Просмотр содержимого документа
«Площади фигур на клетчатой бумаге»
Урок геометрии в 8 классе.
Тема: Площади фигур на клетчатой бумаге
Цель урока: способствовать приобретению навыков решения задач на площади фигур на клетчатой бумаге; исследовать рациональность использования формулы Пика.
Задачи:
Изучить способы решения задач на клетчатой бумаге.
Выбрать наиболее оптимальный способ.
ХОД УРОКА
Повторение.
Вспомним формулы нахождения площадей:
прямоугольника,
квадрата,
треугольника,
прямоугольного треугольника.
Изучение нового материала.
При решении задач по математике и геометрии часто встречаются задачи, где нужно вычислить площадь фигур. Задания на нахождение площади фигур на клетчатой бумаге встречаются в ОГЭ и ЕГЭ. А на экзамене очень важно решить задание правильно и при решении затратить как можно меньше времени.
Рассмотрим основные способы решения таких задач.
Площадь фигуры как сумма площадей её частей
Задача 1. Найдём площадь фигуры АВСD . Если клетки размером 1х1см.
Разобьем фигуру АВСD на части (1 и 2).
По свойству площадей:
S = S1 + S2 = (2∙3):2 + 3∙2 = 3 + 6 = 9 см.²
Ответ: 9 см.²
Задача 2. Найдём площадь фигуры АВСD . Если клетки размером 1х1см.
Л инии, идущие по сторонам клеток, образуют сетку, а вершины клеток – узлы этой сетки.
Нарисуем на листе многоугольник с вершинами в узлах (рисунок 1) и найдем его площадь. Оказывается площади многоугольников, вершины которых расположены в узлах сетки, можно вычислять гораздо проще: есть формула, связывающая их площадь с количеством узлов, лежащих внутри и на границе многоугольника.
Рисунок 1.
Для прямоугольников с вершинами в узлах и сторонами, идущими по линиям сетки, установлена формула S = В + – 1. Оказывается, эта формула верна не только для прямоугольников, но и для произвольных многоугольников с вершинами в узлах сетки! Это и есть формула Пика.
Она секретной не является. Информация о ней в Интернете имеется. Об этой формуле обычно рассказывается применительно к нахождению площади треугольника. На примере треугольника мы её и рассмотрим. Автор этой формулы австрийский математик Георг П ик .
Г еорг Алекса́ндр Пик (нем.Georg Alexander Pick; 10 августа 1859 г. – 13 июля 1942 г.) – австрийский математик. В 16 лет Георг окончил школу и поступил в Венский университет. В 20 лет получил право преподавать физику и математику. 16 апреля 1880 года под руководством Лео Кёнигсбергера Пик защитил докторскую диссертацию «О классе абелевых интегралов». В 1881 году он получил место ассистента у Эрнста Маха, который занял кафедру физики в Пражском университете. Круг математических интересов Пика был чрезвычайно широк. В частности, им написаны работы в области функционального анализа и дифференциальной геометрии, эллиптических и абелевых функций, теории дифференциальных уравнений и комплексного анализа, всего более 50 тем. С его именем связаны матрица Пика, интерполяция Пика - Неванлинны, лемма Шварца-Пика. Широкую известность получила открытая им в 1899 году теорема Пика для расчёта площади многоугольника. В Германии эта теорема включена в школьные учебники.
Можно убедиться в том, что формула Пика верна для всех рассмотренных выше примеров.
Оказывается, что если многоугольник можно разрезать на треугольники с вершинами в узлах сетки, то для него верна формула Пика.
Рассмотрим применение формулы Пика на примерах.
Решение упражнений.
Задача 1. Найдем площадь треугольника .
Отметим узлы (пересечение линий) на границе треугольника и внутри треугольника:
В = 34 (обозначены синим),
Г = 15 (обозначены оранжевым).
S= 34 + 15/2 – 1 = 40,5 кв.ед.
Ответ: 40,5 кв.ед
Понятно, что находить площадь трапеции, параллелограмма, треугольника проще и быстрее по соответствующим формулам площадей этих фигур. А вот когда дан многоугольник, у которого пять и более углов эта формула работает хорошо.
Задача 2. Найдем площадь пятиугольника .
От метим узлы (пересечение линий) на границе пятиугольника и внутри пятиугольника:
В = 43 (обозначены синим),
Г = 14 (обозначены оранжевым).
S= 43 + 14/2 – 1 = 49 кв.ед.
Ответ: 49 кв.ед.
Конечно, есть ещё способы нахождения фигур на клетчатой бумаге. Например, можно просто сосчитать количество целых клеток внутри фигуры, а из оставшихся кусочков «складывать» целые клетки, но это довольно долго и трудно, особенно если фигура сложной формы.
Можно находить площади фигур на клетчатой бумаге, используя формулы площади произвольного треугольника, трапеции, ромба, параллелограмма. Но для этого нужно знать эти формулы и уметь ими пользоваться.
И есть такие фигуры на клетчатой бумаге, для которых эти формулы применить очень трудно, да и затратно по времени.
Задачи с практическим содержанием
Поможет нам формула Пика и для решения геометрических задач с практическим содержанием, когда объект изображен на клетчатой бумаге в масштабе.
Задача 3. Найдите площадь лесного массива (в м²), изображённого на плане с квадратной сеткой 1 × 1см в масштабе 1 см – 200 м (рисунок 11).
На йдём S площадь четырёхугольника, изображённого на клетчатой бумаге по формуле Пика: S= В + – 1
В = 8, Г = 7. S = 8 + 7/2 – 1 = 10,5 см.²
Т.к. 1 см² - 200² м.², то
Sмассива = 40000 · 10,5 = 420 000 м.²
Ответ: 420 000 м.²
З адача 4. Найдите площадь поля (в м²), изображённого на плане с квадратной сеткой 1 × 1см в масштабе 1 см – 100 м .
Найдём S площадь четырёхугольника, изображённого на клетчатой бумаге по формуле Пика: S = В + – 1. В = 7, Г = 4.
S = 7 + 4/2 – 1 = 8 см.², т.к. 1 см² - 100² м.², то
Sполя = 10000 · 8 = 80 000 м.²
Ответ: 80 000 м.²
Задачи из государственной итоговой аттестации.
Задача 5. Найти площадь фигуры :
Желтые точки – точки внутри фигуры:
В = 4.
Синие точки – точки на границах: Г=15.
S = В + – 1
S = 4 + 15/2 – 1 = 4 + 7,5 – 1 = 10,5 кв.ед.
Ответ: 10,5 кв.ед.
Задача 6. Найти площадь фигуры:
Домашнее задание: выучить формулу Пика. Решить задачи по рисункам (распечатки)