Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по геометрии»
Карагайская средняя общеобразовательная школа, филиал муниципального автономного общеобразовательного учреждения Дубровинской средней общеобразовательной школы
Вагайского района Тюменской области
Утверждено
Приказом директора школы
от " " сентября 2022 г.
№ -ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
геометрия
7 класс
Количество часов – 68
Составлена на основе основной образовательной программы
основного общего образования и издательской программы "Геометрия 7-9 классы"
Составила: Учитель математики Мамикова Гюлшат Ахметалиевна
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
У обучающегося сформируется:
нормы поведения в рамках межличностных отношений,
правосознание;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее
благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах, включая
взрослые и социальные сообщества;
основы социально-критического мышления.
Обучающийся получит возможность для формирования:
морального сознания на конвенциональном уровне,
способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
оценивать правильность выполнения действия на уровне
адекватной ретроспективной оценки;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
допускать возможность существования у людей различных
точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Обучающийся получит возможность научиться:
действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия;
устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владея нормами и техникой общения.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных
и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять синтез как составление целого из частей,
самостоятельно достраивая и восполняя недостающие
компоненты;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи;
использовать свойства измерения длин и углов при решении задач на нахождение длин отрезков и градусной меры угла;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
обозначать точки и прямые на рисунке, изображать возможные случаи взаимного расположения точек и прямых, двух прямых, объяснить, что такое отрезок, изображать и обозначать отрезки на рисунке;
объяснить, что такое луч, изображать и обозначать лучи, формулировать определение угла, распознавать стороны и вершины угла, обозначать не развёрнутые и развёрнутые углы, показывать на рисунке внутреннюю область неразвёрнутого угла, проводить луч, разделяющий его на два угла;
определять равенство геометрических фигур, сравнивать отрезки и углы, записывать результаты сравнения, отмечать с помощью масштабной линейки середину отрезка, с помощью транспортира проводить биссектрису угла;
различать смежные и вертикальные углы; применять свойства смежных и вертикальных углов; строить угол, смежный с данным углом, изображать вертикальные углы;
объяснить, какая фигура называется треугольником и называть его элементы; находить периметр треугольника, распознавать равные треугольники, используя формулировки и доказательства признаков равенства треугольников;
формулировать определения и строить перпендикуляр, проведённый из точки к данной прямой, медиану, биссектрису, высоту треугольника; распознавать равнобедренные и равносторонние треугольник; теоремы о перпендикуляре к прямой, о свойствах равнобедренного треугольника;
формулировать определение окружности, объяснить, что такое центр, радиус, хорда, диаметр, дуга окружности, выполнять с помощью циркуля и линейки простейшие построения: отрезка, равного данному; угла, равного данному; биссектрисы данного угла; прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярную к данной прямой; середины данного отрезка;
формулировать определение параллельных прямых, называть углы, образующиеся при пересечении двух прямых секущей, формулировать признаки параллельности прямых; понимать, какие отрезки и лучи являются параллельными; показывать на рисунке пары накрест лежащих, соответственных, односторонних углов, доказывать признаки параллельности двух прямых;
формулировать аксиому параллельных прямых и следствия из неё; доказывать свойства параллельных прямых и применять их при решении задач;
доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствия; определять какой угол называется внешним углом треугольника, какой треугольник называется остроугольным, прямоугольным, тупоугольным;
доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника, применять их при решении задач;
доказывать свойства прямоугольных треугольников, знать формулировки признаков равенства прямоугольных треугольников и доказывать их, применять свойства и признаки при решении задач;
формулировать определение наклонной, перпендикуляра, проведённых из данной точки к данной прямой;
строить треугольник по двум сторонам и углу между ними, по стороне и двум прилежащим к ней углам, по трём сторонам.
Обучающийся получит возможность научиться:
применять алгебраический аппарат при решении геометрических задач;
использовать метод от противного для решения задач на доказательство;
решать задачи на построение с помощью циркуля и линейки: проводить анализ, построение, доказательство, исследование;
исследовать свойства планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочные материалы и технические средства.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Начальные геометрические сведения (12 часов)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка. Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства. Перпендикулярные прямые.
Основная цель – систематизировать знания учащихся о простейших геометрических фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения очевидных или известных из курса математики 1-6 классов геометрических фактов. Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме. Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства геометрических фигур на основе наглядного понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим приложениям геометрических понятий.
2. Треугольники (18 часов)
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач приводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их равенства с помощью какого-то признака — следствия, вытекающие из равенства треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать задачи с готовыми чертежами.
3. Параллельные прямые (13 часов)
Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых; дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними, соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников, подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника (21 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам(остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда, когда это оговорено условием задачи.
5. Повторение. Решение задач(4 часа)
3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение темы
№
Содержание
Количество часов
Дата
Глава I.Начальные геометрические сведения
12
1
Прямая и отрезок
1
2
Луч и угол
1
3
Сравнение отрезков и углов
1
4
Измерение отрезков
1
5
Решение задач
1
6
Измерение углов,
1
7
Решение задач РПВ Всемирный день математики
1
8
Смежные и вертикальные углы
1
9
Перпендикулярные прямые
1
10
Перпендикулярные прямые
1
11
Решение задач Подготовка к контрольной работе
1
12
Контрольная работа № 1 «Начальные геометрические сведения»
1
Глава 2.Треугольники
18
13
Треугольник. Первый признак равенства треугольников
1
14
Решение задач по готовым чертежам (РПВ) «Проектировщик»- деловая игра
Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»
1
35
Аксиомы геометрии (РПВ) «Экскурсовод» - деловая игра
1
36
Аксиома параллельных прямых
1
37
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей
1
38
Решение задач
1
39
Углы с соответственными параллельными или перпендикулярными сторонами
1
40
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
1
41
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
1
42
Решение задач Подготовка к контрольной работе
1
43
Контрольная работа №3 Параллельные прямые
1
Глава 4.Соотношения между сторонами и углами треугольника
21
44
Теорема о сумме углов треугольника
1
45
Сумма углов треугольника. Решение задач
1
46
Решение задач
1
47
Решение задач
1
48
Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
49
Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
50
Неравенство треугольника
1
51
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
1
52
Контрольная работа №4 Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
53
Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства
1
54
Решение задач (РПВ) Кроссворд «Геометрия вокруг нас»
1
55
Признаки равенства прямоугольныхтреугольников
1
56
Решение задач
1
57
Решение задач
1
58
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
1
59
Построение треугольника по трем элементам
1
60
Построение треугольника по трем элементам
1
61
Решение задач на построение
1
62
Решение задач
1
63
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
1
64
Контрольная работа №5 Прямоугольные треугольники
1
Повторение. Решение задач
4
65
Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения»
1
66
Решение задач по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников. Равнобедренный треугольник», «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
67
Решение задач по теме «Параллельные прямые» (РПВ) Игра «Что?Где? Когда?»
1
68
Итоговая контрольная работа №6
1
Итого: 68 ч.
Приложение
4. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№урока
Раздел, тема урока
Часы
Дата по плану
Дата факт.
Примечания
Глава I.Начальные геометрические сведения
12
1
Прямая и отрезок
1
2.09
2.09
2
Луч и угол
1
7.09
7.09
3
Сравнение отрезков и углов
1
9.09
9.09
4
Измерение отрезков
1
14.09
14.09
Дистанционно
5
Решение задач
1
16.09
16.09
Дистанционно
6
Измерение углов,
1
21.09
21.09
7
Решение задач
1
23.09
23.09
8
Смежные и вертикальные углы
1
28.09
28.09
9
Перпендикулярные прямые
1
30.09
30.09
10
Перпендикулярные прямые
1
5.10
5.10
11
Решение задач Подготовка к контрольной работе
1
7.10
7.10
12
Контрольная работа № 1 «Начальные геометрические сведения»
1
12.10
12.10
Глава 2.Треугольники
18
13
Треугольник. Первый признак равенства треугольников
Решение задач по теме «Признаки параллельности двух прямых»
1
18.01
35
Аксиомы геометрии
1
20.01
36
Аксиома параллельных прямых
1
25.01
37
Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей
1
27.01
38
Решение задач
1
1.02
39
Углы с соответственными параллельными или перпендикулярными сторонами
1
3.02
40
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
1
8.02
41
Решение задач по теме «Параллельные прямые»
1
10.02
42
Решение задач Подготовка к контрольной работе
1
15.02
43
Контрольная работа №3 Параллельные прямые
1
17.02
Глава 4.Соотношения между сторонами и углами треугольника
21
44
Теорема о сумме углов треугольника
1
22.02
45
Сумма углов треугольника. Решение задач
1
24.02
46
Решение задач
1
1.03
47
Решение задач
1
3.03
48
Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
10.03
49
Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
15.03
50
Неравенство треугольника
1
17.03
51
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
1
22.03
52
Контрольная работа №4 Соотношения между сторонами и углами треугольника
1
24.03
4 чет
53
Прямоугольные треугольники и некоторые их свойства
1
5.04
54
Решение задач
1
7.04
55
Признаки равенства прямоугольныхтреугольников
1
12.04
56
Решение задач
1
14.04
57
Решение задач
1
19.04
58
Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми
1
21.04
59
Построение треугольника по трем элементам
1
26.04
60
Построение треугольника по трем элементам
1
28.04
61
Решение задач на построение
1
5.05
62
Решение задач
1
12.05
63
Решение задач. Подготовка к контрольной работе
1
17.05
64
Контрольная работа №5 Прямоугольные треугольники
1
19.05
5. Повторение. Решение задач
4
65
Решение задач по теме «Начальные геометрические сведения»
1
24.05
66
Решение задач по теме «Признаки равенства прямоугольных треугольников. Равнобедренный треугольник», «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
26.05
67-68
Решение задач по теме «Параллельные прямые» Итоговая контрольная работа №6