Технологическая карта урока географии в 8 классе "Жемчужина Сибири - озеро Байкал" с использование электронных образовательных ресурсов.
Цель урока: формирование представления об озере Байкал как уникальном объекте природы нашей планеты.
Задачи: 1. Определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примере Байкала.
2. Формировать умение работать с различными источникам информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы.
3. Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.
Требования ФГОС:
Предполагаемые результаты обучения:
личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и во времени, о природных закономерностях, влияющих на жизнедеятельность людей.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
Образовательные технологии, применяемые на уроке: проблемно-диалогического обучения, информационно-комуникационные технологии.
Просмотр содержимого документа
«план-конспект»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Жемчужина Сибири – озеро Байкал
(Тема урока)
| ФИО: Гранкина Жанна Вячеславовна | |
| Место работы: МБОУ «Глебовская средняя общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области | |
| Должность: учитель | |
| Предмет: география | |
| Класс: 8 | |
| Тема и номер урока в теме: «Природа регионов России», №16 | |
| Базовый учебник: И.И. Баринова «География России. Природа» | |
Тип урока: изучение нового материала с элементами исследования.
Цели и задачи урока:
Образовательный аспект: сформировать представление об озере Байкал как уникальном объекте природы нашей планеты.
Развивающий аспект: создать условия для повышения интеллектуального уровня, развития личности учащихся в результате мыслительной деятельности при построении знаний.
Воспитательный аспект: содействовать формированию чувства любви, восхищения и гордости природными уникумами нашей страны на примере озера Байкал.
Общедидактическая цель: - создать условия для осознания уже изученного материала и получения новой учебной информации;
- способствовать осмыслению связей нового материала и ранее изученного.
3. Требования ФГОС:
Предполагаемые результаты обучения:
личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований;
предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты в пространстве и во времени, о природных закономерностях, влияющих на жизнедеятельность людей.
4. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, коллективная.
5. Образовательные технологии, применяемые на уроке: создание проблемной ситуации, ее разрешение, ИКТ
6. Методы обучения: рассказ, беседа, презентации, демонстрация.
7. Методы познания: анализ, сравнение, картографический.
8. Оборудование, средства обучения: мультимедиапроектор, физическая карта России, глобус.
9. ЭОР и ЦОР
Используемые ЭОР и ЦОР представлены в табл.2
10. Реализация требований к здоровьесбережению участников образовательного процесса: соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, проведение физкультминутки.
11. Ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Организационный момент | | Приветствует учащихся, объявляет цели и задачи урока. | | 2 |
2 | Актуализация опорных знаний | Интерактивная модель: Строение земной коры и рельеф России Блок 1 Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России: 1. Географическая карта Байкала 2.Пейзажи Озера России блок 1, 3 | Демонстрирует карту и несколько фото Байкала, обозначает проблему. Акцентирует внимание на то, что обучающимся заранее были даны вопросы для подготовки презентации выступления по своей теме. | Показывают на глобусе и физической карте расположение озера, рассказывают о ГП озера, называют природный регион, формулируют вывод об особенностях ГП озера Байкал. | 5 |
3 | Усвоение новых знаний и способов действий
| Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России: Вопросы и ответы Фото-рассказ. Охрана природы в России блок 2
Движение Земли вокруг солнца Земля- планета Солнечной системы. Орбитальное движение Земли и его следствия (часть 2) И.1.
Движение Земли вокруг солнца | Предлагает план характеристики озера. Представляет 7 «специалистов» («историк», «геолог», «климатолог», «гидролог», «ботаник», «зоолог» «эколог»), целью которых являлось самостоятельное изучение природы Байкала и его проблем. Из предложенных учителем ЭОР они отбирали необходимый материал для сопровождения своего сообщения. Координирует работу обучаю-щихся. Предоставляет слово для выступления «историку». | Выступление «специалистов» с результатами своей исследовательской работы, в которой используются фрагменты интернет ресурсов. Выдвигают идеи, участвуют в обсуждении, де лают выводы и заключения на основе своих исследований.
Делает сообщение, руководствуясь следующими вопросами: Как называют Байкал буряты – коренное население побережья озера? Когда впервые на берегах озера появились русские? Что такое «Житие протопопа Аввакума»? Какое отношение к озеру имеет Курбат Иванрво? Кто из учёных исследовал озеро Байкал? Какой статус имеет озеро Байкал в настоящее время?
| 24
|
| | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России: Происхождение Байкала Вопросы и ответы Трёхмерная модель Байкала 3d модель: Вариант 1. (Flash Video) Строение земной коры и рельеф России блок 1 -тектоника России и физическая карта Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России: Климат и гидрометеорологические условия Вопросы и ответы Погода Природа Релаксационная пауза Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России: Вопросы и ответы Водные ресурсы и колебания уровня воды | Предоставляет слово для выступления «геологу» Предоставляет слово для выступления «климатологу» Предоставляет слово для выступления «гидрологу (лимнологу)» | Представляет презентацию работы следующего содержания: 1)возраст котловины озера Байкал; 2)очертания озера; 3)глубина котловины; 4) характер берегов озера; 5)слагающие породы берегов; 6) острова Байкала. Обучающийся представляет результаты работы по исследованию климата Байкала: 1)климат Прибайкалья( климатический пояс, тип климата, средние температуры воздуха зимой и летом); 2)особенности и различия местных ветров; 3)погода на Байкале. Освещает результаты исследования по вопросам: 1.Характеристики воды озера Байкала (прозрачность, химический состав, температура, движение).
|
|
| | Водная модель Байкала 3d модель: Вариант 2. (Flash Video)
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России: Зоологические экскурсии Органический мир Байкала Животный мир Ихтиофауна
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России: Вопросы и ответы Охрана природы в России Природно-хозяйственные зоны России блок 3 Примечательные места Байкала |
Предоставляет слово для выступления «зоологу» и «ботанику».
Предоставляет слово для выступления «экологу» | 2.Ледовый режим озера. 3.Значение рек в жизни озера. В своём выступлении обучающиеся раскрывают уникальность фауны и флоры озера Байкал, освещая следующие вопросы: а) роль планктона в жизни озер; б)рыба голомянка и другие эндемики фауны озера; в)промысловые животные; г)особенности растительного покрова Прибайкалья. Обучающийся представляет презентацию по следующим вопросам сообщения: 1.Значение озера Байкал для человека и природы. 2.Экологические проблемы озера Байкал и пути их решения. |
|
4 | Итог урока | | Обобщает самостоятельную работу обучающихся, координирует формулирование выводов по теме урока. | Используя полученные знания, формулируют выводы по теме. | 3 |
5 | Рефлексия |
| Мобилизует учащихся на анализ своей исследовательской деятельности и представления её результатов. | Обучающиеся проводят оценку результатов исследования и осмысление своей деятельности на уроке. | 5 |
6 | Домашнее задание | | Формулирует разноуровневое домашнее задание на выбор, дает пояснения. | Записывают домашнее задание. | 1 |
Приложение к плану-конспекту урока
Жемчужина Сибири – озеро Байкал
(Тема урока)
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в России: Географическая карта Байкала Примечательные места Байкала .Природа Байкала Фотогаллерея Вопросы и ответы Трехмерная модель озера Байкал Вариант 1. (Flash Video) Вариант 2. (Flash Video) Любопытным Фото-рассказ. .Погода Зоологические экскурсии Пейзажи | ЭОР Информационный модуль | Текст, 3d модель, фотографии, картографический материал | http://fcior.edu.ru/card/6309/obekty-vsemirnogo-naslediya-yunesko-v-rossii.html
http://www.baikal.ru/ru/baikal/maps/rezko.html
http://www.baikal.ru/ru/baikal/maps/points.html http://baikal.ru/ru/museum/exposition_p1.html#proshozhdenie http://www.baikal.ru/ru/baikal/weather/index.html http://www.baikal.ru/ru/baikal/faqs/baikal_info_number.html
http://www.baikal.ru/ru/baikal/3d_model/fl.html http://www.baikal.ru/ru/baikal/3d_model/glass.html http://www.baikal.ru/ru/baikal/faqs/baikal_info_curious.html http://baikal.ru/ru/baikal/stories/Mantsivoda/page4.html http://www.baikal.ru/ru/baikal/weather/index.html http://www.baikal.ru/ru/baikal/excursion/porifera.html http://www.baikal.ru/ru/photoalbum/list.html?subdivision=1 |
2 | Природа России: Строение земной коры и рельеф России Блок 1 -тектоника России и физическая карта Озера России Блок 1 «Происхождение озёрных котловин» и Блок 3 «Крупнейшие озёра России» Природно-хозяйственные зоны России Блок 3 Природопользование и изменение ландшафтов Охрана природы в России Блок 2 Категория особо охраняемых территорий и объектов | ЦОР | Коллекция интерактивных учебных материалов | http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/1674c29e-22c3-4661-8f18-3674e800e099/101875/?interface=themcol http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa16a505-4efc-4dad-ab71-7dbf40b95f96/004.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3b26ff7c-1a13-4ad6-9684-d8d0a1fed20c/008.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f8d7460b-1777-4c4c-a346-e9e0b2034174/010.swf
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e95bdd9b-6046-4e58-bb05-000d04dd92d5/012.swf |
3 | Озёра России | ЦОР Интерактивная коллекция | Презентация 1 слайд | http://school-collection.edu.ru/catalog/search/?text=%EE%E7%E5%F0%EE+%C1%E0%E9%EA%E0%EB&tg=&context=current&interface=pupil&class%5B%5D=50&subject%5B%5D=28 |