Просмотр содержимого документа
«Применение мультимедийных презентаций на уроках геометрии»
Применение мультимедийных презентаций на уроках геометрии
В 7 классе вместо предмета «Математика» появляются два новых предмета — «Алгебра» и «Геометрия». Для семиклассников особенно сложным становится изучение геометрии. Непонятны теоремы, логика доказательства, новые и необычные задачи с чертежами. Используя компьютер на уроках, а также при подготовке домашних заданий, можно сложный предмет превратить в занимательную игру. Застывшие чертежи теорем в учебнике требуют от ученика больших усилий для осмысления логической цепочки доказательства. Не каждому ребенку это по силам. В начальной школе и 5-6 классах дети учились по новым развивающим программам, где надо не учить, а понимать. В 7 классе на геометрии мы начинаем требовать: «Выучите формулировку теоремы, как стихотворение». И для многих детей геометрия превращается в скучный и непонятный предмет.
Применение на уроках учебных презентаций, разработанных в среде PowerPoint, способствует решению развивающих целей, которые мы ставим на уроках геометрии:
• формировать умение чётко и ясно излагать свои мысли;
• совершенствовать графическую культуру.
Компьютерные презентации позволяют показать образец выполнения чертежа. Не всегда, выполняя задание на доске, ученики получают удачный и наглядный чертеж. Показать образец хорошего чертежа поможет компьютер.
С помощью презентаций можно создавать интерактивные модели для доказательства теорем и решения задач.
Преимущества использования на уроках презентации-сопровождения:
• В ходе урока высвобождается время у учителя. Значит, есть возможность пройти лишний раз по классу, заглянуть детям в тетради, поработать индивидуально.
• Чертежи в тетрадях обучающихся значительно улучшаются.
• Чертеж, представленный на слайде, бесспорно более информативен за счет цветового выделения и анимации последовательных шагов решения задачи. А значит, время, потраченное на создание презентации, окупится повышением качества усвоения знаний обучающихся в данном классе.
• Чертеж на слайде крупный, четкий; мелкие детали изображения хорошо видны с любой парты. Ничто не отвлекает от главного - осмысления решения задачи.
Презентационное сопровождение применимо на различных этапах урока: на этапе актуализации знаний, при изложении нового материала, закреплении, контроле, проверке домашнего задания.
Статические, т.е. «неживые», чертежи из учебника в презентации «оживают», анимируются. Динамический чертеж показывает последовательные шаги решения, выполнение дополнительных построений. Продуманные визуальные подсказки делают учебный материал более доступным для понимания.
На уроках удобно работать с дистанционной мышью, управляя презентацией можно одновременно индивидуально работать с обучающимися. Когда учитель не «привязан» к доске, у него появляется дополнительное время для корректировки слабых учеников, что благотворно сказывается на общей успеваемости.
Использование анимации на слайдах способствует развитию пространственного воображения, образного мышления. Как часто мы говорим детям: «представьте себе...», «наложим мысленно тре-угольник...». А если ребенок не может представить, не может мысленно наложить треугольник? В этом случае нам поможет это сделать компьютер.
Для такой работы можно использовать динамические слайды (модули) Е.М.Савченко. Разработанные ею тематические коллекции - это наиболее удобный способ хранения презентационного материала. В коллекцию включены все имеющиеся материалы по каждой теме. В подборке имеется большое число динамических модулей для визуальной поддержки изучения нового материала: определения, свойства геометрических фигур, теоремы, комплекты задач. Анимированные задачи органично вписываются в любой фрагмент урока: на этапе актуализации знаний, для организации устной работы, на этапе закрепления изученного материала. Имея такую подборку, всегда удобно подобрать слайды с целью конструирования урока для конкретного класса.
Например, самый простой вариант работы над новым понятием (Рис. 1).
В АВС
А Точки А, В, С – вершины треугольника
Отрезки АВ, ВС, АС – стороны треугольника
АВС, ВАС, ВСА – углы треугольника
Рис.1 С Р = АВ +ВС + АС – периметр треугольника
Это анимированные слайды. На экран последовательно выводятся объекты и надписи. На чертеже выделяются точки - вершины треугольника, отрезки - стороны треугольника, углы выделяются заливкой. После просмотра модуля можно предложить обучающимся нарисовать треугольник в тетради, обозначить вершины другими латинскими буквами и выписать названия вершин, сторон и углов.
На слайдах удобно показать различные примеры из жизни. Такие слайды обязательно заинтересуют детей. Где на практике можно встретиться с параллельными прямыми? Можно попросить привести примеры параллельных прямых.
Большие возможности дает программа PowerPoint для демонстрации задач на построение с использованием чертежного треугольника, линейки, циркуля. В учебнике чертежи статические и, конечно, осмыслить шаги построения сложно.
Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатики, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.
Последнее десятилетие уходящего века поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ. Я думаю, что применение информационно-коммуникационных технологий на уроках технологии в какой-то степени способствуют решению этой проблемы.