kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Озеро Байкал - жемчужина Сибири"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по географии в 8 классе"Байкал жемчужина Сибири" соответсвует требованиям ФГОС Работа направлена на получение новых знаний.

Цель:

  • Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал.определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала; 
  • формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;
  • вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, экологического сознания, интереса к предмету. 

В процессе проведения урока необходимо аудиозапись - шум моря В процессе работы ребята составляют план, схемы, работают с картой, разгадывают кроссворд, находять 10 соответсвий в тексте

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Озеро Байкал - жемчужина Сибири"»

Урок географии - 8 класс

"Байкал — жемчужина Сибири"

Цели урока:

  • Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал. определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод и животного мира озера; выявить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала;

  • формировать умение работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение видеть причинно-следственные связи;

  • вырабатывать самостоятельность в пополнении знаний, экологического сознания, интереса к предмету.

Требования ФГОС ООО (предполагаемые результаты обучения)

личностные раскрыть значимость знаний об озере Байкал

метапредметные Вырабатывать умения управлять своей познавательной деятельностью Самостоятельное приобретение практических умений по работе с картой, и с дополнительными источниками литературы

предметные Уметь работать с картой, составлять схемы, анализировать рисунки, выполнять практические задания, работать с текстом.



Оборудование:
физическая карта России, учебники, энциклопедии, атласы

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1

Сегодня я приглашаю вас в виртуальное путешествие. А вот куда? Послушайте легенду “ Посмотрел господь: неласкова вышла земля… Как бы не стала она на него обижаться!..

И чтоб не держала обиды, вымахнул ей не какую-нибудь подстилку для ног, а саму меру щедрот своих, которой мерил, чему сколько быть от него”.

Такова легенда о происхождении “жемчужины Сибири”, “чуда природы во всех отношениях”. Что это за географический объект?


Отгадывают


Покажите его на карте. «Кто в Сибири не бывал, тот Байкала не видал», - говорят сибиряки. А Лев Семенович Берг сказал: «Байкал – чудо природы во всех отношениях» Кто этот человек? (откройте стр 146)

А еще Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – это чудо природы и неповторимое чудо света, гордость нашей страны

Показывают


Отвечают


В процессе путешествия мы выясним, правда ли это и про какие отношения говорил Лев Семенович Берг. Девизом путешествия возьмем слова ученого.

Что бы вы хотели узнать об этом озере? Составим план изучения Байкала?

Запись плана на доске


Итак в путь! (магнитофонная запись шума воды)

Записывают в тетрадь девиз.


Составляют план

  1. ГП

  2. Происхождение

  3. Климат

  4. Свойства воды

  5. Животный и растительный мир

2

Мы с вами далеко от дома С помощью физической карты атласа помогите мне написать письмо домой.

«Пишу письмо с далеких краев России. Байкал лежит на юге ____ и простирается с ____ на _____ на 620 км. в длину и от 24 до 79 км. в ширину. Озеро окружено горными хребтами, поднимающимися на высоту более ____ м. над его водной поверхностью. На северном побережье это ______, а с юга в чистейшие воды смотрятся __________. В центральной части Байкала находится остров ______________. Высшая точка которого гора Жима. Напротив нее, в 8-10 км. от берега мы определили самую большую глубину _________. Воистину Байкал – самое глубокое озеро планеты.»

Работая с атласом, учащиеся вставляют слова в текст

Сибири, с юго- запада на северо-восток

2000 м.

Приморский

Байкальский

Ольхон

1620 м.


Какой пункт плана мы описали в письме? (географическое положение)

Итак поясните слова Берга «Байкал чудо природы в отношении …….. (глубины)


Заполняют схему в тетради

Байкал –чудо природы

самое глубокое озеро

3

В чем причина такой глубины? Какой картой воспользуемся, чтобы узнать возраст территории?

Анализ тектонической карты


Однако котловина озера появилась 15-20 млн лет назад. Это одно из древнейших озер мира. Его происхождение вызывает споры

(прочитайте 1 абзац стр 227)

Какую версию иллюстрируют схемы (рис 79, стр 226)

Таким образом, Байкал – чудо природы в отношении ….. (происхождения)




Чтение вслух


Анализ рис 79


Записи в тетради на схеме – самое древнее озеро

4

Третью особенность Байкала мы почувствуем выйдя в море (звучит шум воды)

Озеро спокойно. Дует не то знаменитый баргузин, не то какой то другой ветер. Их здесь насчитывается более 13- верховик, низовик, сивер, култур, бережник, полуденик, и самый жуткий сарма.

Почему озеро богато ветрами? Подсказку найдете на стр 227.

В какое время Байкал спокоен и ласков, а когда неприступен? Прочитайте задание (стр 227)Какие показатели вы должны определить?

Таким образом Байкал – чудо природы в отношении …………….( климата и ветров)









Находят ответ.

Температуру, осадки Выполняют задание по атласу

Записи в тетради на схеме –самый мягкий и ветренный климат в Сибири

5

Байкал называют «колодцем планеты» Что это значит?

Рассказ учителя

Соленость воды Байкала 0,01 промиле, если опустить в воду Байкала белый диск его будет видно на глубине 40 метров. Закупкой воды из Байкала интересуются фирмы из Великобритании, Франции, Японии и других стран. Продавая эту воду мы получали бы прибыль в несколько миллиардов долларов.

В Байкале вмещается:

  • 5 американских озер

  • 2 раза озеро Танганьика

  • 90 раз Азовское море

На воде Байкала все люди могут прожить 40 лет. Все реки земли должны течь 300 дней, чтобы наполнить Байкал. Ангара осушит Байкал за 400 лет.

Каковы источники ее пополнения? Подсказку найдете на стр 225

Таким образом Байкал – чудо природы в отношении …. (воды)




















Реки – 336 шт

Запись в тетради на схеме- колодец планеты, вода чистая, не иссякает

6

Но чистая вода обеспечивается биологическими особенностями озера.

Как называют редкие виды животного и растительного мира?

Кого же мы встречаем в водах Байкала.

Учитель раздает кроссворд (приложение 1)

Отгадки поможет найти учебник стр 225






Учащиеся дают самостоятельное определение нового понятия из словаря (эндемики)


Отгадывают кроссворд

Запись в тетради на схеме- музей живых экспонатов

7

Итак продолжите слова Берга «Байкал – чудо природы в отношении …….

Я рада, что не зря взяла вас в виртуальное путешествие на Байкал. У Байкала уникально многое. Красотою озера любуются даже космонавты. В штиль при солнце его поверхность лазурна, а при других погодах выглядит серо – стальной.

Глубины, происхождения, климата, животного мира

8

Домашнее задание. Стр 228 Заполнить схему «Проблемы Байкала и пути их решения»

Найти в тексте (приложение2 ) 10 несоответствий используя текст учебника и дополнительный материал.








Приложение 1

1.Организмы, обитающие только на одной территории
2. Байкальский тюлень
3. Промысловая рыба.
4. Чего нет у голомянки?
5. Нежная и приятная на вкус рыба

6. Наиболее интересный эндемик

7. Живородящая рыба



(Эндемики, Нерпа, омуль , чешуи, осетр , бычки, голомянка)



































Приложение 2

Байкал

Решаемая учебная задача: найти в тексте 10 несоответствий

Байкал – настолько уникальное явление, что его даже включили в список природного наследия ЮНЕСКО. Но не все знают о причинах, пробудивших признать озеро чудом природы. А их множество.

Байкал занимает первое место в мире по глубине и шестое по площади среди озер планеты. Размеры этого водоема позволяют сосредоточить в себе до 10 процентов всех запасов пресной воды Земли. С огромной территории собирается вода в Байкал, куда несут ее около трёхсот рек, речушек и ручьев. Вытекают же из него всего две реки – Лена и Ангара.

Больших городов на берегу Байкала нет, а поэтому и природа почти нетронутая. Более двух тысяч видов животных и тысяча видов растений обитают в самом озере и вокруг него, даже несмотря на низкую температуру воды летом (около +8…+9 0С) и толстый слой прозрачного льда, сковывающего Байкал с ноября по май.

Считается, что около 60 процентов животных и 40 процентов растений – здешние эндемики. Именно поэтому на берегах Байкала учреждены три заповедника, два национальных парка и несколько заказников. Самый известный здешний заповедник – Баргузинский. Именно он позволил сохранить байкальскую нерпу – тюленя, давным-давно перебравшегося сюда из арктических морей. Интересно, что и самая крупная здешняя рыба- байкальский омуль – тоже изначально является морским обитателем. Это лосось, сохранивший свои привычки и, как из моря, уходящий из Байкала на нерест вверх по речкам. Впрочем, местные жители называют Байкал не озером, а морем. «Славное море, священный Байкал». Это и понятно, ведь, например, волны во время весенних и осенних штормов здесь достигают истинно морских размеров – до 5-6 метров!

Вообще же Байкал населяет более пятидесяти видов рыб: хариус, сиг, осётр, налим, таймень, щука, вобла, карась, окунь, сом, множество видов бычков и прочие… Но самая известная и самая редкая – это живородящая рыба байкальская голомянка. В её теле такое огромное количества жира, что сквозь рыбу даже можно читать книгу. Это небольшая, обычно до 20 сантиметров длиной, рыбка, стаи которой бороздят озеро на глубинах от 200 до 500 метров. Голомянка – главная пища нерпы и омуля. Людям же она неинтересна, её даже не пожаришь: растекается по сковородке, только кожа и кости остаются!

Полно в Байкале всяких беспозвоночных: моллюсков, плоских и малощетинковых червей, губок, коловраток, различных ракообразных. Но всех перещеголял в количественном отношении ветвистоусый рачок эпишура байкальская, тоже местный эндемик Он составляет до 80 процентов биомассы планктона Байкала, хотя сам по себе невелик – около миллиметра.

Живописны берега Байкала, на которых произрастает около двух тысяч видов растений. Здесь соседствуют береза и лиственница, осина и кедровая сосна, рябина, черемуха, а на сопках ярко синеют цветы даурского филодендрона, а попросту – знаменитого сибирского багульника.

Байкал – жемчужина не только Сибири, но и всей нашей планеты.







Несоответствия

1. В Байкале сосредоточено не 10 процентов запасов пресной воды а около 20 процентов.

2. Из Байкала вытекает только одна река Ангара

3. Байкал покрывается льдом не в ноябре, а в январе и вскрывается в мае

4. Баргузинский заповедник охраняет не нерпу, а соболя

5. самая крупная рыба не омуль, а байкальский осетр

6. Байкальская голомянка не самая редкая а самая распространенная

7. Голомянка не образует стай и скоплений, а ведет одиночный образ жизни.

8. Эпишура байкальская относится не к ветвистоусым рачкам, а к веслоногим.

9. Сибирский багульник это не филодендрон, а рододендрон

10 Сибирский багульник имеет цветы не ярко-синего цвета, а розово-фиолетового.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Озеро Байкал - жемчужина Сибири"

Автор: Волкова Светлана Александровна

Дата: 26.12.2015

Номер свидетельства: 270532

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Озеро Байкал- Жемчужина Сибири"
    ["seo_title"] => string(32) "ozero_baikal_zhemchuzhina_sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "566995"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1607960406"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока на тему "Байкал - жемчужина Сибири""
    ["seo_title"] => string(49) "konspekt_uroka_na_temu_baikal_zhemchuzhina_sibiri"
    ["file_id"] => string(6) "571909"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1612080838"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) ""Жемчужина Сибири-Байкал" "
    ["seo_title"] => string(27) "zhiemchuzhina-sibiri-baikal"
    ["file_id"] => string(6) "118874"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413282679"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства