Просмотр содержимого документа
«Земля - планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли.»
Тема: Земля - планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Цель: углубить систему знаний учащихся о Вселенной, изучив виды движения Земли и связанные с этим явления; ознакомить учащихся с устройством и назначением прибора теллурий и научить их проводить опыты с использованием этого прибора; сформировать у учащихся первичные навыки исследовательской работы.
Оборудование: фотографии (слайды) вида Земли из космоса, учебники, карта полушарий, глобус.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
П. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Игра «Не разорви цепочку»
Какие космические тела входят в состав Солнечной системы!
Назовите планеты Солнечной системы.
Планета Солнечной системы, на которой мы живем.
Цвет Земли при взгляде из космоса.
Луна по отношению к Земле.
Луна как небесное тело.
Месяц продолжительностью 29,5 земных суток.
Форма Луны.
Что общего у планет-гигантов?
Что собой представляет пояс астероидов?
Что такое комета?
Первый космонавт планеты Земля?
Первый космонавт независимой Украины?
Наука о небесных телах?
Какой прибор для наблюдений используют ученые, исследуя космос?
Как называется галактика, в которой мы живем?
Какая планета находится между Венерой и Марсом?
Естественный спутник Земли?
Что такое фазы Луны?
Масса, какого тела - Луны или Земли - больше?
Работа с логическими цепочками.
В предложенных логических цепочках найдите лишнее слово и объясните причину, по которой его необходимо исключить. __
Меркурий - Плутон - Венера- Марс (Плутон)
Юпитер - Сатурн - Уран - Плутон (Плутон)
Фобос - Деймос - Луна (Луна)
Меркурий - Марс -Юпитер - Уран (Меркурии)
III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рассказ учителя. Сегодня на уроке мы познакомимся с удивительной планетой Солнечной системы, которая стала колыбелью и носителем жизни — это, конечно же, Земля.
Возвратившись из космического путешествия, мы не будем приземляться, а останемся на околоземной орбите и посмотрим на нашу планету из космоса.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя с демонстрацией фотографий Земли из космос.
При взгляде из околоземного пространства Земля выглядит как огромный сияющий бело-голубой шар на фоне темного неба. Коричневые контуры ее м атериков, густая синева океанов и белые завитки облаков отчетливо видны, например, с Луны. Но такой взгляд на Землю стал возможен только с наступлением космической эры.
Когда люди начали думать и рассуждать, они стали задавать множеством вопросов о нашей планете. На чем Земля держится. Как она устроена? Какую имеет форму? Каковы ее размеры?
Жители древней Индии считали, что Земля имеет форму полушария, лежащего на спинах трех слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи. Черепаха стоит на змее, глотающей собственный хвост, — это небо, как бы замыкающее земное пространство.
В Вавилоне представляли себе Землю в виде гигантской горы, которую со всех сторон окружает море. Над горой и морем, как опрокинутая чаша, расположен небесный свод.
В VI в. до н. э. греческий философ Гераклит высказал гениальную мысль, что Вселенная никогда никем не была создана, она всегда, была, есть и будет, что в ней все движется, изменяется, развивается. Чуть позже впервые было высказано предположение, что Земля имеет не плоскую, а шарообразную форму. Это предположение в IV в. до н. э. доказал Аристотель считавший Землю центром Вселенной. Взгляды Аристотеля разделял и знаменитый Птолемей.
Когда на смену античности пришло средневековье, многие идеи древних были, забыты. Только в XV в., с началом эпохи Великих географических открытии, идея шарообразности Земли вновь стала вдохновлять мореплавателей и ученых Европы.
Беседа по вопросам.
1.Кто из мореплавателей доказал необходимость своего путешествия при помощи идеи шарообразности Земли?
2.Чье путешествие доказало шарообразность Земли?
Рассказ учителя с демонстрацией глобуса.
Можем ли мы утверждать, что наша планета — шар? Уточнение размеров Земли позволило обнаружить, что средний экваториальный радиус длиннее половины земной оси на 21,4 км. Неодинаковы ирадиусы, лежащие в экваториальной плоскости, разница между ними составляет 213 км. Полярные полуоси также не равны: южная полуось короче северной приблизительно на 100 км. Следует также учесть, что поверхность нашей планеты не является идеально ровной. Поэтому форму Земли ученые назвали геоид («земле-подобный»).
Вопрос.
Кто находится ближе к центру Земли: человек на экваторе или на Южном полюсе?
Задания.
Исходя из того, что вызнаете о планетах Солнечной системы и о планете Земля, назовите основные характеристики Земли как планеты. (Варианты ответов: Земля — третья планета от Солнца. Ближайшие «соседи» Земли — Венера и Марс. Земля из космоса выглядит голубоватым шаром, окруженным вихрями облаков. Земля — самая большая из планет земной группы. Форма Земли - геоид.)
Рассказ учителя.
Для того чтобы без затруднений ответить на поставленные вопросы, сегодня на уроке мы рассмотрим виды движения Земли в Солнечной системе и их следствия. В этой работе нам поможет специальный прибор теллурий.
Рассказ учителя.
Нам, жителям Земли, кажется, что Солнце и весь небосвод движутся — с востока на запад. Но на самом деле Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси с запада на восток, или против часовой стрелки, если смотреть на Землю сверху, со стороны Северного полюса. Безусловно, причиной смены дня и ночи является вращение Земли вокруг своей оси. Поворот на 3600 Земля совершает за 23 часов 56 минут 4 секунды, но для удобства считают, что в сутках 24 часа.
Беседа по вопросам.
Можем ли мы объяснить изменение продолжительности дня и ночи вращением Земли вокруг своей оси?
Можно ли вращением Земли вокруг своей оси объяснить смену времен года?
Рассказ учителя.
Не все происходящие на Земле явления и процессы обусловлены ее вращением вокруг своей оси. Следовательно, нам необходимо рассмотреть другой вид движения Земли - вокруг Солнца., Полный оборот вокруг звезды наша планета совершает за 365 суток 5 часов 48 минут 48 секунд. Что же удерживает Землю на определенном расстоянии от Солнца и заставляет вращаться нашу, планету по одной и той же орбите вокруг звезды из года в год уже несколько миллиардов лет?
Чтобы легче было ответить на этот вопрос, рассмотрим такой пример. Если к одному концу веревки привязать камень, а другой конец взять в руку и начать вращать веревку с камнем над головой, то, чем быстрее вращать веревку, тем сильнее будет ее натяжение. Если веревку выпустить из рук, то камень улетит. А теперь проведем аналогию: в опыте рука по отношению к камню действует так же, как и Солнце по отношению к Земле: удерживает ее. Это сила притяжения. А теперь попытаемся ответить на поставленный ранее вопрос. Сила притяжения Солнца постоянно удерживает Землю, заставляя ее двигаться по определенному пути.
Строго говоря путь, или орбита, Земли — не совсем круг. Великий немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571—1630) открыл, что все планеты Солнечной системы, в том числе и Земля, обращаются вокруг Солнца по вытянутым орбитам - эллипсам, в одном из фокусов которого находится Солнце. Поэтому расстояние от Земли до Солнца в течение года изменяется. В конце декабря это расстояние минимальное — 147 млн. км, а в конце июня максимальное — 152 млн. км.
А теперь при помощи теллурия проследим путь Земли вокруг Солнца. На приборе установим модель Земли на отметку «день, весеннего равноденствия» — 21 марта. Граница света и тени проходит одновременно через оба полюса. А теперь повернем модель Земли вокруг оси.
Вопрос.
Сместилась ли граница света и тени? Что из этого следует?
Рассказ учителя.
Теперь проделаем следующий опыт. Воткнем булавку перпендикулярно поверхности глобуса в экватор таким образом, чтобы верхушка булавки была обращена прямо к модели Солнца.
Вопрос.
Отбрасывает ли булавка тень? Что из этого следует?
Рассказ учителя.
Вокруг модели Солнца против часовой стрелки вращаем модель Земли и останавливаем ее на отметке «день летнего солнцестояния» — 22 июня.
Как освещены Солнцем Северное и Южное полушария? Где будет находиться Солнце?
Рассказ учителя.
Продолжим вращение модели Земли до отметки «день осеннего равноденствия» — 23 сентября.
Вопрос.
Какое положение Земли на теллурии похоже на то, что вы видите сейчас.
Что из этого следует?
Рассказ учителя.
Довернем модель Земли до отметки «день зимнего солнцестояния» — 22 декабря.
Вопрос.
Как освещены Солнцем Северное и Южное полушария? Где будет находиться Солнце в зените?
Рассказ учителя.
Пройдя на теллурии еще четверть пути, модель Земли возвращается в исходное положение. Теперь проведем еще один интересный опыт: расположим ось глобуса перпендикулярно к плоскости его орбиты и проведем модель нашей планеты вокруг модели Солнца.
Вопрос.
Что, вы заметили? Можете ли вы сейчас сказать от чего зависит продолжительность дня и ночи? А что является причиной смены времен года?
Работа в четырех группах по заданиям.
Исследуя закономерности движения Земли, ответьте на такие вопросы.
1-я группа.
Какова продолжительность дня и ночи на Северном и Южном полюсе? На экваторе? В Харькове?
2-я группа.
В каких точках земного шара Солнце находится в зените раз в год? Два раза в год? Бывает ли Солнце в зените в Харьков?
3-я группа.
В каких точках земного шара Солнце не появляется над горизонтом в течение суток один раз в год? Не заходит за горизонт?
4-я группа.
В конце декабря Земля находится ближе всего к Солнцу. Почему же зимой в нашей местности холодно, а летом — тепло?
Каждая группа отчитывается о результатах своих исследований, делая соответствующие выводы.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Фронтальное письменное тестирование.
1. Планета Земля находится ближе всего к Солнцу:
а) весной; б) летом; в) осенью; г) зимой.
2. Продолжительность дня на Северном полярном круге (660;30’) 22 июня составляет:
а) 0 часов; б) 12 часов; в) 24 часа.
3. День равен ночи на всех широтах в такие дни года: