Разработка урока по геметрии для 11 класса будет полезна учителям математики при проведении уроков, в конспекте подобраны задания для отработки и закрепления навыков примения формулы объема призм.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Объем прямой призмы. Решение задач.»
Тема: Объём прямой призмы. Решение задач (слайд 1)
Цели: (слайд 2)
образовательные:
-обобщить и систематизировать имеющиеся у обучающихся сведения о призме и ее объеме, формировать умения применять теоретические знания к решению практических задач;
развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью; развивать грамотную математическую речь; логическое мышление, умение самостоятельно работать, развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля;
воспитательные:
-воспитывать средствами математики культуру личности, уважительное отношение к одноклассникам, трудолюбие, аккуратность, понимание значимости математики как условия успешной профессиональной деятельности.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.
Планируемые образовательные результаты:
распознавать основные виды призм;
знать формулы объема призм, уметь их применять при решении задач;
соотносить абстрактные геометрические понятия с реальными жизненными объектами и ситуациями.
Форма организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Оборудование: презентация, лист контроля, листы с тестами, индивидуальные карточки - задания, карточки – справочники, геометрические модели призм, ноутбук, экран.
Эпиграф урока: «Недостаточно только получать знания, надо им найти приложение»
И.Гете – великий немецкий поэт.(Слайд3)
Ход урока.
Оргмомент.- 3мин
Приветствие. Ознакомление обучающихся с листами контроля (СЛАЙД 4), в которых указаны критерии оценивания видов деятельности на уроке.
Записывается число. Классная работа. Тема: Объём прямой призмы. Решение задач.
Целеполагание и задачи урока.
А начать урок мне хочется с вопроса- задачи: (слайд 5 )
Сколько пакетов сока войдет в коробку размером 40см×60см×34см, если размер пакета 6см×10см×17см?
Как вы думаете, какие знания необходимы для ответа на этот вопрос?
- свойства объемов тел;
- определение параллелепипеда, призмы,
- формулы объёмов параллелепипеда, призмы,
К какому типу задач относится эта задача?
Обратите, пожалуйста, внимание на эпиграф. Как вы понимаете эти слова?
Исходя из темы, из предложенной задачи и слов эпиграфа, какие задачи мы поставим перед собой на этот урок? (задачи – уметь применять накопленные знания по теме в реальных жизненных ситуациях.)
Актуализация опорных знаний и умений
а) Учитель с классом проводит фронтальную беседу.
б) «Найди ошибку». На доске приведены решения задач по готовым чертежам. В одном из них допущена ошибка.
У всех на партах листы с готовыми рисунками к задачам. Прямо в них записываете правильное решение. У вас 3 минуты.
Работа с тестами (7 мин)
Более сильные ученики работают по карточкам
Древнегреческий поэт Нивей утверждал, что «математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед». Поэтому будем сейчас работать самостоятельно.
Каждый правильный ответ - 1 балл
Начинайте работать. Будьте внимательны (учащиеся отвечают на тесты). Время для ответов - 7мин.
(приложение 2)
Правильность выполнения проверьте на экране (слайд 7 ) и выставьте баллы в лист контроля
«Никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг геометрия!». Эти слова, сказанные великим французским архитектором Ле Корбюзье в начале XX столетия, очень точно характеризует и наше время. В самом деле, посмотрите вокруг — всюду геометрия! Современные здания, интерьеры квартир и бытовая техника – все это и многое другое имеет форму призм. Геометрические знания являются сегодня профессионально значимыми для многих современных специальностей: для дизайнеров и конструкторов, для рабочих и ученых. А вы (в большинстве работающие) можете подтвердить мои слова? (ответы обучающихся)
И уже этого достаточно, чтобы ответить на вопрос: «Нужна ли нам Геометрия?»
Будьте внимательны и активны!
5. Диагностика уровня сформированности практических навыков (5 мин)
Учитель: А теперь ответим на вопрос - задачу
Сколько пакетов сока войдет в коробку размером 40см×60см×34см, если размер пакета 6см×10см×17см?
Решение
Что является математической моделью коробки и пакета ?
V=6×10×17=1020cм³- объем 1 пакета с соком V= 40×60×34=81600cм³ объем 1 коробки 81600ː1020=80(пакетов в коробке)
Ответ:80 пакетов
6. Работа в группах (7 мин)
Обучающиеся объединяются в группы по рядам и выбирают старшего.
Решение задач с практическим содержанием.
1.Служба экспертов санэпидемстанции. Классное помещение должно быть таким, чтобы на одного обучающегося приходилось не менее 6м3 воздуха. Можно ли в помещении с измерениями а =8,5м, в =6 м, с =3м заниматься 24 обучающимся, не нарушая санитарной нормы?
2.Служба метеорологов. Суточное выпадение осадков составило 20 мм. Сколько воды выпало за сутки на правильную треугольную клумбу со стороной 6м?
Лабораторно-практическая работа в парах по определению объема призмы(7 мин)
М.В. Ломоносов говорил: «Теория без практики мертва и бесплодна, практика без теории невозможна и пагубна. Для теории нужны знания, для практики сверх того, и умения».
Вам домой было дано задание изготовить модель призмы или найти предметы, имеющие форму призмы. Обменяйтесь моделями с соседом по парте.
Задание: Назовите фигуру. Выполните необходимые измерения (можно округлить по правилам округления до целых) и найдите объём (взаимопроверка и выставление друг другу баллов) 2 балла - все правильно; 1балл – допущена вычислительная ошибка.
А теперь посчитайте баллы и выставьте себе оценки. Критерии на экране (Слайд 10)
Не забудьте добавить дополнительные баллы (2 фишки = 1баллу )
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. ( 4 мин)
Подведем итоги урока. Какую цель мы ставили перед собой в начале урока? Что мы делали для ее достижения и удалось ли каждому из вас достичь ее?
Рефлексия
5. Я знаю теорию, я смог решить все задачи и могу применить при решении более сложных задач
4. У меня получилось применить теорию, я умею решать задачи
3. Я научился решать задачи, пользуясь справочным материалом
2. Я знаю теорию, но не всегда могу её применить 1. Я понял, что не знаю теорию, не умею её применять
8. Домашнее задание (3 мин)
1. Решить задачу: Когда человеку уютно, приятно, спокойно, он говорит, что ему комфортно. Оказывается, комфортность определяется формой помещения, его линейными размерами. Коэффициент комфортности можно найти по формуле: , где К- коэффициент комфортности, V- объем жилища, S- площадь поверхности жилища, включая пол. И чем меньше коэффициент, тем комфортнее жилище. Используя формулу, вычислите коэффициент комфортности вашей комнаты и кабинета математики. Результат сравните.
Или 2.Из сборника заданий для ГИА по математике выбрать и решить 3 задачи по теме «Объем прямой призмы»:
Тетради сдают на проверку
Заключительное слово учителя:
Сегодня вы на уроке применили свои знания при решении прикладных задач, увидели связь геометрии с окружающей действительностью. Надеюсь, что знания, полученные на уроке, вы сможете при необходимости успешно применить на практике
Закончить урок мне хочется словами С. Маршака (1 мин)
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас
А сердце умным будет.
СПАСИБО ЗА УРОК!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест по теме: «Объем призмы» Первый вариант. 1. Четырехугольная призма имеет: А) 8- вершин; 8 – граней; 10- ребер; Б) 8- вершин; 6 – граней; 12- ребер; В) 8- вершин; 10 – граней; 12- ребер 2. Призма, в основании которой лежит параллелограмм, называется…. А) параллелепипедом; Б) кубом; В) прямоугольным параллелепипедом. 3. Сколько боковых граней имеет треугольная призма? А) одну; Б) две; В) три. 4. Какая фигура не может быть в основании призмы? А) круг; Б) трапеция ; В) треугольник; 5. Площадь квадрата вычисляется по формуле А) S = a·b ; Б) S = a2; В) S = a+b; 6. Объём куба с ребром 2 см равен: А) 4см³; Б) 8см³; В) 6см³; 7. У прямоугольного параллелепипеда все грани: А) параллелограммы; Б) прямоугольники; В) квадраты; 8 .Объем призмы вычисляется по формуле А) V = Sосн.·H; Б) V = Sосн.+H; В) V = Sосн.\ H; 9. Вычислить объем прямоугольного параллелепипеда со сторонами основания 4 и 5 см и высотой 10 см.
Тест по теме: «Объем призмы»
Второй вариант. 1. Треугольная призма имеет: А) 6- вершин; 5 – граней; 9- ребер. Б) 8- вершин; 5 – граней; 10- ребер В) 6- вершин; 10 – граней; 9- ребер 2. Призма, в основании которой лежит прямоугольник, называется…. А) параллелепипедом; Б) кубом ; В) прямоугольным параллелепипедом. 3. Сколько боковых граней имеет четырехугольная призма? А) одну; Б) три; В) четыре; 4. Какая фигура не может быть в основании призмы? А) квадрат; Б) трапеция ; В) круг 5. Площадь прямоугольника вычисляется по формуле А) S = a·b ; Б) S = a2; В) S = a+b; 6.. Объём куба с ребром 3 см равен: А) 9см³; Б) 18см³; В) 27см³; 7. Призма называется прямой, А) если боковые ребра параллельны основанию; Б) если боковые ребра перпендикулярны основанию; В) если боковые ребра равны. 8.Объем призмы вычисляется по формуле А) V = Sосн.+ H; Б) V = Sосн.·H; В) V = Sосн.\ H; 9.Задача. Вычислить объем правильной четырехугольной призмы со стороной основания 4 см и высотой 10 см
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Карточки – задания «Решение прикладных задач по теме - объем призмы»
Карточка №1. Размеры кузовов самосвалов МАЗ – 205 и ЗИЛ – 150 соответственно равны 6,07*2,64*2,44 и 6,72*2,39*2,18 м. Какой самосвал имеет большую вместимость кузова?
Карточка №2. Строительный кирпич имеет размеры 25 см х 12 см х 6 см. Найдите объем стены, выложенной из 1000 кирпичей. Учтите, что раствор увеличивает объем на 15%
Карточка №3. Хватит ли у вас сил поднять куб золота с ребром в 200 мм (ρ з ≈ 19,3 г/см3).
Карточка№4. Поле в форме треугольника со сторонами 222, 156 и 90 м нужно укрыть слоем торфа толщиной 0,6 см . Сколько торфа потребуется для этого? Плотность торфа 0,4*103кг/м3.
Карточка№5. Плот сколочен из 42 балок прямоугольного сечения, из которых каждая длиной 10 м, шириной 0,20 м и толщиной 0,15 м. Можно ли на этом плоту переправить через реку грузовую машину массой 5т? Плотность дерева 0,6г/см3.
2. Строительный кирпич имеет размеры 25 см х 12 см х 6 см. Найдите объем стены, выложенной из 1000 кирпичей. Учтите, что раствор увеличивает объем на 15%