Канарейкина С. Е. Мой лучший урок. Конспект урока.
Конспект урока по геометрии в 8 – ом классе.
Тема урока: Теорема Пифагора.
Цели урока:
Доказать теорему Пифагора
Научиться применять ее в различных ситуациях.
Учиться логически мыслить, анализировать , рассуждать, выделять главное и делать выводы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
План урока:
Организационный момент. (1 минута).
Повторение изученного материала. (4 минуты).
Практическая работа для определения темы урока. (8 минут).
Постановка целей урока. (2 минуты).
Доклад по истории теоремы Пифагора. (5 минут).
Актуализация знаний. (4 минуты).
Работа над доказательством теоремы.(8 минут).
Решение задач с применением теоремы. (10 минут).
Подведение итогов урока. (2 минуты).
Постановка домашнего задания. (1 минута).
Оборудование:
РS:
Урок проведён в ходе аттестации на высшую квалификационную категорию, высоко оценен членами областной аттестационной комиссии, без замечаний по методике проведения.
Ход урока.
Учитель: Перед тем как приступить к изучению нового материала, повторим правила
нахождения площадей плоских фигур. (На экране слайд №1).
По мере появления вопросов на экране, дети на них отвечают.
Примерные ответы учащихся:
Площадь квадрата равна квадрату длины его стороны.
Площадь прямоугольника равна произведению длин смежных сторон.
Площадь параллелограмма равна произведению длины его стороны на длину высоты, проведённой к этой стороне.
Площадь треугольника равна половине произведения длины его стороны на длину высоты, проведённой к этой стороне.
Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения длин его катетов.
Площадь ромба равна половине произведения длин его диагоналей.
Площадь трапеции равна произведению полусуммы длин оснований на длину высоты.
Учитель: Для того, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, вам придётся немно-
го потрудиться.
Торопись, ведь дни проходят,
Мы у времени в гостях.
Не рассчитывай на помощь,
Помни: все в твоих руках!
Перед вами лежат карточки (Приложение 1), на них изображены фигуры. Найдите площадь каждой фигуры. Буквы, соответствующие верным ответам, вы видите на экране. (Слайд №2).
Занесите их в таблицу, которая также есть на карточке. Если вы всё сделаете правильно, то в результате узнаете тему урока.
Учащиеся работают в парах, все вычисления выполняют на черновиках.
Итак, все площади найдены, таблица заполнена. У меня к вам вопрос: Какова же тема урока? (Теорема Пифагора). (Слайд №3).
А теперь запишите в тетрадях число и тему урока «Теорема Пифагора».
Давайте определимся с тем, какие цели мы поставим перед собой при изучении данной темы. (Слайд №4).
Сначала выясним, а нужна ли вообще эта теорема. Потом, как и всякую теорему, её надо доказать. Конечно же, необходимо рассмотреть примеры применения при решении задач. Ну и наконец, научиться самим применять эту теорему.
Ну а начнём мы, пожалуй, с того, что узнаем, кто же такой этот Пифагор, и о чём говорит его теорема. Для этого одна из учениц подготовила небольшой реферат. Предоставим ей слово.
Учащиеся слушают доклад по истории теоремы Пифагора. (Приложение 2).
Итак, теорема связывает стороны прямоугольного треугольника. Вот её шуточная формулировка.
Если дан нам треугольник, да еще с прямым углом,
То квадрат гипотенузы обязательно найдем.
Катеты в квадрат возводим, сумму их легко находим.
После нескольких трудов и ответ уже готов.
Посмотрим, для чего же она необходима. Может быть, и не стоит её изучать. Рассмотрим несколько старинных задач.
Задача №1: Задача индийского математика XII века Бхаскары. (Слайд №5).
На берегу реки рос тополь одинокий. Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. И угол прямой с теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в этом месте река в четыре лишь фута была широка.
Верхушка склонилась у края реки. Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи: у тополя как велика высота?
Задача предполагает нахождение гипотенузы прямоугольного треугольника с помощью известных катетов. Решить её поможет только теорема Пифагора.
Задача №2: Задача из китайской "Математики в девяти книгах". (Слайд №6).
"Имеется водоем со стороной в 1 чжан = 10 чи. В центре его растет камыш, который выступает над водой на 1 чи. Если потянуть камыш к берегу, то он как раз коснётся его. Спрашивается: какова глубина воды и какова длина камыша?"
Опять появился прямоугольный треугольник, в котором надо найти катет и гипотенузу. Это легко сделать с помощью уравнения и теоремы Пифагора.
Задача №3: Задача из учебника "Арифметика" Леонтия Магницкого. (Слайд №7).
"Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 117 стоп. И обреете лестницу долготью 125 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать."
Повторимся, если скажем, что в данной задаче потребуется найти катет по известным гипотенузе и второму катету.
Задача №4: Современная практическая задача. (Слайд №8).
Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?
Снова имеем прямоугольный треугольник, в котором необходимо найти гипотенузу для ответа на вопрос, сколько же метров троса надо для крепления мачты.
Итак, ребята, нужна ли нам теорема Пифагора. (Конечно, нужна).
Давайте запишем в тетрадь современную её формулировку и сделаем соответствующий рисунок. (Слайд №9).
Доказательство проведём следующим образом: У вас на партах есть листочки, на которых проведено доказательство, но в нём есть пробелы, которые вы должны заполнить самостоятельно. Первый раз я читаю доказательство полностью. Потом даю вам время для того, чтобы вы заполнили пропуски. Второй раз читаю, а вы в местах пропусков хором читаете нужные фразы. (Листок с доказательством в приложении 3).
В момент первого прочтения учащиеся внимательно слушают учителя и следят за текстом. После прочтения заполняют пропуски. В момент второго прочтения хором зачитывают пропущенный места.
Дальше мы должны научиться применять эту теорему при решении задач. Рассмотрим задачу №1. (Слайд №10).
Что неизвестно в данном прямоугольном треугольнике? (Гипотенуза).
С помощью какой теоремы можно найти её? (Теорема Пифагора).
Сформулируйте теорему. (В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов).
Посмотрите на листочки, в которых приведено решение этой задачи. (Приложение 4).
По такому же плану выполните решение задачи №2 устно. (Слайд №11).
Один из учащихся рассказывает о решении задачи устно. Дан прямоугольный треугольник. В нём известны катеты АС = 8 см, ВС = 6 см. Найти гипотенузу АВ. Рассмотрим прямоугольный треугольник АВС. По теореме Пифагора с2 = а2 + b2, с2 = 62 + 82, с2 = 36 + 64, с2 = 100, с = 10 см. Ответ: 10 см.
Ну а задачу №3, которую вы видите на экране, полностью оформите в тетради с рисунком и решением. (Слайд № 12).
Во всех предыдущих задачах надо было найти гипотенузу. Но теорема Пифагора помогает найти катеты, если известен один из них и гипотенуза. Рассмотрим следующую задачу. (Слайд № 13).
Решение этой задачи у вас на листочках также приведено, давайте обратимся к нему. (Приложение 5).
Учащиеся самостоятельно рассматривают решение задачи.
Решение следующей задачи (Слайд № 14) вы должны оформить в тетрадях.
Учащиеся оформляют решение задачи в тетрадях. Озвучивают только ответ.
Итак, давайте вспомним, о чём мы вели речь на сегодняшнем уроке? (О теореме Пифагора). Давайте посмотрим, выполнили ли мы с вами поставленные цели? (Слайд № 4).
Итак, мы выяснили, что эта теорема необходима? (Да).
Мы провели доказательство? (Да).
Мы рассмотрели применение этой теоремы при решении задач. (Да).
Значит, поставленные цели выполнены? (Да).
Значит, урок прошёл не зря? (Да).
Обратимся ещё раз к тем задачам, которые были рассмотрены в начале урока. Сможем ли мы решить их и помочь математикам древности.
На экране слайды №5, 6, 7 и 8.
Сможем ли мы решить эти задачи, применяя теорему Пифагора? (Да).
В таком случае каждому желающему я предлагаю взять домой распечатку задач (Приложение 6) для того, чтобы дома найти их решение. Это творческое домашнее задание, его выполнение отмечается оценкой «отлично». Ну а на следующий урок вы записываете в дневниках домашнее задание: выучить доказательство теоремы по листочкам, которые вы заполнили в ходе урока, вклеить эти листочки в ваши альбомы, решить задачи №483(а, б), №484(а, б).
Итак, урок закончен, всем спасибо за работу.