Рабочая программа для вечерней школы по геометрии 9 класс.
Рабочая программа для вечерней школы по геометрии 9 класс.
Пояснительная записка к рабочей программе по геометрии 9 класса. Рабочая программа составлена на основе нормативных документов: Федерального компонента государственного стандарта, сборника рабочих программ геометрия 7-9 класс. учебника геометрия 9 клас.действующая программа расчитана на заочную форму обучения 1 час в неделю, 32 часа год. Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, самостоятельных работ, диктантов, основной формой контроля является зачет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для вечерней школы по геометрии 9 класс. »
Пояснительная записка
к рабочей программе по геометрии 9 класса.
Рабочая программа составлена на основе нормативных документов:
1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089).
2.Сборник рабочих программ. Геометрия 7-9 классы:/ составитель Т.А.Бурмистрова.- М. : Просвещение,2011г.
Программой общеобразовательной школы отводится на изучение геометрии по 2 урока в неделю , что составляет 68 часов в учебный год. Так как действующая программа рассчитана на очную форму обучения, то я корректирую её для заочной формы в сторону уменьшения (из расчёта 1 часа в неделю, т.е. на 35 ч в год.) следующим образом:
№ п/п
Тема
Количество часов по
программе
Количество часов по учебному плану
Количество часов на самостоятельное изучение
Форма
контроля
1
Вводное повторение
--
2
-
Зачёт №1
2
Векторы.
8
4
4
3
Метод координат.
10
5
5
4
Соотношения между сторонами и углами треугольника.
11
6
5
5
Длина окружности. Площадь круга.
12
5
7
Зачёт №2
6
Движения.
8
4
4
7
Начальные сведения из стереометрии.
8
5
3
8
Об аксиомах Планиметрии
2
1
1
9
Повторение
9
3
4
68
35
33
Программа выполняется за счёт самостоятельной работы учащихся под руководством учителя.
Согласно Уставу образовательного учреждения промежуточная аттестация проводится в форме тестов (Т), самостоятельных работ (С/Р), проверочных работ (П/Р) и математических диктантов (МД) в конце логически законченных блоков учебного материала. Основная форма контроля – зачет. В учебном году по плану 2 зачета: 1зачет в 1 полугодии и 1 зачет во втором полугодии.
Содержание учебного курса
Повторение(2ч).
2. Векторы. Метод координат (9ч).
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач. Основная Цель - научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число). На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
3. Соотношения между сторонами и углами треугольника (6ч).
Скалярное произведение векторов. Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах. Основная Цель - развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач. Синус и косинус любого угла от 00 до 1800 вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников. Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач. Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
4. Длина окружности и площадь круга (5ч).
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. Основная Цель - расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2 n -угольника, если дан правильный n-угольник. Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь - к площади круга, ограниченного окружностью.
5.Движения (4ч).
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения. Основная Цель - познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
6. Об аксиомах геометрии (1ч).
Беседа об аксиомах по геометрии. Основная Цель - дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе. В данной теме рассказывается о различных системах аксиом геометрии, в частности о различных способах введения понятия равенства фигур.
7.Начальные сведения из стереометрии (5ч).
Предмет стереометрии. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объемов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объемов. Основная Цель - дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объемов тел. Рассмотрение простейших многогранников (призмы, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объемов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью разверток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.
8.Повторение (3ч).
Программа направлена на достижение следующих целей:
Личностные:
Сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий,
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
Метапредметные:
Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач,
умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
умение устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
умение организовывать учебное сотр-во с учителем и сверстниками ;видеть матем-ую задачу в других дисциплинах и окружающей жизни
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
Умение понимать и использовать средства наглядности (рисунки, чертежи) для иллюстраци и аргументации;
Умение планировать и осуществлять деятельность,направленную на решение задач исследовательского характера
Предметные:
Умение работать с геометрическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли устно и письменно;
Владение базовым понятийным аппаратом;
Усвоение систематических знаний о плоских фигурах (треугольниках, прямоугольнике, параллелограмме, ромбе и т.д.) и их свойствах и умение применять их для решения геометрических и практических задач.
Умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера.
Задачи курса:
-научить пользоваться геометрическим языком для описания предметов;
-начать изучение векторов и их свойств, научить выполнять основные операции над ними;
-ввести метод координат и научить применять его при решении простейших задач;
-познакомить с основными соотношениями между сторонами и углами в треугольнике, научить применять эти понятия при решении треугольников;
-ввести понятие правильных многоугольников, научить решать задачи на применение основных формул, связанных с ними;
-ознакомить с начальными сведениями из стереометрии.
В результате изучения курса геометрии 9-го класса учащиеся должны
Знать:
Формулы простейших задач в координатах( координаты вектора, длина вектора, середины отрезка, расстояния м/у точками);
Определение скалярного произведения векторов;
Общий вид уравнения окружности и прямой;
Формулировки теорем синусов и косинусов;
Понятие правильного многоугольника и основные его формулы;
Формулы длины окружности, дуги , площади круга ,сектора,
Уметь:
Решать задачи на действия с векторами;
Находить координаты середины отрезка, длину вектора, расстояние м/у точками;
Составлять уравнение прямой и окружности;
Находить все шесть элементов треугольника;
Строить правильные многоугольники и находить их элементы;
Выполнять различные виды отображения плоскости на себя;
Различать многогранники;
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задач; осуществлять преобразование фигур;
вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
решать геометрические задания, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Критерии оценок по математике
Рекомендации по оценке знаний и умений обучающихся по геометрии
Опираясь на эти рекомендации, учитель оценивает знания и умения обучающихся с учетом их индивидуальных особенностей.
1. Содержание и объем материала, подлежащего проверке, определяется программой. При проверке усвоения материала нужно выявлять полноту, прочность усвоения ими теории и умения применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
2. Основными формами проверки знаний и умений обучающихся по математике являются письменная контрольная работа и устный опрос.
При оценке письменных и устных ответов учитель в первую очередь учитывает показанные обучающимися знания и умения. Оценка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных обучающимися.
3. Среди погрешностей выделяются ошибки и недочеты. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что обучающий не овладел основными знаниями, умениями, указанными в программе.
К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся в программе основными. Недочетами также считаются: погрешности, которые не привели к искажению смысла полученного учеником задания или способа его выполнения; неаккуратная запись; небрежное выполнение чертежа.
Граница между ошибками и недочетами является в некоторой степени условной. При одних обстоятельствах допущенная учащимися погрешность может рассматриваться учителем как ошибка, в другое время и при других обстоятельствах — как недочет.
4. Задания для устного и письменного опроса обучающегосясостоят из теоретических вопросов и задач.
Ответ на теоретический вопрос считается безупречным, если по своему содержанию полностью соответствует вопросу, содержит все необходимые теоретические факты я обоснованные выводы, а его изложение и письменная запись математически грамотны и отличаются последовательностью и аккуратностью.
Решение задачи считается безупречным, если правильно выбран способ решения, само решение сопровождается необходимыми объяснениями, верно выполнены нужные вычисления и преобразования, получен верный ответ, последовательно и аккуратно записано решение.
5. Оценка ответа обучающегося при устном и письменном опросе проводится по пятибалльной системе, т. е. за ответ выставляется одна из отметок: 2 (неудовлетворительно), 3 (удовлетворительно), 4 (хорошо), 5 (отлично).
6. Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии учащегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные учащемуся дополнительно после выполнения им заданий.
Критерии ошибок
К г р у б ы м ошибкам относятся ошибки, которые обнаруживают незнание обучающими формул, правил, основных свойств, теорем и неумение их применять; незнание приемов решения задач, рассматриваемых в учебниках, а также вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
К н е г р у б ы м ошибкам относятся: потеря корня или сохранение в ответе постороннего корня; отбрасывание без объяснений одного из них и равнозначные им;
К н е д о ч е т а м относятся: нерациональное решение, описки, недостаточность или отсутствие пояснений, обоснований в решениях
Оценка устных ответов обучающихся
Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:
полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником,
изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при отработке умений и навыков;
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя;
допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»);
имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
не раскрыто основное содержание учебного материала;
обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Оценка письменных работ обучающихся
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более одной ошибки или более двух-трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Перечень учебно-методического и материально технического обеспечения образовательного процесса, электронные ресурсы, информационно-коммуникативные средства
Геометрия, 7-9: учебник для общеобразовательных учреждений/ (Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.) – 18-е изд.- М.: Просвещение, 2012
Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. Изучение геометрии в 7-9 классах. - М.: Просвещение, 2003.
Гаврилова Н.Ф.. Поурочные разработки по геометрии 9 класс. – М: ВАКО, 2005.
4 .Атанасян, Л. С, Изучение геометрии в 7-9 классах: методические рекомендации для учителя [Текст] / Л. С. Атанасян. - М.: Просвещение, 2005.
5..Буланова Л. М., Дудницын Ю. П. Проверочные задания по математике для учащихся 5-8 и 10 классов. – М.: Просвещение, 1998.
6. Зив Б. Г., Мейлер В. М. Дидактические материалы по геометрии за 9 класс. – М.: Просвещение, 2005.
7.Иченская М. А. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику Л. С. Атанасяна 7-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2006.
8.Электронные ресурсы: Министерство образования РФ:
http://www.gov.ru
http://www.edu.ru
Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/-nauka/.
Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru.
Педагогическая мастерская, уроки в Интернет и многое другое: http://teacher.fio.ru.
Календарно-тематическое планирование (заочная форма обучения)геометрия 9 класс
№ п/п
урока
№ урока в теме
Содержание
материала
Количест-во
часов
Планируемые
результаты (знать,
уметь)
Вид
контроля
в теме
Дата проведения
план
факт
1.Повторение
2
- восстановление и систематизация ранее полученных знаний;
- проверка уровня усвоения изученного материала
1
1
Решение задач на свойства четырёхугольников.
1
2
2
Вычисление площадей многоугольников.
Входной контроль
1
Т
2. Векторы
4
3
1
Понятие векторов.
1
Знать: формулы простейших задач в координатах( координаты вектора, длина вектора, середины отрезка, расстояния м/у точками); определение скалярного произведения векторов; общий вид уравнения окружности и прямой.
Уметь: решать задачи на действия с векторами; находить координаты середины отрезка, длину вектора, расстояние м/у точками; составлять уравнение прямой и окружности.
4
2
Сложение и вычитание векторов.
1
5
3
Умножение вектора на число.
1
П/р
6
4
Применение векторов к решению задач.
1
С/р
3. Метод координат.
5
7
1
Координаты вектора.
1
8
2
Простейшие задачив координатах
1
Т
9
3
Уравнения окружности и прямой.
1
10-11
4-5
Решение задач по теме «Метод координат"
2
Т
4.Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов.
6
Знать: определение скалярного произведения векторов; формулировки теорем синусов и косинусов; что значит решить треугольник.
Уметь: находить все шесть элементов треугольника; решать различные задачи с помощью скалярного произведения.
12-13
1-2
Синус, косинус и тангенс угла.
2
14-15
3-4
Соотношение между сторонами и углами треугольника.
2
с/р
16
5
Скалярное произведение векторов.
1
17
6
Решение задач по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника»
1
Т
Зачет №1 «Векторы. Метод координат. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов»
2 полуг. 5. Длина окружности и площадь круга.
5
18-19
1-2
Правильные многоугольники.
2
Знать: понятие правильного многоугольника и основные его формулы; формулы длины окружности, дуги , площади круга ,сектора.
Уметь: строить правильные многоугольники и находить их элементы;
вычислять длину окружности и площадь круга; решать практические задачи с их помощью.
20-21
3-4
Длина окружности и площадь круга.
2
22
5-6
Решение задач по теме: «Длина окружности и площадь круга»
1
Т
6. Движения.
4
23
1
Понятие движения
1
Знать: основные виды отображений( осевая, центральная симметрии, параллельный перенос, поворот)
Уметь: выполнять различные виды отображения плоскости на себя.
24-25
2-3
Параллельный перенос и поворот.
2
26
4
Решение задач по теме «Движения»
1
П/р
7.Начальные сведения из стереометрии
5
27-28
1-2
Многогранники.
2
Знать: названия многогранников и
тел и поверхностей вращения, их элементы;
Уметь: различать многогранники;
изображать их и их элементы.
МД
29-31
3-5
Тела и поверхности вращения.
3
Т
32
Об аксиомах планиметрии.
1
Зачет №2 «Длина окружности и площадь круга. Движения. Начальные сведения из стереометрии. Об аксиомах планиметрии»
8. Повторение. Решение задач.
3
- систематизация знаний по пройденным темам; устранение пробелов.
- проверка уровня усвоения пройденного материала.
33
1
Векторы Площадь круга и длина окружности.
1
34
2
Соотношение между сторонами и углами треугольника.