Сформировать у учащихся представление о предмете “геометрия”, целях и задачах его изучения, сформировать устойчивое понимание основных геометрических понятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Необыкновенный мир геометрии.»
ФИО учителя
Ежонкова Ольга Алексеевна
Место работы
МОУ ООШ №12 х.Фельдмаршальский, Новоалександровский район, Ставропольский край
Должность
Учитель математики
Технологическая карта урока.
Предмет, класс
Геометрия, 7 класс (базовый учебник - Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.и др.- 2-е изд., Геометрия 7-9 классы,- М.: Просвещение, 2014г.
Тема урока, № урока по теме
«Необыкновенный мир Геометрии» (Начальные геометрические сведения), урок №1
Методическая цель
Сформировать у учащихся представление о предмете “геометрия”, целях и задачах его изучения,
сформировать устойчивое понимание основных геометрических понятий.
Образовательная цель
Познакомить учащихся с историей возникновения геометрии, с первыми основными геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, с их условными обозначениями; с простейшими геометрическими фигурами на плоскости; рассмотреть свойство прямой. Формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнения других.
Воспитательная цель
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям. Повышение коммуникативной активности учащихся, их эмоциональной включенности в учебный процесс. Создание благоприятных условий для проявления индивидуальности.
Развивающая цель
Развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке с помощью решения задач исследовательского характера, интеллектуальные качества личности школьников; способствовать формированию навыков самостоятельной работы; формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.
Место урока в системе уроков данного раздела
Первый урок в разделе «Начальные геометрические сведения» (11 часов).
Тип урока
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
Точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их
взаимного расположения; распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их конфигурации.
Личностные УУД:
Учатся умению вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения, формируют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, оценивают себя в социальных ролях: ученик, докладчик.
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
Регулятивные УУД:
Развивают навыки познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, овладевают навыками решения проблем, осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.
Проявляют уважительное отношение к одноклассникам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении проблем, учатся владеть монологической и диалогической формами речи.
Выделяют и осознают то, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. В диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
Осуществляемые действия
Формируемые способы деятельности
1-й этап.Организационный.Цель этапа: настроить учащихся к учебной деятельности.
Приветствие
Проверка готовности учащихся к уроку
Настрой учащихся на работу
Создает проблемную ситуацию: просит поставить цель урока
Презентация (слайды 1,2)
Активное слушание, выдвижение предположений о цели урока, отвечают на промежуточные вопросы учителя.
Формулирование собственных ожиданий.
Фронтальное взаимодействие с учителем.
Слушают и высказывают свою точку зрения.
Слушание и контроль ответов обучающихся.
Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности.
2-й этап. Актуализация познавательной деятельности. Цель этапа: актуализировать мыслительные операции.
1.Организует устную фронтальную работу
презентация (слайды 3,4,5)
2. Рассказ учителя об истории развития геометрии презентация (слайды 6,7,8,9)
Учитель демонстрирует слайды презентации, координирует работу обучающихся, консультирует их, отмечает активных и пассивных участников.
Слушают вопросы учителя, отвечают на вопросы, осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.
Развивают и углубляют потребности и мотивы учебно-познавательной деятельности.Выполняют задания, отрабатывают навыки применения алгоритмов, правил при выполнении заданий.
Выстраивают систему аргументов для убеждения, продумывают ответы и обсуждают их с соседом по парте.
Формируется развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.
Учатся извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
Формируют умения обобщать. Анализируют, систематизируют и структурируют знания.
Учатся слушать, дополнять и уточнять, высказываться по существу, принимают и сохраняют учебную цель и задачу, осуществляют взаимоконтроль.
5-й этап. Рефлексивно-оценочный. Цель этапа: организовать целостное осмысление и обобщение полученной информации, проведение самооценки учениками работы на уроке.
1. Мотивирует обучающихся к самоанализу деятельности и проектированию дальнейшего продвижения в изучении темы. Организует обсуждение достижений, ставя заранее подготовленные вопросы. Предлагает осуществить самооценку достижений. Объявляет свою оценку и обосновывает ее. Делает рекомендации.
2.Предлагает и объясняет сущность дифференцированного домашнего задания.
Участвуют в беседе по обсуждению достижений, отвечая на вопросы учителя, делают выводы. Оценивает каждый сам себя.
Записывают источник задания.
Осуществляют поиск в сети Интернет.
Анализируют степень усвоения материала. Делают выводы.
Осуществляют поиск и выделение информации
Выслушивают одноклассников, озвучивают свое мнение.
Строят понятные для собеседника высказывания самооценки.
Оценивают личные достижения и уточняют пробелы в знания. Оценивают уровень своего эмоционального состояния на уроке.
Уточняют информацию по домашнему заданию.
Адекватно воспринимают оценку учителя.
Осуществляют планирование будущей деятельности.
Сценарий урока
Перед уроком: учащиеся знакомятся с книгами, представленными на выставке в классе (Е. Семенов «Изучаем геометрию», И. Депман «Мир чисел», Юшкевич А.П. История математики в России, Свечников А.А. «Путешествие в историю математики или как люди научились считать», Э. Т. Белл «Творцы математики» и др.)
Учитель. Со словом геометрия вы уже знакомы. Уже в начальной школе вы познакомились с некоторыми геометрическими фигурами, изучили их свойства, научились вычислять площади некоторых фигур и решать много других задач. Вы уже поняли, что геометрия – это наука о фигурах и некоторых их свойствах. Но знаете, ребята, что интересно? Мы с вами начнём изучать геометрию с нуля. Почему? Скажите мне, пожалуйста, что мы называем прямоугольником? (учащиеся дают определения, при этом употребляют слово «четырёхугольник»)… А что мы называем четырёхугольником? (снова звучат ответы учащихся, появляются слова «угол», «отрезки» и т.д.). Сегодня вы приступаете к полноценному изучению этого предмета. Вы сейчас выходите на новый уровень изучения этой науки более строгий, более чёткий, такой, какой он был в античных школах, где изучали геометрию несколько тысяч лет назад… (слайды 1,2,3,4,5).
Геометрия возникла на основе практической деятельности людей, а в дальнейшем сформировалась как самостоятельная наука, занимающаяся изучением геометрических фигур. Геометрия помогает нам лучше ориентироваться в мире, в котором мы живём, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира.
Подумайте и сформулируйте тему нашего урока, а также сформулируйте вопросы, на которые мы будем искать ответы в ходе урока (учащиеся предлагают тему урока и формулируют цели урока, учитель помогает).
Вопросы:
Что означает слово «геометрия»?
Когда, как и с какой целью зародилась наука – геометрия?
Кого можно считать основоположниками геометрии?
Как называлось первое дошедшее до нас научное изложение геометрии?
Что изучает геометрия?
Как можно объяснить, что такое точка, прямая, отрезок?
Далее следует краткий рассказ учителя об истории развития геометрии.
Геометрия – одна из древнейших наук. Она зародилась в Древнем Египте. В этом государстве плодородные земли были расположены на очень узком участке земли – в долине реки Нил. При разливе реки смывались границы участков, менялись их площади. Тогда пострадавшие обращались к фараону, он посылал землемеров, чтобы восстановить границы участков, выяснить, как изменилась их площадь и установить размер налога. Знания постепенно накапливались и систематизировались. Так около 4 тыс. лет назад возникла наука об измерении расстояний, площадей и объемов, о свойствах различных фигур. Попытки греческих учёных привести геометрические факты в систему начинаются уже с V века до н. э.
Наибольшее влияние на всё последующее развитие геометрии оказали труды греческого учёного Евклида, жившего в Александрии в III в. до н. э. Сочинение Евклида “Начала” почти 2000 лет служило основной книгой, по которой изучали геометрию. Эта книга была переведена на языки многих народов мира, а сама геометрия, изложенная в ней, стала называться евклидовой геометрией. Далее учитель говорит о Фалесе Милетском, о Пифагоре Самосском (слайды 6, 7,8,9).
Древние египтяне были замечательными инженерами. До сих пор не могут до конца разгадать загадки огромных гробниц Египетских царей – Фараонов. Пирамиды – а они построены более 5 тыс. лет назад – состоят из каменных блоков весом 15 тонн, и эти «кирпичики» так подогнаны друг к другу, что не возможно между ними протиснуть и почтовую открытку. А при строительстве использовали лишь простейшие механизмы – рычаги и катки.
«Все боится времени, но само время боится пирамид».
Учитель предлагает ребятам творческие работы по темам «История возникновения и развития геометрии», «Великие учёные древности», «Загадочные пирамиды» и другие.
Несмотря на то, что содержание геометрии расширилось далеко за пределы учения о земле, она по-прежнему продолжает называться «Геометрией».
Слайд 10. (Вопрос классу-ответы учащихся).
Слайд 11. Школьный курс геометрии делится на планиметрию и стереометрию.
Такие фигуры, как отрезок, луч, треугольник, круг, прямоугольник ... являются плоскими, то есть целиком укладываются на плоскости. В стереометрии мы познакомимся с такими пространственными фигурами, как куб, шар, конус, цилиндр, параллелепипед и т. д. Планиметрия изучает свойства фигур на плоскости, а стереометрия – в пространстве.
Мы начнём изучение геометрии с планиметрии.
Слайд 12. Любой сложный механизм складывается из маленьких деталей, так и сложные геометрические фигуры составляются из простейших фигур. Конечно, самая главная - это точка (слайд 13).
Почти все названия геометрических фигур греческого происхождения, как и само слово геометрия. Однако эти слова вошли в русский язык не через греческий, а через латинский язык (слайд 14).
Давайте вспомним, какие чертёжные инструменты нам понадобятся при изучении геометрии? (слайд 15).
Повторение известного материала о точках и прямых и их расположении относительно друг друга.
(слайды 16,17). Давайте вспомним, как обозначают на чертеже прямые и точки
(прямая безгранична, поэтому на чертеже изображают часть прямой; прямые обозначают двумя заглавными латинскими буквами, соответствующим двум точкам на прямой или одной маленькой буквой). Точки обозначают заглавными латинскими буквами. Знак принадлежности .
Выполнить задание (слайд 18).
Решение тренировочных заданий (устно) (слайд 19).
Проверочная работа (в тетрадях записать только ответы. Слайд 20)
Работа с УМК «Живая математика» (практическая работа из учебника №№ 1- 6).
Рефлексия.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке (поднятием руки).
Рюкзак – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Итоги урока.
На все ли вопросы вы получили сегодня ответы? (Учитель обращает внимание учащихся на вопросы, поставленные в начале урока, и просит кратко еще раз на них ответить.)
Выставление оценок за тест.
Домашнее задание: стр. 3-6, № 1,2 на стр.7. На альбомном листе выполнить творческое задание (нарисовать рисунок, написать рассказ или сочинить сказку, сделать фотомонтаж или видеомонтаж и т. д.) на тему “Геометрия вокруг нас”
Первый урок в 7 классе по геометрии УМК Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф.и др. «Загадочный мир Геометрии» (Начальные геометрические сведения). Страница 10