«Формированию конструктивных умений и навыков на уроках геометрии»
«Формированию конструктивных умений и навыков на уроках геометрии»
В последнее время педагогами и методистами отмечается снижение геометрической подготовленности учащихся. Это проявляется, в первую очередь, в низком уровне развития пространственных представлений, а точнее пространственного мышления.
Таким образом с одной стороны подчеркивается необходимость формирования конструктивных умений и навыков (это отмечено в программе по математике), с другой стороны данная проблема недостаточно разработана в методической литературе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Формированию конструктивных умений и навыков на уроках геометрии»»
В последнее время педагогами и методистами отмечается снижение геометрической подготовленности учащихся. Это проявляется, в первую очередь, в низком уровне развития пространственных представлений, а точнее пространственного мышления.
Таким образом с одной стороны подчеркивается необходимость формирования конструктивных умений и навыков (это отмечено в программе по математике), с другой стороны данная проблема недостаточно разработана в методической литературе.
«Формированию конструктивных умений и навыков на уроках геометрии»
Проверка геометрической подготовки учащихся проводилась на учащихся 11 класса, на основании которой были сделали выводы о конструктивных умениях и навыках.
Специфика геометрии, прежде всего, определяется ее направленностью на формирование и развитие логического мышления, умений и навыков построения и проведения доказательных рассуждений. Поэтому наиболее объективные данные, характеризующие уровень сформированности этих умений и навыков, позволяют получить задачи на построение, требующие записи обоснования решения.
Содержание и уровень сложности материала, вынесенного на контроль, были определены минимумом содержания и требованиями к подготовке учащихся стандарта математического образования.
Задания проверочной работы были направлены на проверку основных конструктивных умений, формируемых при изучении курса:
– понимать условие задачи, владеть соответствующей терминологией и символикой;
– делать чертежи, сопровождающие условие и решение задачи, выделять на чертеже необходимую при решении задачи конфигурацию;
– применять изученные определения, свойства и признаки планиметрических фигур, а также формулы для вычисления линейных элементов и углов в пространственных конфигурациях;
– проводить доказательные рассуждения при решении геометрических задач.
Работа составлена в двух вариантах, каждый из которых состоит из трех задач.
Выполнение каждого задачи оценивалось от 0 до 3 баллов максимально по следующим критериям:
3 – при верном ходе решения задачи основные шаги решения обоснованы. Необходимые для решения чертежи правильно отражают условие и ход решения задачи. Правильно выполнены все преобразования и вычисления, получен верный результат.
2 – при верном ходе решения задачи обоснованы не все основные шаги решения, но все приведенные обоснования – верны. При решении допущены незначительные неточности в чертежах, негрубые ошибки или описки в вычислениях, не влияющие на правильность дальнейшего хода решения. В результате этих ошибок возможен неверный результат.
1 – при верном ходе решения задачи в обосновании основных шагов решения допущены ошибки. При решении допущены грубые ошибки в чертежах. В результате этих ошибок возможен неверный результат.
0 – неверный ход решения задачи, при этом либо дано неверное решение, либо задача не решена.
Максимальное число баллов, которые учащиеся могли набрать за выполнение всей работы, равно девяти баллам, с учетом этих критериев и были проверены работы учащихся.
Анализ результатов работы показал, что не все учащиеся знают, как правильно оформлять задачи на построение.
Для преодоления этого недостатка необходимо уделять больше внимания развитию пространственных представлений учащихся и проведению доказательных рассуждений. Для этого следует:
– активнее использовать в процессе обучения модели и наглядные пособия;
– больше уделять внимания решению задач на построение;
– обучению школьников умению выполнять чертежи по описанию геометрической ситуации в задаче, делать дополнительные построения, сопровождающие решение задачи, выделять на чертеже необходимую при решении задачи конфигурацию.
– обучению школьников умению применять алгоритмы и проводить доказательные рассуждения при решении задач продвинутого уровня.
Геометрические построения могут сыграть серьёзную роль в математической подготовке школьника. Ни один вид задач не даёт, пожалуй, столько материала для развития математической инициативы и логических навыков учащегося, как геометрические задачи на построение. Эти задачи обычно не допускают стандартного подхода к ним и формального восприятия их учащимися. Задачи на построение удобны для закрепления теоретических знаний учащихся по любому разделу школьного курса геометрии. Решая геометрические задачи на построение, учащийся приобретает много полезных чертёжных навыков.
К сожалению, в практической деятельности учителя мало используется задач конкретного характера. Так же их недостаточно в учебниках геометрии.
Список литературы
1. Артемов, А.К. Состав и методика формирования геометрических умений школьников / А.К. Артемов. – Приволжское книжное издательство: Пензинское отделение, 1969. – 366 с.
2. Воистинова, Г.Х. Обучение решению задач на построение в основной школе с использованием приемов мыслительной деятельности учащихся: Дисс. …канд. пед. наук / Г.Х. Воистинова. –М., 2000. – 191 с.
3. Климов, Е. А. Основы психологии: Учебник для вузов/ Е. А. Климов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 462 с.
4. Подходова, Н.С. Развитие пространственного мышления учащихся 5-6 классов // Математика в школе – 1997 – №2 – с. 29-34.