«ЖЕМЧУЖИНА СИБИРИ – ОЗЕРО БАЙКАЛ»
Цель урока: сформировать представление об уникальной природной
жемчужине Сибири – озере Байкал – объекте Всемирного наследия.
Задачи урока:
1. познакомить учащихся с географическим положением Байкала, климатом, органическим миром.
2. рассмотреть экологические проблемы и пути их решения.
3. формировать навыки обработки географической информации, умение обобщать и делать выводы.
4. научить находить озеро Байкал на географической карте и наносить его на контурную карту.
5. развивать познавательные процессы путем коррекционно-развивающих упражнений.
6. воспитывать экологическую культуру учащихся, чувство гордости за свою Родину.
Оборудование: физическая карта России, контурные карты, разрезные контуры озера на каждого ученика, карточки, иллюстрации о Байкале, учебники, стихи, атласы.
Ход урока
1. Орг. момент
- Какой сейчас урок?
-А что мы изучаем на уроках географии?
- В какой стране вы живете? Покажите Россию на карте?
- На какие 2 части делится Россия?
2. Сообщение темы урока
- Ребята, сегодня мы будем говорить об уникальном природном объекте, который находится в азиатской части России. Его еще называют «Жемчужина России».
- А какие у вас возникают ассоциации при слове «жемчужина», «жемчуг»?
- О каком чуде сегодня пойдет речь, вы узнаете, выполнив задание:
«Каждой цифре шифра соответствует определенная буква»
1
4
3
5
2
7
6
8
А
А
Б
З
Й
К
Л
Т
ШИФР – 3 1 2 7 4 6
- Какое слово получилось?
3. Сообщение новых знаний
На доске план изучения озера Байкал:
- Географическое положение
- История происхождения (образования) котловины озера
- Климат Байкала
- Уникальность воды Байкала
- Органический мир озера
- Экологические проблемы Байкала
- Сегодня нам предстоит выяснить, в чем заключается уникальность озера Байкал, почему его называют «жемчужина».
В далеком прошлом народы, населяющие берега Байкала, каждый по-своему именовали озеро.
Китайцы именовали его «Бэй-Хай» - «северное море», эвенки называли его Ламу – «море», бурят-монголы – «Байгаал - Далай» - « большой водоем».
Ну а русские люди дали этому замечательному озеру имя Байкал и уважительно называют его морем.
- Послушаем стихотворение, которое подготовили ребята:
“Море сибирское, чудотворное –
Плещутся волны у мраморных скал.
Чаша земная, кипучая, полная –
Древний, могучий, священный Байкал!
Неувядаема сила и молодость
Синих, холодных, загадочных волн.
Море России – Сибирская гордость
Чистая совесть, лекарство от зол.
Как величаво, по – царски торжественно,
Не уставая, поешь ты свой гимн.
В рокоте волн, переливах божественных
Песня твоя – многозвучие лир.
Воды твои – отражение вечности
Тайну вселенной от мира хранят.
Катится время по ним в бесконечности,
Годы, как брызги мгновений, летят”
- Давайте посмотрим на величие этого географического объекта из космоса, и определим географическое положение на физической карте России.
( Фото Байкала с космоса )
Работа с атласами
- Выясните, где расположено озеро Байкал по отношению к территории РФ?
( учебник, физическая карта России )
- Правильно, Байкал находится в центре Азиатской части России, в Сибири, на территории Средне-Сибирского плоскогорья, на границе Иркутской области и Республики Бурятия. Озеро протянулось с севера на юго-запад на 636 км в виде гигантского полумесяца. Ширина Байкала колеблется от 25 до 80 км.
Площадь водной поверхности составляет 31,5 кв. км (без учёта островов), что примерно равно площади таких стран, как Бельгия, Нидерланды или Дания.
Уникальной особенностью Байкала является его возраст. Ученые считают, что озеро появилось 20-25 млн. лет назад.
Озеро находится в очень древней котловине, которая образовалась в результате разлома земной коры, со всех сторон окружённой горными хребтами и сопками.
Байкал – это самое глубокое озеро в мире. Его глубина –1 637 м.
В Байкале объем воды больше, чем во всех 5 Великих озерах (в США и Канаде), и в 23 раза больше, чем Ладожском озере.
Местные жители называют озеро морем. В его котловине заключён такой же объём воды, как в Балтийском море, но воды пресной. Чтобы заполнить котловину Байкала водой, всем рекам земного шара пришлось бы «работать» почти год.
- Найдите в атласах Балтийское море и сравните его размеры с озером?
- Почему же в Байкале больше воды, чем в море? (озеро глубокое)
Такое огромное количество воды приносят в Байкал 336 рек, а вот вытекает из озера лишь одна река.
- Прочитайте ее название в атласах ( Ангара )
Поэт М.Сток так писал о её красоте: (читает ученица)
Я – царица сверкающих вод,
Я – красавица дикого края;
Мчатся воды мои все вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утесистых скал,
То блистая, то грозно темнея
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.
- Существует множество легенд, связанных с Байкалом. Самая увлекательная из них связана с рекой Ангара. ( легенда об озере Байкал)
В настоящее время река перекрыта плотиной, поэтому из воды видна только верхушка шаманского камня.
( фото: Скала Шаман-Камень в истоке реки Ангары )
- О ком говорится в этой легенде?
4. Физ. минутка
5. Работа с контурной картой.
- Найдите на контурной карте озеро Байкал. Подпишите название озера и реку Ангара.
Климат
- Средняя температура января – 17, июля + 16,
- Температура воды +9…+12;
- Замерзает озеро в январе, вскрывается в мае.
В прозрачном байкальском льду отчетливо виден узор трещин ( фото )
Но воды в Байкале не только много, она еще необыкновенно чиста. По химическому составу вода близка к дистиллированной ( в 1л воды менее 0,1 г соли, ее можно пить некипяченой ).
Камешки, лежащие на дне озера на глубине 40 м, прекрасно видны (фото)
- Можно ли сравнить прозрачность воды Байкала с водоемами в нашей местности?
- Почему же, ребята, в Байкале такая чистая и прозрачная вода?
Редкая чистота и исключительные свойства байкальской воды обусловлены жизнедеятельностью животного и растительного мира озера.
Более 70% обитателей Байкала водятся только в этом озере – эндемики.
- Словарная работа: «эндемики» (вывешивается на доску)
За год рачки -эпишура способны трижды очистить верхний пятидесятиметровый слой воды. Они выполняют функцию фильтра: пропускают через себя воду, очищая её от грязи и вредных веществ.
Голомянка - живородящая рыба, она мечет не икру, а живых детёнышей, которые погибают при температуре выше +10 С. Живет она на глубине 200-700 м.
В голомянке так много жира, что мёртвая она не тонет, а плавает на поверхности. Если шторм выбрасывает ее на берег, она тает на солнце, оставляя жирное пятно.
- Ребята, какой великий праздник мы отмечаем в мае?
В годы ВОВ люди собирали мёртвую голомянку и вытапливали из неё жир, который использовали для освещения и как лечебное средство для раненых.
А хвост голомянки настолько прозрачен, что через него можно читать текст, написанный жирным шрифтом!
- К сожалению, ребята, неразумная деятельность людей создает угрозу уникальной природе Байкала. На его берегах был построен целлюлозно-бумажный комбинат, около озера д.б. пройти нефтепровод.
А ведь в случае аварии разлившаяся нефть погубила бы Байкал. Чтобы отвести угрозу от Байкала, потребовался специальный указ Президента России о переносе трассы нефтепровода почти на 400 км от озера.
Вокруг Байкала создано несколько заповедников и нац. парков, но этого мало. Необходимо понять, насколько ценен и уникален Байкал.
5. Закрепление
Работа по карточкам.
(Дети вытягивают карточки, на которых написаны одно или несколько слов. Они должны объяснить, что это такое.)
- Байкал
- 1 637 м
- Голомянка
- Ангара
- Енисей
- 336 рек
- Рачок-эпишура
- 636 км
- Жемчужина
- Россия
- Сибирь
- 25 млн. лет
- Горы
- Шаман-Камень
- Глубина 40 м
6. Итог урока
- О каком уникальном природном объекте мы говорили на уроке?
- В чем заключается уникальность Байкала? ( глубина, чистота воды, своеобразный органический мир )
- Надеюсь, что после этого урока вы поняли, как прекрасна и красива наша Родина, ее природа. И мы должны беречь и охранять эту красоту!