Урок математики в 6 классе по теме «Четырехугольники»
Учитель: Лысенко Елена Владимировна
Цели: 1) познакомить учащихся с видами четырёхугольников; научить формулировать определение геометрической фигуры; учить решать задачи на вычисление площадей сложных фигур, познакомить учащихся с понятием равновеликие фигуры;
2)развивать логическое мышление, пространственное воображение, умение сравнивать, анализировать, выделять главное; культуру устной и письменной математической речи, навыки устного счета;
3) воспитывать аккуратность, усидчивость, самостоятельность, познавательную и творческую активность, интерес к предмету.
Оборудование: геометрический конструктор, чертежные инструменты, ножницы, интерактивная доска, индивидуальные наборы «Танграмм».
Этапы урока
Ход урока
1. Орг. момент
- Здравствуйте
- Я рада сегодня быть с Вами и провести для Вас необычный урок
- Начнём мы его с выставочных залов Государственной Третьяковской Галереи.
Слайд1 из презентации
- Нас интересует очень необычная картина
Слайд2 из презентации
- Кто знает, как она называется?
- Кто автор этой картины?
- Картина странная, непонятная.
- Что на ней изображено?
- В чём смысл?
- Какую идею пытался донести художник зрителям?
- Как долго он над ней трудился?
- По словам самого автора он работал над ней несколько месяцев. Мало того он написал ещё 3 таких картины.
- Существует много мнений, что на ней изображено:
- Упорядоченный мир во вселенной хаоса;
- Увеличенное изображение точки, как основы мироздания
- Отношение числа темнокожих жителей планеты к числу людей со светлой кожей
Одно несомненно – картина интересна и загадочна, она будоражит умы зрителей.
3)
- А наш урок мне хотелось бы продолжить вот такими словами…….
Слайд3 из презентации
- Перейдём к следующему экспонату картинной галереи
(набор простейших геометрических фигур, выложенных произвольным образом)
- Картина неизвестного автора, но вполне понятного содержания
- Какие из изображённых объектов Вам знакомы
- Укажите лишний, Вы изучали эту геометрическую фигуру совсем недавно
- Как одним словом можно назвать остальные?
4) Слайд 4 из презентации
Цели и задачи нашего сегодняшнего урока: познакомиться с видами четырёхугольников; научиться формулировать определение геометрической фигуры; учиться решать задачи на вычисление площадей сложных фигур, познакомиться с понятием равновеликие фигуры.
5)Поговорим об одном из четырёхугольников. Как Вы уже догадались – речь пойдёт о квадрате.
Возьмите в руки этот геометрический объект.
- Что Вы о нём знаете?
Вы рассказали многого, но не сказали главного.
- Что такое квадрат?
- Попытайтесь сформулировать определение………….
- Обратимся к схеме
Слайд 5 из презентации
Словарная работа ближайшее понятие; отличие.
Вывод. Определение геометрической фигуры должно быть четким и лаконичным. Ссылаться на ближайшее понятие и указывать индивидуальное отличие.
- я думаю теперь многие из вас поняли как строится формулировка определения того или иного геометрического понятия.
Задачи на конструирование.
Сложите квадрат по диагонали.
Что такое диагональ.
Разрежьте.
Техника безопасности.
Какие фигуры у Вас получились? Какие это треугольники? Почему Вы так решили?
Словарная работа: катет, гипотенуза.
Как найти площадь такого треугольника?
8) Практическая работа.
Разрежьте каждую из двух фигур на две равные части.
Сложите из 4 компонентов четырёхугольник.
Какие четырехугольники у Вас получились.
Рассмотрим случай с параллелограммом.
Как найти его площадь?
А по другому?
Подведите итог. Сформулируйте правило вычисления сложной фигуры, состоящей из нескольких элементарных?
Эти сведения пригодятся Вам на уроках геометрии 8 класса, когда вы будете знакомиться с выводом формул для вычисления площадей геометрических фигур.
Что вы можете сказать о площади данной фигуры по сравнению с площадью исходного квадрата.
Равновеликие фигуры
А теперь решим следующую задачу….
Слайд 6 из презентации
Рассмотрим ещё одну задачу.
Слайд 7 из презентации
Вы хорошо потрудились, пора отдохнуть
(Физминутка)
А теперь подведём небольшой итог изученному
Слайд 8 из презентации
Мы переходим к творческой составляющей нашего урока
Слайд 9 из презентации
Древняя китайская головоломка ТАНГРАММ
(Складываем по заданию учителя одну фигуру)
Мы выполним похожее задание
Сложите из полученных частей квадрата: 1 ряд – корабль, 2 ряд – ракету, 3 ряд – рыбу.
Слайд 10 из презентации
А мы возвращаемся в картинную галерею, у нас остались один очень интересные с точки зрения и математики и искусства экспонаты. Фракталы
Поистине завораживающее зрелище.
Слайд11 из презентации
Фильм («Красивые и необыкновенные ФРАКТАЛЫ»)
Слайд 12 из презентации
Слайд 13 из презентации