kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Земля – планета Солнечной системы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 5 классе "Земля - планета Солнечной системы"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Земля – планета Солнечной системы»

Тема урока: Земля – планета Солнечной системы.

Автор-составитель Есипова С.В.

Цель урока: расширение знаний учащихся о строении Солнечной системы о планете Земля, о гипотезах происхождения Солнечной системы и нашей планеты.

Задачи урока:

- формировать знания учащихся о строении Солнечной системы. Рассмотреть понятия материки и части света.

- развивать умение оперировать информацией, выделять главное в содержании изучаемого материала, совершенствовать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

- повышать интерес учащихся к изучению предмета, формировать научное мировоззрение.

Тип урока: изучение нового

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фильм «Солнечная система», модель солнечной системы, глобус, физическая карта полушарий, атласы для учащихся 5 класса.

Метод обучения: репродуктивный, проблемно-поисковый, наблюдение.

Форма организации деятельности учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.

Хронометраж урока.

  1. Организационный момент


Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Приветствие учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока.

  1. Постановка цели и задач урока

  2. Актуализация знаний

Ребята, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

  1. Изучение нового материала.

  1. Организационный момент.

  1. Актуализация знаний.

О существование, каких планет вы знаете? Какую планету называют «голубая» планета. Почему?

От чего бывает смена времен года?

Какую сторону горизонта указывает Полярная звезда? Почему?

Догадайтесь, что мы будем изучать сегодня на уроке? Зачем люди изучают звезды и нашу Солнечную систему?

4.Изучение нового материала.

Постановка познавательной задачи.

Как устроена Солнечная система?

Решение познавательной задачи.

Рассказ с элементами беседы.

Вопрос к классу.

1.Какие космические тела вы знаете?

Солнечная система составляет очень малую часть Вселенной. Вселенная состоит из множества звездных систем - галактик. Одна из них наша, ее так и называют – Галактика или Млечный Путь.

В Галактике более 100 млрд. звезд. Солнце - одна из них. Вокруг Солнце обращается 9 планет. Одна из них наша Земля. Планеты со своими спутниками, кометы, астероиды, метеориты и межпланетная среда образуют Солнечную систему. Все они удерживаются гравитационным притяжением Солнца. Земля – третья по удаленности от Солнца планета. Планеты, которые находятся ближе к Солнцу, меньше по размерам и обращаются вокруг него быстрее.

Меркурий почти втрое меньше Земли. Юпитер в11 раз больше Земли. Близка к Земле по размерам Венера. Вокруг Земли обращается ее единственный спутник Луна. Между Землей и Луной, как и всеми космическими телами, существует притяжение. Благодаря этому мы можем наблюдать приливы и отливы. 

Гипотеза происхождения Солнечной системы.

Вопрос к классу.

Что является центром Солнечной системы?

Что такое Солнце?

Опережающее задание.

Доклад учащегося (Приложение 1.)

Вывод: Земля – планета Солнечной системы. Солнечная система – часть Галактики. Галактика – часть Вселенной.

Постановка познавательной задачи.

В чем уникальность нашей планеты?

Решение познавательной задачи.

Рассказ с элементами беседы.

Вопросы к классу.

1.Что представляет собой поверхность Земли?

Из каких частей она состоит?

2.Сколько материков на Земле?

3.На каком материке мы живем?

4.На каком материке нет постоянных жителей?

5.Какую форму имеет наша планета?(геоид)

Рассказ.

Большую часть земного шара покрыто водой. Над водой выступает шесть материков. Самый большой из них Евразия, самый маленький Австралия.

Сушу земного шара с давних времен делят на части света.

Из космоса Земля выглядит как голубой шар в легкой дымке. На самом деле «шар» слегка сплюснут.

Работа с текстом учебника стр.21

1.Скажите из каких оболочек состоит земной шар?

2.Как вы думаете, оболочки земного шара существуют обособленно или взаимодействуют друг с другом?

3.Приведите примеры взаимодействия.

Учитель на основе ответов учащихся формирует понятие «географическая оболочка».

Взаимодействуя между собой, все оболочки образуют сложный природный комплекс – географическую оболочку.

Вывод: Земные оболочки взаимодействуют между собой и образуют географическую оболочку Земли. 

5.Закрепление. 

1.Давайте обсудим….

Какие утверждения верны?

а) Земля вращается вокруг солнца.

б) Солнце – центр Солнечной системы.

в) Оболочки Земли существуют обособленно друг от друга?

г) Земля имеет форму шара.

д) Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.

е) Вселенная – часть Галактики.

е) Орбита – путь Земли вокруг Солнца.

з) Полюса – это единственные точки не участвующие в суточном вращении Земли.

и) Луна всегда обращена к Земле одной стороной.

й) Солнце – раскаленный шар.

2. Самостоятельная работа.

Работа с учебником.

-Используя рис. 12, выпишите в два столбика материки и части света.

Взаимопроверка (в парах)

-№1-3 стр.21

Подведение итогов.

Предлагаю проверить вам свои знания, ответив на вопросы теста:

Какие утверждения верны?

1) Земля вращается вокруг Солнца.

2) Солнце – центр Солнечной системы.

3) Оболочки Земли существуют обособленно друг от друга.

4) Земля имеет форму геоида

5) Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.

6) Вселенная – часть Галактики.

7) Орбита – путь Земли вокруг Солнца.

8) Солнце – раскаленная звезда.

6. Домашнее задание. Изучить § 5, в тетради «Мой тренажер» стр.11 №4-5

Приложение 1.

Дополнительный материал.

Предполагается, что Солнечная система сформировалась около 6 млрд. лет назад из вращающегося газопылевого диска, при сжатии которого возникло Солнце и остальные планеты. Планеты и астероиды движутся вокруг Солнца по орбитам в одном направлении.

Меркурий самая близкая к Солнцу планета Солнечной системы, обращается вокруг Солнца за 88 земных суток. У планеты есть естественные спутники, и есть очень разреженная атмосфера. Планета обладает крупным железным ядром, являющимся источником магнитного поля. Температура колеблется от -180 до +430 С. По своим физическим свойствам Меркурий напоминает Луну, сильно катерирован. Вес его всего лишь 0,055 от Земных.

Юпитер – крупнейшая планета Солнечной системы. Он классифицируется как газовый гигант. Преимущественно состоит из водорода и гелия. Из – за быстрого вращения форма Юпитера – сплюснутый сфероид. Он обладает мощной магнитосферой. Спутниковая система Юпитера состоит по крайней мере, из 63 лун. Его масса равна 318 Земным.

Венера третий по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны. Венера классифицируется как землеподобная планета, иногда ее называют «сестрой Земли». Обе планеты похожи размерами, силой тяжести и составом. Однако условия на двух планетах очень разные. У Венеры очень плотная атмосфера, состоящая главным образом из углекислого газа. Поверхность Венеры носит на себе яркие черты вулканической деятельности. Венера и Земля единственные в Солнечной системе планеты, носящие женские имена.

Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Луна вращается вокруг Земли, она отражает солнечный свет, поэтому нам кажется, что она светится. Приливное действие Луны сыграло значительную роль в формировании флоры и фауны. Лунное притяжение так велико, что поверхность океана выгибается навстречу нашему спутнику. Луна движется вокруг земли, и за ней бежит по океану приливная волна. Когда она достигает берега происходит прилив. Через некоторое время вода отходит от берега вслед за Луной. Притяжение Луны в настоящее время играет огромную роль в движении материков.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Земля – планета Солнечной системы

Автор: Есипова Светлана Владимировна

Дата: 31.05.2023

Номер свидетельства: 632835

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "План-конспект урока географии в 5 классе по теме: «Земля – планета Солнечной системы»"
    ["seo_title"] => string(81) "plankonspiekturokaghieoghrafiiv5klassiepotiemieziemliaplanietasolniechnoisistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "281558"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453549376"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока по окружающему миру на тему "Земля - планета солнечной системы" (2 класс)"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_okruzhaiushchiemu_miru_na_tiemu_ziemlia_planieta_solniechnoi_"
    ["file_id"] => string(6) "398365"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1488913408"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Урок: "Земля - планета Солнечной системы""
    ["seo_title"] => string(38) "urok_zemlia_planeta_solnechnoi_sistemy"
    ["file_id"] => string(6) "567509"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1608212704"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Тестовые задания на тему "Земля - планета Солнечной системы". "
    ["seo_title"] => string(66) "tiestovyie-zadaniia-na-tiemu-ziemlia-planieta-solniechnoi-sistiemy"
    ["file_id"] => string(6) "112095"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1408284386"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Тест по географии на тему "Земля-планета Солнечной системы" 5 класс"
    ["seo_title"] => string(76) "tiest_po_ghieoghrafii_na_tiemu_ziemlia_planieta_solniechnoi_sistiemy_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "349490"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1476554720"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства