертежи разверток поверхностей геометрических тел".

Нажмите, чтобы узнать подробности

    МБОУ Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования

Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.

План - конспект урока по черчению для 8 класса

Тема урока: Чертежи разверток поверхностей геометрических тел

Цель урока: Научить выполнять проецирование предмета на 3 плоскости.  Развивать пространственное мышление. Воспитывать аккуратность при выполнении чертежей.

Методы: Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.

Оборудование: Учебник, плакат, чертежные инструменты, модели.

Тип урока: Изучение нового материала

Структура урока

Орг. момент – 2-3 мин.

Анализ графической работы – 5 мин.

Новый материал – 10 мин.

Закрепление - 25 мин.

Заключительная часть – 3 мин.

Ход урока

Орг. момент.

Здравствуйте, садитесь.

Тема сегодняшнего урока – «Чертежи разверток поверхностей геометрических тел ». Запишите её в тетрадь чертёжным шрифтом (тема написана на доске), а я в это время раздам вам ваши работы. 

Постановка цели урока, мотивация предстоящей деятельности, ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, человека два – три достаточно

Анализ выполнения графической работы.

Общие ошибки вынести на доску, отметить лучшие работы.

Новый материал

Чертежи разверток поверхностей призм и цилиндров.

В ходе объяснения демонстрировать вырезанные развёртки, показать развёртки выполненные детьми в прошедшие годы.

Для изготовления ограждений станков, вентиляционных труб и некоторых других изделий вырезают из листового материала их развертки.

Развертка поверхностей любой прямой призмы представляет собой плоскую фигуру, составленную из боковых граней — прямо­угольников и двух оснований — многоугольников.

Например, у развертки поверхностей шестиугольной призмы (рис. 139, б) все грани — равные между собой прямоугольники шириной а и высотой /i, a основания — правильные шестиугольни­ки со стороной, равной а.

Таким образом, можно построить чертеж развертки поверхно­стей любой призмы.

Развертка поверхностей цилиндра состоит из прямоугольника и двух кругов (рис. 140, б). Одна сторона прямоугольника равна высоте цилиндра, другая — длине окружности основания. На чер­теже развертки к прямоугольнику пристраивают два круга, диа­метр которых равен диаметру оснований цилиндра.

Чертежи разверток поверхностей конуса и пирамиды.

Развертка поверхностей конуса представляет собой плоскую фигуру, состоящую из сектора — развертки боковой поверхности и круга — основания конуса (рис. 141, б).

Построения выполняются так:

1. Проводят осевую линию и из точки s' на ней описывают радиусом, равным длине s'a' образующей конуса, дугу окруж­ности. На ней откладывают длину окружности основания конуса.

Точку s  соединяют с концевыми точками дуги. 2. К полученной фигуре — сектору пристраивают круг. Диа­метр этого круга равен диаметру основания конуса.

Длину окружности при построении сектора можно определить

по формуле С = nD.

Угол а подсчитывают по формуле  ,

Где:

d — диаметр окружности основания,

R — длина образующей конуса, ее можно подсчитать по тео­реме Пифагора.

Чертеж   развертки   поверхностей   пирамиды   строят   так

(рис. 142, б).

Из произвольной точки О описывают дугу радиуса R, равного длине бокового ребра пирамиды. На этой дуге откладывают че­тыре отрезка, равные стороне основания. Крайние точки соеди­няют прямыми с точкой О. Затем пристраивают квадрат, равный основанию пирамиды.

Обратите внимание, как оформляют чертежи разверток. Над изображением пишут «Развертка» с чертой внизу. От линий сгиба, которые проводят штрихпунктирной с двумя точками, проводят линии-выноски и пишут на полке «Линии сгиба».

Построение разверток выполняется обычно графичес­кими приемами, с применением способов, предлагае­мых начертательной геометрией.

Поверхности деталей, ограниченных плоскостями или развертывающимися кривыми поверхностями, мо­гут быть развернуты и совмещены с плоскостью точно. В этом случае на развертке сохраняются точки (отрезки), лежащие на поверхности, причем каждой точке (от­резку прямой) на развертке соответствует вполне опре­деленная и единственная точка (отрезок прямой) на поверхности детали, и наоборот.

На рисунке изображены разверт­ки поверхностей многогранных тел и тел вращения.

Построение развертки поверхности многогранника сводится к определению натуральной величины каж­дой его грани. Сначала вычерчивают развертку боко­вой поверхности, затем к одной из граней присоединя­ют основания многогранника (одно или два — в зависимости от того, призма это или пирамида

Примеры разверток многогранников и тел вращения

Закрепление

Совместно с детьми выполнить и оформить развёртки геометрических тел:

Цилиндра, Конуса, Призмы, Пирамиды.

В ходе построения ещё раз остановиться на особенностях выполнения этой работы. Демонстрировать вырезанные развёртки, показать развёртки выполненные детьми в прошедшие годы.

Заключительная часть

Подведение итога. 

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?

Добились ли вы поставленных целей? Все ли успели выполнить работу?

Что усвоили?  (здесь возможно стоит задать вопросы, смотря по времени)

Домашняя работа: Выполнить развёртку и склеить её. (Любое геометрическое тело на выбор, размеры h – не менее  70мм

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по черчению для 8 класса "Чертежи разверток поверхностей геометрических тел".»

МБОУ Бейская средняя общеобразовательная школа-интернат

среднего (полного) общего образования


Преподаватель – организатор ОБЖ Маланчик Павел Иванович.

План - конспект урока по черчению для 8 класса

Тема урока: Чертежи разверток поверхностей геометрических тел


Цель урока: Научить выполнять проецирование предмета на 3 плоскости. Развивать пространственное мышление. Воспитывать аккуратность при выполнении чертежей.


Методы: Беседа, объяснение, демонстрация, самостоятельная работа.


Оборудование: Учебник, плакат, чертежные инструменты, модели.


Тип урока: Изучение нового материала

Структура урока

Орг. момент – 2-3 мин.

Анализ графической работы – 5 мин.

Новый материал – 10 мин.

Закрепление - 25 мин.

Заключительная часть – 3 мин.


Ход урока

Орг. момент.

Здравствуйте, садитесь.

Тема сегодняшнего урока – «Чертежи разверток поверхностей геометрических тел ». Запишите её в тетрадь чертёжным шрифтом (тема написана на доске), а я в это время раздам вам ваши работы.

Постановка цели урока, мотивация предстоящей деятельности, ( желательно чтобы цели своей деятельности на уроке поставили сами дети, человека два – три достаточно

Анализ выполнения графической работы.

Общие ошибки вынести на доску, отметить лучшие работы.


Новый материал

Чертежи разверток поверхностей призм и цилиндров.

В ходе объяснения демонстрировать вырезанные развёртки, показать развёртки выполненные детьми в прошедшие годы.


Для изготовления ограждений станков, вентиляционных труб и некоторых других изделий вырезают из листового материала их развертки.

Развертка поверхностей любой прямой призмы представляет собой плоскую фигуру, составленную из боковых граней — прямо­угольников и двух оснований — многоугольников.






Например, у развертки поверхностей шестиугольной призмы (рис. 139, б) все грани — равные между собой прямоугольники шириной а и высотой /i, a основания — правильные шестиугольни­ки со стороной, равной а.

Таким образом, можно построить чертеж развертки поверхно­стей любой призмы.

Развертка поверхностей цилиндра состоит из прямоугольника и двух кругов (рис. 140, б). Одна сторона прямоугольника равна высоте цилиндра, другая — длине окружности основания. На чер­теже развертки к прямоугольнику пристраивают два круга, диа­метр которых равен диаметру оснований цилиндра.
















Чертежи разверток поверхностей конуса и пирамиды.

Развертка поверхностей конуса представляет собой плоскую фигуру, состоящую из сектора — развертки боковой поверхности и круга — основания конуса (рис. 141, б).

Построения выполняются так:

1. Проводят осевую линию и из точки s' на ней описывают радиусом, равным длине s'a' образующей конуса, дугу окруж­ности. На ней откладывают длину окружности основания конуса.

Точку s соединяют с концевыми точками дуги. 2. К полученной фигуре — сектору пристраивают круг. Диа­метр этого круга равен диаметру основания конуса.

Длину окружности при построении сектора можно определить

по формуле С = nD.

Угол а подсчитывают по формуле ,


Где:

d — диаметр окружности основания,

R — длина образующей конуса, ее можно подсчитать по тео­реме Пифагора.

Чертеж развертки поверхностей пирамиды строят так

(рис. 142, б).

Из произвольной точки О описывают дугу радиуса R, равного длине бокового ребра пирамиды. На этой дуге откладывают че­тыре отрезка, равные стороне основания. Крайние точки соеди­няют прямыми с точкой О. Затем пристраивают квадрат, равный основанию пирамиды.

Обратите внимание, как оформляют чертежи разверток. Над изображением пишут «Развертка» с чертой внизу. От линий сгиба, которые проводят штрихпунктирной с двумя точками, проводят линии-выноски и пишут на полке «Линии сгиба».




















Построение разверток выполняется обычно графичес­кими приемами, с применением способов, предлагае­мых начертательной геометрией.

Поверхности деталей, ограниченных плоскостями или развертывающимися кривыми поверхностями, мо­гут быть развернуты и совмещены с плоскостью точно. В этом случае на развертке сохраняются точки (отрезки), лежащие на поверхности, причем каждой точке (от­резку прямой) на развертке соответствует вполне опре­деленная и единственная точка (отрезок прямой) на поверхности детали, и наоборот.

На рисунке изображены разверт­ки поверхностей многогранных тел и тел вращения.

Построение развертки поверхности многогранника сводится к определению натуральной величины каж­дой его грани. Сначала вычерчивают развертку боко­вой поверхности, затем к одной из граней присоединя­ют основания многогранника (одно или два — в зависимости от того, призма это или пирамида

Примеры разверток многогранников и тел вращения










Закрепление

Совместно с детьми выполнить и оформить развёртки геометрических тел:

Цилиндра, Конуса, Призмы, Пирамиды.

В ходе построения ещё раз остановиться на особенностях выполнения этой работы. Демонстрировать вырезанные развёртки, показать развёртки выполненные детьми в прошедшие годы.

Заключительная часть

Подведение итога.

Что вам понравилось на сегодняшнем уроке?

Что вас не устраивало на этом уроке (темп, объём и т. п. )?

Добились ли вы поставленных целей? Все ли успели выполнить работу?

Что усвоили? (здесь возможно стоит задать вопросы, смотря по времени)


Домашняя работа: Выполнить развёртку и склеить её. (Любое геометрическое тело на выбор, размеры h – не менее 70мм





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Маланчик Павел Иванович

Дата: 16.02.2017

Номер свидетельства: 392392

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства